Система работы по экологическому воспитанию
методическая разработка по теме
Считаю, что выбранное мной экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по экологическому воспитанию.
Обострённое внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей меня пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном учреждении.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены. Своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой.
Уничтожая собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами о питании, тепле, и вместе с тем, над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения.
Экологическое воспитание дошкольников имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Я считаю, что нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей, ведь только живое переживание, полученное в детстве, связанное с представлениями о ценности жизни, может изменить отношение к нашей природе. И только знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Именно в дошкольном детстве ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Потому научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – является целью моей работы, которая осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
- работа с социумом
За время работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе
-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье
В своей работе по воспитанию экологической культуры у дошкольников придерживаюсь следующим принципам:
1. Краеведение. Изучение природы родного края
2. Научность и доступность понятий. Естественно - научные знания оформляются по схеме: «представления – понятия - знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
3. Сезонность. Все направления программы связаны с временами года.
4. Принцип «спирали», который заключается в возвращении к объектам природы, для углубления и расширения научных представлений и понятий, используя более сложные приемы и методы.
5. Интеграции. Так как из-за небольшого объема часов при распределении образовательной нагрузки, выделяемых на изучение природы, невозможно добиться нужного результата, поэтому возникает необходимость объединять несколько предметных областей. Что позволяет соединить всю работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивной деятельностью (рисование, ручной труд, изготовление поделок из природного материала и т. д.)
Для успешной реализации программы я использую на практике разнообразные формы работы. Особую роль отвожу организованной образовательной деятельности. Ставлю перед детьми проблемные ситуации, например: может ли жить корова в лесу, и почему; почему растения живые; как сберечь чистую воду? Для совместной деятельности с детьми выбираю интересные темы: «Живая – неживая природа», «Живая душа природы – растения», «Лесные происшествия зимой», «Кто радуется весне? » Темы таких бесед развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность. Очень любят дети отгадывать и придумывать загадки о животных. Использую в работе опыты и эксперименты с песком и глиной, водой, снегом, где ребята узнают их свойства. Читаем и обсуждаем произведения о природе, рассматриваем детские энциклопедии, оформляем тематические выставки.
Для решения поставленных задач, создаются условия (экологизация развивающей среды) не только в группе, но и во всём детском учреждении. В групповой комнате размещен уголок природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года ,природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. .мы стараемся придать своему уголку неповторимость и своеобразие. Состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, и находя для него свой кармашек, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.
Также ведётся стенгазета, которая обновляется каждый месяц. Она содержит приметы времён года, раскраски, головоломки, загадки, задачи. Дети сами работают с газетой, раскрашивая её и выполняя разнообразные задания.
В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной мы все вместе высаживают помидоры, перцы, на своём огородике. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтобы дети понимали: уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце и т. д.)
Ко всему этому располагает и экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, а также можно познакомиться с правилами поведения в природе. Ежедневно, ненавязчиво ,наглядно проходя в музыкальный зал, дети закрепляют эти правила . «Уголок леса» располагается в холе в котором расположены дерево с дуплом , пни , мох , шишки ,грибы, поделки из природного материала, плакаты «Для чего нужны деревья в лесу?», «Зачем ходят в лес?» и др. Здесь проходят занятия с детьми. Животных в уголке природы не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения в соответствии с Сан Пин. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д. , а так же через игрушки (медведь, заяц, змея и др. ), находящиеся в «уголке леса».
Не оставляет без внимания детей «Альпийские горки», оформленные перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений , расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе.
Для успешного экологического развития детей, на территории детского сада воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. Все эти условия прекрасно подходят для проведения экологических игр, экологической тропы.
Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. С самыми маленькими дошколятами я провожу наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать). Эти наблюдения дополняю художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки и др. («кружатся листья, «падают снежинки», «ходит кошка»). У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.
Во время прогулок провожу наблюдения за растениями, насекомыми, погодой. На прогулку берём с собой увеличительные стекла. Предлагаю рассмотреть кору дерева, каплю воды на травинке, семена одуванчиков, снежинку на рукавичке, камень, насекомых, червей и т. д. При этом люблю давать задания «кто самый внимательный». Это упражнение развивает произвольное внимание, наблюдательность. Дети самостоятельно могут ответить на вопросы: Чем отличается кора старых деревьев от молодых, Чем отличается природные объекты, от созданных людьми? Учу детей замечать повторяемость форм и линий в природе и искусственной среде. Прожилки на листья похожи на крону деревьев, чешуя рыбы похожа на черепицу крыш.
Организую игры - путешествия, так как считаю, что очень важно заинтересовать и увлечь детей. В таких играх полученные знания становятся прочными, запоминаются надолго. Использую наглядный материал (картины, иллюстрации, мультимедиа презентации, видеофильмы, экологические сказки). Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Совместно с родителями ,создаем коллекции природного материала, гербарии. Например: «Мир камней», «Волшебная глина», «Полезный песок».
При организации образовательной работы с детьми происходит интеграция со всеми образовательными областями, которые заканчиваются продуктивной деятельностью. Как, например, экскурсии в природу, поход в музей – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Ребята узнают много интересного о животных и птицах нашего края. От таких экскурсий у ребят остается много впечатлений.
А совместно со школой мы проводим акции «Покормим птиц зимой», «Зелёная ёлочка» и др. Школьники помогают нашим детям составлять информационные экологические листовки и развешивать их.
Также в работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку», « Одуванчик» сделаны руками педагогов и очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?». Всё это развивает у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Экологическое образование дошкольников рассматриваю, как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаю внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.
Проводим выставки совместных рисунков ,плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего края», выпуск семейной газеты «Наши домашние питомцы», «Родной край, любимые места», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.) .Родители принимают активное участие в совместных экологических праздниках «Семейная прогулка» , «Мисс-Осень», на родительских собраниях делятся опытам как прививают детям любовь и бережное отношение ко всему живому.
Стало традицией в дни осенних каникул проводить экологическую неделю. В соответствии с возрастом детей планирую мероприятия :разрабатываю краткосрочные экологические проекты «Расти лучок», «Мой родной край» и др., праздники «Как осень к нам подкралась», «Что у Осени в корзине» и др., конкурсы поделок из природного материала, КВН, выставки рисунков на тему «Берегите природу» и др.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.
Большую роль экологического воспитания имеет слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающая детям понять причинно–следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения. Именно беседа позволяет мне выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Большое место отведено опытам, так как опыт способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность и учит детей рассуждать и делать простейшие умозаключения. Опыты с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Большое внимание уделяю экологическим сказкам. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравится показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.
Большая творческая активность специалистов, а также наше понимание необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, вдохновило меня на создание собственной программы экологического воспитания дошкольников. Программа называется «Природа родного края».
При составлении программы «Природа родного края» за основу был взят раздел «Здравствуй мир» программы А. Леонтьева «Детский сад -2100» Кроме этого был добавлен региональный компонент.
Так как природа нашего края очень богата и разнообразна в основу программы был взят принцип краеведения. Этот принцип позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы. Цель программы:
Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому.
Задачи:
1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие красоты и многообразия природы родного края;
2. Формирование знаний о природе родного края.
3.Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Программа реализуется по трем направлениям:
1. Охрана природы.
2. Ознакомление детей с явлениями неживой природы.
3. Ознакомление детей с явлениями живой природы.
Направления раскрываются через области:
• Растительный мир.
• Животный мир.
• Водный мир.
• Земля (полезные ископаемые родного края) .
Для выявления степени освоения ребенком эколого - образовательной программы мы создали диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности экологических знаний, характер взаимодействия с природой, наличие умений и навыков правильного поведения в природе.
Получить нужную информацию можно при наблюдении за детьми, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например: бесед, игровых заданий, тестов. Результаты работы показали, что дети стали бережно относиться ко всему живому, проявлять интерес к труду взрослых по уходу за растениями и животными, научились обращать внимание на красоту родной природы.
Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность.
Считаю, что выбранное мной экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"
Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников
В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....
Выступление на семинаре "Система работы по экологическому воспитанию"
Система работы по экологическому воспитанию в ДОУ...
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...
Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"
Экологические знания — это сведения взаимосвязи растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...