Программа по патриотическому воспитанию "От Руси до наших дней"
материал
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».
Сухомлинский В.А.
Все большую актуальность приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания детей, ведь среда, в которой растут дети, представляет собой беспорядочный набор элементов различных традиций и культур. Очень часто в наши дни можно услышать: «Какие дети пошли!», «У нас таких проблем не было», «Неуправляемый ребенок».
Действительно, настали времена, когда дети предоставлены зачастую сами себе, телевизору, компьютеру, родители занимают не ведущее место в воспитании своих детей. Данную функцию выполняют персонажи зарубежных мультфильмов с экранов ТВ, просторов интернета. Чего же мы хотим, если главным занятием ребенка сейчас является не дворовая коллективная игра, а скорее домашние игры в одиночку, а главное занятие родителей – не дом, а карьера и статусность. Смена приоритетов привела нас к тому, что мир и традиционная система семьи перевернулись. Вряд ли, включив телевизор, ребенок сейчас выберет добрый советский мультфильм или передачу о животных. Пришло время, задать себе и обществу вопрос: «Таким ли мы хотим видеть подрастающее поколение?». А может быть вернуться назад, оглянуться и напомнить людям о главном: о своих исконно русских традициях. Ведь дети пресытились иностранной моралью, они так легко идут за своей исконно русской моделью поведения, им нужно только помочь. Именно сейчас в условиях всемирного конфликта, необходимо вспомнить о своих корнях, своих предках, устоях, обычаях, традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"От Руси до наших дней" | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 41» города Хабаровска
Авторская программа
по патриотическому воспитанию
«От Руси до наших дней»
Разработала: Гордеева В. С
г. Хабаровск
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».
Сухомлинский В.А.
Все большую актуальность приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания детей, ведь среда, в которой растут дети, представляет собой беспорядочный набор элементов различных традиций и культур. Очень часто в наши дни можно услышать: «Какие дети пошли!», «У нас таких проблем не было», «Неуправляемый ребенок».
Действительно, настали времена, когда дети предоставлены зачастую сами себе, телевизору, компьютеру, родители занимают не ведущее место в воспитании своих детей. Данную функцию выполняют персонажи зарубежных мультфильмов с экранов ТВ, просторов интернета. Чего же мы хотим, если главным занятием ребенка сейчас является не дворовая коллективная игра, а скорее домашние игры в одиночку, а главное занятие родителей – не дом, а карьера и статусность. Смена приоритетов привела нас к тому, что мир и традиционная система семьи перевернулись. Вряд ли, включив телевизор, ребенок сейчас выберет добрый советский мультфильм или передачу о животных. Пришло время, задать себе и обществу вопрос: «Таким ли мы хотим видеть подрастающее поколение?». А может быть вернуться назад, оглянуться и напомнить людям о главном: о своих исконно русских традициях. Ведь дети пресытились иностранной моралью, они так легко идут за своей исконно русской моделью поведения, им нужно только помочь. Именно сейчас в условиях всемирного конфликта, необходимо вспомнить о своих корнях, своих предках, устоях, обычаях, традициях.
Наши дети начинают свой жизненный путь в непростое для страны время, которое отличается заимствованием всего иностранного, в то время когда во многих странах идет уничтожение любых отголосков русской культуры, переписи истории. Далеко не в каждой русской семье остались семейные традиции, отмечаются народные праздники. Не многие помнят народный фольклор и культуру нашего великого русского народа.
Подготовка ребенка к жизни в социуме, разностороннее его развитие и воспитание - главные задачи, решаемые обществом и семьей. Ребёнок дошкольного возраста очень восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Программа «От Руси до наших дней» направлена не только на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, а также создавалась на основании Указа Президента РФ от 20.10.2012 г. №1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (Приложение 1) и Постановлении правительства РФ от 30.12.2015 г. №1433 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.»
Отбор содержания блоков программы, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлён в соответствии со следующими принципами:
- принцип доступности, обеспечивающим адаптацию материала в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
-принцип преемственности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности родителей и ребенка;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых, и детей;
Реализация программы «От Руси до наших дней» может осуществляется как на протяжении всего дошкольного детства (от 3 до 7) с более подробным изучением блоков, так и в течение одного года. Ее содержание представлено циклами «Русь моя. Наши предки», «Я живу в России», «Моя маленькая Родина», «Моя семья-частичка России», каждый из которых дифференцирован по темам (см. таблицу).
Блоки программы | Тема блока |
«Русь моя. Наши предки» | «Русская изба, быт» «Семья, труд людей на Руси» «Народный фольклор» «Народные праздники, традиции, обычаи» |
«Я живу в России» | «Наша Планета – Земля» «История России (элементарное представление)» «Россия. Символы государства» «Народы России» «Природа России» «Животные России» «Государственные праздники» «Промыслы народов России (чем славиться наша Родина)» Не прикладное искусство (художественная литература, изо, театр, музыка) . |
«Моя маленькая Родина» | «Мой город (село) - местоположение. Достопримечательности». «Природа родного края». «Мой детский сад». «Мой район – моя улица» |
«Моя семья-частичка России» | «Мои предки (родословная)» «Моя семья. Наши традиции». |
Разработка программы основывалась на следующих нормативных документах: ФГОС ДО, СанПин 2.4.1.3049-13 и программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.»
. Каждый блок программы содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к русской народной культуре. Наличие блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно - тематическому планированию процесса реализации программы.
Результаты освоения программы будут значимы для детей, родителей, педагогов и страны в целом. С помощью данной программы достигается основная цель:
– формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами приобщения их к русской народной культуре.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют следующие задачи:
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, нравственно-патриотическому воспитанию.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, обычаев, народного творчества.
- Развивать эстетический и художественный вкус, через знакомство с декоративно-прикладным творчеством, народным фольклором.
- Воспитывать уважение к семейным ценностям, учить различать добро и зло;
- Воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- Чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Реализация Программы призвана способствовать:
- Наличию у детей знаний об истории страны, родного края, достопримечательностях, природных богатствах;
- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны;
- Чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
- Привлечение семьи к воспитанию детей.
Ожидаемый результат в процессе освоения программы:
Дети получат представление:
- О планете, на которой мы живем;
- О своей нации, языке, традициях;
- О столице нашей Родины – Москве;
- О символах (флаг, герб, гимн) России;
- О природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- О народных традициях, праздниках, обычаях;
- О представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- О семье, родственных отношениях, о ценности труда родителей и близких родственников;
- О культурных местах своей малой Родины;
- О культуре общения с взрослыми и сверстниками;
- О культуре поведения в общественных местах;
- О добре и зле;
- О выражении внимания к больному, проявлении заботы к малышам;
Направления работы по реализации Программы
- Работа с детьми
- Совместная работа воспитателей и родителей.
- Самообразование воспитателей.
- Создание РППС
Формы работы с детьми.
- Беседы;
- Игры;
- Проведение совместных праздников;
- Просмотр фильмов и мультфильмов;
- Презентации;
- Организация выставок;
- Театрализация;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Отзывы родителей;
- Создание театрального уголка;
- Создание уголка России;
- Создание альбома «Моя семья», «Мой город (село)», «Животный мир родного края», «Растительный мир родного края», «Мой район»; «Моя улица и дом».
- Выставки.
Работа с родителями
Направления деятельности:
1. Просветительское (предоставление информации для повышения нравственно – патриотической компетентности, повышение уровня культуры родителей);
2. Практическое (повышение заинтересованности родителей, проявлении творческих способностей).
Цель: создание благоприятной среды для совместного общения детей, родителей, педагогов,
Задачи:
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка;
- обеспечить психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания.
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- обобщить опыта семейного воспитания.
Анкета для родителей «Что я знаю о фольклоре?»
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание»
Анкета для родителей «Трудовое воспитание в семье».
Консультация «Роль фольклора в развитии детей»
Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Помочь в организации среды, беседы с детьми, повторение материала, участие в мастер-классах.
- Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. ФГОС
- Ветохина А. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. -192 С.
- Емельянова Э.Л. Как наши предки выращивали хлеб. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет. – «Мозайка – синтез», 2012.
- Затулина Галина Яковлевна. Россия - Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – Центр педагогического образования, 2017. – 80 с.
- Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико-ориентированный проект – Учитель. – 104 с.
- Матвеева Л.В. Проектирование тематической недели "Дал присягу - назад ни шагу!" в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. -112 с.
Патриотическое воспитание. Комплект плакатов-раскрасок с методическим сопровождением. ФГОС ДО - Панасенко И.Н. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет: планирование, комплексные познавательные занятия. ФГОС ДО – Учитель. – 126 с.
- Писарева Алла. Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Растим патриотов России).
- Россия. Информация для детей и родителей. Методическое пособие
- Сертакова Н.М. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. ФГОС ДО - Учитель. – 116 с.
- Тимофеева Л.О. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. Программа, конспекты занятий. ФГОС – Учитель, 2016 – 173 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов "ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ""
Систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам....
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА: С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ»
систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам:а) «Богатыри земли русской»;б) «Князья -...
Презентация на тему: "Защитники России: от Древней Руси до наших дней"
С Днем защитника Отечества в детских садах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех...
Познавательный, информационно - творческий проект "Защитники Отечества: с Древней Руси до наших дней" 24.02.16г.
Систематизировать знания детей по данной теме, формирование у детей патриотических чувств....
Презентация проекта. Тема: «От защитников Древней Руси до наших дней"
В преддверии 70-летия ВОВ проводилась работа по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы....
Настольная игра «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней»
Задачи: - Познакомить детей с представителями военной службы, начиная с Древней Руси и до наших дней. Дать представление об особенностях ратной службы в разные исторические промежутки времени (какое б...
«Героические защитники Родины (от древней Руси до наших дней)»
Проект «Героические защитники Отечества: с Древней Руси и до наших дней».Вид проекта: игровой, творческий;по областям – речевое развитие, познавательное развитие, физическое раз...