Проект по экологическому воспитанию "Веселый калейдоскоп" для детей 4-5 лет.
проект (старшая группа)
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка -дошкольника трудно переоценить. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fevral_ekologicheskiy_proekt_.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию «Веселый калейдоскоп»
для детей 4-5 лет.
1. Анализ ситуации.
Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе.
2. Актуальность.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Образовательный экологический проект "Цветочный калейдоскоп" нацелен на знакомство воспитанников и их родителей с миром цветов, как частью природного окружения человека.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства, как ухаживать за комнатными цветами и пр. Данная тема актуальна всегда, в любое время года ,и этот проект – ещё одно напоминание о том, как хрупок мир природы и беречь его нужно учить с самого раннего детства.
Цель проекта: повышение уровня экологического образования и эстетического воспитания детей и родителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений, цветов.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
-Развивать умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать желание ухаживать за цветами.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру у детей.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Планируемые результаты:
- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка.
- Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
- Родители примут активное участие в совместных с детьми мероприятиях экспериментально – познавательного, трудового характера.
Система работы:
Тип проекта: экологический, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный, сентябрь-май
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
В ходе реализации проекта - предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
- здоровье сберегающая ( проблемно-игровые ,коммуникативные игры, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика)
-личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
-социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:
Беседы, наблюдения по теме проекта;
Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные, коллективные );
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты,
театрализация, экспериментирование;
Участие в экологической акции «Высадка цветущих растений»;
Слушание музыкальных произведений;
Трудовая деятельность;
Детское проектирование, семейные проекты «Мой любимый цветок»;
Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей).
Формы работы с детьми:
- Игровые ситуации;
- Проблемные ситуации;
- Дидактические игры и упражнения;
- Беседа;
- Чтение;
- Познавательная деятельность;
- Алгоритмы.
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные беседы;
- Консультации;
- Анкетирование;
- Выставки.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
- Изучение интереса детей, родителей для определения целей проекта.
- Определение уровня умений и знаний детей по теме через наблюдения, беседы.
- Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников образовательного проекта.
- Формирование материально-технической базы для реализации проекта: иллюстрации, картины, пособия, игры, материалы для творческой и экспериментальной деятельности, составление перспективного плана
2 Основной этап (практический)
Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная
познавательная, творческая работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта, развлечение для детей совместно с родителями.
Продукт проектной деятельности:
-Участие в акции по высадке цветущих растений,
- выставка поделок "Бал цветов",
- изготовление книжек- самоделок о цветущих растениях,
- выставка рисунков «Мой самый любимый цветок»,
- дидактические игры , папки передвижки и консультации по теме, акция
« огород на окне»,
- развлечение совместно с родителями «Приключение на цветочной поляне»,
- презентация: слайдовая презентация проекта «Весёлый калейдоскоп»
Родители , как участники образовательного процесса.
- Помощь в подборе песенного и музыкального материала о цветах для прослушивания в ДОУ и дома.
- Помощь в подборе иллюстративного материала, фото и репродукций картин о цветах, помощь в приобретении необходимого материала для высадки растений.
- Творческое задание для детей и родителей воспитанников – создание мини-проекта "Книжка о цветах".
-помощь в организации « Огорода на окне».
- Участие в творческом конкурсе "Бал цветов»" (поделки из бросового материала).
Участие в развлечении «Приключения на цветочной поляне».
Перспективный план по формированию экологической культуры
детей 4-5 лет
Сентябрь
1 Экскурсия по территории детского сада «Мир прекрасный вокруг нас».
2 Беседа "Цветы – краса земли".
3 дидактическая игра "Угадай цветок по описанию".
4 НОД рисование « Ромашка».
5 Консультация для родителей. «Ребёнок и природа».
6 Литературное чтение.
7 Трудовая деятельность по уходу за цветами на улице.
8 Физическая минутка « На лугу растут цветы».
9 Экспериментальная деятельность « Как растения пьют воду».
10 Сбор семян цветущих растений.
Октябрь
1 Экскурсия по территории детского сада «Краски осени».
2 "Музыкальный калейдоскоп" - слушание песен о цветах.
3 Дидактическая игра "Цветочный магазин".
4 НОД – Лепка "Цветок – это чудо".
5 Трудовая деятельность « Сад- в группе» (уход за комнатными растениями).
6 Оформление папки- передвижки « Лекарственные растения».
7 Посидим и погадаем « Вечер загадок о цветах».
8 Пальчиковая гимнастика «Мы на луг ходили».
9 Экспериментальная деятельность« С водой и без воды».
10 Литературное чтение .
Ноябрь
1 Экскурсия по территории детского сада «Прощание со цветами и листьями».
2 Беседа "Цветы – талисманы".
3 НОД – Рисование "Солнышко на ножке".
4 Разучивание стиха "Одуванчик" Е. Благинина.
5 Слушание П.И. Чайковчкий « Вальс цветов».
6 Трудовая деятельность.
7 Дидактическая игра «Собери цветок».
8 Подвижная игра «Прибеги к своему цветку».
9 Работа с родителями. Вовлечение родителей в озеленении уголка природы.
10 Литературное чтение.
Декабрь
1 Беседа « По страницам Красной книги».
2 Экспериментальная деятельность «Может ли растение дышать?».
3 Пальчикова «Наши нежные цветы».
4 Слушание Ю Антонов « Не рвите цветы».
5 НОД – ОО "Познание" – "В мире комнатных растений».
6 Трудовая деятельность «Уроки доброты» (уход за комнатными растениями».
7 Рисование « Цветочные узоры в морозное утро».
8 Дидактическая игра « Назови цветок по описанию».
9 Работа с родителями . Рекомендации по созданию мини- книжек «Мой любимый цветок».
10 Литературное чтение
Январь
1 Дидактическая игра: "Собери цветок из геометрических фигур"; (строение цветка)
2 Опытно-экспериментальная деятельность: Опыт "Цветы не поливаешь – что произойдет?"
3 НОД - Рисование "Букеты для мам" (нетрадиционные техники).
4 Дидактическая игра "Угадай цветок по загадке, по иллюстрации".
5 Беседа с детьми о цветниках дома (какие цветы, как ухаживают за ними, как дети помогают).
6 Рассматривание мини-книжек о цветах (творческое задание для детей и родителей на каникулах.
7 Подвижная игра « На цветочном лугу».
8.Слушание муз. Произведения Ф Шуберта «Вальс Цветов».
9.Совместная деятельность по созданию цветочного коллажа «Подарок от лета».
10.Консультация для родителей «Цветы дома».
Февраль
1 НОД – рисование "Портрет – цветы улыбаются".
2 Трудовая деятельность – посадка семян цветов.
3 Чтение: А. Толстой «Колокольчики».
4 Вечер загадок "Загадки лесной феи".
5 Беседы на темы: Есть ли у цветов рот и нос?.
6 Опытно-экспериментальная работа , наблюдение за ростом семян , ведение дневника роста цветка.
7 Дидактическая игра « Найди такой же».
8 Пальчиковая гимнастика « Колокольчики».
9 Слушание песни Ю.Чичкова «Волшебный цветок».
10.Консультация для родителей « Цветы дома».
Март
1 Участие родителей в творческом конкурсе "Цветы вокруг нас" (поделки из бросового материала).
2 Беседа « Без растений на земле».
3 Дидактическая игра « Что изменилось».
4 Подвижная игра « Со вьюном я хожу».
5 НОД- Аппликация «Цветы в подарок маме».
6 Экспериментирование « На свету , и в темноте».
7 Сочинение сказок и цветущих растениях « Приключение лютика»
8 Театрализация сказки « Приключение лютика».
9 Наблюдение за прорастанием семян , ведение дневника роста цветка бархатца».
10 Литературное чтение
Апрель
1.Выставка рисунков « Мой самый любимый цветок».
2 Литературное чтение.
3 Трудовая деятельность по уходу за «Огородом не окне» , ведение дневника наблюдения.
4 Беседа «Болеют ли цветы».
5 Экспериментальная деятельность «А что потом…».
6 Дидактическая игра «Цветочная мозаика».
7 Физическая минутка « На полянке, у опушки…».
8 НОД « Краски весны».
9 Экскурсия по территории сада « Мы найдём первоцвет».
10 Разработка совместного с родителями праздника для детей «Приключение на цветочной поляне».
Май
1 Развлечение совместно с родителями « Приключение на цветочной поляне».
2 Презентация: слайдовая презентация проекта «Весёлый калейдоскоп».
3 Участие родителей, детей, сотрудников ДОУ в экологической акции «Высадка цветущих растений»
Список используемых источников.
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ /Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.
2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Итоговые дни по лексическим темам. – 2004г.
3. Владимирская Л.А. От осени до осени. – 2005г.
4. Иванова А.И. Живая экология. Экологические наблюдения в детском саду. – 2005г.
5. Кочергина А.В.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – 2005г.
6. Николаева С.Н. Юный эколог, - 2002г.
7. Рыжова Н.А. Экологически проект "Дерево"// Журнал "Обруч". - No2. – 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по экологическому воспитатнию для детей подготовительной группы
Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растений, выяснить какие из них растут в данной местности. ...
Проект «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Проект о фрмировании культуры у детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Педагогический проект «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста». Творческое название "Царица - водица"...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ для детей средней группы
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем....
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...