Консультация для родителей "Как развивать грамматический строй речи"
консультация (старшая группа)

Федорова Ольга Вячеславовна

для занятий с детьми 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как развивать грамматический строй речи»

Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис - словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование — образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов) с помощью специальных средств.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

  • на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла";
  • вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему? ";

-дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?"отвечают: "Почему что..."

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

  • опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шару дяди, потому... нажал сильно";
  • один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
  • союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим — салют ".

Способы словообразования:         .

морфологический способ (про мощи приставок, суффиксов, корней, окончаний): путь - пут-ник; под одеялом - под-одеяль-ник; порядок - беспорядок; слабый - слаб-остъ; спускать - спускатъ-ся; бежать - прибежать, в-бежатъ, вы-бежать; заяц - зай-чон-ок; сахар - сахар-ниц-а и т.п;

морфолого-синтаксический способ - сложения нескольких основ: лед колоть - ледокол; книги любить - книголюб; черные брови - чернобровый и пр.

Словообразование связывается с детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя: копатка, помогание, колоток, страшностъ, пургинка и др.

Основные задачи формирования грамматической стороны речи детей

Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.

Пути формирования грамматически правильной речи у детей:

создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения - преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Методические приемы: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказка нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

Литература

Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1998. С. 153.

Бородич А.М. Методика речи детей дошкольного возраста. — М., 1984. С.111.

Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. -М, 1984.С. 105.

Ушакова О. С.Программа развитая речи детей дошкольного возраста в детском саду. —М., 2002. С. 17.

Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. — М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Играем и развиваем грамматический строй речи"

Увлекательные и интересные задания в форме игры для развития грамматического строя....

Развиваем грамматический строй речи в игре

Выполняя увлекательные задания в игровой форме, ваш ребенок научится находить нужный приставочный глагол, образовывать относительные, притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строит...

«РАЗВИВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ДОМА».

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии е...

"Играем и развиваем грамматический строй речи"

Материал можно использовать для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Как играя, развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет».

Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.Для родителей важно способствовать развитию этого направления  речи детей. В ином случае у ребёнка ...

буклет Советы логопеда родителям «Как развивать грамматический строй речи у детей 5ти-6ти лет?»

quot;Как развивать грамматический строй речи  у детей 5ти-6тилет?"...

Развиваем грамматический строй речи.

Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе. Так как же развить ...