Функциональная грамотность
материал
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_2.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность
Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
В настоящее время реализуется государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Для достижения этой цели в настоящее время имеются следующие организационные условия:
1. Приняты политические решения и осуществляется их организационная и финансовая поддержка (например, запущен национальный проект «Образование»);
2. Введены ФГОС (в т.ч. дошкольного образования), в которых отражены основные тенденции развития образования в мире;
3. Создана инфраструктура оценки качества образования на различных уровнях;
4. Имеется объективная информация о качестве общего образования в России в сравнении с международными стандартами.
В настоящее время изменился запрос на качество общего образования: приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Напоминаем, что в соответствии с №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование относится к системе общего образования, поэтому формирование функциональной грамотности детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Функциональная грамотность. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. [Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.
Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. 16–17].
Таким образом, функциональная грамотность – это способность человека к решению максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
В рамках международных исследований сформированности функциональной грамотности школьников (обычно 15-летних детей) оцениваются:
- читательская грамотность,
- математическая грамотность,
- естественно-научная грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальная компетенция (основы),
- креативное мышление.
Однако перечень видов функциональной грамотности значительно шире:
- грамотность в чтении и письме,
- грамотность в естественных науках,
- математическая грамотность,
- компьютерная грамотность,
- грамотность в вопросах семейной жизни,
- грамотность в вопросах здоровья,
- юридическая грамотность,
- финансовая грамотность и др.
Нужно помнить, что владение человеком совокупностью различных видов функциональной грамотности должно обеспечить ему готовность к решению проблем и задач, с которыми он будет сталкиваться в повседневной жизни.
Функциональная грамотность должна быть знакома детям уже в 6-7 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....
Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...
«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...
«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...