Мастер-класс для педагогов ДОУ "НЕвитамины для детей, или нейропсихологические игры в развитии детей"
консультация
Материал проведения мастер-класса по использованию нейроигр в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_rusko_o.p.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Семицветик»
(НЕ)витамины для развития детей
или
«Нейропсихологические игры в работе воспитателя».
(мастер-класс для педагогов ДОУ)
Подготовила и провела:
Русько О.П.,
старший воспитатель
Гурьевск, 2023
(НЕ)витамины для развития детей
или
«Нейропсихологические игры в работе воспитателя».
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
2. Вовлечь педагогов в совестную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
3. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
4. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы.
Идея, о которой я хочу Вам сегодня рассказать, родилась, как обычно, на практике. Скажите – какие дефициты в развитии детей Вы сейчас замечаете? (дети невнимательные, быстро утомляются, неловкие, не могут сконцентрироваться, речь хуже, нарушена координация движений и т.д.) Стало ли их больше? Я замечаю, что да, стало.
И я задала себе вопрос – чем питать мозг ребёнка, чтобы он лучше работал? Какие витамины давать?
Поиск ответа на мой вопрос начался с создания дополнительной программы по психологической готовности к школьному обучению «Умка». Я глубоко уверена в том, что для начала школьного обучения недостаточно ребёнку знать алфавит и считать – нужно развивать высшие психические функции в системе. Поэтому я начала вести работу над развитием памяти, внимания, мышления с детьми подготовительных групп. Вскоре я увидела необходимость добавить кинезиологические упражнения и равнополушарные прописи. Видя интерес и пользу такой работы, изучила предложения на рынке нейропсихологических тренажёров, вышла с предложением к администрации и получила поддержку в их приобретении.
В ходе реализации программы с комплексом тренажёров и заданий я поняла - питать мозг нужно балансом и новыми нейронными связями! Как этого достичь? Новые нейронные связи формируются тогда, когда мы выполняем непривычные действия (при этом, чем сложнее новые действия, трем прочнее связи), а баланс достигается путём развития межполушарного взаимодействия. Так я пришла к нейропсихологии. И несмотря на то, что нейропсихология работает с нарушениями в структуре работы мозга, я решила уделять внимание не реабилитации, а абилитации.
Задача любого воспитателя – развитие ребёнка. Нейропсихологические игры в сочетании с кинезиологическими упражнениями позволяют достичь таких результатов:
- Стимулируют мыслительные процессы;
- Создают новые нейронные связи;
- Развивают межполушарное взаимодействие;
- Повышают саморегуляцию и контроль;
- Формируют пространственные представления;
- Улучшают зрительно-моторную координацию;
Понимая всю ценность нейроигр, хочется показать педагогам, что они могут быть доступными в работе каждого специалиста, в каждой группе. Да, отдельные элементы используются воспитателями в работе, но я хочу показать систему применения нейроигр как с помощью специального оборудования, так и с помощью общедоступных средств в каждой возрастной группе.
Система представляется следующими разделами:
Дыхательные упражнения
Направлены на то, чтобы ткани ребенка насыщались кислородом в достаточном количестве. Дыхательная гимнастика имеет также целью выровнять мышечный тонус и снизить эмоциональную возбудимость.
Казалось бы, ничего особенного. Но ткани и органы лучше работают, потому что в нужных объемах получают кислород, успокаивается центральная нервная система. В результате несовершеннолетний становится более усидчивым, не переживает.
Двигательные упражнения и растяжки.
Если говорить просто, то они помогают ребенку лучше подружиться со своим телом, научиться хорошо управлять им, располагать в пространстве так, как хочется или нужно. Можно использовать на тренировках определенные тренажеры – с учетом личности дошкольника, его особенностей. (демонстрация примера)
Совершенствование познавательных навыков
Это упражнения на внимание, память, логику и концентрацию. Ребенок учится мыслить, работать долго, не отвлекаясь и т.д.
Артикуляционные приемы
В первую очередь, этот блок направлен на улучшение произношения слов и предложений. Работа ведется с детьми, у которых выявили ЗРР и другие проблемы с речью.
Глазодвигательные занятия.
Своеобразная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие, избавляет от синкинезии – это рефлекторные движения глаз, возникающие при сокращении мышц какой-либо части тела, конечности. Сознательно из системы сегодня удалила этот блок, так как у самой внутренняя потребность уделить больше внимания изучению этого вопроса.
Но взамен глазодвигательным упражнениям добавила кинезиологические.
Когда выстроила систему работы, появилась необходимость в инструменте, который бы обеспечил доступ к этой системе в работе воспитателей. И я нашла этот инструмент!
Это нейропанель. Дидактическое пособие, позволяющее воспитателю организовать работу с нейроиграми в системе.
Что собой представляет нейропанель? Я приготовила 2 варианта:
1. индивидуальная панель (планшет):
- Применяется как в ходе ОД, так и в свободной деятельности;
- Без возрастных ограничений;
- Многоразовое использование;
- Тематически организованный материал.
2. настенная нейропанель (демонстрация на примере фото)
- Применяется как индивидуально, так и для подгрупповой работы;
- Материал подбирается в соответствии с возрастом воспитанников;
- Многоразовое использование;
- Заменяемость материалов (в зависимости от тематики, интереса детей;
- Может содержать в себе все 5 блоков нейроигр;
- Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических требований.
И сегодня я предлагаю Вам попробовать создать такие нейропанели самостоятельно.
Приглашаю желающих поучаствовать!
В первую группу приглашаю 2 человека для создания индивидуальной нейропанели/планшета (на столе лежат предложенные материалы)
Задание:
Создать индивидуальный нейропланшет (дидактическое пособие) с нейроиграми для детей 4-5 лет по теме: «Овощи. Фрукты».
В первую группу приглашаю 4 человека для создания настенной нейропанели (на столе лежат предложенные материалы)
Задание:
Создать настенную нейропанель (дидактическое пособие) с нейроиграми для детей 5-7 лет для индивидуальной работы и работы в малой группе.
А пока наши фокус-группы работают над созданием панелей, я хочу показать вам, что нейроигры доступны и без балансбордов или прочего оборудования. Сейчас нам понадобятся только ваши ладони, колени и светлая голова. Нам предстоит повторить ритмический рисунок. Обратите внимание, поле разделено на 2 части, каждая из которых описывает действие одной из рук. Мы будем выполнять:
- Круг с одной чертой – один хлопок ладони по ноге;
- Круг с двумя чертами – двойной хлопок.
Первый рисунок очень прост, выполняется одинаково двумя руками. Второй рисунок – с усложнением, обратите внимание. Левая рука выполняет один ритм, правая – другой. Смогут ли они выполнить одинаково вместе? Третий вариант использования этого упражнения – нелинейное исполнение. Здесь Вы можете задавать очерёдность исполнения, что ещё усложнит выполнение задания.
Как Вы смогли убедиться, мозг справился не со всеми уровнями сложности, но, выполняя его раз за разом, и этот навык будет усвоен.
Мы вернёмся к нашим фокус-группам и посмотрим, какие нейропанели у них получились.
Демонстрация группы 1, индивидуальная панель/планшет.
Демонстрация группы 2, настенная панель.
Вопросы к подгруппам:
- Хотели бы Вы работать в группе с таким пособием?
- Возможно ли рекомендовать такие игры для использования дома?
Вот я и рассказала Вам о тех витаминах, которые, по моему мнению, питают мозг дошкольников, их родителей и наш с Вами, в первую очередь. И сейчас мне важно узнать Ваше мнение, но с помощью ещё одного приёма, сопряжённой артикуляционной гимнастики.
Вы видите перед собой трёх лягушек. Первая лягушка – кинезиологическое упражнение «Лягушка» (демонстрация), вторая лягушка – к первому упражнению добавляем приседания. Третья лягушка – добавляем артикуляционное упражнение «Улыбка». Цапля – стойка на одной ноге, вторая согнута в колене. А теперь то же самое, но в контексте рефлексии моего мастер-класса. Если идея понравилась – выполните «Лягушку», если идея понравилась и хотите изучить вопрос больше – выполните «Лягушку» с приседанием. Если идея понравилась, хотите реализовать – Ваша лягушка приседает и улыбается. Если Вы сомневаетесь в успешности применения – Вы цапля!
Благодарю за внимание и обратную связь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....
Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Технология создания мультфильмов как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...
Мастер класс для педагогов в детском образовательном учреждении «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Тема нашего мастер-класса«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»Хочу представить вашему вниманию черный ящик. Мне нужен один смелый участник – опустите руку...
Мастер-класс для педагогов «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию, повысить уровень п...
Мастер - класс для педагогов на тему "Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал рассказывает о том, как влияют напольные игры на развитие дошкольников....
Мастер-класс для педагогов «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Cпособствовать повышению интереса педагогов к поиску методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию, повысить уровень п...