Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.
материал (старшая, подготовительная группа)
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.
Масленникова Яна Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии. (Слайд 2). Ребята с ОВЗ, равно как и все без исключения ребята, обладают правом на образование, полноценную жизнедеятельность в социуме. Вовлечение ребенка с низкими интеллектуальными способностями в социум — это один с важных вопросов современного общества. Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми. Для таких детей даже самые маленькие, незначительные успехи уже результат.
В качестве основной цели в работе с детьми с ОВЗ выступает создание условий для всестороннего и психического развития, также много внимания уделяется необходимости формирования умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Одним из способов достижения этих целей является организация досуга детей в формате театрализованной деятельности.
Игра представляет собой основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Театр имеет много общего с игрой, поэтому многие дети воспринимают его позитивно. Театрализованная деятельность помогает учить детей игре, оказывает положительное влияние на формирование представлений о ролевом взаимодействии, учит реализовывать различные действия в ходе игры. В таких условиях активизируются все компоненты личности ребенка: чувства, познавательные процессы, интересы. (Слайд 3).
Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте воспитателя со всем педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. Для успешной работы создана предметно-пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, есть театральные зоны, где имеются куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
Принимая во внимание особенности развития детей с ОВЗ, их речевые нарушения, в работе с детьми используем разнообразные формы театрализованной деятельности. (Слайд 4).
1. «Кукольный театр» Куклами управляет ребёнок, при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.
2. «Театр одной куклы» - так мы называем импровизированный диалог ребёнка с куклой. Что очень часто помогает ребёнку в трудных или проблемных жизненных ситуациях, способствует эмоциональной разгрузке, является источником информации о внутреннем мире ребёнка для педагогов группы.
3. «Пальчиковый театр»- открывает широкие возможности для работы с артикуляцией, звуками, дыханием, происходит координация речи с движением. Ребенок учится вести монологи и диалоги, решаются эстетические и воспитательные задачи.
4. «Плоскостной театр» (настольный) чаще всего используется в самостоятельных играх нашими детьми. Разыгрываются знакомые сказки. Дети передают посредством персонажей своё настроение, и часто на примере знакомых сказок и персонажей придумывают свой сюжет или новый финал выбранной сказки. На основе речевых клише развивается спонтанная речь.
5. «Театрализованные этюды»- «Этюды настроения» посредством которого ребёнок может выразить свое настроение, отношение к проблеме, выговориться, помогают детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству
6. «Театр своими руками». Закрепления лексических тем на занятиях по изобразительной деятельности мы создаем объёмные фигуры изучаемых объектов: животные, птицы, рыбы, насекомые и т. д. получается «Театр своими руками». Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами, дети легко запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т. д. Быстро обогащается словарный запас ребенка, закрепляются и расширяются знания об окружающем мире.
7.«Театр масок». Надевая маску, ребенок вживается в выбранный им образ, импровизирует, подражая повадкам, характеру, особенностям речевого поведения персонажа.
8. «Сценический театр, драматизация». Cамый интересный и самый сложный для детей, где ребенок реализует заданный образ.
В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями учителя-логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка.
Как правило, все дети стремятся участвовать в спектакле – это огромный стимулирующий фактор. Между детьми распределяются все роли, как положительных, так и отрицательных персонажей, что способствует полноценному всестороннему восприятию и инсценируемого произведения, и окружающего мира в целом. Так нами было организованно поздравление мамам воспитанников в виде сказки, где все ребята были задействованы. Получили незабываемые эмоции не только родители, но и сами дети. (Слайд 5).
Театрализованные игры демонстрируют высокие показатели эффективности с позиции развития речевой деятельности детей с ОВЗ. Заучивание реплик персонажей оказывает положительное влияние на формирование словаря ребенка, это же касается улучшения звуковой культуры речи. Вживаясь в роли персонажа, прорабатывая диалоги, ребенок получает возможность для совершенствования своей речи. В результате улучшается диалогическая речь, грамматической строй, все чаще используются сложные конструкции.
В нашей группе на регулярной основе мы проводим артикуляционную гимнастику, выполняем с детьми упражнения для губ, языка. Также проводится дыхательная гимнастика. Такой подход позволяет развивать выразительность речи детей. Самое важное в данном контексте, это вовлеченность детей, которые позитивно воспринимают такой формат упражнений. Большое влияние на эффективность коррекционной работы с ребенком с ОВЗ оказывает его общее состояние, успех во многом зависит от эмоционального настроя воспитанника. В рамках своей работы мы активно используем различные методы работы, в том числе прослушивание аудио сказок, на фоне которых дети проигрывают сюжет. Эта задача реализуется за счет жестов, эмоционального отклика и необходимых движений. Такой формат игры нравится детям. С ее помощью они могут осознавать значение не только слов, но учиться проявляться чувства, использовать мимику, эмоции и жесты для выражения актуального эмоционального состояния.
Отдельного внимания заслуживает использование фольклора, речь идет о скороговорках, загадка, дразнилках. Такой подход оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, речевое развитие в целом.
(Слайд 6). Использование театрализованных игр, игр с целью формирования жизненно необходимых навыков детей с ОВЗ и обогащения их общественного навыка, несомненно, помогли нам не только улучшать эмоционально-волевую сферу ребенка, а также сплотить группу, сформировать положительную атмосферу в детском коллективе. Совместная игра увеличила социальную важность ребенка. Наши ребята учатся формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом. Подведя итоги выше сказанного, можем сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, существенно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству .» В . А. Сухомлинский
Театрализованная деятельность Память воображение наблюдательность моторика коррекция поведения речь чувство коллективизма мышление любопытство и любознательность
Разнообразные формы театральной деятельности: Пальчиковый театр. Театр одной куклы Театрализованные этюды Плоскостной театр Кукольный театр Театр своими руками Театр масок Сценический театр, драматизация
Сотрудничество с родителями. Родители принимают активное участие в жизни группы. Все театрализованные действия, праздники, развлечения проходят с их участием. Сколько радости и удовольствия, гордости это доставляет детям и родителям.
Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии: - знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются -развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление -активизируется собственная речь -активнее и успешнее формируются навыки невербального общения обогащается словарный запас -совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений -развивается эмоционально-волевая сфера -корректируется поведение -формируется самостоятельность и активность
Театральный уголок нашей группы
Пальчиковый театр
Театр кукол Би-ба- бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
Использование театрализованных игр в совместной деятельности
Свободная деятельность
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
«Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство их социальной адаптации »
Одним из способов развития коммуникативных способностей у детей с ОВЗ считается использование театрализованной, театрализовано-игровой деятельности. Использование в коррекционном процессе ...
Формирование творческой активности и самостоятельной театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры
Презентация театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о те...
Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.
В нашей стране регулярно растете количество детей, которые имеют нарушения в развитии. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов для социальной адаптации детей, а также...
Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы....
Обобщение опыта работы по теме : "Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей"
quot;Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей"...