Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.
материал (старшая, подготовительная группа)

Дети должны жить в мире красоты, игры,

                                                 сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной               адаптации и реализации индивидуальных возможностей.

                                    Масленникова Яна Владимировна,

                                                                   воспитатель первой квалификационной категории 

                                                      Дети должны жить в мире красоты, игры,

                                                 сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

       В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии. (Слайд 2).  Ребята с ОВЗ, равно как и все без исключения ребята, обладают правом на образование, полноценную жизнедеятельность в социуме. Вовлечение ребенка с низкими интеллектуальными способностями в социум — это один с важных вопросов современного общества. Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми. Для таких детей даже самые маленькие, незначительные успехи уже результат.
      В качестве основной цели в работе с детьми с ОВЗ выступает создание условий для всестороннего и психического развития, также много внимания уделяется необходимости формирования умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Одним из способов достижения этих целей является организация досуга детей в формате театрализованной деятельности.

      Игра представляет собой основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Театр имеет много общего с игрой, поэтому многие дети воспринимают его позитивно. Театрализованная деятельность помогает учить детей игре, оказывает положительное влияние на формирование представлений о ролевом взаимодействии, учит реализовывать различные действия в ходе игры. В таких условиях активизируются все компоненты личности ребенка: чувства, познавательные процессы, интересы.  (Слайд 3). 

      Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте воспитателя со всем педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. Для успешной работы создана предметно-пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, есть театральные зоны, где имеются куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

       Принимая во внимание особенности развития детей с ОВЗ, их речевые нарушения, в работе с детьми используем разнообразные формы театрализованной деятельности. (Слайд 4). 

1. «Кукольный театр» Куклами управляет ребёнок, при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.

2. «Театр одной куклы» - так мы называем импровизированный диалог ребёнка с куклой. Что очень часто помогает ребёнку в трудных или проблемных жизненных ситуациях, способствует эмоциональной разгрузке, является источником информации о внутреннем мире ребёнка для педагогов группы.

3. «Пальчиковый театр»- открывает широкие возможности для работы с артикуляцией, звуками, дыханием, происходит координация речи с движением. Ребенок учится вести монологи и диалоги, решаются эстетические и воспитательные задачи.

4. «Плоскостной театр» (настольный) чаще всего используется в самостоятельных играх нашими детьми. Разыгрываются знакомые сказки. Дети передают посредством персонажей своё настроение, и часто на примере знакомых сказок и персонажей придумывают свой сюжет или новый финал выбранной сказки. На основе речевых клише развивается спонтанная речь.

5. «Театрализованные этюды»- «Этюды настроения» посредством которого ребёнок может выразить свое настроение, отношение к проблеме, выговориться, помогают детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству

6. «Театр своими руками».  Закрепления лексических тем на занятиях по изобразительной деятельности мы создаем объёмные фигуры изучаемых объектов: животные, птицы, рыбы, насекомые и т. д. получается «Театр своими руками». Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами, дети легко запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т. д. Быстро обогащается словарный запас ребенка, закрепляются и расширяются знания об окружающем мире.

7.«Театр масок». Надевая маску, ребенок вживается в выбранный им образ, импровизирует, подражая повадкам, характеру, особенностям речевого поведения персонажа.

8. «Сценический театр, драматизация». Cамый интересный и самый сложный для детей, где ребенок реализует заданный образ.

В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями учителя-логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка.

Как правило, все дети стремятся участвовать в спектакле – это огромный стимулирующий фактор. Между детьми распределяются все роли, как положительных, так и отрицательных персонажей, что способствует полноценному всестороннему восприятию и инсценируемого произведения, и окружающего мира в целом. Так нами было организованно поздравление мамам воспитанников в виде сказки, где все ребята были задействованы. Получили незабываемые эмоции не только родители, но и сами дети. (Слайд 5).

 Театрализованные игры демонстрируют высокие показатели эффективности с позиции развития речевой деятельности детей с ОВЗ. Заучивание реплик персонажей оказывает положительное влияние на формирование словаря ребенка, это же касается улучшения звуковой культуры речи. Вживаясь в роли персонажа, прорабатывая диалоги, ребенок получает возможность для совершенствования своей речи. В результате улучшается диалогическая речь, грамматической строй, все чаще используются сложные конструкции.

В нашей группе на регулярной основе мы проводим артикуляционную гимнастику, выполняем с детьми упражнения для губ, языка. Также проводится дыхательная гимнастика. Такой подход позволяет развивать выразительность речи детей. Самое важное в данном контексте, это вовлеченность детей, которые позитивно воспринимают такой формат упражнений. Большое влияние на эффективность коррекционной работы с ребенком с ОВЗ оказывает его общее состояние, успех во многом зависит от эмоционального настроя воспитанника. В рамках своей работы мы активно используем различные методы работы, в том числе прослушивание аудио сказок, на фоне которых дети проигрывают сюжет. Эта задача реализуется за счет жестов, эмоционального отклика и необходимых движений. Такой формат игры нравится детям. С ее помощью они могут осознавать значение не только слов, но учиться проявляться чувства, использовать мимику, эмоции и жесты для выражения актуального эмоционального состояния.

Отдельного внимания заслуживает использование фольклора, речь идет о скороговорках, загадка, дразнилках. Такой подход оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, речевое развитие в целом. 

(Слайд 6). Использование театрализованных игр, игр с целью формирования жизненно необходимых навыков детей с ОВЗ и обогащения их общественного навыка, несомненно, помогли нам не только улучшать эмоционально-волевую сферу ребенка, а также сплотить группу, сформировать положительную атмосферу в детском коллективе. Совместная игра увеличила социальную важность ребенка. Наши ребята учатся формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом. Подведя итоги выше сказанного, можем сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, существенно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №25 «Солнышко» Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей. Воспитатель: Масленникова Яна Владимировна, первая квалификационная категория. г. Чебаркуль, 2023 год.

Слайд 2

«Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству .» В . А. Сухомлинский

Слайд 3

Театрализованная деятельность Память воображение наблюдательность моторика коррекция поведения речь чувство коллективизма мышление любопытство и любознательность

Слайд 4

Разнообразные формы театральной деятельности: Пальчиковый театр. Театр одной куклы Театрализованные этюды Плоскостной театр Кукольный театр Театр своими руками Театр масок Сценический театр, драматизация

Слайд 5

Сотрудничество с родителями. Родители принимают активное участие в жизни группы. Все театрализованные действия, праздники, развлечения проходят с их участием. Сколько радости и удовольствия, гордости это доставляет детям и родителям.

Слайд 6

Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии: - знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются -развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление -активизируется собственная речь -активнее и успешнее формируются навыки невербального общения обогащается словарный запас -совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений -развивается эмоционально-волевая сфера -корректируется поведение -формируется самостоятельность и активность

Слайд 7

Театральный уголок нашей группы

Слайд 8

Пальчиковый театр

Слайд 9

Театр кукол Би-ба- бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Слайд 10

Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

Слайд 12

Использование театрализованных игр в совместной деятельности

Слайд 13

Свободная деятельность

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

«Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство их социальной адаптации »

Одним из способов развития коммуникативных способностей  у детей с ОВЗ считается  использование театрализованной, театрализовано-игровой деятельности. Использование в коррекционном процессе ...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В процессе  изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о те...

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.

В нашей стране регулярно растете количество детей, которые имеют нарушения в развитии. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов для социальной адаптации детей, а также...

Обобщение опыта работы по теме : "Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей"

quot;Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей"...