СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по логопедии

В процессе  изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПавловаН.Г.

МБДОУ «Детский сад № 6», г.Чебоксары

natalija.pawlowa2013@yandex.ru

        Аннотация: В процессе  изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии.

        Ключевые слова: социокультурная реабилитация, ребенок с ОВЗ, театрализованная деятельность,развитие диалогической речи.

       В современных условиях становится актуальной проблема успешного управления процессом социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Поиск эффективных средств психолого-педагогической коррекции и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями – одна из основных задач, поставленных перед современным обществом. Ребенок с ограниченными возможностями должен успешно адаптироваться в социуме. Современный подход к проблеме детей с ограниченными возможностями связан с их адаптацией и абилитацией в социальной среде.

      Проблемами социализации детей с ограниченными возможностями занимались такие ученые, как Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова и др. Теоретические проблемы социокультурной реабилитации исследуются многими учеными. Л.В.Мерцалова считает, что индивид, приобщаясь к культуре становится частью культурного сообщества; Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс; во- вторых, комплекс мероприятий. Терминологическое поле социокультурной реабилитации исследует О.А. Шабанова, определяя социокультурную реабилитацию как систему «организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями».Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми.

       Театр является для людей средством познания жизни, эстетического и нравственного воспитания детей. Он сочетает в себе целый спектр видов искусств: литературу, танец, актерскую игру и музыку. С помощью всего этого театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка и обогащает этот мир, учит ребенка преобразовывать окружающую среду, задействовать свою фантазию и воображение, помогает общаться с людьми, развивает творческие способности. Всё это в дальнейшем поможет социализироваться нашим воспитанникам в современном обществе. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.Реализуя проект «Театр глазами детей», мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие. С целью реализации проекта заключили  договор сотрудничества с Чувашским республиканским театром кукол, Благотворительным театром "Седьмой лепесток" и др.

1. Первая  и  самая  главная  задача –  это  социальная  адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы посещения детского сада мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Для выполнения этой задачи мы использовали разные виды деятельности: трудовая деятельность и развитие моторики,сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери»),театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.

2.   Развитие эмоциональной сферы детей. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент. Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).

3.   Повышение уровня самооценки у детей.На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (родители,  дети из других групп, студенты педагогического университета,  гости), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

4.   Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

На  любом  музыкальном  празднике, в любой театрализованной

постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

5.   Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Дети приобретают  опыт  разного рода во взаимоотношениях между

героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

6. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада. Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках.Изготовление родителями костюмов для детей.

Украшение группы и музыкального зала к праздникам, изготовление декораций для спектаклей.Организация совместных праздничных чаепитий.

7.Развитие компенсаторных возможностей у детей.

       В  своей  работе мы стремимся использовать любые способности

и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с танцуют в группе, парами  или индивидуально.  

Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.

        Педагоги группы не делят детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.

        Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются,развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление,активизируется собственная речь,активнее  и успешнее формируются навыки невербального общения

обогащается словарный запас,совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений,развивается эмоционально-волевая сфера,корректируется поведение,формируется самостоятельность и активность.

      Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов для социальной адаптации детей с низким интеллектуальным уровнем, а также формирования у них коммуникативных способностей

      Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.+ 

                                                         

Литература:

1.Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2006.

2.Маханѐва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001

3.Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002.

4.Тухватуллина Зилия Гайнелгилемовна «Театр для детей с ОВЗ»
[Электронный ресурс] // Мультиурок. – URL: https://multiurok.ru/files/tieatr-
dlia-dietiei-s-ovz.html. (дата обращения: 06.10.2018).
 

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 45 с.

 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

Методическая разработка для педагогов: "Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей"

Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей...