«Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство их социальной адаптации »
статья по коррекционной педагогике на тему

Дроздова Татьяна Евгеньевна

Одним из способов развития коммуникативных способностей  у детей с ОВЗ считается  использование театрализованной, театрализовано-игровой деятельности. Использование в коррекционном процессе театрализованной деятельности, а в частности, театрализовано – игровой, в настоящее время является актуальным, так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_detey_s_ovz.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная  деятельность  детей  с  ОВЗ

как  средство  их  социальной  адаптации »

Дроздова Т.Е.    учитель-логопед МДОУ «Пролетарский детский сад

                             комбинированного вида «Радуга»  

Сохраняющаяся тенденция роста числа детей с ОВЗ определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество.

Общение – фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Театрализовано – игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию. Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием.

Степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано – игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение театрализованной игры в социально – педагогическую, коррекционную  деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности.

Таким образом, использование в коррекционном процессе театрализованной деятельности, а в частности, театрализовано – игровой, в настоящее время является актуальным, так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.

Дети с ОВЗ  отстают и в развитии от своих сверстников, не имеющих подобных нарушений, и поведение таких детей различно. Один ребёнок более спокойный, другой крайне возбудим, неуправляем. Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью.

Но, кроме отставаний в психическом, физическом, когнитивном развитии дети с ограниченными возможностями отстают в социальном развитии. Такие дети с трудом идут на контакт  со сверстниками, взрослыми и, естественно, они не знают как вести себя в обществе. Они практически не стремятся дружить и играть со сверстниками. И в результате они становятся закрытыми, замкнутыми в себе, не идущими на контакт с людьми.

Поэтому, одним из способов развития коммуникативных способностей  у детей с ОВЗ мы считаем использование театрализованной, театрализовано-игровой деятельности.

Для организации театрализованной деятельности детей необходима взаимосвязь в работе и педагогов группы, и музыкального руководителя ДОУ.

В группах компенсирующей направленности в эту  работу может включиться и учитель-логопед.

Работая в данном направлении, мы ставим перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга.

Первая  и  самая  главная  задача –  это  социальная  адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также решается задача развития эмоциональной сферы детей. Играя на музыкальных   инструментах,    исполняя танцы,   песни, разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задания очень удачно выполняются на занятиях театрализованной деятельностью, и умения, полученные на них, впоследствии, используются  на музыкальных праздниках и спектаклях.

К 3ей задаче мы относим  повышение уровня самооценки у детей.

Мы формируем у детей с ОВЗ  уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами детского сада сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные  возможности для участия в инсценировках и праздниках.

В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей с ОВЗ.  Так, например, детям с ОНР I уровня на начальных этапах мы даём незначительные, НО роли!!!, где они могут общаться  с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов. Так же они могут выполнять роли, для которых не требуется речевое сопровождение (например, роль «репки», или птичек, сидящих на веточке, или роль «ветерка»).

Дети с ОНР II уровня, совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях или небольших текстах.

Дети с ОНР I -  II уровня, с ЗПР, которым трудно, особенно на начальных этапах, исполнять роль, требующую речевое сопровождение, могут играть на музыкальных инструментах по ходу сценки, спектакля. Если среди детей есть воспитанники с двигательными нарушениями – им мы даём роли с малой двигательной активностью. Они больше читают стихи, поют песни.

При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Пассивные дети преодолевают  свои страхи; возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными.

Если говорить не о театрализованной игре,  а о театрализованной деятельности, то она носит коллективный характер.  Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития.

В любой театрализованной постановке, независимо от выраженности диагноза, двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль. И если в самом начале мы - педагоги выступаем в разных ролях, также как и дети, то в последующем, мы сводим  наше участие к минимуму. И оно становится мало заметным руководством, незначительной помощью детям, поддержкой в затруднительных ситуациях.

Участие детей с ОВЗ в театрализованной деятельности положительно влияет на их речевое развитие. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное - диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи у детей с ОВЗ  происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

Так же, у детей совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений;  развивается эмоционально-волевая сфера; корректируется поведение; формируется самостоятельность и активность.

Большинство детей с ОВЗ, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со взрослыми  и сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.