"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
В статье раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) - взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве детского сада, внедрение современных педагогических технологий, которые обеспечивают оптимальный выбор методов и приемов. Максимально раскрыта роль каждого специалиста, обеспечивающая своевременную , адекватную диагностическую, коррекционно-педагогическую и профилактическую помощь детям с проблемами в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_ineta_integratsiya.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования особое внимание уделяет организации в деятельности, направленной на коррекцию развития детей и устранение недостатков в их физическом, психическом, интеллектуальном развитии. Одним из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи)- является тесное взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве детского сада, внедрение современных педагогических технологий, которые обеспечивают оптимальный выбор методов и приемов.
Важная задача в процессе воспитания и обучения установление сотрудничества участников образовательного процесса. В данном взаимодействии необходимо правильно определить роль каждого участника. Эффективная коррекционная работа не может осуществляться без систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива детского сада, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей воспитанников.
В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми формируется коррекционно-развивающая направленность в работе всего педагогического коллектива дошкольной образовательной организации (учителя-логопеда, педагога - психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и родителей. При этом учитываются индивидуально-психофизические особенности дошкольников с включением их в различные виды детской деятельности.
Цель: обеспечение своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи детям с проблемами в речевом развитии.
Учитель-логопед выявляет детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определяет уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития, индивидуально - типологические особенности таких детей и разрабатывает программу индивидуальную коррекционно – развивающего сопровождения. Учитель – логопед оценивает результаты работы и определяет степень готовности к школе, консультирует педагогов и родителей детского сада в создании эффективной речевой среды.
Воспитатели закрепляют полученные представления, автоматизируют и закрепляют полученные навыки детей в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Педагог-психолог поддерживает положительный эмоциональный настрой, благоприятный психологический микроклимат в группе. Выявляет особенности психического развития ребенка, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.
Инструктор по физической культуре проводит коррекцию нарушений осанки, положения стоп, комбинированных дефектов; формирует двигательный и гигиенический режимы, использует приемы психогимнастики, дыхательной гимнастики, релаксации, элементов самомассажа. Интегрирует образовательные проекты, направленные на формирование физической культуры и приобщение к спорту.
Музыкальный руководитель определяет на основе данных диагностики общего уровня исполнительских, творческих знаний, умений, навыков детей; выявляет особенности усвоения музыкально-эстетического материала дошкольниками с проблемами развития; внедряет коррекционные технологии: логоритмика, фонетическая ритмика.
Методист организует тесное сотрудничество всех специалистов десткого сада через инновационные формы работы: мастер –классы, творческие мастерские, семинары –практикумы, брейн – ринги, конференции, семинары-практикумы, консилиумы, индивидуальные беседы с педагогами, деловые игры, лектории, анкетирование. Осуществляет анализ и контроль за коррекционно – развивающим сопровождение специалистов.
Задачи: обеспечить оптимальные, психологически комфортные условия воспитания и обучения, профилактика и коррекция недостатков речевого развития у детей (с ОВЗ). Повысить психолого-педагогическую культуру и компетентность родителей.
Комплексная интегрированная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов:
I. Организационный этап
1. Первичное психолого - педагогическое и логопедическое обследование детей. Цель: установление причин, структуры и степени выраженности отклонений речевого развития.
2. Анализ данных, полученных в ходе мониторинга речевого развития детей, формулировка логопедического заключения. Составление на учебный год индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы.
3 .Формирование коррекционно-развивающе-оздоровительной направленности деятельности участников образовательного процесса.
4. Формирование у педагогов детского сада и родителей готовности к логопедической работе с детьми.
II. Основной этап
Коррекционно – развивающее сопровождение детей на основе комплексно –тематического планирования и взаимодействия всех специалистов детского сада, с учетом интеграции образовательного процесса.
III. Заключительный этап
Оценка результатов коррекционно –развивающей работы и определение общей и речевой готовности к обучению в школе.
Правильно организованная предметно- пространственная среда, эффективное взаимодействие специалистов и родителей, своевременности принятых мер позволило добиться положительных результатов: у 83% из 100% детей на конец учебного года снят логопедический диагноз общего недоразвития речи уже после первого года обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городское методическое объединение специалистов дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, учителей-дефектологов
Тема методического объединения: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей-логопедов, учителей-дефектологов ДОУ при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Перспективы работ...
Конкурс профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ "Мастерство без границ"
Конкурс профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ "Мастерство без границ" учпрежден ИОЦ "Северная столица", поддержан Исполнительным комитетом СНГ, Пел...
Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения. Даная тема актуальна,...
"Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях".
quot;Методическая работа с молодыми специалистами в дошкольных образовательных организациях"....
Взаимодействие специалистов сопровождения дошкольной образовательной организации при реализации ООП ДО для детей с ОВЗ
Взаимодействие специалистов сопровождения дошкольной образовательной организации при реализации ООП ДО для детей с ОВЗ...
Работа с воспитателями и другими специалистами дошкольной образовательной организации.
Работа с воспитателями и другими специалистами дошкольной образовательной организации,...
Руководители дошкольных образовательных организаций и специалисты органов управления в сфере дошкольного образования примут участие в конкурсе профессионального мастерства
С 20 августа по 15 октября 2021 года при поддержке Минпросвещения России пройдет всероссийский конкурс профессионального мастерства среди управленческих работников в системе дошкольного образования (д...