ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ. Название: «Музыкально-ритмическое воспитание в детском саду и в школе»
статья
Задача музыкально-ритмического воспитания – развивать у детей чувство музыкального ритма, без которого невозможно выполнять движения в соответствии с музыкой. Развитое чувство ритма позволяет ребёнку активно проявить себя в музыкальной деятельности. Воспринимая выразительность музыкального ритма, ребёнок целостно воспринимает музыкальное произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._9.docx | 19.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
«Музыкально-ритмическое воспитание в детском саду и в школе»
Задача музыкально-ритмического воспитания – развивать у детей чувство музыкального ритма, без которого невозможно выполнять движения в соответствии с музыкой. Развитое чувство ритма позволяет ребёнку активно проявить себя в музыкальной деятельности.
Воспринимая выразительность музыкального ритма, ребёнок целостно воспринимает музыкальное произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении. Например, различая скорость и изменение темпа музыки, ребёнок хочет изменить и темп своего движения. Отчётливо могут быть переданы детьми и метроритмические изменения. Движения легко передают эти метроритмические соотношения: мои воспитанники хорошо воспринимают сильные доли, передают в ходьбе и хлопках ритмический рисунок мелодии. Изменение формы произведения (марш, пляска), его фраз, предложений и частей вызывает у детей желание внести аналогичные изменения и в движения.
В детском саду музыкально – ритмическая деятельность дошкольника активизирует и развивает музыкальные способности, его музыкально – слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство. Поэтому, занимаясь со своими воспитанниками, я стараюсь уделить больше времени музыкально – ритмическому воспитанию. Для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, надо обучить ребят определённым двигательным умениям и ритмическим навыкам:
- Уметь двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, её динамикой и регистрами;
- Ускорять и замедлять движение, отмечать в движении акценты, метр, несложный ритмический рисунок;
- Менять движение в соответствии с музыкальными фразами;
- Самостоятельно начинать движение после вступления.
Основным требованием современной программы дошкольного образования является соответствие характера движения ребёнка характеру музыки, её музыкальному содержанию. Например, когда исполняется торжественный марш, дети ходят энергичным чётким шагом; когда звучит напевная народная мелодия - шаги становятся плавными, спокойными, при передаче образа хитрой лисы дети ходят осторожно, вкрадчиво.В детских играх, плясках, хороводах преобладают такие движения, как ходьба, бег, прыжки, поскоки. Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения.
В процессе моих музыкальных занятий в подготовительных группах Дошкольной группы - 6 (ГБОУ г. Москвы «Школы №460) к концу года программа музыкального была выполнена, мои воспитанники овладели основными движениями, ритмическими навыками. Участвуя в исполнении танцев, большинство детей выполняли движения ритмично и красиво. В музыкальных играх дети были эмоциональны, правильно и выразительно передавали игровые образы. Но основное внимание я обращаю на хороводы. В них могут участвовать и хорошо исполнять все дети, в то время как танцы и пляски, как показывает практика, для многих детей представляют определённую трудность. Пение в сочетании с движениями помогает быстро и хорошо запомнить мелодию. Мною были разучены хороводы: «Земелюшка - чернозём, «Калина», хоровод - игра «Журавель». Здесь я использовала движения и как вспомогательное средство при развитии навыков чистого интонирования в пении. Мои воспитанники показывали рукой высоту и длительность звуков, прохлопывали ритм песен.
Таким образом, я использовала движения как самостоятельный раздел музыкально - ритмического воспитания и как вспомогательные приёмы при обучении пению при слушании музыки.
В 1-м классе (в примерной программе «Музыка» авторы: Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Е.С. Шмагина) курс Музыка реализует цель:
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности первоклассников (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Таким образом, сейчас для решения вопроса преемственности музыкально – ритмического воспитания в дошкольном учреждении и в 1-м классе имеются положительные предпосылки. Прежде всего, это использование хороводов. Их доступность для исполнения всеми детьми в школе приобретает особо значение. Ведь часть детей поступает в 1-й класс из семьи, и эти ребята не имеют музыкально – ритмической подготовки, не имеют навыков движения под музыку. Естественно поэтому, что многое из того, что дети из детского сада выполняют легко, этих детей затрудняет. Поэтому с хороводных песен и надо начинать работу по музыкально – ритмическому воспитанию школьников. Я учитываю и воспитательную ценность хороводов и то, что пение совместно с движением способствует развитию музыкального восприятия и памяти, музыкального слуха и, конечно, музыкально – ритмического чувства.
Строятся хороводы в основном на переменном шаге, простейших движениях рук и ног (хлопки, притопы), образных имитационных движениях. Так, например, я разучила в течение учебного года хороводы «Земелюшка - чернозём» и «Калина». Поэтому моим воспитанникам в 1-м классе эти хороводы были уже хорошо знакомы. Поэтому в 1-м классе особое внимание учителю музыки следует обращать на художественное исполнение и показ движений отстающим ученикам. В школе на уроках музыки мелодию, текст хороводов и некоторых движений можно учить стоя между рядами парт (затрачивать на это не более 5-ти минут). После того, как будут разучены отдельные элементы хоровода, следует провести 1-2 урока в зале, где можно отработать общий рисунок хоровода. Если нет доступа в зал, можно учить весь хоровод в классе на уроке и исполнять его небольшими группами (по 4-6 человек), остальные ребята в это время могут петь песню.
Так же в детском саду на протяжении всего учебного года я со своими детьми разучиваю массовые танцы («Хлопки», музыка Ю. Слонова, «Посею лебеду на берегу», музыка народная на основе хороводных движений и др.). Когда ребята научились исполнять хороводные танцы, они в дальнейшем танцевали их сами на праздниках. Это доставляло моим питомцам много радости. Все дети дружно вставали в круг, движения выполняли очень старательно! Я уверенна, что в дальнейшей школьной жизни хороводные танцы будут доступны для исполнения всем детям благодаря элементарным движениям, если добиться полной согласованности движений детей с музыкой, верной передачи в движении её характера. Ведь главное в исполнении массовых танцев - само исполнение танцев, оно должно быть изящным, лёгким и доставлять детям эстетическое удовольствие!
В общеобразовательной школе использование движений под музыку в различных разделах музыкальной работы на уроках музыки ярко показывает, насколько все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Ведь можно использовать движения во время слушания музыки, пения, при игре на элементарных музыкальных инструментах. Можно применить творческие задания при восприятии и исполнении музыки, требующие самостоятельной двигательной реакции детей на её звучание. В своей работе мне такой приём помогает активизировать слух, добиться внимания всех детей, так как им приходится осознавать и различать характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности, а значит, своевременно реагировать на всё это движениями. Например, я при первоначальном ознакомлении с «Полькой» (музыка Д. Шостаковича) детям предлагаю движениями рук передавать общий характер музыки. Все мои дети правильно выполнили это задание. Они подняли согнутые в локтях руки и движением кистей передали лёгкий, отрывистый, танцевальный характер «Польки». При повторном прослушивании этой польки я усложнила задание, предложила детям внимательно слушать музыку и при изменении её звучания отметить это хлопками в ладоши. Ребята были очень внимательны, и почти все уловили изменение в звучании, сделав три хлопка. Для моих воспитанников это было доступно, так как такими приёмами я пользовалась часто и у дошкольников выработались соответствующие слуховые навыки.
Насколько движения помогают восприятию детьми характера музыкальных произведений, показывает такой случай их моей работы. На одном открытом занятии моих будущих первоклассников в конце учебного года я хотела показать, как дети воспринимают музыку, разбираются в её содержании и характере. С этой целью для прослушивания был взят «Лирический вальс» Д. Шостаковича, который раньше мои воспитанники не слышали. По ходу проведения занятия стало заметно, что дети, возможно от волнения, вызванного необычной обстановкой, несколько скованы, несобранны. Это вызвало опасение, что они не смогут справиться с поставленной задачей. Нужно было срочно что – то предпринять. Дети насторожились и как – то нерешительно начали переглядываться. Зная о том, что движение под музыку всегда помогало ребятам, я тотчас предложила им подвигаться, согласуя с музыкой свои движения. И дети начали улыбаться, словно по команде стали покачиваться и плавно двигать из стороны в сторону вытянутыми вперёд и чуть согнутыми в локтях руками. На мой вопрос, каков же характер прозвучавшей музыки, все уверенно ответили, что она плавная, лёгкая, танцевальная и похожа на вальс. Это свидетельствовало о проявлении собственной инициативы детей в области движений. То есть, мои дошкольники выполняли движения «по требованию музыки» (выражение Б.Л. Яворского). Это указывает на музыкальное развитие детей и наличие определённых знаний, навыков, слухового восприятия, то над чем мы долго работали.
Кроме задачи развития музыкальности детей движения под музыку выполняют и другую важную роль – они могут помочь оживить урок музыки, сделать его более эмоциональным и содержательным, повысить интерес первоклассников к музыке, доставить ребятам удовлетворение, радость от гармоничности совместных движений. Надо только стараться удовлетворить потребность младших школьников в движениях и использовать движения в целях наиболее интенсивного разностороннего музыкального развития, помня слова К. Д. Ушинского, который говорил: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он подарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» (К. Д. Ушинский, Сочинения, т. 3-й, издательство АПН РСФСР, 1948, стр.152).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"
В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....
Статья музыкального руководителя «Музыкальное воспитание в детском саду».
laquo;Музыкальное воспитание в детском саду». Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – фор...
Конспект открытого занятия музыкально-ритмического кружка «Ритмика в детском саду»
Это конспект открытого занятия музыкально-ритмического кружка.Дети с удовольствием посещают этот кружок. Родители тоже довольны....
Доклад на педагогическом совете на тему « Экологическое воспитание в детском саду»
Иатериал может быть полезен для воспитателей ДОУ...
Статья на тему: "Экологическое воспитание в детском саду".
Доклад и консультация на тему: "Экологическое воспитание в детском саду"...
Статья по теме: "Музыкальное воспитание в детском саду. Музыкальное развитие."
Музыка - эстетическое воспитание ребёнка....
Психолого-педагогическое сопровождение семьи при переходе детей из детского сада в школу
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение семьи при переходе детей из детского сада в школу» направлен на повышение компетенции родителей в вопросах подготовки детей к школьному обуче...