Психолого-педагогическое сопровождение семьи при переходе детей из детского сада в школу
проект по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Психолого-педагогическое сопровождение семьи при переходе детей из детского сада в школу»
Румянцева Татьяна Петровна
педагог-психолог МБДОУ детский сад №185
Город Нижний Новгород
Актуальность проблемы
Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озадачены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе. Насколько правомерна подобная позиция родителей? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название"школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Проблема готовности детей к обучению в школе стоит очень остро. С одной стороны, к детям предъявляются очень большие требования со стороны учителей, с другой стороны практически нет преемственности между ступенями общего образовательного процесса, с третьей стороны родители, боясь, что их ребёнок будет чем-то отличаться от других, пытаются его заставить научиться всему заранее, чтобы детям было легче учиться. Всё это заставляет задуматься! Неправильные, непродуманные методы работы с детьми в этом направлении ведут к тому, что у ребёнка нарушается психоэмоциональное состояние. Он становится раздражительным, нервным, тревожным, беспокойным. Отсюда стрессы, нежелание учиться и конфликты детей и родителей. Да, порой родители совершенно беспомощны в вопросах воспитания, поэтому задача педагогов помочь им расставить приоритеты, научить их правильно вести себя с будущим первоклассником, помочь преодолеть тревожность и страх при поступлении ребёнка в первый класс. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию? Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Взрослые должны не только уделять внимание формирование ЗУН, а по ФГОС это вообще не цель развития ребёнка – дошкольника, а адаптировать его к социальной жизни, обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является желание взаимодействовать в едином пространстве. Данный проект поможет нам выявить проблемы, которые волнуют родителей и совместными усилиями найти пути решения.
Цель проекта
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам готовности детей к обучению в школе.
Задачи проекта
- Привлечь родителей к проблеме готовности обучения в школе.
- Выявить основные проблемы, волнующие родителей на данном этапе.
- Определить уровень готовности детей к обучению в школе.
- Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-исследовательский, обучающий.
Длительность проекта:1 месяц
Участники проекта: дети, родители, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, учитель начальной школы, старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп.
Образовательные области:«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Итоговый продукт: Составление рекомендаций для родителей по вопросам взаимодействия родителей и детей при подготовке к обучению в школе.
Итоговое мероприятие: распространение педагогического опыта.
Сетевая паутинка
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- Подготовка информационных стендов по проблеме готовности детей к обучению в школе.
- Анкетирование родителей по вопросу готовности детей к школьному обучению и готовности взрослых стать родителями первоклассников.
- Тестирование детей
(уровень сформированности предпосылок учебной деятельности и социально-эмоциональной сферы)
- Обработка данных, составление презентации по итогам анкетирования родителей и тестирования детей.
Основной этап
- Круглый стол «На пороге школы»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросу готовности детей к школе.
Мастер-класс «Как подружиться со своими эмоциями»
(педагог-психолог + инструктор по физическому воспитанию)
Цель: повышение психологической компетенции родителей в вопросах развития эмоционального интеллекта детей и гармонизации внутреннего состояния. Знакомство родителей со способами регуляции психоэмоционального состояния.
Цель: помочь родителям и Цель: снятие мышечного
детям понять и прочувствовать и эмоционального напряжения,
своё внутреннее состояние и повышение самооценки,
получить удовольствие от улучшение настроения. самовыражения и самоактуализации.
1 часть мастер-класса: Арт-терапия
Арт-терапия – один из методов психотерапии, который используется для лечения и психокоррекции,задействует творчество и различные художественные приемы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арттерапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.
В нашем случае мы использовали «МАНДАЛА-ТЕРАПИЮ»
Что такое мандала-терапия? Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с очень меткого высказывания психолога и арттерапевта Джоанны Келлог относительно того качества мандалы, благодаря которому в принципе и существует сегодня такой метод духовного и физического оздоровления как мандала-терапия: "Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения". Т.е. мандала выступает как некий индикатор душевного и физического состояния человека.
2 часть мастер-класса: Фитбол
Фитбол является средством эмоционального подъёма. Он помогает быстро найти контакт, заставляет быть в движении, тем самым вызывая новый интерес. Мяч можно покатать, похлопать, подбросить, сесть на него, лечь на него, прыгать, сидя на нем, а можно использовать его, как большой «живой барабан»
3 часть мастер –класса: технологии сенсомоторного развития детей.
Не секрет, что немаловажное значение при подготовке детей к обучению в школе является развитие мелкой моторики. Кроме этого действия с мелкими предметами также позволяют снять эмоциональное перенапряжение. На мастер-классе родителям были предложены варианты занятий с детьми в этом направлении: воздушно-пузырьковые световые колонны, сухой бассейн, различные сыпучие материалы (гречка, горох, косточки и т. д.), песочная терапия, игрушки -антистресс;
Антистрессовые игрушки - это игрушки, вызывающие приятные ощущения у всех людей, не зависимо от возраста. Они бывают разных видов и расцветок. Это могут быть как подушки, наполненные шариками полистирола, достигающими в диаметре размер не больше миллиметра, так и пуфики, всевозможные фигурки животных, которые так же наполнены полистиролом.
Обязательное условие производства подобной антистрессовой игрушки или подушки является её яркая расцветка, которая влияет на настроение людей. Увидев ярко-красного котика или сине-зелёногомонстрика, человек испытывает много положительных эмоций.
Цель создания подобных игрушек — это снятие стресса у взрослых и у детей.
Тренинг «Дай мне сделать самому»
Цель: Гармонизация детско-родительских взаимоотношений. Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми.
Доведения до сознания родителей, как влияет стиль общения в семье на развитие ребёнка.
Заключительный этап
- Распространение психолого-педагогического опыта по вопросу взаимодействия ДОУ с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада
Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи. Причины определения ребенка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим; вероятность реализации ожиданий родите...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-542150-1417420376.jpg)
Родительское собрание. Проблемы перехода детей из детского сада в школу
Родительское собрание.Тема: Проблемы перехода детей из детского сада в школу Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими зна...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-876879-1488208798.jpg)
«Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
«Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1271246-1605470018.jpg)
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1312985-1612781132.jpg)
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751404-1454856746.jpg)
статья ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ
Описание психологических аспектов преемственности при переходе ребёнка из детского сада в школу...