"Конструирование учебного занятия в соответствии с ГОС ДО
материал
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ГОС ДО»
Цель: повышение педагогической компетентности молодых специалистов в технологии конструирования учебного занятия.
Задачи: систематизировать знания молодых педагогов об организации, структуре, написании конспекта учебного занятия; развивать профессиональные навыки и умения начинающих воспитателей в разработке учебного занятия с дошкольниками.
План проведения мероприятия
1. Ознакомление с темой и целью семинара.
2. Упражнение «Мои ожидания».
3. Выступление по теме семинара с показом презентации и обсуждением.
4. Квест-игра для молодых педагогов.
5. Подведение итогов семинара, рефлексия: методика «Неоконченное предложение»
1 часть. Теоретическая
Наставник: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами примем участие в семинаре-практикуме, тему которого вам предстоит отгадать.
Раскроет тему педагог, чтобы малыш запомнить мог.
Как увлекательное мероприятие должно быть для детей… (занятие).
Наставник: верно! Давайте вспомним. Что такое занятие в ДОУ и систематизируем наши знания. Итак, начнем!
Упражнение «Мои ожидания»
Цель: определить ожидания участников и получить обратную связь.
На цветных стикерах участники пишут несколькими словами свои ожидания от семинара и наклеивают их на плакат с изображением стебля цветка и озвучивают свои мысли.
Наставник: надеюсь, ваши ожидания оправдаются!
Показ презентации. Лекция с параллельным обсуждением
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется через учебное занятие.
Занятие -это специально организованная форма взаимодействия педагога с детьми, направленная на достижение определенного результата, четко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей.
Выделяют три вида занятий в ДОУ:
1. Комбинированное: в процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик.
2. Комплексное: занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.
3. Интегрированное: занятие, которое включает в себя приемы, направленные на раскрытие сути определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Также рассмотрим формы занятий в ДОУ, они разнообразны не только по количественному составу участников, но и по характеру взаимодействия.
1. Индивидуальная форма работы предусматривает проведение педагогической работы с одним ребенком. Не требует больших временных затрат, но ограничивает возможность активного взаимодействия с другими воспитанниками.
2. Групповая форма работы подразумевает разделение детей на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач.
3. Фронтальная (работа со всей группой) характеризуется единством содержания, четкостью организационной структуры, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но нет возможности индивидуализировать обучение.
Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом. Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. В учебном занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.
Для того чтобы начинающему воспитателю подготовиться к проведению учебного занятия, необходимо составить план-конспект, который включает в себя:
-титульный лист, тему;
-цель;
-задачи;
-методические приёмы;
-материалы и оборудование;
-время (продолжительность занятия);
-ход занятия.
Титульный лист: в верхней части титульного листа, в центре, указывается полное название образовательной организации (по уставу). В центре так же указывается вид организованной деятельности, образовательная область, тема, для какой возрастной группы составлен данный конспект. В правом нижнем углу указывается данные составителя конспекта (полностью ФИО, должность, номер группы – если есть). В нижней части листа, в центре, пишется название населенного пункта и год написания.
Цель – всегда одна, это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
Цель мы достигаем через решение задач: обучающих, развивающих, воспитывающих.
Обучающие задачи расширяют знания, обогащают представления о предметах и явлениях окружающего и т.д. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т.п. какие-либо программные знания, умения, навыки. Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид диких животных».
Развивающие задачи способствуют развитию у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
Воспитывающие задачи предполагают воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, заботу о животных, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение формулировать просьбы».
Общее количество задач должно быть не менее 3-х и не более 6-ти в конспекте.
Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач. Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие».
Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Например, «Развить фонематический слух …» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант).
Методические приёмы: перечисляются методические приёмы, используемые на занятии.
Например,
-Наглядные: слайдовая презентация «Что такое доброта», демонстрация «Сказки о том, как мальчик Петя учился быть добрым».
- Словесные: объяснение, итоговая беседа.
- Игровые: упражнения («Приветствие», «Наши ручки», «Зеркало», «Волшебный мешочек», «Я умею…»); физкультминутка.
- Практические: конструирование сердечек-оригами.
Материалы и оборудование: перечисляется, какое оборудование будет использовано на НОД (например: магнитофон, фланелеграф, настенная доска, иллюстрации, и т.д.). Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Время: продолжительность одного занятия для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Ход занятия:
1. Вводная часть (составляет 8-10% от общего времени занятия)
Предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.
2. Основная часть (составляет 80% от общего времени занятия)
Образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
3. Заключительная часть (составляет 10-12% от общего времени занятия)
Подведение итога, рефлексия. Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце занятия воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке результатов деятельности.
2 часть. Практическая
Наставник: - Теоретическая часть нашего семинара закончена. Теперь предлагаю попрактиковаться в игре-квесте. Вам необходимо пройти все модули, согласно маршрутному листу. Модули расположены в здании детского сада, каждая обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания и найти клад. За каждое пройденное испытание команда молодых педагогов получает ключ от сундука с кладом. По завершении квеста, педагоги прикладывают ключи и открывают сундук.
Наставник: Итак, не будем терять время, начнем нашу игру!
Квест игра
1. Модуль «Конструирование учебного занятия»
Каждый участник получает кубик, на котором наклеена карточка с названием определенного этапа занятия. Молодому педагогу предлагается из предложенных элементов выбрать и наклеить на кубик те, которые присущи данному этапу занятия, и по возможности привести примеры активизации деятельности детей на занятии.
2. Модуль «Постановка цели и задач занятия.
Команда участников получает карточку с указанием темы занятия. Предлагается в течение 5-7 минут сформулировать цель и задачи данного занятия.
3. Модуль «Использование здоровье сберегающих технологий»
Команде участников предлагается в течение 5 минут подобрать здоровье сберегающие технологии, которые будут применяться в ходе учебного занятия.
4. Модуль «Интеграция образовательных областей».
Педагоги получают предметы: фигурки домашних животных, карточки с изображением животных и их детенышей, книги со стихотворениями и загадками о животных, объемные геометрические фигуры, конструктор и др. Также каждый участник выбирает карточку с названием одной из пяти образовательных областей, затем предлагает формы и методы работы по теме «Домашние животные»
В течении 5-10 минут каждый участник придумывает, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в выбранную им образовательную область. Затем молодые педагоги зачитывают свои результаты. Обсуждается, как можно интегрировать образовательные области в конструировании занятия, делаются выводы.
Заключительный этап игры-квеста
Наставник: - Осталось приложить полученные ключи и открыть сундук. Какой клад вы сегодня нашли? (памятки «Технологическая карта конструирования учебного занятия в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС»)
Также наградой для всех участников семинара стало получение знаний, которые молодые педагоги могут применить на практике.
Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар…
Наставник: - Мне было очень приятно с вами работать. Уважаемые коллеги, каждому я желаю успеха в конструировании своего самого-самого интересного занятия! Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к режиму дня и учебным занятиям в ДОУ в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10
Памятка по составлению режима дня и организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10...
Учебный план в соответствии ФГОС ДО на 2015-2016 учебный год
В соответствии с ФГОС ДО...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-образовательной работы (соответствует ФГОС) Музыкальный руководитель Залевская Юлия Юрьевна 2015-2016 учебный год
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение«Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1». Принято на заседании педсовета...
Семинар «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
для молодых педагогов дошкольного образовательного учреждения...
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Константиновой Т.В. Семинар...
Конструирование учебного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ГОС ДО
Презентация к семинару-практикуму для молодых педагогов....