Семинар «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
материал
для молодых педагогов дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_molodyh_pedagogov_dou.docx | 32.29 КБ |
seminar_dlya_molodyh_pedagogov.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
для молодых педагогов дошкольного образовательного учреждения
«Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодых специалистов в области конструирования учебного занятия.
Задачи: сформировать представление об организации и структуре учебного занятия; познакомить с основными формами и методами проведения занятий, правильным выбором методов и средств; научить конструировать учебное занятие.
Место проведения: МДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида».
Целевая аудитория: молодые педагоги дошкольной образовательной организации.
Оборудование: ноутбук, экран, презентация, памятки для молодых педагогов.
Время:1 ч 30 мин.
Памятка для молодых педагогов
«Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
- Титульный лист.
- Вид: комбинированное, комплексное, интегрированное, обучающее.
- Тема ООД с указанием возрастной группы детей.
- Цель занятия.
- Задачи: образовательные, развивающие, воспитывающие.
- Образовательные области.
- Методические приемы: словесные, наглядные, практические.
- Оборудование занятия.
- Демонстрационный материал.
- Раздаточный материал.
- Предварительная работа с детьми.
- Индивидуальная работа с детьми на занятии (какая, с кем, в какой части занятия).
- Словарная работа.
- Ход занятия (в прямой речи): организационный момент, основная часть занятия, итог занятия.
Ход семинара
С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности (ООД) с детьми.
Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «наставником», чем непосредственным источником информации.
Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. А у молодых педагогов это вызывает большие затруднения. Поэтому я решила научить молодых педагогов детского сада правильно составлять конструкт занятия.
Итак, что же такое занятие? Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров, два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу.
Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...
Другими словами, занятие это - форма организации обучения. В наше время его называют организованной образовательной деятельностью.
Вот я и попытаюсь вам помочь создать некий «конструктор для сборки занятия».
Помните, что рождение любого занятия начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего конкретно педагог хочет добиться; затем – установления средства, что поможет ему в достижении цели, а уж затем – определения способа, – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Давайте подробно рассмотрим структуру написания конспекта занятия.
Начнём с титульного листа:
Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения.
Примерно посередине листа идёт надпись:
Конспект
организованной образовательной деятельности (или ООД)
по ОО «……………»
на тему: «……………»
для детей старшей группы.
Ниже названия конспекта справа
указывается фамилия автора и
его должность.
В конце титульного листа, посередине пишется ваш
населенный пункт, год.
Следующий лист начинается с программного содержания.
Туда входит:
Вид занятия:
- комбинированные - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (например: после рисование идет подвижная игра);
- комплексные - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между нами (беседа на какую-либо тему переходит в рисование на эту тему), один вид деятельности доминирует, а второй дополняет;
- интегрированные - соединение разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга;
- обучающие - раскрытие проблемы, наиболее важные для двух или нескольких разделов программы.
Тема занятия: вписать название занятия.
Цель занятия. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:
- образовательными (обучающими или познавательными). Эти задачи направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования умений и навыков;
- развивающими, направленными на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка;
- воспитательными. Они направлены на освоение, усвоение иприсвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (например: не просто расширить ил закрепить представления о зиме, а что именно дети узнают или закрепляют о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какие образовательные области используются: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Указать доминирующую область. Указать какую цель преследуете, используя данную образовательную область.
Далее описывается методические приемы, используемые на занятии. Указываются конкретные методические приемы:
- словесные: беседа, объяснение, рассказы воспитателей и детей, чтение художественной литературы.
- наглядные: наблюдение; рассматривание предметов, репродукций картин, образца; показ и объяснение способа действия; демонстрация презентации, видеороликов.
- практические: упражнения, опыты, экспериментирование, моделирование, дидактические игры, продуктивная деятельность.
Дальше описать используемое оборудование на данном ООД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, подставки и т.д.).
Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются все пособия, картины, муляжи и т.д., их количество, размеры.
Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Далее необходимо описать предварительную работу с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)
После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Можно вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.
В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.
И, наконец, начинается описание хода занятия. Занятие состоит из трех частей:
- организационный момент: психогимнастика, эмоциональный настрой, создание игровой мотивации, создание проблемной ситуации, сюрпризный момент;
- основная часть занятия: вопросы беседы, наблюдения, рассматривания, составление рассказа, обобщение и активизация словаря новыми понятиями, поисковые вопросы, знакомство, игры, пальчиковая гимнастика, физминутка, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность (указать какие);
- итог занятия: игровой анализ занятия, выставка детских работ, анализ детских работ (расписать вопросы).
Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте. Занятие завершается словами анализа.
Что же такое конструктор занятия или, иначе говоря, технологическая карта занятия?
Различные источники предлагают несколько определений этого понятия.
Технологическая карта занятия - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных областей и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта занятия – это обобщенно-графическое выражение сценария занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
На мой взгляд, самое доступное для понимания определение следующее:
Технологическая карта занятия – это описание образовательного процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов.
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты любого занятия:
- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
- должны быть указаны операции, их составные части.
Давайте подробно рассмотрим технологическую карту занятия.
Преимущество технологической карты в отличии от конспекта - сценария:
− четко прослеживается структура и взаимосвязь компонентов организованной образовательной деятельности;
− практическое осмысление своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами;
− хорошо видны результаты всей деятельности и каждого ее этапа.
Предлагаю вашему вниманию образец конспекта учебного занятия и его технологическую карту. Конспект и технологическая карта занятия прилагаются в виде приложений.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель семинара: обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодых специалистов в области конструирования учебного занятия. Задачи: сформировать представление об организации и структуре учебного занятия; познакомить с основными формами и методами проведения занятий, правильным выбором методов и средств; научить конструировать учебное занятие.
С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности (ООД) с детьми. источником информации. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «наставником», чем непосредственным источником информации.
Что такое занятие? Занятие - форма организации обучения детей или организованная образовательная деятельность .
Конструкт занятия Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «……………» на тему: «……………» для детей старшей группы. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность. В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, год.
Программное содержание Вид занятия комбинированное комплексное обучающее интегрированное
Тема занятия: вписать название занятия. Цель занятия. Цель – это конечный результат, того к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
Задача – то, что требует исполнения, решения. ЗАДАЧИ образовательные воспитательные развивающие
Образовательные области Художественно-эстетическое развитие 4 Социально-коммуникативное развитие 1 Познавательное развитие 2 Речевое развитие 3 Физическое развитие 5
Методические приемы
О борудование (магнитофон , доска, мольберт, настенная доска, подставки и т.д .). Д емонстрационный материал , где перечисляются все пособия, картины, муляжи и т.д., их количество, размеры. Р аздаточный материал , обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
П редварительную работу с детьми , весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми. И ндивидуальную работу, с кем, в какой части занятия планируется провести. С ловарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.
Ход занятия
Что же такое конструктор занятия ( технологическая карта ) ? Технологическая карта занятия – это описание образовательного процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов. В ней должен быть описан весь процесс деятельности, должны быть указаны операции, их составные части.
Преимущество технологической карты в отличии от конспекта - сценария: четко прослеживается структура и взаимосвязь компонентов организованной образовательной деятельности; практическое осмысление своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами; хорошо видны результаты всей деятельности и каждого ее этапа.
Технологическая карта /конструкт/ организованной образовательной деятельности по ОО «……….» Группа: Воспитатель: Вид: Тема: «…..» Цель: Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Доминирующая образовательная область: Интеграция образовательных областей: Методические приемы: Словесные: Наглядные: Практический: Оборудование: Демонстрационный материал: Предварительная работа: Индивидуальная работа: Словарная работа:
Этап, его продолжительность Задачи этапа Деятель-ность педагога Деятель-ность воспитан-ников Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности Результат Вводно - организационный Психологический настрой Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д. Приветствие, участие в игре и пр. Психогимнастики , психологические этюды, игровые моменты и др. Психологическая готовность Мотивация на деятельность. Постановка проблемы. Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения Осознают и принимают поставленную задачу Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т. д. Внутренняя мотивация на деятельность
Основной этап. Открытие детьми новых знаний. Актуализация Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, задают и отвечают на вопросы Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение, и т.д. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) Усвоение определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д. Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т.д. Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы и т.д. Приемы активизации самостоятельного приема детей. Фантазирование. Моделирование. Экспериментирование . Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа. Наблюдение . Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация. Игра и пр. Осознания, освоение понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Физминутка/ динамическая пауза Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Проведение физкультминутки, подвижной игры Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и пр. Игровые приемы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Основной этап. Открытие детьми новых знаний. Практическая работа (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность) Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом. Моделирование. Упражнение конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности Овладение определенным объектом практических навыков и умение при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Рефлексивно - корригирующий Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии задачами Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок Самопроверка по образцу, исправление возможных ошибок Фронтальная, индивидуальная работа Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать и выполнять инструкции
Заключительный этап Рефлексия Подведение итогов ООД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки Подведение итогов ООД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качество выполнений работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально – коллективная Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей. Подготовка к проведению музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС В ДОУ.
Консультация для музыкальных руководителей. Подготовка к проведению музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС В ДОУ....
Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешного выполнения программы является внедрение в образовательном процес...
Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу»
Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГОС
Информация для родителей...
Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/ В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с...
Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу» Воспитатель Балаганская Ирина Александровна
Интегрированное занятие "Жизнь животных зимой в лесу" провела в средней группе воспитатель Балаганская И.А. в декабре 2016года...
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Константиновой Т.В. Семинар...