Игры для детей 5-7 лет
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. К сожалению, играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают детей и развивают в них соперничество. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей 5-7 летнего возраста
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. К сожалению, играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают детей и развивают в них соперничество. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир. Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному и младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта. Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра - это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.
Игра - это важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные ребенком, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Вначале ребенку нужно придумать замысел игры и найти средства для ее реализации, затем выбрать свое место в этой игре. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если взрослый относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Вмешательство взрослого в игру иногда требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Ребенок раскрывается в процессе игры, и наблюдение за ним поможет увидеть различные черты характера ребенка. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Сюжеты игры дети выбирают из своей жизни: семья, школа, детский сад, праздники, отдых. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (продавец, летчик, шофер) или члена семьи (папа, мама, бабушка). Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: подметают пол в своем "доме", накрывают на игрушечный стол, моют кукольную посуду. Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая образ, ребенок выражает свое личное отношение к нему, проявляет личные качества. Для воспитателя очень важно не давать сюжет для таких игр, а предоставить ребенку возможность самому выразить через игру свои представления, чувства, мысли, дать простор детской инициативе (один ребёнок, представляя, как он собирается на работу, сказал, что обязательно возьмет с собой тапочки, чтобы удобней было ложиться спать).
Игру можно легко объединить с трудом и художественной деятельностью. Детям можно предложить поиграть в ту профессию, которую они бы хотел выбрать, и предложить заняться той деятельностью, о которой мечтает ребенок. Например: строителю - строить дом, учителю - сделать плакат аппликацию на тему прошедшего урока, космонавт - делает ракету и т.д. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Они стремятся сами сделать необходимые для игры вещи, тем самым все больше связывая игру с трудом. Необходимо поддержать это стремление ребенка, помочь ему.
«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь".
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно, прогресс. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким- то образом действуем. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Более того, когда мама для такой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает ладошку, берёт его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционально интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребёнка, вызывает у него улыбку и смех. Рекомендации к проведению пальчиковых игр
1. Убедитесь в том, что ребенок знает основных персонажей стихов, песенок и потешек. Сначала покажите ему игрушки или цветные картинки, чтобы он мог вспомнить (или узнать впервые), как выглядит то или иное животное, о котором рассказывается в потешке.
2. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
3. Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
4. При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы ваш ребенок успел показать движение; по мере освоения движения меняйте темп (можно даже показать в нарочно ускоренном - и поэтому «смешном» для малышей темпе).
5. Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку.
6. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
7.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
8. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
9. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. 10. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.
11. При повторных проведениях игры ребенок нередко начинает произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. 12
. Выполняйте пальчиковую игру от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
13. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).
14. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
15. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
16. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.
17. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
18. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.
19. Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые. Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи! Вашему вниманию я могу предложить пособие, в котором даны тексты народных потешек, песенок и схематические картинки, показывающие положение или движение кисти руки. Обратите внимание! Каждый стихотворный текст сопровождается схематическими картинками, наглядно поясняющими, как можно изобразить какое-то существо или его действия с помощью пальчиков (жестов, движений головы, рук, ног или туловища). Кроме того, рекомендую Вам воспользоваться следующей методической литературой:
1. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» - ООО «Издательство Астрель», 2006
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.
3. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д:Феникс,2007. – 221с.
4. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 72 с
. 5. Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков: метод.пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е.А.Савельева. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 40 с.
6. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008 – 186 с. Разумеется, список может быть расширен в соответствии с Вашим желанием, требованиями и возможностями.
МАЛЯР
Краску мы на кисть набрали И заборы обновляли! Выполнять кистями рук плавные движения вверх-вниз, вправо-влево.
ОЧКИ
Бабушка очки надела Соединить кончики большого и указательного пальцев на обеих руках («очки»). И внучонка разглядела. Приблизить «очки» к глазам.
КАПУСТА
Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы обеих рук Что за хруст? Сцепить пальцы обеих рук в замок. Попеременно нажимать пальцами одной руки на тыльную сторону другой. Это что ещё за куст? Разжать и растопырить пальцы. Как же быть без хруста, если я – капуста! Соединить кончики пальцев обеих рук, образуя окружность. Мы капусту руби, рубим. Соединить ладошки. Постучать ребром ладошек по столу. Мы капусту трём, трём. Сжать пальцы обеих рук в кулачки. Потереть кулачки друг о друга. Мы капусту жмём, жмём. С усилием сжимать пальцы обеих рук в кулачки. Мы капусту солим, солим. Сложить большой, средний и указательный пальцы в щепоть и потереть друг о друга.
КАК ЖИВЁШЬ?
Как живёшь? Сжать пальцы обеих рук в кулачки. - Вот так! Показать оттопыренные большие пальцы. А плывёшь? - Вот так! Разжать пальцы, вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны. Как бежишь? -Вот так! Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад. Вдаль глядишь? - Вот так! Приложить ребро ладони ко лбу. Ждёшь обед? - Вот так! Подпереть кулачком подбородок. Машешь вслед? - Вот так! Выполнять кистью ведущей руки движения влево-вправо. Утром спишь? - Вот так! Лечь щёчкой на сложенные вместе ладошки. А шалишь? - Вот так! Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
ДОМИК
Сжать пальцы в кулачок. Раз, два, три, четыре, пять. Поочерёдно, начиная с большого пальца, разжимать пальцы. Вышли пальчики гулять. Ритмично сжимать и разжимать пальцы. Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно, начиная с мизинца, сжимать пальцы в кулачок. В домик спрятались опять Ритмично разжимать и сжимать пальцы.
ЗАМОК
На двери висит замок. Сцепить пальцы обеих рук в замок. Кто его открыть бы мог? Потянули, Разводить руки в противоположные стороны, не расцепляя пальцы. Покрутили, Выполнять сцепленными в замок пальцами движения вперед-назад. Постучали Стучать основаниями ладоней друг о друга, не расцепляя пальцы. И открыли! Расцепить пальцы.
ПРОГУЛКА
Сжать пальцы обеих рук в кулачки. Пошли пальчики гулять. Выпрямить большие пальцы, постучать кончиками пальцев по столу - пальцы «прыгают». А вторые - догонять. «Прыгают» указательные пальцы. Третьи пальчики – бегом! «Прыгают» в быстром темпе средние пальцы. А четвёртые – пешком. Прыгают» в медленном темпе безымянные пальцы. Пятый пальчик поскакал Ритмично касаться стола мизинцами. И в конце пути упал! Хлопнуть по столу обеими руками ладошками.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так! И головки убирали! Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы
. НА БЛИНЫ
Стала Маша гостей созывать. Хлопать в ладошки. И Иван приди, И Степан приди, И Андрей приди, И Матвей приди, И Митрошечка. Поочередно, начиная с большого, покачивать все пальцы, левой руки кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки. Ну, пожалуйста! Покачать мизинец 4 раза. Стала Маша гостей угощать. Хлопать в ладошки. И Ивану блин, И Андрею блин, И Степану блин, И Матвею блин, Поочередно, начиная с большого, нажимать на подушечки пальцев левой руки кончиком указательного пальца правой руки. А Митрошечке – мятный пряничек. Нажать на мизинец 4 раза. Стала Маша гостей провожать. Хлопать в ладошки. Прощай Иван! Прощай Степан! Прощай Андрей! Прощай Матвей! И Митрошечка! Поочерёдно, начиная с большого, загибать пальцы левой руки кончиком указательного пальца правой руки.
ДРУЖБА
Дружат в нашем садике Девочки и мальчики.Пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Ритмичные касания пальцев обеих рук. Пять, четыре, три, два, раз, Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Мы подружимся сейчас! Руки вниз, встряхиваем кистями.
ПИРОЖКИ.
Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Загибаем поочерёдно пальчики, перечисляя продукты. Пирожки пеку, пеку. Имитируем лепку пирожков. Всех друзей я в гости жду. Ладони вперёд, имитируем движения, подзывающие гостей.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Ав-ав!», Два жеребенка: «И-го-го?», Два тигренка: «Р-р-р!» Соединяем поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. Два быка: «М-у-у-у» Смотри, какие рога. Показываем рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики.Пальчики «скачут» по столу. Указательный и средний пальцы вытягиваем вверх, остальные выпрямляем и соединяем. Прыг-скок, прыг-скок, Прискакали на лужок. Пальчики «скачут» по столу. Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет. Лёгкие движения кистями рук вправо - влево. Вы не бойтесь ветра, зайки, Грозим пальчиком. Веселитесь на лужайке! Машем пальцами обеих рук
. МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнём, Рисовать опять начнём. Плавно поднимаем руки перед собой, встряхнём кистями.
ПРОГУЛКА
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки. Пошли пальчики гулять, Большие пальчики обеих рук как бы прыжками двигаются по столу. А вторые — догонять. По столу двигаются указательные пальчики обеих рук. Третьи пальчики — бегом, Движение по столу средних пальцев обеих рук в быстром темпе. А четвертые пешком Медленное движение безымянных пальцев обеих рук по поверхности стола.
ДОМ
Стук, стук, постук, Раздается где-то стук. Молоточки стучат, Строят домик для зайчат Стучим кулачками друг о друга. Вот с такою крышей, Ладошки над головой. Вот с такими стенами, Ладошки около щёчек. Вот с такими окнами, Ладошки перед лицом. Вот с такою дверью Одна ладошка перед лицом. И вот с таким замком. Сцепляем ручки.
ПЕРЕСКАЗ КОРОТКИХ РАССКАЗОВ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ ПОСТРОЕНИЯ ФИГУР КИСТЬЮ И ПАЛЬЦАМИ РУК. ДВА РЫЖИК ТАРАКАНА.
Два рыжих таракан Пришли ко мне домой (2 р.) Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутим ими. Уселись тараканы, (2 р.) на полочке одной. Кулаки прижаты друг к другу сгибаем —разгибаем пальцы. Четыре таракана попили киселя (2 р.) Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук. Весь вечер баловались, (2 р.) и пели: «Тра-ля-ля» Выполняем движение «фонарики» И в шестером на кухню поесть они пошли (2 р.) Идем по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Шесть ловких тараканов, (2 р.) под дверью проползли. Ползем ими по столу (остальные сжаты). Там восемь тараканов, конфеточку нашли, (2 р.) А съесть ее все восемь, (2 р.) Конечно, не смогли Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец. Когда они наелись, Пустились дружно в пляс, (2 р.) Все пальцы выпрямлены, выполняем движение «фонарики». Плясали дружно десять, (2 р.)На кухне целый час. Сжимаем — разжимаем кулачки. Поспать они решили, Пальцы сомкнуты «ковшом», лежат на столе. Но мимо мышь прошла (2 р.) Перебираем пальцами по столу. И хвостиком всех сразу, (2 р.) Куда-то подмела. Пальцы рук расслаблены, «метем» ими по столу.
ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ.
Двое толстых поросят За воротами стоят. Как закрытые ворота, Поросята эти ждут Что им кушать принесут. Ставим ладони ребром на стол, большие пальцы приподнимаем. Двое толстых поросят снизу в щелочки глядят, Большие пальцы просовываем между мизинцами и безымянными. Бегают туда — сюда: «Где же вкусная еда?» Сгибаем и разгибаем большие пальцы. Двое толстых поросят в дверь копытцами стучат, Стучим большими пальцами по ладошкам. Вдруг открылась эта дверь: «Можно выбежать теперь!» Ладони немного раскрываем, не отрывая от стола. Двое толстых поросят громко, радостно визжат: «Вот корыто, да, да, да. В нем вкусная еда!» Складываем ладошки корытцем, шевелим большими пальцами. ДВА КОЗЛИКА Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. Держим кисти горизонтально, сближаем руки. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. Вот с разбега лбами – бух! На слово «бух» - хлопаем в ладоши И с моста в водичку – плюх! Роняем руки на колени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...