Кладовая русского фольклора
методическая разработка

Чурина Оксана Александровна

Материал о русском народном творчества, который можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Кладовая русского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Народная песня — душа народа"

Цель мероприятия: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

Задачи: 

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • учить слушать музыку;
  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Ход занятия:

Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин.

Муз.рук: Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово, 
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия, 
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют 
Одним широким словом “Русь”.

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

У всех нас есть свой день рождения, вы знаете, в каком месяце вы родились и какого числа. А вот русская народная песня не имеет дня рождения, никто не знает, когда появилась первая народная песня.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - вид  творчества русского народа с глубокой древности. Тесно связаная с жизнью и бытом, устно передаваемая от поколения к поколению. Русская  народная песня богата различными  жанрами: трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, исторические песни, былины, духовные стихи, лирические протяжные песни, частушки и др.

Муз.рук: Есть песни народные и композиторские .Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Ответ детей: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

Муз.рук: О чем мы узнаем в песнях? 

(Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях , по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) 

Жанры народных песен бывают: трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. 

Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на занятии мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.

Знакомство с детскими народными песнями: “Во саду ли в огороде”, «Валенки»,Ах, вы, сени», «Как на тоненький ледок », Ехал Иванушка».

Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку:

Наряд ее мягкий, чудесен, 
Нет деревца сердцу милей, 
И сколько задумчивых песен 
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Знакомство с песней “Во поле береза стояла

Муз.рук: О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Знакомство с русской народной песней “На горе-то калина” 

прослушивание песни

Муз.рук: Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова (Калина, малина)

Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)

Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.

Разучивание песни с движениями.(Ка-ли-на, ма-ли-на)

Исполнение песни с плясовыми элементами.

Муз.рук: Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки. А кто знает, что такое частушка?

Сегодня на нашем занятии будут звучать частушки о родном крае, которые вы вместе с родителями сочинили.

Частушки: стихотворчество от родителей

Муз.рук: На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок. 

Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон 
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Исполнение песни “Светит месяц (Всем ребятам  раздаются народные шумовые инструменты).

Подведение итогов:

Муз.рук: Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего мероприятия знакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали?

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.



Предварительный просмотр:

Небольшая картотека подвижных Русских народных игр.
ИГРЫ-ДОГОНЯЛКИ (ЛОВИЛКИ)
Это игры, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих.
Простые догонялки в России называются салками или пятнашками. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила.

Правила ко всем салкам.
 
1. Ловить играющих (салить) - значит прикоснуться к кому-либо рукой или предметом (мячом, платочком, жгутом), но не хвататься за игрока и не тащить его.
2. Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за установленную границу считается пойманным и меняется ролью с салкой.
3. Каждый новый салка-водящий должен объявлять, что он стал салкой, чтобы все знали, от кого спасаться.

Простые догонялки Салки простые
 
Выбирают одного водящего (по жребию или по желанию). Водящий называется салкой. Условно устанавливают границы площадки, на которой будут играть. Все разбегаются в пределах этой площадки, а водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится салкой и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Теперь начинает ловить играющих новый водящий, а все убегают от «его в пределах площадки.
Салки с домом
Для убегающих чертится «дом», в котором они могут спасаться от салки, но долго находиться там не имеют права. 
Салки-приседалки
Салка ловит всех убегающих, кроме тех, которые, спасаясь от нее, приседают на 3-5 секунд (на счет 3—5). Присевшего салка не имеет права ловить в течение этого времени.
Ноги от земли
Спасаясь от салки, играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении салка не имеет права их салить.

Салки с мячами
 
У водящего салки в руках маленький или большой мяч. Объявив, что он салка, начинает бегать за убегающими и осаливает их мячом. В кого попадет, тот становится салкой. В этой игре лучше выбрать двух водящих. Они могут перебрасывать мяч друг другу и в удобный момент бросать мяч в убегающего. В кого попадет мяч, тот заменяет водящего.
Салки с ленточками
 
Все играющие, кроме водящего-салки, надевают за пояс или за воротник ленточку (бумажную, матерчатую) длиной в полметра. В этой игре салка должен догнать убегающего и выдернуть у него ленточку, после чего они меняются ролями, и бывший салка берет ленточку у пойманного и прикрепляет ее себе. Ленточка должна быть надета так, чтобы ее один конец был заткнут за пояс или за воротник, а другой конец был снаружи.
Салки-пересекалки

Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу догоняющему салке и тому, кто от него убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, салка должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, салка начинает ловить его. И так каждый раз салка ловит последнего перебежавшего дорогу, я если ему это удастся, они меняются ролями.
У медведя на бору
Выбирается водящий — медведь, он становится в углу площадки или помещения — в берлоге. Остальные играющие — дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между домом и берлогой медведя—;лес (бор), дети идут за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к медведю. Во время сбора грибов и ягод дети припевают:
У медведя на бору, Грибы, ягоды беру.
Медведь простыл, На печи застыл!
А медведь сидит, И на нас рычит!
Медведь притворяется спящим во время припева ребят. На последних словах медведь потягивается и бежит за ребятами, а они быстро поворачиваются и убегают к себе домой или разбегаются в стороны, стараясь не попасться медведю, и спасаются наконец у себя дома.
Кого медведь поймает, тот меняется с ним ролью. Если медведю не удастся поймать никого, он идет к себе в берлогу и продолжает водить.
Правила.
1. Медведь не имеет права выбегать и ловить ребят,
пока они не скажут последние слова речитатива.
2. Ловить можно только в установленных пределах площадки.
3. Если кто-либо из ребят убежит за пределы площадки, он становится водящим медведем или выбывает из игры (по договоренности).
Рыбачок
На площадке или на полу чертится круг диаметром в 2 — 3 шага. В центр его становится водящий — рыбачок. Все играющие — рыбки — становятся за кругом, окружив рыбачка. Рыбачок приседает, а рыбки говорят ему: «Рыбачок, рыбачок, ты поймай нас на крючок!» При последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает из своего круга и пытается поймать рыбку — осалить кого-либо из играющих, а рыбки разбегаются по площадке и стараются увернуться от рыбачка. Осаленный игрок становится новым рыбачком и идет в середину круга. Игра повторяется несколько раз.
Лучшими считаются рыбки, «и разу не пойманные.
Правила.
1. Выбегать за пределы площадки нельзя. Поэтому ее заранее надо ограничить. Кто убежит, становится водящим — рыбачком.
2. Рыбачок выбегает из круга только после слов «на крючок». Если выбежит раньше, ловля его рыбок не засчитывается.
3. Рыбачок обязательно сидит в круге или на корточках или на полу, скрестив ноги. Если он встанет раньше окончания речитатива, то его заменяют другим водящим.
 
Дедушка Мазай (Король, Затейник) 
Выбирают водящего — дедушку Мазая, остальные — зайцы. Дедушка Мазай находится на одной стороне площадки (зала) — на скамейке, у стены, у дерева и т. п. Это его дом. Зайцы размещаются на противоположной стороне площадки в своем доме, ограниченном чертой. Там они сговариваются по поводу того, что будут представлять перед дедушкой Мазаем (например, сбор грибов, купание, катание на лодках, оркестр и т. п.). Затем они идут к дедушке Мазаю и хором говорят:
«Здравствуй, дедушка Мазай!»
Он отвечает: «Здравствуйте, зайчатки! Где вы были, что делали?»
Все хором отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!»
И начинают движениями и мимикой изображать задуманное. Дедушка Мазай старается отгадать, что они показывают, и громко говорит об этом. Если дедушка не угадает, все кричат: «Нет!» — и продолжают пантомиму. Когда угадает, все кричат: «Да!» и убегают домой. Он их ловит.
Кого дедушка поймает, тот идет к нему в дом. Играют несколько раз (2—4), после чего выбирают нового дедушку.
В заключение игры отмечают лучших зайчат, ни разу не попавших к дедушке.
Правила.
1. Зайцы могут убегать только после того, как дедушка Мазай отгадает, что они задумали. Кто убежит раньше ответа «да», тот считается пойманным и идет к дедушке в дом.
2. Дедушка Мазай ловит зайцев только до черты их дома.
3. Пойманные находятся у дедушки Мазая в доме и не играют, пока не сменится дедушка. Можно отпускать пойманных. Тогда за каждого пойманного дедушка Мазай получает одно очко. В этом случае играют с одним и тем же дедушкой 3—5 раз (по договоренности), затем заменяют его кем-либо из самых ловких зайчат. Выигравшими считаются тот дедушка Мазай, который поймает больше зайцев за установленное количество раз, и зайцы, которые ни разу не были пойманы.
Быстро шагай, смотри не зевай!
(Тише едешь, дальше будешь)
На одной стороне площадки (зала) становится выбранный водящий. На другой стороне на расстоянии 15 — 30 м чертится линия, за которой находятся все остальные играющие, выстроившиеся в шеренгу. Водящий поворачивается к играющим спиной и, стоя так, говорит:
Быстро шагай, Смотри не зевай! Раз, два, три!
На словах «раз, два, три» все играющие шагают вперед, приближаясь к водящему. После слова «три» они должны замереть, а водящий поворачивается лицом к ним и смотрит, кто не замер. Кто шевельнется, должен по указанию водящего вернуться за линию, с которой начинали идти. Затем водящий опять поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстрей шагай» и т. д. Все играющие опять продвигаются вперед, стремясь вовремя остановиться и «замереть» на месте без движения. Водящий поворачивается к ним и опять указывает, кому вернуться назад за линию. И так игра продолжается до тех пор, пока кто-либо не дойдет до водящего и яе коснется его рукой. После этого все поворачиваются и убегают к себе за линию — домой. Водящий же после прикосновения к нему догоняет их. Кого он поймает до линии дома, тот становится водящим, и игра начинается снова. В заключение отмечаются те игроки, которые ни разу не были пойманы.
Правила.
Продвигаться можно только шагом, кто приближается к
водящему бегом, тот отправляется за линию дома.
Уголки
Желательно, чтобы в этой игре участвовали 5 или более человек. Все игроки — мышки. Четыре мышки становятся по углам комнаты, а одна в середине (если играют в комнате). При игре на площадке для мышек чертятся кружки на расстоянии 10 шагов один от другого. Водящая мышка подходит к какой-нибудь 1из стоящих в углу (или в кружке) и говорит: «Мышка-мышка, «уступи (или продай) свой уголок!» Та отказывается. Тогда водящая идет к другой, а в это время отказавшаяся мышка меняется местом с другой. Водящая мышка стремится занять место какой-нибудь из них. Если ей удастся занять место, то водящей становится мышка, оставшаяся без места.
Так игра продолжается. По окончании отмечается самая ловкая мышка.
Правила. 1. Мышка меняет место только после того, как она откажет водящей уступить свое. Если она выбежит раньше, то становится водящей мышкой. 2. Вызванная мышка может меняться местом с любой мышкой, указав, с какой именно, взмахом руки или моргнув ей.

Игры подвижные на улице 

Усложненные догонялки 
Гуси-лебеди 
Из играющих выбираются пастух и волк. На одной стороне площадки (или зала) проводится линия, отделяющая гусятник, а на другой стороне — линия, за которой находится пастбище. Все играющие, кроме водящих,—гуси и лебеди. Они становятся в ряд в гусятнике. Первый водящий пастух располагается сбоку |от гусей, а волк — в конце площадки (пастбища). Пастух говорит: «Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!» Все гуси и лебеди летят на пастбище, подражая птицам, и гуляют на нем свободно, пока пастух не закричит: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!» Они убегают к себе в гусятник, а волк их ловит до линии гусятника. Пойманных подсчитывают и отпускают в их стадо или ведут в волчье логово (заранее нарисованное сбоку) и остаются там до замены водящего волка.
Играют с одним волком 2—3 раза, затем выбирают нового волка и пастуха из пойманных. Играют по желанию несколько раз. В заключение отмечаются лучшие гуси (ни разу не пойманные) и лучший волк (сумевший поймать больше гусей). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все гуси-лебеди.
Игру можно усложнить, поставив препятствия «а пути гусей из пастбища до гусятника: нарисовать коридор — ров, который надо перепрыгнуть, или натянуть веревочку или поставить скамейку (забор), через которые надо перепрыгнуть или перелезть,
Правила. 1. Гуси могут выбегать из гусятника и возвращаться в него только после команды пастуха. 2. Волк может ловить только до линии гусятника.
В этой игре можно вести разговор между пастухом и гусями. После слов «серый волк под горой» гуси спрашивают: «А что он там делает?» Пастух отвечает: «Гусей щиплет!» — «Каких?» — «Серых да белых!» — и после этого играющие бегут в гусятник.
Волк во рву 
В центре площадки или зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 1—2 м. Это ров, в котором живет волк — водящий. Ров может быть не обязательно прямым, с одной стороны по уже, а с другой — по шире. Все остальные играющие — козы. Они располагаются на одной стороне от рва примерно в 4—5 м от него. Можно начертить линию их дома. На другой стороне от рва на расстоянии также 1—2 м — пастбище, на котором пасутся козы. По сигналу ведущего козы из дома идут на пастбище, перепрыгивая по дороге ров. Во время перепрыгивания волк, не выходя из рва, старается поймать козу (осалить). Пойманные козы выходят за пределы площадки. По сигналу ведущего остальные козы возвращаются домой и опять перепрыгивают ров, а волк их ловит в это время.
Каждый раз пойманная коза отходит в сторону. Играют с одним волком 4—6 раз. Затем выбирается новый водящий волк из непойманных коз, а бывшие пойманные возвращаются в свое стадо. Игра возобновляется.
Если играющих немного, то играют до тех пор, пока волк не поймает всех коз.
Правила. 1. Волк может ловить (салить) козу только в момент ее прыжка через ров. По договоренности волк салит и коз, которые стоят рядом со рвом, но при этом он не имеет права вы-ходить из рва. 2. Коза, не перепрыгнувшая ров, а перебежавшая его, считается пойманной. 3. Если коза задержалась у рва, боясь волка, руководитель игры считает до трех, после чего она обязана перепрыгнуть через ров, в противном случае она считается осаленной.
Терем 
Выбирается вожак. На двух противоположных сторонах площадки (или зала) чертятся две линии. Примерное расстояние между ними 10—20 м. Все играющие становятся за одной линией. Вожак, стоя в середине площадки, поворачивается к ним лицом.
Все говорят:
«Терем-терем, за всяким деревом!
Дуб, калач, стань, не плачь!»
— и бегут на другую сторону, а вожак их ловит. Можно слова приговаривать и во время перебежки. Пойманный становится вожаком, а бывший идет на его место. И так все время после произнесения речитатива ребята перебегают на другую сторону площадки, стараясь не попасть под руку вожаку. В старые времена в эту игру играли на улице, ведь тогда в городах почти не было движения транспорта.


Веселые ребята 
На противоположных сторонах площадки чертятся линиями два дома. Расстояние между ними 10—20 м. Между домами в центре площадки становится водящий. Остальные играющие — за линией одного дома. Водящий обращается к играющим: «Раз, два, три!» Все играющие говорят хором:
Мы - веселые ребята2р, Любим бегать и играть. А ну, попробуй нас догнать!
После этого все перебегают на противоположную сторону за линию другого дома. Водящий ловит перебегающих. Пойманные отходят в сторону. Когда все перебегут, водящий опять считает: «Раз, два, три!» — и все, сказав речитатив, бегут обратно в другой дом. Пойманные отходят в сторону. После 2—3 пробежек подсчитывают пойманных, выбирают нового водящего из непойманных, а пойманные включаются в игру, и все начинается сна-чала.
Играют несколько раз. В заключение отмечаются ребята, ни разу непойманные, а также лучшие водящие, сумевшие поймать наибольшее число играющих за установленное количество перебежек.
Правила к играм «Терем» и «ребята». 1. Выбежав из дома, нельзя сразу возвращаться назад; игрок, поступивший так, считается пойманным. 2. Водящий может ловить игроков только до линии дома. Осаленный за линией пойманным не считается.
Ловля парами 
Эта игра рекомендуется подросткам и молодежи. Она родилась из детской игры «Белый медведь».
Один играющий находится в стороне. Все остальные размещаются произвольно на ограниченной площадке. По сигналу водящий начинает ловить убегающих. Поймав кого-либо, он берет его за руку, и они вдвоем начинают ловить других, окружая свободными руками. Пойманный отходит в сторону. Когда пойман второй, они образуют новую пару и начинают ловить самостоятельно. Таким образом, количество пар все время увеличивается, и убегающим становится все труднее спасаться от многих пар, бегущих за ними. Игра кончается, когда все переловлены. ••
Правила.
1. Во время ловли пары не имеют право разъединять руки, в противном случае пойманный отпускается.
2. Пойманный имеет право выскочить или выскользнуть из окружившей его пары, пока они не соединят свободные руки.
3. Бегать можно только в пределах установленной площадки. Выбежавший за ее границу считается
Два Мороза 
Построение играющих такое же, как и в двух предыдущих играх. В этой игре выбираются двое водящих — один из них — Мороз красный нос, а другой — Мороз синий нос. Все остальные играющие ребята находятся за линией одного дома, а Морозы становятся посреди площадки между домом и школой.
Морозы обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые, Два Мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я Мороз — красный нос. Другой:
Я Мороз — синий нос. И вместе:
Кто из вас решится. В путь-дороженьку пуститься?
И ребята отвечают:
Не боимся мы угроз. И не страшен нам мороз!
После этих слов ребята бегут из дома в школу (за линию на противоположной стороне площадки). Морозы ловят их и замораживают перебегающих: осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил Мороз.
Затем Морозы опять обращаются к ребятам со словами:
«Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»
Ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая замороженных ребят: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным игрокам. Морозы замораживают перебегающих ребят и тем самым мешают им выручать замороженных.
После 2—4 перебежек выбирают новых Морозов из непойманных ребят, а пойманных подсчитывают и отпускают. Игра начинается сначала.
Водящих меняют 3—4 раза. В конце игры отмечаются ребята, не попавшиеся Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
Правила.
1. Играющие выбегают из дома только после слов -«и не страшен нам мороз!». Кто выбежит раньше, считается пойманным и становится на место, которое укажет ему Мороз.
2. Выбежав из дома или школы, нельзя бежать обратно или задерживаться. В том и другом случае игрок считается пойманным.
3. Пойманный останавливается на площадке на том месте, где его поймали, и не имеет права сходить с него, пока его не отморозят.
Краски 
Выбираются двое водящих — один из них продавец, другой — покупатель. Все остальные изображают собой краски. Краски усаживаются в одной стороне на скамейке, на бревне и т. п.— в магазине. Около них находится продавец. Покупатель отходит в сторону. На расстоянии 15—20 м от магазина ставится какой-нибудь предмет или чертится кружок.
Продавец назначает каждого играющего быть каким-либо цветом краски, или сами играющие выбирают себе цвет, все — разные. Один цвет давать двум игрокам нельзя.
Приходит покупатель и спрашивает себе нужную ему краску.
Если такая краска есть, продавец говорит ему об этом и сообщает цену — допустим, 20 коп. Игрок-краска должен встать.
Покупатель начинает платить, то есть слегка ударять по руке продавца. Как только он начинает платить, краска убегает до установленного предмета или кружка и старается вернуться на место,
в магазин. Покупатель, заплатив за краску, бежит за ней. Если ему удастся ее догнать, то он краску забирает себе. Если не удается, то краска остается в магазине, но уже меняет свой цвет.
Так игра продолжается 4 — 5 раз, после чего выбирают нового покупателя и продавца, а все ребята меняют названия своих красок втайне от покупателя. Игра начинается сначала.
Когда покупатель покупает краску, он может торговаться с продавцом. Продавец назначает, допустим, 10 копеек, а покупатель дает не более 5 копеек. Продавец может уступить. Дороже 20 копеек продавать не следует, так как очень трудно покупателю после счета поймать убежавшую краску.
Правила. 
1. Краска начинает убегать только тогда, когда начинается расплата. По договоренности — после расплаты. Если это правило не соблюдено, то считается, что краска поймана, то есть, куплена.
2. Купленные краски идут к покупателю и не играют, пока он не сменится.
3. Краска должна обязательно добежать до установленного места и вернуться обратно. Покупатель ловит ее на любом пути. Если краска не добежит до установленного места или убежит далеко в сторону, она считается пойманной.



Предварительный просмотр:

"Народная песня — душа народа"

Цель мероприятия: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

Задачи: 

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • учить слушать музыку;
  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Ход занятия:

Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин.

Муз.рук: Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово, 
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия, 
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют 
Одним широким словом “Русь”.

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

У всех нас есть свой день рождения, вы знаете, в каком месяце вы родились и какого числа. А вот русская народная песня не имеет дня рождения, никто не знает, когда появилась первая народная песня.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - вид  творчества русского народа с глубокой древности. Тесно связаная с жизнью и бытом, устно передаваемая от поколения к поколению. Русская  народная песня богата различными  жанрами: трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, исторические песни, былины, духовные стихи, лирические протяжные песни, частушки и др.

Муз.рук: Есть песни народные и композиторские .Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Ответ детей: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

Муз.рук: О чем мы узнаем в песнях? 

(Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях , по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) 

Жанры народных песен бывают: трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. 

Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на занятии мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.

Знакомство с детскими народными песнями: “Во саду ли в огороде”, «Валенки»,Ах, вы, сени», «Как на тоненький ледок », Ехал Иванушка».

Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку:

Наряд ее мягкий, чудесен, 
Нет деревца сердцу милей, 
И сколько задумчивых песен 
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Знакомство с песней “Во поле береза стояла

Муз.рук: О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Знакомство с русской народной песней “На горе-то калина” 

прослушивание песни

Муз.рук: Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова (Калина, малина)

Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)

Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.

Разучивание песни с движениями.(Ка-ли-на, ма-ли-на)

Исполнение песни с плясовыми элементами.

Муз.рук: Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки. А кто знает, что такое частушка?

Сегодня на нашем занятии будут звучать частушки о родном крае, которые вы вместе с родителями сочинили.

Частушки: стихотворчество от родителей

Муз.рук: На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок. 

Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон 
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Исполнение песни “Светит месяц (Всем ребятам  раздаются народные шумовые инструменты).

Подведение итогов:

Муз.рук: Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего мероприятия знакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали?

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.



Предварительный просмотр:

СВЯТКИ (СВЯТОЧНАЯ НЕДЕЛЯ)

Святки

Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

ИСТОРИЯ

https://schci.ru/sites/default/files/resize/traditsii/Svyatki_1-500x282.jpg

Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

https://schci.ru/sites/default/files/resize/traditsii/Svyatki_2-500x334.jpg

Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.

https://schci.ru/sites/default/files/resize/traditsii/Svyatki_3-500x389.jpg

Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.

ПРАЗДНОВАНИЕ

гадания на святки

Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.

колядки

Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.

народные забавы

Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.

Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.

народные гулянья

Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.

Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

История возникновения Масленицы

Это рассказ об истории возникновения народного праздника Масленица. Полезная информация для школьников.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

Широкая Масленица,

Мы тобой хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый шумный и веселый в народном календаре праздник. Причем, каждый год время Масленицы меняется, ведь это - «переходящий» праздник, время которого зависит от того, когда в данный год будет праздноваться Пасха (отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния). На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Однако Масленица берет начало еще в языческих традициях наших далеких предков - древних славян, которые в конце февраля - начале марта устраивали проводы Зимы - праздник, посвященный рождающемуся Солнцу. Потому и эмблемой этого старинного праздника стал блин, как знак Солнца.

Вообще настоящий народный праздник в разных странах - это праздник зимний, или ранневесенний, или позднеосенний, потому что в середине года не до плясок: надо растить и собирать урожай. По Далю, Масленица - Масляница, Масленика, Масляная, Масленая неделя, сырная неделя до Великого поста. «Праздновать масляну, пировать, гулять».

В христианской религии масляная или мясопустная неделя - на которой верующим уже запрещается есть мясо, но еще разрешается во все дни - рыба, яйца и молочные продукты. Это последняя неделя перед строгим временем Великого поста, поэтому народ стремится в течение нее налакомиться, нагуляться и навеселиться впрок.

Наши предки Масленицу отмечали повсеместно с маскарадными шествиями, катаниями с ледяных горок, на санях и каруселях, походами в гости, балаганами, ритуальными кострами, величанием молодоженов, играми и боями. По красоте, поэтичности, традициям и озорству это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников в канун Великого поста.

Наконец, Масленицу называют тризной по умершей зиме-стуже. Россия - страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы - всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пили чарками вино, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души.

В 1722 году по случаю заключения мира со Швецией Петр I в присутствии иностранных послов открыл праздник красивым зрелищем. Сам в парадном мундире ехал по сугробам на «корабле», запряженном шестнадцатью лошадьми. Далее на санях двигались другие корабли. Палили пушки. Вот так отмечали Масленицу при Петре I.

Дни Масленицы. Названия

Рассмотрим дни масленицы и дадим их названия и характеристику.

Каждый день Масленицы имеет свое название.

Первый день Масленицы: Понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы - «заигрыши»

С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.

В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.

Третий день Масленицы - «лакомка»

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею...

Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

Что такое Великой Пост?

Великий Пост является самым древним, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью, Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Еще в Ветхом Завете Господь повелел людям каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали), чтобы иметь благословение во всех делах своих.

Учитывая это, а также в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, святыми Апостолами для пользы людей было установлено приблизительно десятую часть года (около 36 дней, не считая воскресных), т. е. время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы потом иметь благословение в делах.

Это время молитвы и покаяния, когда каждый должен, отрешившись от житейских благ, развлечений и увеселений, посвятить время очищению и возвышению души: осознать и испросить у Господа прощения своих грехов (постом и исповедью), чтобы затем, согласно заповеди Спасителя, достойно причаститься Святых Христовых Тайн.

Во время поста запрещается: устроительство и участие в играх; пение, танцы, слушание музыки, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ (кроме информационных), вступление в брак. Нельзя врать, сквернословить, осуждать кого-либо. Первая и последняя неделя поста являются особо строгими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Проект "Кладовая детского фольклора"

Проект "Кладовая детского фольклора"...

Проект для разновозрастных групп ДОУ «Сказочная кладовая детского фольклора» (совместно с Гоноховской сельской библиотекой №7)

Цель проектасоздать систему этнокультурного образования  воспитанников ДОУ, внедряя инновационные формы взаимодействия с семьёй  и социумом в рамках реализации ФГОС второго поколенияОсновные...