Проект для разновозрастных групп ДОУ «Сказочная кладовая детского фольклора» (совместно с Гоноховской сельской библиотекой №7)
проект
Цель проекта | создать систему этнокультурного образования воспитанников ДОУ, внедряя инновационные формы взаимодействия с семьёй и социумом в рамках реализации ФГОС второго поколения |
Основные задачи проекта | -способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культурном наследии своего народа; -формировать эмоционально-положительное и толерантное отношение к усвоению этнокультурного наследия; -развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_bibliotekoy.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Гоноховский детский сад,
филиал МБДОУ «Детский сад №189»
Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Проект для разновозрастных групп ДОУ
«Сказочная кладовая детского фольклора»
(совместно с Гоноховской сельской библиотекой №7)
Воспитатели: Протасова О.Г.
Суровцева Е.А.
2022 год
Цель проекта | создать систему этнокультурного образования воспитанников ДОУ, внедряя инновационные формы взаимодействия с семьёй и социумом в рамках реализации ФГОС второго поколения |
Основные задачи проекта | -способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культурном наследии своего народа; -формировать эмоционально-положительное и толерантное отношение к усвоению этнокультурного наследия; -развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества |
Сроки реализации проекта | Январь – декабрь 2022 год |
Участники проекта | Педагоги ДОУ, воспитанники ДОУ и их родители, работник библиотеки |
Место реализации проекта | Гоноховский детский сад, с. Гонохово, Каменский район, Алтайский край |
- Информационная справка
В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от той среды, в которой ребёнок живёт.
На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса в создании воспитывающей и развивающей среды. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, использовать возможности семьи для этнокультурного образования.
Другое, не менее значимое направление – сотрудничество с различными составляющими социума: школой, сельской библиотекой, Домом культуры, общественными организациями. Все вместе они способны создать воспитывающую среду, которая будет способствовать успешному этнокультурному образованию воспитанников ДОУ.
Сегодня в сфере образования появилось большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику образовательно- воспитательного процесса в ДОУ.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования работы дошкольного учреждения. Инновационная деятельность – это процесс, который позволяет ДОУ перейти на более качественную ступень развития, достичь целей, поставленных в ФГОС второго поколения. Не является исключением и область этнокультурного образования дошкольников.
Педагогический коллектив детского сада, социум обладают необходимыми ресурсами для выстраивания системы работы и создания на этой основе среды способствующей эффективному этнокультурному образованию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС второго поколения:
- педагогические кадры соответствующие современным требованиям;
-материальную базу: краеведческий уголок, современные технические средства, методическую литературу;
-опыт взаимодействия с социумом села и сотрудничества с родителями по созданию единой развивающей и воспитывающей среды;
2.Анализ актуальных проблем
а) Современная культура всё дальше уходит от традиционной русской культуры, теряются ценные сведения об образе жизни русского народа, забываются народные традиции и обычаи. Но основой патриотического воспитания являются именно эти первичные понятия: дом, семья, родители, малая родина.
б) Педагогический коллектив ДОУ в условиях села не имеет возможности создать необходимые условия для полноценного этнокультурного образования. Необходимо объединить усилия всего сельского социума.
3. Обоснование возможности решения выявленных проблем посредством осуществления просветительского педагогического проекта, ориентированного на реализацию инновационных форм взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС второго поколения
Реализация педагогического проекта позволяет частично решить, смягчить выделенные проблемы.
Проблема | Возможности решения проблем с помощью проекта |
Современная культура всё дальше уходит от традиционной русской культуры, теряются ценные сведения об образе жизни русского народа, эабываются народные традиции и обычаи. Но основой патриотического воспитания являются именно эти первичные понятия: дом, семья, родители, малая родина. | Выстроить систему этнокультурного образования воспитанников ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. |
Педагогический коллектив ДОУ в условиях села не имеет возможности создать необходимые условия для полноценного этнокультурного образования. Необходимо объединить усилия всего сельского социума. | Установить взаимодействие со школой, сельской библиотекой, культурно-досуговым центром, общественными организациями села при создании системы этнокультурного образования воспитанников ДОУ |
4. Методологическая основа проекта.
- Опыт К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и других выдающихся русских мыслителей стал основой появления в отечественной педагогике этнокультурной парадигмы, которой занималась Т.И. Бакланова. В рамках этой парадигмы в России развернулось широкое инновационное движение, которое утвердило в системе образования в сфере культуры и искусства качественно новое направление, сущность которого отразилась в понятиях «этнокультурное образование» и «этнохудожественное образование».
- Особую роль в развитии этого движения принадлежит Г.Н.Волкову, И.Ф.Гончарову, Т.И.Гончаровой и другим современным исследователям этнопедагогики и национального образования.
-Е.П.Арнаутова и В.М.Иванова обосновали положение, что ни один из вопросов воспитания не может быть успешно решён детским садом без сотрудничества с семьей.
-А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции; пропагандировать национальное искусство, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; сочетать новое содержание с богатым опытом народной педагогики.
-Л. М. Кларина разработала комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы).
-Т.Н. Доронова, Г.В.Глушакова, Т.И.Гризик разработали методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
-Исследователи А.Г. Абсалямова, Р.Л. Агишева, Т.И. Бабаева, С.Д. Кириенко, С.Н. Федорова, А.Н. Фролова, Л.В. Кокуева и др. доказали значимость средств этнографической культуры в воспитании социально-культурного поведения детей. С.Н. Федорова отмечает: «Ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
- Опыт работы авторов проекта по созданию единой образовательно-воспитательной среды.
Большое внимание уделяют работе с родителями, школой, сельской библиотекой КДЦ так как считают, что только совместная деятельность дает положительные результаты в развитии и воспитании детей в условиях села. Используют разнообразные формы работы: родительские собрания «Круглый стол», «Давайте поиграем», фотовыставки, дни открытых дверей, беседы, консультации, анкетирование, наглядно-информационные тематические папки-передвижки, буклеты, проводятся совместные праздники со школой, сельской библиотекой, культурно-досуговым центром, создан краеведческий уголок в ДОУ..
Совместная работа с родителями и социумом дала следующие результаты: родители оказывают помощь в оформлении группы, в создании атрибутов для игр, принимают активное участие в акциях по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Совместная работа с сельской библиотекой КДЦ значительно улучшила базу для проведения программных занятий, кружков, мероприятий воспитательного характера.
Концепция проекта
- Основные положения.
Цель данного проекта - создать систему этнокультурного образования воспитанников ДОУ внедряя инновационные формы взаимодействия с семьёй и социумом в рамках реализации ФГОС второго поколения
Задачи:
- способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культурном наследии своего народа;
- формировать эмоционально-положительное и толерантное отношение к усвоению этнокультурного наследия;
- развивать умение отражать этнокультурные традиции ф разных видах детского творчества.
Гипотеза – выстроенная система работы будет способствовать решению задач эффективного этнокультурного образования воспитанников ДОУ.
Актуальность проекта:
Семья, социум и дошкольное учреждение – важные институты социализации детей. Для успешного развития ребёнка необходимы их взаимодействие и сотрудничество. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом педагог ставит перед собой задачу сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, педагогического процесса, использовать возможности окружающей среды (социума). Появление данного проекта является актуальным и вызвано необходимостью:
- привлечь внимание родителей, педагогов ДОУ, социум села к проблеме сохранения русской народной культуры и ее традиций;
- создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, приобщить их к традициям и особенностям русского народного художественного творчества в условиях села;
- прививать любовь к родному дому, семье, малой родине.
Теоретическая значимость проекта состоит в том, что в нем определены основные направления и этапы работы по внедрению в практику работы инновационных форм взаимодействия с социумом и родителями в условиях села по созданию системы этнокультурного образования. Возможно применение в условиях города после коррекции системы.
Практическая значимость проекта:
Предполагается разработать систему этнокультурного образования средней и старшей группы детсада, которая будет основой развития ребёнка, основой патриотического воспитания в условиях села. Опыт реализации проекта возможно применить в других ДОУ, школах.
Новизна данного проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в проекте, в отборе и сочетании различных педагогических технологий. Инновационным этот проект является для образовательных учреждений района и края, особенно сельских.
Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности педагогов, и родителей, инструментом целевого формирования среды этнокультурного образования ребенка в условиях ДОУ.
- Принципы реализации проекта
1.Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, представителю социума, ребенку предоставлено право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное – сотрудничество, а не наставничество.
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов, родителей, представителей социума, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, единства педагогических влияний на него.
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей и социумом, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок, увидеть результаты его творчества;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- опору на положительные стороны родителей и детей;
4. Индивидуальный подход
Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями и представителями социума. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Представители социума не имеют педагогического образования, опыта, поэтому им требуется помощь педагогов постоянно, консультирование по вопросам проведения мероприятий.
- Содержание проекта
Год народного искусства и нематериального культурного наследия | ||||
Литературные занятия "Сказочная кладовая детского фольклора" (темы) | Форма проведения | возраст | месяц | участники |
"В мире сказок и былин" | литературная светёлка | 0+ | январь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Гуляй на Святки без оглядки" | святочные посиделки | 0+ | январь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"В нашем доме возле печки, старичок один живёт!" | день рождения домового | 0+ | февраль | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Масленица хороша -широка её душа!" | фольклорный праздник | 0+ | февраль | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"ЗаМУРчательный фольклор" | праздник кошек | 0+ | март | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Сон лучше всякого лекарства" | фольклорные вечорки | 0+ | март | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Курица Федорка , да петух Егорка с праздником поздравляют, счастья желают" (Пасха) | фольклорный праздник | 0+ | апрель | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Почитаем, поиграем" | театр сказочного фольклора | 0+ | апрель | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Преданья старины глубокой" (дети читают для детей) Участие в краевой сетевой акции «День детской краеведческой книги на Алтае-2022» в рамках Общероссийского дня библиотек | книготур по фольклору родного края | 0+ | май | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Бог любит Троицу" | фольклорный праздник | 0+ | июнь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Где песня льётся, там легче живётся" | летняя круговерть | 0+ | июнь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Ивана Купала - обливай кого попало" | фольклорный праздник | 0+ | июль | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Три великих Спаса" | фольклорный праздник | 0+ | август | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Дорога ложка к обеду" | праздник деревянной ложки | 0+ | август | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Осенины" | фольклорный праздник | 0+ | сентябрь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Ехал Грека через реку.." | день весёлых небылиц | 0+ | сентябрь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Ах, матрёшка, матрёшка. Хороша не рассказать!" | праздник матрёшки | 0+ | октябрь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Без капусты щи не густы" | капустные посиделки | 0+ | октябрь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
"Полна хата ребят" | фольклорные посиделки | 0+ | ноябрь | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
Книжные выставки | ||||
"Лукошко сказок" | выставка | 0+ | в т.г. | ДОУ Гоноховская СБ №7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие дошкольной группы и семьи в воспитании и развитии ребенка в сельской местности"
В рамках задач, поставленных Президентом Российской Федерации по повышению престижа российской семьи, в настоящее время на государственном уровне назрела необходимость привлечения в...
Творческий проект в разновозрастной группе детского сада «Этот день победы».
Творческий проект в разновозрастной группе детского сада «Этот день победы».Задачи проекта:· Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войн...
Проект в разновозрастной группе "Развитие речи по средствам русского фольклора"
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении ...
Особенности проведения выпускного утренника в разновозрастной группе ДОУ ." Сказочная катавасия" .
Содержание выпускного утренника в разновозрастной группе " Смешарики".Было столько огорчений при распределении репертуара по группам. Все дети хотели быть выпускниками.Но увы !!Главной моей ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе по познавательному развитию «Русский фольклор в сказках и загадках»
Сказки поучительны, увлекательны и они повсюду! Самые первые помошники педагога....
Статья "Кладовая детского фольклора"
Статья...
Проект "Кладовая детского фольклора"
Проект "Кладовая детского фольклора"...