Народные музыкальные традиции в дошкольном воспитании.
статья

Чурина Оксана Александровна

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности.   В детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам русской национальной культуры  должны быть одним из главных направлений общего художественно — эстетического воспитания дошкольника. В статье отражён опыт работы знакомства дошкольников с русскими народными инструментами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Народные музыкальные традиции  в дошкольном воспитании.

                          Игра на   народных инструментах  в ДОУ

 Приобщение детей к народной культуре, как направление отечественной педагогической мысли, стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

       Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура  диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

      Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

   На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить.

             История развития народного музыкального инструментария

Эволюция народного инструментария–это наглядное отражение эстетических взглядов народа и его культуры .

                              Характерные признаки народных инструментов.

   Утилитарность. Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, имели практическое предназначение (рубель, ложка, сторожевая колотушка и т.д.)

  Природосообразность- музыкальная практика народных исполниетелей, ориентированная на взаимодействие с животным миром имеет определенную функциональность:

-отпугивающая функция (игра на свистках, трещотках и др.);

-приманивающая функция ( исполнительство на разных видах манков);

-сигнальная функция (исполнительство на пастушьих и сигнально-охранных инструмента).

                Преемственность и традиционность народного музыкального инструментального искусства обусловливает своеобразие художественных промыслов и культуры исполнительства в отдельных регионах

 Название инструментов подсказывает их изготовление и территорию бытования

  Назначение инструментов формировалось в системе личностных, бытовых, исторических и культурных связей, сложившихся в каждой местности

(тульская гармоника, дымковская свистулька, курская трещотка, саратовская гармоника)

    Праздничная функция . Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляниях. Художественное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения, особой приподнятой атмосферы.

    Каждый народный музыкальный инструмент, как и любое произведение искусства, является неповторимым созданием, что свидетельствует об авторской оригинальности мастера,  его изготовившего.

       Связь народных инструментов с русским языком подтверждает этимология их названий, а также  многочисленные упоминания об инструментах в устном народном творчестве. (шаркунок- шаркает, погремушка –способность греметь,

   Виды детских музыкальных инструментов

Безвучные

- эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты.

-создание игровой ситуации

-подражание игре взрослых музыкантов

-развитие творческого воображения и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие

-игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты ( погремушки,бубны ,барабаны, треугольники  и т.п.)

-игрушки –инструменты, которые могут воспроизводить только один звук определенной высоты (свистулька, рожки).Могли только ритмический рисунок изобразить

- игрушки с фиксированной мелодией (органчики, шарманки

- игрушки –инструменты с диатоническим рядом (металлофонгармошки, губные гармошки и др.)   Искусство игры на русских народных  музыкальных  инструментах  имеет многовековую историю.  На протяжении многих столетий в народе бытовали различные ударные, духовые и струнные инструменты, и играли на них  везде: в народе- на семейных, общинных, уличных гуляниях, при княжеских дворах – на торжественных и увеселительных мероприятиях и, конечно же, в войсках- на парадах и в часы отдыха служивых.

   Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Современный перечень только ударных фольклорных инструментов насчитывает около тридцати наименований. Первыми профессиональными исполнителями на русских народных инструментах были скоморохи. Однако совершенно неизвестно, кто и когда впервые догадался использовать в качестве музыкальных инструментов  предметы домашнего быта, такие  как ложки, «рубель», кокошник», пастуший барабан. Можно лишь предположить, что в пылу веселых празднеств, в процессе исполнения залихватских русских плясок, задорных песен и частушек, люди брали попадавшиеся в руки предметы домашнего быта и аккомпанировали себе на них.

    Все перечисленные предметы уже стали музыкальными инструментами, потеряв свое первоначальное предназначение, а вот деревянные ложки до сих пор являются распространенным предметом быта и в то же время они являются самым популярным и колоритным народным музыкальным инструментом. Наряду с гуслями, балалайкой и гармошкой ложки по праву можно считать символом русского музыкального искусства, символом широкой души русского человека.

    Ложки широко используются в певческих и инструментальных коллективах. Игра на ложках доступна и детям, так как способы и приемы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры.

                      Этапы обучения на музыкальных инструментах

1. Знакомство с инструментами- история создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями.  Можно рассказать сказку о Садко, а также сказки Афанасьева, где рассказывается об инструментах.

2. Постановка исполнительского аппарата- корпуса рук, амбушюр,и т.д.

3. Освоение основных приемов звукоизвлечения;

4.Развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения.

5. Работа над музыкальным произведением.

    При создании оркестра можно выделить группы ложек, группы свистящих, ударных бантиками, ленточками или особыми атрибутами, при показе вступления определенной группы. Дети щепетильны к таким мелочам и проявляют внимательность и ответственность при выступлении.

                Методика обучения игре на ударных инструментах

 Познают как образуется звук:

- при ударе пальцев, ладошки, молоточков

-в результате встряхивания

-трения (скольжения)

-других приемов звукообразования, в том числе и смешанных

-познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности)

-приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов(создание остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов,  звукоимитаций, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.) 

  В детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам русской национальной культуры  должны быть одним из главных направлений общего художественно — эстетического воспитания дошкольника. Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников.  Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры- значит сохранять традиции и обычаи наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

   Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...

Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

   Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...

Статья с мини-презентацией по теме:“ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. ...

Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность проекта     Актуальность проекта  определяется возрастанием роли, национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном ...

Долгосрочный проект по приобщению воспитанников в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет к народным духовным традициям и нравственно-патриотическому воспитанию через музыкальную деятельность «Музыкальный калейдоскоп» (ОО «Художественно-эстетическое развит

Долгосрочный проектпо приобщению воспитанников в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет к народным духовным  традициям и нравственно-патриотическому воспитанию через музыкальную деятельн...