Статья с мини-презентацией по теме:“ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
статья (старшая группа) по теме
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдруг мы выбрали Японию? Потому что это страна, несмотря на технологический прогресс, выдающиеся изобретения в области науки, осталась верна своим традициям, своей национальной культуре. В этом смысле мы, россияне, можем поучиться у японцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_teoretich._chast.docx | 844.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 724 города Москвы
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Авторы:
учитель-дефектолог Волчкова А.Ю.
воспитатель Кибиткина Е.В.
учитель-дефектолог Лаук Ю.А.
Москва,2014 год.
Педагог держит в руках фарфоровую японскую куклу Йоко в национальном костюме. Кукла вежливо здоровается с гостями по-японски, всем кланяется.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдруг мы выбрали Японию? Потому что это страна, несмотря на технологический прогресс, выдающиеся изобретения в области науки, осталась верна своим традициям, своей национальной культуре. В этом смысле мы, россияне, можем поучиться у японцев.
До середины 19-го века Япония была изолирована от европейского влияния, этим и объясняется верность патриархальным традициям в семьях японцев. В каждой японской семье у детей воспитывают почтение к старшим, умение усердно трудиться, целеустремленность, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, семьи, Родины. В детском саду у детей воспитывают самостоятельность, умение мирно разрешить конфликтную ситуацию, развивают физическую выносливость, ловкость. Главная цель и для педагогов, и для родителей – воспитание не только законопослушного гражданина, но и личности творческой, живущей в гармонии с самим собой. Дни рождения детей считаются в семьях японцев большими праздниками, но поздравляют и дарят подарки в этот день в основном родителям. Японцы очень почитают своих предков, бережно хранят и передают из поколения в поколение семейные истории и легенды. Умерших предков японцы поминают в храмах, принося с собой свечи и цветы, зажигают разноцветные фонарики и в знак памяти о любимом человеке пускают плыть эти фонарики по реке (река символизирует жизненный путь).
Традиционное жилище японской семьи скромно, в доме есть комната с икебаной и зимним садом.
Маленького японца с детских лет учат видеть, понимать и созерцать красоту даже в самом скромном пейзаже. Около каждого японского домика разбит маленький сад с карликовыми деревьями, причудливыми камнями, цветами и крошечным водоемом. За садом расположен чайный домик – место проведения чайной церемонии. Для чайной церемонии обязательны: национальная нарядная одежда – кимоно, красивая фарфоровая посуда, изысканные сорта чая. Старинная посуда из тончайшего фарфора подается самым почетным гостям, причем эта посуда может иметь на себе следы времени (легкие трещинки, склеенные фрагменты). Японцы рассказывают гостю, кто и когда из почетных гостей дома пил чай из этой посуды. Во время чайной церемонии гости и хозяева отдыхают, ведут философские беседы, читают стихи.
Национальная одежда японцев – кимоно. Кимоно надевают для проведения чайной церемонии, театрализованных действий, народных и религиозных праздников. В праздник Совершеннолетия юные японки в кимоно нежных тонов выходят на улицу, и вся Япония становится похожей на цветущий сад. Цвет кимоно обычно гармонирует со временем года: весной носят кимоно цвета вишни и сливы, летом зеленое или голубое, осенью предпочитают гамму оранжево-желто-коричневых цветов.
Очень оригинальны некоторые японские праздники: День девочек (в этот день сооружают кукольную горку, которую украшают фигурками императора и императрицы, детей угощают разноцветными рисовыми лепешками), День мальчиков ( в этот день делают бумажного карпа), праздник Звезды, праздник любования Луной (дети и взрослые созерцают красоту полной луны, детям старшего дошкольного возраста рассказывают, что при внимательном наблюдении за луной они смогут увидеть кролика, который печет рисовые лепешки на луне), праздник Цветения вишни (проходит в середине апреля, народ устраивает красочные шествия по улицам города, молодые девушки в кимоно несут вишневые ветки, исполняются “танцы вишен”), праздник Ириса, праздник Цветения персика. Все японские праздники направлены на развитие у маленького японца положительных качеств, учат ребенка радоваться жизни и созидать красоту.
Японские мамы обычно не работают, они полностью посвящают себя воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. С двух летнего возраста у японского малыша усиленно тренируют руки с помощью шнуровок и бус. Дети старшего возраста занимаются оригами. По мнению специалистов, искусство оригами снимает нервное напряжение, улучшает память, внимание, речь. Особое значение на занятиях с детьми уделяется развитию способности воспринимать различные цвета и их многообразные оттенки, развитию музыкальных способностей и пластики движений. Японские педагоги сначала выявляют цвета, полностью отсутствующие в рисунках детей, затем на занятиях постепенно расширяется цветовая гамма, воспринимаемая ребенком. Владение всей цветовой палитрой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира. Японцы считают, что цвет оказывает физическое воздействие на организм человека.
Как мы видим, японская система дошкольного образования, также как и японские праздники и традиции, интересна и своеобразна. С большим интересом японские педагоги изучают систему российского дошкольного образования. Мы, россияне, очень богаты и своим культурным наследием, и своими традициями. Сейчас нам очень хотелось бы услышать ваши рассказы, уважаемые родители, о традициях и праздниках в ваших семьях.
Рассказы родителей о семейных праздниках и обычаях в их семьях. (Прозвучали интересные рассказы о традициях семей из Москвы, Чувашии, Украины, Армении).
Показ игры на стихи японского поэта “Волшебные птицы” (игра проводится с детьми).
Цели и задачи игры: развитие цветовосприятия, воображения, активизация речевого развития.
Описание игры: Японская кукла Йоко превращает детей в сказочных птиц. Звучит красивая музыка, дети плавно двигаются, изображая летящих птиц.
Музыка останавливается, наступает ночь. Птицы засыпают. (Дети садятся на мягкий ковер, закрывают глаза). Педагог кладет цветные изображения птиц около 5 или 6 детей. Снова звучит музыка, наступило утро. Птицы проснулись. Дети, около которых оказались цветные изображения птиц, встают вместе в одну линию, другие дети вместе с педагогом становятся напротив. Дети, стоящие вместе с педагогом, спрашивают детей, которые держат цветных птиц (каждый ребенок держит изображение птицы определенного цвета): “ Птица, птица красная, отчего ты красная?” Ребенок, который держит птицу красного цвета, отвечает: “Поклевала красных ягод, оттого я красная”. Подобные вопросы задаются всем детям, которые держат птиц других цветов. Ответы детей однотипны – цвет птицы зависит от цвета ягод, которые она съела. В конце игры фарфоровая кукла Йоко превращает волшебных птиц в детей.
В конце мероприятия педагог благодарит родителей за активное участие в проведении круглого стола, детям раздаютcя маленькие подарки.
Японская кукла Йоко в розовом кимоно.
Цветущая сакура около японского домика.
.
Очаровательная малышка спешит
на праздник.
.
Японская девушка в национальной одежде.
Чайный домик для проведения чайной церемонии.
Японская девочка спешит на чайную церемонию.
Японский сад.
Список литературы.
Детский сад в Японии. М.,1988 г.
Статья “Бабочки в цвету”, автор Е. Александрова, журнал “Вокруг света”, №5, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" был разработан мной для участия в конкурсе "Учитель года", на котором я заняла 2 место в городе....
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Япония – страна Восходящего солнца»
Это занятие, которое проводится для педагогов МДОУ №77, родителей в рамках реализации программы дополнительного образования "Страна Сложения"...
Сенсорная комната, как условие познания окружающего мира и самого себя.
Сенсорная комната-это помещение, в котором размещено развивающее интерактивное оборудование.Мощный инструмент для сенсорного развития детей, нормализации психического состояния здоровых и с огра...
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
«Анализ методов воспитания детей младшего дошкольного возраста в стране восходящего солнца»
Один из основных тезисов воспитания детей дошкольного возраста в одной из самых развитых стран мира звучит так:«Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком, если вы будете его воспитывать, исходя из це...
Япония-страна восходящего солнца. Презентация для детей дошкольного возраста.
Данная презентация даёт детям общее представление о стране Япония.Задачи презентации:Образовательные: Познакомить детей с природой страны восходящего солнца. Дать представления о красоте и разноо...