Консультация на тему «Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине»
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2019_docx.docx | 25.08 КБ |
prezentatsiya_k_konsultatsii.pptx | 555.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 91»
Консультация на тему:
«Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине»
Подготовил ПДО по фольклору
Толмачева Светлана Владимировна
Курск, 2019
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский.)
Современные тенденции патриотического воспитания связаны с реализацией задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и ориентированы на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития.
Дошкольный возраст – это период становления личности, имеющий свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотизм. Воспитание патриотизма невозможно без знания истории своей страны, осознания и приобщения к народным традициям своей малой Родины. Традиционная культура особенно ценна в процессе воспитания молодого поколения. Все в ней составляет важную духовную опору для формирования личности и национального самосознания.
С. Михалков отмечал, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом», поэтому серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к народному музыкальному творчеству. Ведь последовательное ознакомление детей с произведениями народного музыкального творчества лучше помогает понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.
Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает «здоровым» нравственно. Народное музыкальное творчество - фольклор, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Главенствующая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит женщине: матери, бабушке, няне. Именно они создали в педагогических целях особую поэзию – поэзию пестования (материнскую поэзию), которые имеет жанры, особые для каждого периода жизни ребенка. В поэзии пестования выделяют следующие жанры: колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
Фольклорные традиции Курского края занимают достойное место в русском народном творчестве.
Давайте обратимся к распространенным и в Курской губернии жанрам.
Пестушки: согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного человека, в ребенке в часы его бодрствования радостные эмоции необходимо поддерживать. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых приемов, в чем-то напоминающих физзарядку или эвритмию, метод, разработанный Р.Штейнером. Народная педагогика эмпирическим путем пришла к убеждению в безусловной полезности приема и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение.
Пестушка для купания (Белгородская область)
С гоголя вода,
с гоголихи – вода,
А с рабы Божьей Танечки –
вся тягота!
Водичка – под полОк,
А Танечка – на полОк.
Водичка – ниже.
А Танечка – выше!
Потешки: особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Народная педагогика с древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, и все это закрепила в поэтических произведениях-потешках. При помощи потешек пестуньи вырабатывали и потребность в игре, приготавливали к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить к познанию окружающего мира в игре, которая станет школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
Следующий жанр – это бытовой фольклор: детские сказки, загадки, небылицы-перевертыши. В повсеместно известных сказках даны нравственные законы «простонародья». В основе его жизни труд, как бы ни был мал, трудись: может именно твоей малой силы и не достает, чтобы завершить общее дело (сказка «Репка»); дружба – основа благополучия (сказки «Теремок», «Зимовье зверей»); слово старших несет народную мудрость, послушание избавит детей от многих бед («Коза и козлята») и т.п.
Колыбельные песни: название идет от основы «колебать», т.е. качать, зыбать, колыхать. В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться куклами, как ее учить правильно «байкать». Этот урок не простая забава и не пропадает даром, ведь девочки с 6-7-летнего возраста становились няньками младших.
Было замечено, что в первый месяц жизни ребенок проявляет музыкальное восприятие – восприятие ритма и мелодии, однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков. И все это знал народ-педагог.
Ой, дуду, дуду, дуду
Потерял мужик дугу,
На зелёном на лугу.
Дуга точёная, позолочёная.
Пойди, уточка, найди.
Пойди, серая, найди.
А мне некогда –
Мне мосты мостить
Серебром гвоздить.
А царица у светлице наражаитца,
А ребёночек у люлечки качаитца.
(с. Иванчиково)
Поэтическое содержание курских песен таких как «Завивайся березка», «У калинушки», «Земелюшка - чернозем» и др. наполнено неповторимыми по красоте образами природы: поле с травой зеленой, зеленые дубравы, луга, рощи, пшеничное и ржаное поля. Из природного пейзажа особенно выделяются такие деревья, как зеленые верба, калина, а также белая кучерявая береза.
Яркой чертой музыкальной культуры Курской области являются «алилёшные» песни. Все эти песни имеют припев со словами «Лёли-лёли» или «Э-э-х, ли, лё».
(пример)
На территории Курской области были широко распространены народные песни с действием, а также всякого рода игрища и инструментальная музыка. Курская традиция достаточно пестрая, в отличие от северных или среднерусских, она более оптимистичная, подвижная, в ней очень много танцевальных форм. Главным народным игрищем был хоровод. В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. В хороводах Курской области различают два вида: танки и карагоды. Конечно, самый известный карагод «Тимоня» (пляшущий, управляет ритмом пропевания коротких, состоящих из двух стихов частушек, которые в курской традиции называют прикáзками или прибáсками). Частушки могут быть не связаны между собой по смыслу. Их содержание – задорные поддразнивания, шутки или восхваления:
Ой, Тимоня, Тимонюшка,
Кучерявая головушка!
Катерина в шелковой шубке,
У Катерины алые губки.
Иногда приказки строятся как диалог:
Под ёлкою спала –
Шишка в рот упала.
– Что же ты глядела,
Как она летела?
Остановим обзор и на игровом фольклоре. Игра в жизни ребенка занимает исключительное место, ведь она является почти единственным средством физической, умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания. «Седая» старина как будто оживает в таких играх, как «Шел по лесу козел», «Растяпа», «Как у дяди Трифона», «Заинька», «Колпачек», «Марома» и т.д. Многие игры-хороводы, например, «Лён», «А мы просо сеяли» прививают уважение к трудовому процессу взрослых.
Таким образом, народное музыкальное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень , от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине . ( В.А. Сухомлинский.)
Жанры Курской губернии ПЕСТУШКИ – небольшие стишки или песенки, понятные и интересные для ребенка.
Жанры Курской губернии ПОТЕШКИ – небольшие веселые стишки, которые комментируют действия ребенка и развивают его память и воображение.
Жанры Курской губернии БЫТОВОЙ ФОЛЬКЛОР: детские сказки, загадки, небылицы-перевертыши.
Жанры Курской губернии КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ- песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребёнка.
Жанры Курской губернии НАРОДНЫЕ И «АЛИЛЁШНЫЕ» ПЕСНИ.
Жанры Курской губернии ПЕСНИ С ДЕЙСТВИЯМИ - песни , сопровождающие хороводы.
Жанры Курской губернии ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР - простейшие игры, в которые вовлекаются дети младшего возраста, являются естественным продолжением первых физических упражнений и забав, сопровождавшихся потешками и прибаутками.
Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...
Консультация для родителей: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов....
Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Малая Родина - самое любимое и милое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое. Маленький челов...
Консультация для родителей «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Патриотическое воспитание...
Консультация для родителей "Воспитание любви к своей малой родине. Город Иркутск"
Начинать воспитание любви к своей Родине нужно с малого. С любви к своему городу....
Консультация для родителей на тему: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...
Консультация для родителей на тему:«Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Консультация для родителей...