«Развитие речи через театрально-игровую деятельность в детском саду»
статья (старшая группа)

Кривоногова Марина Викторовна

     В современном мире, чаще всего общение детям заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего, увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. 

    Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли», - до сих пор не потеряла своей актуальности. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).   В группе созданы все условия для развития речевой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности. А для ее реализации использовала следующие средства: картотека мультфильмов и сказок, детская библиотека, изобразительный, природный, бросовый материал, игрушки-персонажи, костюмы для ряженья, наглядные пособия, картотека дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок, различные виды театров, репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям. 

    Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми? Наверное, это искренняя радость на их лицах, смех и счастье. Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Я хочу научить детей самих придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать.
    Предметно-пространственная развивающая среда в группе  дополняется разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
    Без сотрудничества детского сада и семьи невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка.

    Важно участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи через театрально-игровую деятельность в детском саду»



    В современном мире, чаще всего общение детям заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего, увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. 

    Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли», - до сих пор не потеряла своей актуальности. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).                          В группе созданы все условия для развития речевой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности. А для ее реализации использовала следующие средства: картотека мультфильмов и сказок, детская библиотека, изобразительный, природный, бросовый материал, игрушки-персонажи, костюмы для ряженья, наглядные пособия, картотека дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок, различные виды театров, репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям. 

    Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми? Наверное, это искренняя радость на их лицах, смех и счастье. Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Я хочу научить детей самих придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать.
    Предметно-пространственная развивающая среда в группе  дополняется разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
    Без сотрудничества детского сада и семьи невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка. 

    Важно участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи в театрально – игровой деятельности».

Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно, позволяют решать одновреме...

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...

" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...

Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния ок...

"Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста"

Все дошкольное детство ребенок играет и качество игр зависит от взрослых, находящихся рядом. Театр в детском саду открывает широкие возможности даже тем, кто не говорит....