Материалы конкурсной работы "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2016"
методическая разработка

Жукова Антонина Анатольевна

В данном материале собраны методические разработки за определенный период времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_konkursa_luchshiy_vospitatel-2016g.docx295.29 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Дружба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»
р.п. Первомайский Тамбовской области

Участник областного конкурса

«Лучший воспитатель Тамбовской области – 2016»

C:\Users\Дружба\Desktop\Фото педагоги\А.А..jpg

Жукова Антонина Анатольевна

Педагогический стаж работы – 23 года

Квалификационная категория – первая Курсы повышения квалификации – 2014 год

2016 год

Информационная карта, 2016 год

Фамилия, имя, отчество

Жукова Антонина Анатольевна

Населённый пункт

р.п. Первомайский

Дата рождения

14 марта 1969 год

Место работы

Филиал «Дружба» М Б ДОУ «Первомайский детский сад»

Занимаемая должность

Воспитатель

Педагогический стаж

23 года

Стаж работы в детском саду

23 года

В каких возрастных группах в настоящее время работаете

Группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Аттестационная категория

Первая (2012 год)

Последние курсы повышения квалификации

ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по программе «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 2014 год

Поощрения и награды

Грамота заведующей МДОУ «Детский сад «Дружба» за достигнутые успехи в воспитании детей, 2008г.

Грамота главы Первомайского района за достигнутые успехи в обучении детей, 2009г.

Грамота начальника Управления образования и науки Тамбовской области за многолетний добросовестный труд в системе образования, успехи в профессиональной деятельности, 2015г.

Образование (специальность, квалификация по диплому)

Мичуринский государственный педагогический институт.

Педагогика и методика начального обучения.

Учитель начальных классов.

Рабочий адрес с индексом

393700, Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Эрнста Тельмана, д. 13

Личная электронная почта

аntonina_zhukova11@mail.ru

Адрес сайта ДОУ

http://68ds-berezka.68edu.ru/


 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» разработал основную образовательную программу в соответствии с ФГОС ДО и с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

На базе образовательной программы МБДОУ «Первомайский детский сад», нормативно-управленческого документа образовательного учреждения, характеризующего специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, воспитателями была построена рабочая программа. Она  разрабатывалась для детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию, чтобы обеспечить разностороннее развитие.

Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Принимала участие в разработке и создавала рабочую программу группы общеразвивающей направленности детей, календарно – тематическое планирование образовательной работы. Также занималась составлением индивидуального маршрута сопровождения ребёнка.

 В нашем филиале ведётся работа по сохранению и формированию традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Данная работа систематизирована, вынесена в вариативную часть программы и ведётся по всем направлениям во всех видах деятельности. Наши воспитанники систематически участвуют в конкурсах различной направленности, концертах и театрализованных постановках, представленных на разном уровне, что позволяет проявить творческие способности каждому ребёнку: муниципальные - «Искорки Тамбовщины», «Мамы глазами детей», «Рождественская звезда»; епархиальные – «Пасхальный Благовест», «Свет Рождественской звезды», «Пасха Красная»; всероссийские -  «Ангел вдохновения»,  интеллектуальная олимпиада  «Наше наследие»; международные - «Краски».

Работа нашего коллектива ориентирована на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Для того, чтобы процесс формирования духовно-нравственных отношений был более успешным, в дошкольном образовательном учреждении созданы психолого-педагогические условия для развития высоконравственной, творческой, компетентной личности ребенка, укоренной в духовных и культурных традициях многонационального народа России, способствующие самопознанию дошкольника, которые учат следовать нравственным нормам и лучшим идеалам наших духовных наставников в повседневной жизнедеятельности. В детском саду создана предметно-развивающая среда  соответствующая возрасту детей. Ведётся театральная деятельность с внедрением духовно-нравственных начал, указывая на то, где зло, а где добро. В групповой комнате создан мини – музей по нравственно – патриотическому воспитанию «Страна, в которой мы живём». Приобщение детей к традиционной культуре нашей страны проходит в специально оборудованной в ДОУ комнате «Русская изба», где собраны сохранившиеся старинные бытовые предметы, печь, деревянные лавки и столы, самотканые половики, расшитые полотенца, прялка, самовар, кухонная посуда и т. д.

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей.

Развитие  ребенка  в  образовательном  процессе  детского  сада  осуществляется целостно в процессе всей  его жизнедеятельности. В то  же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным  умениям, необходимым для ее осуществления.

Особенностью  организации  образовательной  деятельности  является  ситуационный  подход.  Основной  единицей  образовательного процесса  выступает  образовательная  ситуация,  то  есть  такая  форма  совместной деятельности  педагога  и  детей,  которая  планируется  и  целенаправленно  организуется педагогом  с  целью  решения  определенных  задач  развития,  воспитания  и  обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.  Особенностью  образовательной  ситуации  является  появление образовательного  результата  (продукта). Такой продукт появляется  в  ходе  специально  организованного взаимодействия  воспитателя  и  ребенка. Они могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и
нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует  особых  форм  работы  в  соответствии  с  реализуемыми  задачами  воспитания, обучения  и  развития  ребенка.  В  режимных  процессах, в свободной детской деятельности создаются по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые  или  практические  ситуации,  побуждающие  дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу,  активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

 Для каждого ребенка я выбираю индивидуальный подход, но непременно - с гуманистической точки зрения. Стараюсь понять каждого ребёнка, быть примером для них (ведь воспитатель -  образец для подражания, поэтому стараюсь всегда быть собранной, эмоциональной, доброжелательной, давать чёткие, лаконичные инструкции). Основным стилем взаимодействия с детьми является личностно-ориентированная модель.

Всегда тщательно организовываю образовательный процесс: необычное начало, создаю атмосферу духа открытий, не оставляю без внимания ни одного ответа детей. Обязательно слежу за речью на всех этапах (особенный акцент ставится на обогащении словаря детей новыми терминами и выражениями, правильном построением предложений), тщательно подбираю материал, чтобы он будил не только мысль, но и чувства. НОД для меня – это открытие не только для ребенка, но и в самом ребенке. Видеть в каждом личность – главное правило, которому стараюсь неукоснительно следовать. Поэтому я прилагаю все усилия, чтобы создать в группе благоприятный психологический климат, с теплом и доброжелательностью отношусь к детям.

Непосредственно  образовательная  деятельность  основана  на  организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Непосредственно непрерывно образовательную деятельность  стараюсь проводить в доступной и интересной для детей форме, чтобы дети вполне могли справиться с заданием. Положительного результата добиваюсь с помощью индивидуального обращения к ребёнку, поощрением его деятельности, если требуется – помощью в её выполнении или изменении предложенного ему задания (найти такое задание, которое ему по силам). Во всех случаях, когда это возможно, детям, выполнившим свои задания раньше других, я (в зависимости от желания и психологического состояния самого ребёнка) предлагаю дополнительное задание. Руководствуюсь такими принципами, чтобы помочь ребёнку справиться с процессом познания. (К ребёнку подхожу с позиции: «он молодец, у него всё получится, возникающие трудности преодолимы».)

Пытаюсь организовать свободную деятельность так, чтобы она способствовала максимальному использованию внутреннего потенциала ребёнка, активному саморазвитию, достижению внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценки.  Знания, полученные в ходе образовательной деятельности, хорошо закрепляем в совместной деятельности воспитателя с детьми – загадках, пословицах и поговорках. В групповой комнате оформлен уголок, посвященный познавательному развитию, где помещены различные материалы, детская литература, дидактические игры, содержащие большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного отношения к окружающему миру.

Я как педагог выступаю в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной, экспериментальной, проектной деятельности воспитанников, консультанта и помощника.

В ходе образовательной деятельности стремлюсь, чтобы ребёнок при решении различных проблем самостоятельно искал пути решения с помощью осмысленно усвоенных знаний, развивал активность и самостоятельность. Придерживаюсь мнения, что нельзя говорить и делать за детей то, что они могут сделать сами. Чтобы лучше усваивалась информативная часть, я отдаю предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. Учитываю психологическое развитие ребёнка (речь, память, мышление, воображение), интеллектуальные умения и навыки (умение мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать) и физическое развитие ребёнка. Стараюсь развивать желание у ребёнка формировать активную познавательную позицию. При организации НОД учитываю работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста, предусматриваю переключение на другие виды деятельности. Продумывая ход образовательной деятельности, использую все возможные варианты для того, чтобы дети не сидели постоянно за столами, могли встать, подойти к товарищу, объединиться в общую игру. Такая организация образовательной деятельности даёт простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утвердиться в своих силах. В комплекс образовательной деятельности ввожу физкультурные минутки, динамические и релаксационные паузы, гимнастику для глаз, пальчиковые игры, упражнения для развития мелкой моторики рук.

Опыт педагогической деятельности убедил меня в том, что необходимо использовать разные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Чтобы развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий я использую такие методы и приёмы, которые отвечают возрастным особенностям детей.

В основе всей моей работы лежит тщательное изучение индивидуальных черт и интеллектуальных возможностей каждого воспитанника и использование в зависимости от результатов занятий различной сложности. Стараюсь подобрать ключик к сердцу каждого дошкольника, уважать законы развития, не делать поспешных выводов, укреплять веру ребенка в своих силах. При планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса использую результаты психолого-педагогической диагностики (оценки  индивидуального развития детей дошкольного возраста), которые способствуют выбору оптимальных условий и содержания работы с каждым конкретным ребёнком.

Считаю, что педагог особое внимание должен уделять дифференцированному обучению. Поэтому систематически включаю в план воспитательно-образовательной работы индивидуальную работу с детьми, которая направлена на комплексное развитие ребёнка и формирование школьно - значимых функций и проводится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка (темпа деятельности, особенностей внимания, памяти; отношений со сверстниками, индивидуальных эмоциональных проявлений и т.п.). Для этого я использую систему, которая включает задания разной направленности и сложности.

Я думаю, что опыт моей работы помогает в реализации задач ДОУ. Подтверждением тому служат результаты освоения программы. За последние годы работы наблюдается следующий результат: мои воспитанники стали меньше болеть, активно участвовать в конкурсных программах, повысили свой уровень знаний, они  легко взаимодействуют с другими людьми и сверстниками, адаптируются к социуму, отличаются коммуникабельностью. Выпускники ДОУ продолжают успешно обучаться в школах нашего поселка  и других городов.

Особенностью моего педагогического почерка является неустанный поиск путей, которые позволили достучаться до каждого ребенка, сделать трудный материал доступным и увлекательным.

Развитие особых образовательных потребностей ребёнка успешно решается с помощью разных форм организации работы. Положительный результат дает фронтальная и групповая работа, т.к. дети привыкли общаться в жизни, трудиться и отдыхать «стайкой», вместе им все лучше удается. Организация работы по  подгруппам при индивидуальной работе позволяет уделять необходимое время каждому ребенку, учитывая его возможности. Все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, поэтому необходимо создавать ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом.

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развивающая среда детского сада – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Цель создания развивающей среды в дошкольном учреждении – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.

Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметно-развивающую среду группы с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников группы. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

  • Иметь привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость;
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка;
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью;
  • Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу:
  •  Возраст дошкольников;
  •  Уровень их развития;
  •  Склонности, способности, интересы;
  •  Гендерный состав;
  •  Личностные особенности.

Предметно-пространственная среда группы организована таким образом, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься своим делом.

Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям. Из предметной среды ребёнок черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе.

Желательно, чтобы предметно-развивающая среда была мобильной и изменчивой (быстрое реагирование на  потребности и возможности ребенка).

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В предметно-пространственной среде имеются различные природные объекты. Дошкольники имеют возможность наблюдать и ухаживать за комнатными растениями.

При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерностей его психического развития, показателей здоровья дошкольников, психофизиологических и коммуникативных особенностей, уровня общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.

Созданная эстетическая среда, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к своей группе, желание посещать детский сад, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Принимала участие в смотре-конкурсе  «Готовность ДОУ к новому учебному году»  Оборудование групповой комнаты нестандартным оборудованием.

Принимала участие в смотре-конкурсе  «Внимание дорога!»  - оборудование уголка по ПДД.

С интересом разрабатываю и изготавливаю развивающие игры для дошкольников, которые успешно применяются в работе с детьми. А также настольный театр «Репка», пальчиковый театр «Курочка ряба».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо в группе создать такую предметно-развивающую среду, которая предполагает наличие:

Мини-среда

Цели

Раздевалка

1.Формирование навыков самообслуживания, умение одеваться и раздеваться, оказывать друг другу помощь.

2.Формирование коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, приобретение социального опыта.

3.Привлечение к воспитательной работе родителей. Создание единого сообщества педагогов и родителей.

Уголок по правилам дорожного движения

  1. Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями.

Интеллектуально-познавательный центр

  1. Развитие внимания, памяти, любознательности, активности, мыслительных операций.
  2. Формирование коммуникативных навыков.
  3. Создание условий для продвижения по пути познания, реализации опыта учения.
  4. Воспитание любознательности и интереса к учебе.

Уголок по развитию речи

1.Развитие способностей к словесному творчеству, экспериментированию со словом.

2.Формирование грамматически правильной речи.

3.Автоматизирование произношения звуков речи и их дифференциации.

4.Развитие интереса к самостоятельному моделированию содержания произведения, созданию собственных.

Уголок по математике

1.Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.

2.Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.

3.Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах до 10.

4.Обучение измерению с помощью условной мерки.

5.Ознакомление с неделей, месяцами, годом.

6.Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.

7.Развитие логического мышления.

Театральная зона

1.Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.

2.Обучение перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации.

3.Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

Музыкальный уголок

1.Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.

2.Воспитание устойчивого интереса к музыкальным произведениям разных жанров.

Книжный уголок

1.Развитие избирательного отношения к произведениям художественной литературе.

2. Повышение внимания к языку литературного произведения.

3.Совершенствование выразительности декламации.

Уголок художественного творчества

1. Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.

2. Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.

3. Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.

4. Обучение различным техникам вырезания.

5. Освоение новых способов изображения.

Уголок конструирования

1. Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения.

2. Обучение элементарному планированию действий.

3. Формирование умения работать по заданной схеме, модели.

Уголок сюжетно-ролевой игры

1. Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры.

2. Воспитание коммуникативных навыков, желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила.

3. Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.

4. Развитие творческого воображения, фантазии, подражательности, речевого творчества.

Спортивный уголок

1. Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.

2. Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.

3. Развитие глазомера.

4. Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости.

5. Развитие умения быть организованными.

6. Формирование правильной осанки.

7. Поддержание интереса к различным видам спорта.

Экологический центр

  1. Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности, ее объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей.
  2. Обогащение детей практическим опытом, возможности действовать самостоятельно.
  3. Стимулирование исследовательской деятельности.
  4. Расширение чувственного опыта детей.
  5. Формирование первичных естественно-научных представлений.
  6. Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.
  7. Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
  8. Повышение интереса к экспериментальной деятельности.
  9. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений.
  10.  Обогащение знаний о комнатных растениях.
  11.  Овладение умениями ухода за комнатными растениями.
  12.  Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.
  13.  Формирование системы знаний о сезонах и установление причинно-следственных связей.

Центр краеведения

1. Рассширение знаний о родном поселке.

2. Формирование знаний о государственных символиках страны и республики.

3. Формирование представлений о национальном языке, культуре и традициях.


Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание их эмоционального благополучия в период пребывания в образовательной организации.

В детском саду взрослые стремятся создать наилучшие условия для развития дошкольников: с ними работают специалисты, с учётом возраста детей создаётся предметно-пространственная развивающая среда, обеспечивается оптимальный режим дня и сбалансированное питание. Перед воспитателями встаёт очень важная задача создания эмоционально-положительной атмосферы в группе. Это предполагает построение личностно-ориентированной модели взаимодействия, создание условий для активной творческой деятельности и формирование доброжелательных отношений между дошкольниками. Только в этом случае детский сад станет для каждого ребёнка домом радости, а группа – по-настоящему любимой. Не помню такого случая, чтобы ребёнок пришёл в сад с неохотой. Утром ждём каждого ребёнка, дети замечают, если кто-то не пришёл. Придумывают разные причины непосещения. В случае, если кто-то заболел, желают скорейшего выздоравливания. Задачей педагога должно стать пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в саду его любят и ждут.  Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (уравновешенность, жизнерадостность, спокойствие, доброту). Плавно ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений помогает использование комплекса психогимнастических упражнений для развития эмоционально-нравственной сферы детей.  Психогимнастика способствует снятию психоэмоционального напряжения, поэтому в утренние часы она особенно необходима как способ эмоционального настроя на предстоящий день. Также широко применяла и использовала произведения художественной литературы в ходе выполнения упражнений. После выходных дней, в понедельник, дети собираются, и мы беседуем о том, кто как провёл выходные дни, чем занимался, где были т.д.. Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

Регулярно проводились в группе этические беседы, организовывались игры и игровые упражнения для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, терпимости детей друг к другу. В процессе игры ребёнок решал задачи не только двигательного характера, но и относящиеся к сфере человеческих отношений. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком, детей друг с другом. Такие игры помогают завоёвывать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения, способствуют формированию личности, способствуют установлению положительного контакта ребёнка со сверстниками и дают положительный эмоциональный заряд. Не обошлось в этой работе и без взаимодействия с родителями. Проводились консультации, индивидуальные беседы, совместные досуги. А также было проведено анкетирование  «Оценка деятельности педагогов по созданию комфортного микроклимата в процессе воспитания и обучения» среди родителей воспитанников группы детей 5-6 лет общеразвивающей направленности. Результаты анкетирования показали, что родители полностью удовлетворены существующим микроклиматом в группе детского сада и считают, что атмосфера, в которой развиваются их дети, доброжелательная и комфортная.

Такая система работы по данной проблеме дала хорошие результаты: способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. А доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребёнка заданий, выслушивание, сочувствие. Одобрение, поддержка, смех над шутками ребёнка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Социально-эмоциональное воспитание – это комплекс педагогических мероприятий и воздействий, всегда направленных на формирование психологически-устойчивой личности. Всё вышеизложенное включает в себя основные моменты, которые я учитывала при работе с детьми разного возраста.

Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям.

Актуальность проблемы физического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества не вызывает сомнения. Детей с нарушением психоэмоционального развития в последние годы становится всё больше и больше. Поэтому в качестве средств коррекции используются арттерапия, беседы, сюжетно-ролевые игры и другие. В последнее время предлагается достаточно много средств, которые направлены на укрепление психического здоровья детей. Без изучения всей детской деятельности, в которую включён современный дошкольник, невозможно создать общую картину развития ребёнка. Важной частью системы образования является психолого-педагогическая служба. И такая служба в нашем саду создана. Цель сопровождения службы – создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности, защита прав ребёнка.

На основе диагностик определилась группа детей, так называемая «Одаренный ребенок».  Дальнейшее отслеживание этих детей осуществляется на основе диагностики творческого мышления на начало и на конец года, динамики уровня общего развития, а также личностного роста ребенка через участие в мероприятиях различного уровня. Вместе с педагогом-психологом готовили  воспитанников старших групп к всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие». Трое из детей награждены дипломом первой степени, двое дипломами третьей степени.

В работе с одаренными детьми используем разнообразные направления, формы и методы. С детьми  проводится кружковая деятельность различной направленности, а также индивидуальная работа по специальным программам.

Данная работа позволяет проследить динамику развития каждого ребенка и провести корректировку программы его развития. На каждого  разработана индивидуальная программа развития ребенка, в разработке которых участвуют воспитатель и родители.

Результаты мониторинга одаренных детей свидетельствуют, что развивающие занятия способствуют обучению положительному самоотношению и принятию других людей; обучению рефлексивным умениям; формированию потребности в саморазвитии, и содействуют росту, развитию детей. У всех детей прослеживается положительная динамика развития отдельных видов умственных способностей: повысился уровень развития наглядно-образного мышления, уровень развития перцептивных действий моделирующего типа, уровень развития логического мышления, увеличился уровень овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам, что свидетельствует об эффективности проведённой работы.

Коррекционная работа по разработке и реализации коррекционных мероприятий осуществляется в тесном взаимодействии педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей.

В течение дня в режимные моменты включены общезакаливающие процедуры, упражнения на развитие основных видов движений, мелкой моторики, зрительно-двигательных координаций. А также включаем в работу упражнения игры, способствующие овладению действиями отнесения свойств и предметов к заданным эталонам, увеличению объема зрительной и слуховой памяти, развитию мыслительных операций; повышению  концентрации и устойчивости внимания.

 Стараемся корригировать нарушения звукопроизношения, проводится работа над правильным произношением звуков, постановкой и автоматизацией, дифференциацией,  ведётся формирование  фонематического слуха, развитие общих речевых навыков, активизация словаря, работа над грамматическим строем речи, работа над развитием связной речи, развиваем общую  и мелкую моторику рук.

Способствуем развитию произвольности в общении со сверстниками.

Нашу группу посещает ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.  Для работы с ним была разработана программа, индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка, учитывая его возраст. Анализируя результаты коррекционно-развивающей работы, можно сказать, что повысился уровень развития внимания, планомерного восприятия, умения классифицировать предметы и ориентироваться в малом пространстве, увеличился объём зрительной и слуховой памяти, уровень развития мелкой моторики руки. Ребёнок овладел обобщенными формами мышления и основными логическими операциями. Проведенная работа позволила проследить положительную динамику развития мыслительных процессов воспитанника. 


В начале и конце учебного года проводилось исследование актуального уровня умственного развития у воспитанников групп общеразвивающей направленности (5-6 лет).

Рис.3. Диаграмма развития познавательных процессов у воспитанников групп общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет  

Согласно данным повторной диагностики, проведенной в мае 2016 года с воспитанниками групп общеразвивающей направленности (5-6 лет) (рис.3.), у детей старшего дошкольного возраста за 2015 – 2016 учебный год повысился уровень развития познавательных психических процессов: у 12  % воспитанников – до высокого, у 20% -до выше среднего.

Уровень развития памяти повысился на   9%; воображения на  21 %, внимания на 10 %. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности взаимодействия родителей, воспитателей, педагога- психолога, учителей-логопедов в обеспечении формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста.


        С ребёнком с ОВЗ в течение учебного года были проведены индивидуальные занятия по Программа развития познавательных процессов.

           Анализ результативности коррекционно-развивающей работы свидетельствует о том, что проведенная работа позволяет проследить положительную динамику развития мыслительных процессов воспитанников (рис. 4).

Рис. 4.  Диаграмма компонентов умственного развития воспитанников, посещавших индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в филиале «Дружба» МБДОУ


С детьми старшего дошкольного возраста с нарушением внимания проводились индивидуально-групповые коррекционно-развивающие занятия,  направленные на развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема), развитие скорости реакций.

Рис. 5.  Диаграмма компонентов умственного развития воспитанников, посещавших индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в филиале «Дружба» МБДОУ

       Результаты итоговой диагностики, проведенной после завершения коррекционно-развивающей программы, свидетельствуют о том, что:

  • у 44% детей продуктивность и устойчивость внимания повысилась от низкого до среднего уровня, у 54% - до высокого уровня;
  • уровень интериоризации действий восприятия повысился у 28% от среднего до выше среднего;
  • уровень развития наглядно-образного мышления повысился у 18% детей повысился от среднего до выше среднего;
  • увеличился объём слуховой памяти у 31,57% детей, посещавших занятия от среднего до высокого;
  • общий уровень развития познавательных процессов у 28 % детей повысился от среднего до выше среднего.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и слоям, а также с различными (в том числе ограниченными возможностями здоровья.

Нравственное воспитание достигается путём общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребёнку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой. Стараюсь создать такую среду, в которой бы ребёнок  мог проявить свою самостоятельность, активность, но и конечно же помочь ему советом, направить его если это требуется.

В начале и конце учебного года педагогом-психологом проводится диагностика эмоционального благополучия детей в группе с целью создания психологически комфортных условий развития детей. Ведь важной составляющей в развитии дошкольников является эмоциональная сфера, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. В становлении личности, понимание своих эмоций и чувств является важным моментом.

Работа по повышению эмоционального фона в группе воспитателя с детьми сопровождалась рекомендациями психолога, с учётом дифференцированного подхода к детям.

Как было выше сказано, нашу группу посещает ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Дети группы приняли и принимают  его очень хорошо. Заботятся о нём, помогают ему, если это требуется, замечают и радуются его успехам, а также многому учатся у него. Он очень способный и обладает своими особенностями.  У нас сложились доброжелательные отношения и климат в нашей группе очень тёплый.

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссёрской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

В нашем саду и в моей группе созданы и стараюсь продолжать создавать условия, необходимые для организации разнообразных видов детской деятельности, для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Во  второй  половине  дня  организуются  разнообразные  культурные  практики, ориентированные  на  проявление  детьми  самостоятельности  и  творчества  в  разных видах  деятельности.  В  культурных  практиках   создаю атмосферу свободы  выбора,  творческого  обмена  и  самовыражения,  сотрудничества  взрослого  и детей.  Организация  культурных  практик  носит  преимущественно  подгрупповой характер.

Также во  второй  половине  дня  организуются: 

  • детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для  игры,  развлечения,  отдыха.  Как  правило,  в  детском  саду  организуются  досуги «Здоровья  и  подвижных  игр»,  музыкальные  и  литературные  досуги.  Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном  возрасте).
  • совместная  игра  воспитателя  и  детей  (сюжетно-ролевая,  режиссерская,  игра-драматизация,  строительно-конструктивные  игры)  направлена  на  обогащение содержания  творческих  игр,  освоение  детьми  игровых  умений,  необходимых  для организации самостоятельной игры. Ситуации  общения  и  накопления  положительного  социально-эмоционального  опыта  носят  проблемный  характер  и  заключают  в  себе  жизненную проблему,  близкую  детям  дошкольного  возраста,  в  разрешении  которой  они принимают  непосредственное  участие;
  • коллективная и индивидуальная трудовая деятельность  носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Детская  инициатива  проявляется  в  свободной  самостоятельной  деятельности детей  по  выбору  и  интересам.  Возможность  играть,  рисовать,  конструировать, сочинять  и  пр.  в  соответствии  с  собственными  интересами  является  важнейшим источником  эмоционального  благополучия  ребенка  в  детском  саду.  Самостоятельная деятельность  детей  протекает  преимущественно  в  утренний  отрезок  времени  и  во второй половине дня.

Все  виды  деятельности  ребенка  в  детском  саду  могут  осуществляться  в  форме самостоятельной инициативной деятельности:

  • самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
  • развивающие и логические игры;
  • музыкальные игры и импровизации;
  • речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
  • самостоятельная деятельность в книжном уголке;
  • самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
  • самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В  развитии  детской  инициативы  и  самостоятельности  воспитателю  важно соблюдать ряд общих требований:

  • развивать  активный  интерес  детей  к  окружающему  миру,  стремление  к получению новых знаний и умений;
  • создавать  разнообразные  условия  и  ситуации,  побуждающие  детей  к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно  расширять  область  задач,  которые  дети  решают  самостоятельно; постепенно  выдвигать  перед  детьми  более  сложные  задачи,  требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать  волю  детей,  поддерживать  желание  преодолевать  трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
  • своевременно  обратить  особое  внимание  на  детей,  постоянно  проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • дозировать  помощь  детям.  Если  ситуация  подобна  той,  в  которой  ребенок  действовал  раньше,  но  его  сдерживает  новизна  обстановки,  достаточно  просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
  • поддерживать  у  детей  чувство  гордости  и  радости  от  успешных самостоятельных  действий,  подчеркивать  рост  возможностей  и  достижений  каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества. 

Игровая деятельность  является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.  В  организованной  образовательной  деятельности  она  выступает  в  качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая  деятельность  представлена  в  образовательном  процессе  в разнообразных формах  —  это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные  игры,  игры-путешествия,  игровые  проблемные  ситуации,  игры-инсценировки, игры-этюды.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями воспитатель играет  вместе с ними. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, что детьми «открывается» и усваивается новый, более сложный способ построения игры. Также при формировании игровых умений я ориентирую детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Руководя сюжетно-ролевой игрой, обязательно общаюсь с детьми: диалогическое общение, полилогическое общение, предполагающее диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающее полифоничное слуховое восприятие. А также пытаюсь создать  проблемные ситуации, позволяющие стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.

Иногда, чтобы  способствовать развитию игры, использую прямые (предполагают «вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих.

Занимаясь с детьми, развиваю интерес к конструктивной деятельности. Знакомлю с различными видами конструкторов. Воспитываю умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.  Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Формирую  интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Учу создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции, по собственному замыслу. Поощряю желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

В старшем  дошкольном  возрасте уже сформирована способность к полноценному конструированию, а это стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом.

Играя с детьми, расширяю и уточняю их представления о предметном мире: о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Стараюсь подвести детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.  Помимо того, активно изучаем историю создания полезных изобретений.

Конструирование  и  изобразительная  деятельность  детей  представлена разными  видами  художественно-творческой  (рисование,  лепка,  аппликация) деятельности.  Художественно-творческая  деятельность  неразрывно  связана  со знакомством  детей  с  изобразительным  искусством,  развитием  способности художественного  восприятия.  Художественное  восприятие  произведений  искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской,  коммуникативной  и  продуктивной  видами деятельности.

Познавательно-исследовательская  деятельность  включает  в  себя  широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира  взрослых  и  детей,  деятельности  людей,  знакомство  с  семьей  и взаимоотношениями людей,  городом,  страной  и  другими  странами),  безопасного поведения,  освоение  средств  и  способов  познания  (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Провожу работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности. В процессе чего у детей развивается  восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

 Ранее участвовала в районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь». Мною разработан проект «Роль света в жизни растений». Дети принимали активное участие, им очень понравилось наблюдать за жизнью растений и немного участвовать в ней.

Создаю широкие возможности для развития свободной игры детей, обеспечиваю игровое время и пространство. Всё групповое пространство распределено на зоны, которые доступны детям: игрушки, настольно-печатные игры, всё, что нужно для занятия творчеством, а также костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В группе есть мягкие модули, их легко передвигать и по-разному компоновать. Ребёнок имеет возможность заниматься своим любимым делом, объединяться с друзьями  подгруппами по общим интересам. Так, находясь в такой предметно-пространственной среде, ребёнок черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе.


 Применение методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющих оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения на следующих уровнях обучения.  

Данные, полученные в ходе психолого-педагогического мониторинга, служат ориентиром в моей работе.

Свои профессиональные умения направляю на контроль освоения детьми образовательной программы,  на степень сформированности у них качеств, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. При этом учитываю уровень интеллектуального развития воспитанника, его способности и задатки. Веду работу с интеллектуально пассивными детьми, чтобы постепенно и настойчиво преодолеть этот недостаток.

В ходе своей работы выстраиваю траекторию развития каждого ребенка. Для этого реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования). Педагогическую  диагностику проводим в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики  используем исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития):
  2. оптимизации работы с группой детей.

На основе результатов диагностики корректирую деятельность, планирую следующие этапы в работе с дошкольниками, в работе с их родителями (законными представителями).

 Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка дошкольного возраста.

 Для успешной работы взаимодействую со специалистами ДОУ. В нашем детском саду работает логопедическая служба, проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи. В интеллектуальном развитии дошкольника педагогу-логопеду отводиться  важная роль, он помогает ребенку справиться с имеющимися нарушениями речи, обеспечивает возможность более легкого общения с окружающими, способствует повышению активности речи, в целом обеспечивает ребенку эмоциональный комфорт, успешное вхождение в школьную систему. Следуя рекомендациям педагога-логопеда по воспитанию правильного произношения у детей, провожу работу по дифференциации и автоматизации звуков. Для воспитания правильного, чёткого произношения подбираю игры, пальчиковую гимнастику, стихотворения, потешки, скороговорки, насыщенные отрабатываемым звуком. А также подбираю различные картинки, игрушки, предметы, в названии которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными другими звуками и в разных частях слова. Занимаюсь  с детьми по подгруппам и индивидуально в свободное для детей время. В работе по формированию правильного звукопроизношения у детей активное участие принимают родители воспитанников. Они выполняют определённые задания, рекомендованные логопедом и мною. Ежегодно, проводимая психо-медико-педагогическая комиссия констатирует, что большинство детей уходят из стен детского сада с исправленной и улучшенной речью.

Важной частью системы образования является психолого-педагогическая служба. И такая служба в нашем саду создана. Её целью является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности, защита прав ребёнка. На основе результатов исследований осуществлялся анализ образовательной системы, с точки зрения её развивающего потенциала, оценка соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам, производилась разработка индивидуального маршрута развития ребенка.

Я тесно сотрудничаю с педагогом-психологом, который помогает в выявлении и коррекции индивидуальных особенностей детей, а также социально-психологических особенностей группы. Важно, чтобы психолого-педагогическое изучение ребенка носило технологический характер, то есть первичное обследование, изучение ребенка в процессе пребывания в группе, способствовало выбору оптимальных условий и содержания работы с каждым конкретным ребенком. Для реализации дифференцированного подхода к детям.

Учитывая рекомендации психолога, проводим совместную работу по устранению выявленных у детей недостатков. Рекомендации были выданы в виде подбора игр и упражнений, направленных на развитие мыслительных процессов. Я применяла их в своей работе.

Также сотрудничество с психологом заключается в координации связи между ним и родителями.

Коррекционно-адаптированные технологии использую с детьми, имеющими проблемы в развитии. Вся коррекционная работа осуществляется в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной деятельности.

Тесно сотрудничаем и с другими специалистами детского сада. Готовимся к проведению различных мероприятий: утренники, театральные представления, тематические и спортивные мероприятия, соревнования и т.д. Рекомендации музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию используем в планировании и корректировке образовательных задач. По результатам мониторинга провожу индивидуальную работу с детьми, учитывая все особенности развития ребёнка.

Пытаюсь выяснить, какие проблемы волнуют родителей, чтобы впоследствии разрешить их путём совместной работы. 


Мониторинг развития детей старшей группы « А»          

2015 – 2016 учебный год

Не сформирован -

Находится в стадии формирования -

Сформирован -

Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие


Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие


Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (применение электронных образовательных ресурсов, наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательной организации, блока).

Более успешному решению проблемы помогает внедрение инновационных технологий: творчески-развивающие, социально-адаптивные, двигательно-оздоровительные.

Творчески-развивающие технологии обеспечивают развитие интеллектуальных, художественных, творческих способностей ребенка. Показатели развития интеллектуального и художественного творчества выступают для меня ориентирами в любых видах деятельности. Выбор творчески-развивающих технологий не только создает пространство для самореализации ребенка, но и обеспечивает свободу творчества педагога, предоставляя ему широкие возможности в выборе и вариативности методов обучения, воспитания и развития детей.

Ведь актуальной проблемой нашего общества является здоровье нации, поэтому важной составляющей моей деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательной активности с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у детей и их родителей ответственности за сохранение своего собственного здоровья. Детям прививаются  навыки здорового образа жизни в повседневной жизни и во время непосредственно образовательной деятельности. Проводится работа по валеологии, которая помогает детям осознать необходимость и важность здорового образа жизни.

Двигательно-оздоровительные технологии направлены на формирование у дошкольников основ здорового образа жизни. Применяю технологии, которые ориентированы на сохранение детской жизни, здоровья, эмоционального и психологического благополучия. В группе проводится большая работа по охране жизни и здоровья детей: утренняя гимнастика, ежедневная гимнастика пробуждения после дневного сна, которая включает в себя элементы точечного массажа, дыхательной гимнастики, а также закаливающие процедуры. Для профилактики зрения использую тренажёры по методике В.Базарного. В работе используется развивающая педагогика оздоровления В.Т.Кудрявцева, «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского, лечебно-оздоровительная методика В.Г.Алямовской, «Массаж БАТ» А.Уманской, «Психогимнастика» М.Чистякова; технологии игр Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой.

Постоянно слежу за культурой оформления рабочего пространства. Стараюсь быть осведомлённой о современных образовательных технологиях.

В нашем детском саду используется  игровая технология в образовательной деятельности, т.к. игра является приоритетной формой организации и методом обучения. Поэтому при разработке конспектов НОД включаю различные дидактические, развивающие игры,  занимательные упражнения, игры - эксперименты с материалами и предметами по всем направлениям деятельности детей. Разрабатываю перспективные планы образовательной деятельности по всем видам деятельности детей. Составляю  перспективное планирование кружковой работы, сценарии праздников и мероприятий в группе, а также собираю материал к тематическим родительским собраниям и к консультациям для родителей, устраиваю выставки детских работ, а также использую другие формы работы с детьми (проекты, презентации, просмотр мультимедийного материала, экскурсии, конкурсы, высаживание растений, изготовление подарков и т.д.). Использование информационно-коммуникационных технологий даёт мне широкие возможности качественно обновить и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Использую технологию проектной деятельности. В процессе проектной деятельности дети узнают много нового, учатся самостоятельно получать знания, анализировать и пользоваться различными источниками информации, контактировать с разными людьми. Был разработан и реализован педагогический  проект «Моя Родина», целью которого являлось создание системы патриотического воспитания дошкольников для формирования социально – активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, своему народу.

Планирую и в дальнейшем внедрять новые технологии в педагогический процесс с целью повышения уровня познавательной активности и мотивации обучения.

Непрерывность профессионального развития воспитателя, совершенствование профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей дошкольного возраста с учётом возрастных  и индивидуальных особенностей их развития.

Считаю важным в педагогической деятельности поддержание интереса к самообразованию. Это эффективный способ повышения педагогического мастерства. Уделяю внимание самосовершенствованию своего развития.  Стараюсь систематически знакомиться с новыми достижениями педагогических и психологических наук, новинками методик и технологий дошкольного воспитания. Знакомлюсь с периодическими изданиями. В связи с этим регулярно повышаю квалификацию, участвую в семинарах, методических конференциях с докладами, проектами.

Проводила открытое занятие «Математика в сказках» на уровне района (мастер – класс).

Презентация проекта «Моя Родина»  или «Нам посчастливилось родиться на Руси» на методическом объединении.

Выступала с докладом «Нетрадиционные формы обучения»  на МО педагогов подготовительных к школе групп и предшкольных классов.

Проводила консультации для родителей «Нетрадиционное рисование» (мастер – класс).

Участвовала в районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь». Разработала проект «Роль света в жизни растений».

Участвовала в областном мероприятии. Выступала с докладом «Взаимодействие социальных партнёров с Первомайским детским садом в целях совершенствования духовно-нравственного воспитания личности дошкольника» на семинаре с дошкольными образовательными организациями «Социальное партнёрство как ресурс формирования гармоничной личности дошкольника» в МБДОУ «Центр развития ребёнка детский – сад «Сказка», г. Мичуринске, где проходил семинар «Взаимодействие культуры, образования и Русской Православной Церкви в вопросах обеспечения духовной безопасности детей и сохранения исторического и культурного  наследия Тамбовщины» (Управление образования и науки Тамбовской области, Мичуринская и Моршанская епархия, ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», Управление народного образования администрации г. Мичуринска).

Принимала участие во Всероссийской добровольной интернет-акции «Безопасность детей на дороге».

Участвовала в проектной деятельности филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад». Темы педагогического проекта: «Моя Родина», «Прошлое всегда интересно. Путешествие во времени».

Принимала участие в работе Консультативного центра филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад». Провела ряд консультаций: «Чем занять ребёнка дома?», «Воспитание любви к чтению», «10 правил изменения проблемного поведения». Провела для родителей мастер-класс на тему «Нетрадиционное рисование».

Активно участвовала в подготовке детей к участию на муниципальном, международном и всероссийском уровне в конкурсах детских рисунков  «Искорки Тамбовщины», «Мамы глазами детей», «Пасха Красная», «Однажды в студёную зимнюю пору», «Мир науки глазами детей», «Любимое место в п. Первомайский», «Яркие краски весны», «Свет рождественской звезды», «Зимняя сказка» (за что получили грамоты, благодарственные письма, сертификаты и дипломы первой степени – 1, второй степени – 1, третьей степени – 2), к конкурсу чтецов «Рождественские посиделки» (диплом третьей степени - 1), к открыто всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие» (первой степени - 3,  третьей степени - 2).

Была опубликована статья «Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста» в сборнике материалов конференции, посвящённой 50-летию факультета начальных классов МГПИ «Актуальные проблемы образовательного процесса в школе и вузе».

Участвовала в форуме по теме «Процессы воспитания и обучения в соответствии с ФГТ», «Родительское собрание».

Разработала рабочую программу в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Разработала рабочую программу кружка «ОчУмелые ручки».

Состояла в творческой группе по подготовке к конкурсу в номинации «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного  воспитания».

Участвовала и проводила праздники для воспитанников ДОУ: «Осенины», «Масленицу встречаем – зиму провожаем», «Здравствуй, детский сад!», «День Матери». Участвовала в подготовке спортивного мероприятия «Малые Олимпийские игры», концерта «Рождество Христово».

Принимала активное участие в методической работе филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад»: на семинарах выступила с докладами  «Развитие логического мышления у дошкольников», «Русский костюм».  Консультировала молодых специалистов  провела для них мастер-класс по теме: «Организация и проведение занятий по грамоте». А также провела открытое занятие для педагогов ДОУ «Правила поведения на улице». Принимала участие в заседании круглого стола, где выступила с докладом «Индивидуальный подход или вовлечение в коллектив ребенка с ОВЗ». На семинаре- практикуме выступила с докладом «Области применения ИКТ для развития дошкольников».

Прошла курсы повышения квалификации -  ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по программе «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Прошла стажировку по темам «Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Прошла процедуру сертификации в режиме тестирования в Тамбовском региональном центре по сертификации компьютерной грамотности и ИКТ, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет», входящий в Отраслевую систему мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности.

Закончив компьютерные курсы «Основы эксплуатации ЭВМ», я смогла оценить полученные знания при разработке и составлении  рабочих программ, конспектов занятий, консультаций, методических пособий, материалов для проведения образовательной деятельности, игр, практического материала и заданий для детей и родителей в сфере образовательных услуг, изготовлении наглядности.  Использование информационно-коммуникационных технологий даёт мне широкие возможности качественно обновить и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Имею навыки работы с текстовым редактором Microsoft Office Word, а также с программами Microsoft Office PowerPoint,  ABBYY Fine Reader Professional Edition. На компьютере просматриваю и анализирую видеоматериалы различных проведённых мероприятий в своей группе и детском саду. Обрабатываю и печатаю фотографии для оформления выставок, фотоальбомов, проектов  и т.д. Поиск в интернете различной информации помогает мне в педагогической работе при использовании проектной и исследовательской деятельности, при самообразовании.

Распространение опыта работы на муниципальном, региональном уровнях.

Своим опытом работы делилась с коллегами из своего детского сада и других учреждений на открытых районных занятиях и методических объединениях. Приглашаю на занятия своих коллег, а также посещаю их занятия. Взаимоотношения в коллективе складываются доброжелательные. Мы проводим совместные мероприятия. При подготовке к нему мы оказывали друг другу помощь.  Мной было проведено открытое занятие по математике «Математика в сказках» для педагогов предшкольной подготовки.

Мною был обобщён педагогический опыт на тему: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников на занятиях по математике и вне занятий». Идея: «Формирование интеллектуальных способностей в процессе использования дидактических игр на занятиях и вне занятий». Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Важную роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет организация совместной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в педагогическую деятельность, включается план по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности.


Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения. 

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс является существенным признаком качества современного дошкольного образования. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Я стараюсь объединить свои и родительские усилия в процессе воспитания детей. Создаю особую форму общения между собой и родителями, которую можно обозначить, как «доверительный деловой контакт». Беседа помогает получить необходимые сведения о семье, о некоторых моментах домашнего воспитания и достижений единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Получить сведения о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей помогает анкета. Выявляю степень вовлечённости семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, педагогическую культуру семьи. Всё это помогает спланировать работу по дальнейшему взаимодействию с семьёй. Ведь многих родителей интересует, как ведут себя их дети в группе, как общаются со своими сверстниками и взрослыми,  с кем и во что играют, как выполняют задания, как отвечают на поставленные вопросы и т.п.

Перед началом учебного года ещё раз проводится анализ работы с родителями (законными представителями) за прошедший учебный год и составляется план работы на следующий.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Вместе с родителями обсуждаем педагогические ситуации, дискуссируем и находим ответы на волнующие вопросы, определяем оптимальные пути воздействия на ребёнка в образовательно-воспитательном процессе.

Особой популярностью пользуется нетрадиционная форма общения – совместная игровая деятельность участников педагогического процесса. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнерами.

Родители наших воспитанников являются  для ДОУ одним из самых важных и ближайших партнеров. С 2012 года ведётся работа по сохранению и формированию традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Данная работа систематизирована, вынесена в вариативную часть программы и ведётся по всем направлениям во всех видах деятельности. Наши воспитанники систематически участвуют в конкурсах различной направленности, концертах и театрализованных постановках, представленных на разном уровне, что позволяет проявить творческие способности каждому ребёнку: муниципальные - «Искорки Тамбовщины», «Мамы глазами детей», «Рождественская звезда»; епархиальные – «Пасхальный Благовест», «Свет Рождественской звезды», «Пасха Красная»; всероссийские -  «Ангел вдохновения»,  интеллектуальная олимпиада  «Наше наследие»; международные - «Краски».

 Родители не только с пониманием относятся к нашим начинаниям, но и оказывают посильную помощь в подготовке мероприятий. Стали активно участвовать в совместных мероприятиях, посвящённых значимым православным датам и государственным праздникам. Особой популярностью пользуются спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «День военно-воздушных шариков», «Богатыри – защитники земли русской»,  музыкально – спортивные праздники, приуроченные к «Дню защитника отечества». Стали участниками  мероприятий, посвящённые «Дню народного единства «Славься Россия», «Дню матери»: «Концерт для любимых мам», «Мамы, дочки и сыночки». В мероприятии «Рождество Христово» приняли участие родители и духовенство. Принимали участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Любимое место в п. Первомайский», посвящённого празднику «День посёлка Первомайский». В детском саду организовываются выставки совместных работ родителей и детей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда МБДОУ № 19 "Золушка" г.Моршанска Тамбовской области

Наше ДОУ приняло участие  в городском конкурсе на эту тему и заняло 3 место. Желаю удачи....

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Водные ресурсы Тамбовской области"

Конспект образовательной деятельности  отражает формы работы краеведческого содержания и позволяет организовывать работу с использованием  ЭОР...

Материалы к конкурсу "Воспитатель года 2016"

Конспект занятия, презинтация и др. материалы...

Конспект НОД с детьми 2-3 лет по речевому развитию "К нам весна шагает". Автор Тарасенко Е. Е.- воспитатель МБДОУ ЦРР- детский сад "Солнышко" г. Котовска Тамбовской области

Конспект организации и проведения непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» с детьми 2-3 лет....

Конспект занятия по речевому развитию «Таня и Айболит» (2 младшая группа) Воспитатель: Рудакова Т. А. МБДОУ "Ручеёк" г. Рассказово Тамбовской области

Цель: формирование у младших дошкольников представлений о здоровом образе жизниЗадачи: формировать представления о ситуациях, которые приводят к болезням, овощах  и их пользе для здоровья. Учить ...