«Влияние цифровой трансформации на деятельность дошкольных образовательных учреждений»
статья
В статье рассмотрены различные аспекты влияния внедрения цифровых технологий на деятельность ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Влияние цифровой трансформации на деятельность дошкольных образовательных учреждений» | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Леготина
МБДОУ «ДС № 243 г. Челябинска», Россия
Статья: «Влияние цифровой трансформации на деятельность дошкольных образовательных учреждений»
Аннотация. В статье рассмотрены различные аспекты влияния внедрения цифровых технологий на деятельность ДОУ.
Ключевые слова: Цифровая трансформация, цифровизация ДОУ.
Legotina E.V.
MBDOU kindergarten No. 243 Chelyabinsk, Russia
The impact of digital transformation on the activities of preschool educational institutions.
Annotation. The article presents information on the influence of digital transformation on preschool education institutions.
The key words: Digital transformation, digitalization of preschool education.
Цифровая трансформация – это внедрение различных цифровых и информационных компьютерных технологий в различных сферах жизни общества, которое в свою очередь является следствием четвертой промышленной революции [2]. Изменения, происходящие в обществе, носят глобальный характер и не могут не затронуть и систему дошкольного образования.
Одним из наиболее значительных новшеств в процессе социализации детей дошкольного возраста, в последние два десятилетия стало активное их знакомство с цифровыми технологиями. Значительная часть детей, приходя в дошкольное образовательное учреждение уже имеет опыт знакомства с различными цифровыми устройствами. Для многих из них цифровые устройства представляют большой интерес и являются одной из форм познания окружающего мира. Безусловно, качественное изменение навыков, интересов и поведенческих практик детей, приходящих в дошкольное образовательное учреждение, требуют от него адаптации к новым условиям информационного общества.
Важным аспектом цифровой трансформации педагогической деятельности в системе дошкольного образования стал перевод различного документооборота в электронный формат. В результате чего деятельность педагога стала тесным образом связана с работой в электронных системах, базах данных, текстовых и графических редакторах (Microsoft Word, Office, Excel и др.). Даже те, педагоги, которые ранее неохотно знакомились с информационными технологиями, были вынуждены включиться в этот процесс. Следствием чего, в свою очередь стала возможность для работников дошкольных образовательных учреждений использовать цифровые инструменты в рамках осуществления педагогической деятельности.
Под воздействием цифровизации кардинально изменилась и работа педагога с родителями. Появление мессенджеров и общих чатов (WhatsApp, Viber, Telegram) позволили оперативно и своевременно контактировать родителям с педагогами, предоставляя дошкольному образовательному учреждению целый ряд дополнительных возможностей для реализации своей воспитательной функции. Официальные сайты дошкольных образовательных учреждений содержат сведения об образовательных программах и работе учреждения, позволяют информировать родителей о мероприятиях, в которых их дети принимают участие, что также увеличивает их вовлеченность в образовательно-воспитательный процесс и повышает уровень взаимодействия с педагогическим составом. В целом цифровая трансформация, привела к тому, что родители могут принимать значительно большее участие в деятельности дошкольного учреждения чем раньше.
Значительное влияние цифровая трансформация оказала также и на части деятельности педагогов, связанной с самообразованием. Электронные ресурсы позволяют наладить коммуникацию между работниками дошкольного образования из разных городов, что привело к тому, что обмен знаниями внутри сферы в последние годы значительно усилился. В свободном доступе для педагогов из разных регионов страны оказались методические разработки ведущих специалистов. Большое распространение получили различные интернет-курсы по профессиональной переподготовке и получению дополнительных навыков. В целом современный педагог дошкольного образования вынужден гораздо больше учиться и повышать уровень своей квалификации для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность, чем до цифровизации.
Значительным образом цифровая трансформация отразилась на общении педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми. Применение компьютерных технологий в ходе занятий, на сегодняшний день, стало достаточно распространённым явлением [3]. Во многих детских садах обычной практикой является проведение интерактивных обучающих игр с применением ИКТ. Используются различные мультимедиа средства, такие как проектор, с помощью которого, детям показываются обучающие презентации, которые, свою очередь, педагог подготавливает самостоятельно, используя такие программы как Canva, PowerPoint и др. Применение интерактивных цифровых технологий, как правило позволяет добиться большего интереса и вовлечённости в процесс у детей, нежели традиционные методы, однако необходимо учитывать возможный вред для здоровья от чрезмерного использования электронных устройств, поэтому педагогам в своей работе необходимо строго следовать нормам СанПиН и ограничивать применение цифровых средств в обучении.
Невозможность осуществления образовательного процесса в современном ДОУ без привлечения информационных технологий была отмечена и в ФГОС [1], где была утверждена необходимость обеспечения дошкольных учреждений различными техническими средствами, компьютерными программами, подписками на образовательные сервисы и свободным доступом в интернет. Действительно, модернизация, приобретение технических средств стали одним из важных направлений в деятельности ДОУ.
Таким образом, можно говорить о том, что цифровая трансформация оказала значительное влияние на целый ряд аспектов деятельности дошкольных образовательных учреждений. Однако, цифровая трансформация продолжается, и дошкольному образованию предстоит и далее изменяться, для того чтобы идти в ногу со временем.
Литература.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Уваров А.Ю., Ван С., Кан Ц. и др. Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект//Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования 26–27 сентября 2019 г. Москва//; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Изд. дом Высшей школы экономики, М.: 2019. — 155 c.
- Курчатова Н.Ю, Шарапуто С.В. /Цифровые технологии в образовательном процессе детского сада. - 8 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения через приобщение к музейной педагогике
Консультация для родителей по эстетическому воспитанию детей...
Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В данной статье рассматривается вопросс воспитания интеллектуально- творческой личности...
Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге
Информация об опытеУсловия возникновения и становления опыта Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» ...
Статья «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения»
laquo;Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их правильного развития» Д. В. Менджерицкая....
Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей невозможно без рассмотрения жизненных ситуаций, доступных пониманию ребенка. Смоделировать такую ситуацию, пережить и оценить...
Совершенствование умений педагогов коммуницировать в цифровой среде в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье представлены организационно-педагогические условия организации коммуникации педагогов ДОУ в цифровой среде...
- Мне нравится (1)