Статья «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения»
статья

Татаркина Елена Николаевна

«Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей,  для их правильного развития»

 Д. В. Менджерицкая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения»

«Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их правильного развития»

 Д. В. Менджерицкая.

Введение. Современные стандарты дошкольного образования выделяют в развитии личности ребёнка несколько основных направлений, одним из которых как отдельно выделенная образовательная область выступает познавательное развитие, подразумевающее определённое содержание воспитательно-образовательной работы и имеющие критерии освоения. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях данных объектов (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.)

В наш бурно развивающийся век, когда поток различной информации поглощает не только взрослых, но и детей, важно направить неокрепший ум ребёнка в нужное русло. Ребёнок должен овладеть методом умственной работы, умением думать, правильно анализировать, синтезировать.

Чтобы приучить ребёнка мыслить, надо сделать этот процесс интересным и занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место в моей работе с детьми занимает развивающая игра. При организации образовательной деятельности по познавательному развитию в своей работе успешно использую развивающие игры В.Воскобовича.

Игры В. В. Воскобовича - это пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми любого возраста, как в дошкольных детских учреждениях, так и в семейном кругу. Игры могут выполнять роль дидактического материала  вписываясь в любую форму планирования, совместной деятельности взрослых и ребенка, также самостоятельной деятельности детей, в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов.

Цель исследования: Выявление и обоснование актуальности использования развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Теоретическая база исследования. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Вовлечение детей в процесс развивающих игр В.В. Воскобовича, предоставляют ребенку возможность творческого развития, процессов познания, активизации внимания. Это не просто игры - это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению, творчеству. Кроме того, герои сказок позволяют создать собственную сказку. Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими  задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Все игры Воскобовича имеют различную направленность:

- развивают у ребенка логическое мышление и воображение;

- формируют математические навыки;

- обучают чтению;

- направлены на конструирование и моделирование;

- развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе дают возможность перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Создавать условия для игр мы начали с приобретения и изготовления с помощью родителей дидактических пособий: «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Коврограф», «Кораблик Брызг-Брызг», «Геовизор», «Лепестки».

Провели открытое занятие для воспитателей, где более углублённо познакомили их с данной методикой.

Основная суть игры Фиолетовый лес: перед ребенком открывается сказочное пространство с множеством загадок, ребусов, головоломок. Сложность, оформление, дизайн зависит только от проявленной вами фантазии. Использовать можно любые материалы, которые попадутся вам на глаза. 

Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.

Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получится у детей.

- « Геоконт» вводит детей в мир геометрии;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает психические процессы;

- помогает изучить цвета, формы и велечины.

Кораблик «Плюх-Плюх». Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На мачте корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине.

Играя корабликом «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений.

Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая:

- знакомит малыша с различными цветами;

- формирует математические навыки;

- прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.

    Коврограф «Ларчик» - универсальная детская среда для решения любых образовательных задач. 

Предназначен для детей 3 - 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями.

Благодаря сказкам у детей развивается фантазия, воображение, владение речью, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащается словарный запас, развитие интонационной культуры, фонематического слуха, развитие интонационной культуры, фонематического слуха и развитие речевого творчества. Благодаря мелким красочным деталям, развивается мелкая моторика и идет подготовка руки к письму.

Результаты и их обсуждение. Игры подобного рода психологически комфортны, интересны детям, вызывают у них множество положительных эмоций, восторга и удивления. Мы получили хорошие результаты: дети стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук, они не испытывают сложностей с усвоением цвета, формы, величины, умением ориентироваться на плоскости. Систематичность использования игр Воскобовича позволили сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности. Дети часто используют игры в самостоятельной деятельности, сами придумывают новые фигуры.

Заключение. Таким образом, целенаправленная и регулярная работа по играм В. В. Воскобовича с постепенным усложнением игр, позволяет поддержать интерес детей к игре, а также помогает добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности познавательных, творческих и интеллектуальных способностей у всех детей Специально организованная познавательная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практисеское пособие для воспитателей и метадистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
  2. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний дошкольный возраст. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 208 с.
  3. Бондаренко Т. М. (2009), Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ИП Лакоценин, Воронеж, Россия.
  4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. (2015), ТЦ Сфера, Москва, Россия.
  5. Вочкобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб.: Гириконт. 200.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

«Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности дошкольного учреждения».

Перед  дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненны...

Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации

Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образо...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В данной статье рассматривается вопросс воспитания интеллектуально- творческой личности...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...

Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей невозможно без рассмотрения  жизненных ситуаций, доступных пониманию ребенка.  Смоделировать такую ситуацию, пережить и оценить...