Совершенствование умений педагогов коммуницировать в цифровой среде в условиях дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка

Ольга Васильевна Руденко

В статье представлены организационно-педагогические условия организации коммуникации педагогов ДОУ в цифровой среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ КОММУНИЦИРОВАТЬ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Руденко Ольга Васильевна, воспитатель

 МАДОУ «ЦРР д/с№1 «Жар-птица» г. Рубцовск»

Аннотация. Цифровые технологии играют важную роль в современном образовании. Онлайн коммуникация открывает большие возможности пред педагогами дошкольного образовательного учреждения как в организации образовательного процесса, так при выстраивании маршрута саморазвития. В статье будут представлены организационно-педагогические условия необходимые при построении коммуникаций в цифровой среде.

Ключевые слова: взаимодействие, коммуникация, цифровая среда, организационно-педагогические условия, профессиональная и мотивационная готовность педагога.

Актуальность темы. Современный педагог дошкольной образовательной организации (далее по тексту ДОО) – это специалист, глубоко погруженный в цифровую среду и умеющий использовать ее возможности в организации коммуникации с родителями, коллегами, социальными партнерами. Дистанционный формат работы предоставляет педагогам уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения, онлайн-конференций, мастер-классы, форумы и сообщества для педагогов можно обмениваться опытом со своими коллегами, участвовать в онлайн-мероприятиях, а также пройти дистанционное обучение на курсах повышения квалификации, в том числе тематические курсы. Для этого необходимы специфические знания как технического, так и психологического характера.

Поэтому тема совершенствования умений педагогических кадров в эффективном применении коммуникаций в цифровой среде как в управленческом, так и в образовательном процессе важна для изучения.

Цель исследования заключалась в определении условий организации и осуществления в дошкольном образовательном учреждении процесса совершенствования умений педагогов коммуницировать в цифровой среде.

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности выделенных условий совершенствования умений педагогов коммуницировать в цифровой среде дошкольного образовательного учреждения проводилась на базе МАДОУ «ЦРР Детский сад № 1 «Жар-птица» г. Рубцовск Алтайского края. В исследовании принимали участие 37 педагогов.

На констатирующем этапе исследования была поставлена цель: разработать диагностический инструментарий и провести диагностические исследования по теме работы.

1. Диагностика профессиональной и мотивационной готовности педагогов к коммуникациям в цифровой среде.

Исследование было проведено среди 37 педагогов.

Цель: выявление уровня стремления педагогов к профессиональному развитию и определение основных мотивационных факторов, которые препятствуют или помогают профессиональному развитию педагогов.

Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень профессиональной и мотивационной готовности

педагогов к коммуникациям в цифровой среде, %

Для наглядности мы разделили педагогов на группы.

1 группа: 55 и более баллов - педагоги готовы узнавать новое как в плане профессиональной деятельности, так и в цифровой среде; готовы осваивать новые возможности, которые можно получить с помощью коммуникаций в цифровой среде; знают и соблюдают правила сетевого этикета; четко знают и принимают свои мотивационные факторы, активно реализуют свои потребности в саморазвитии, в том числе, с помощью цифровой среды; удовлетворены самим процессом и результатом работы; возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности являются положительными факторами, способствующими росту профессиональной мотивации. Таких педагогов было выявлено 27% (10 человек).

2 группа: 36-54 балла – педагоги понимают, что современный мир требует освоения цифровых технологий хотя бы на минимальном уровне, однако, у них нет четких понятий, для чего ему нужны коммуникации в цифровой среде; понимает, что навыки общения в цифровой среде надо нарабатывать, при этом их знает и не всегда соблюдает, а также нет достаточной мотивации для этого; ориентация на развитие себя как профессионала очень зависит от условий (обстановка в коллективе, отношение руководства, заработная плата), и нет особого желания стремиться к большему в работе, чем он имеет сейчас. Таких педагогов оказалось большая часть – 49% (18 человек).

3 группа: 15-35 баллов - педагог находится на стадии начального развития; не навыков общения в цифровой среде и отсутствует мотивация для их освоения; ответственность за применение в работе чего-либо нового пугает педагога; нет стремления изучать опыт работы других педагогов как в личном общении, так и в цифровой среде; педагог довольствует тем, что он умеет на данный момент; нет желания работать «на результат». В эту группу попали 9 педагогов, что составило 24%.

По результатам исследования можно отметить, что в целом только треть педагогов удовлетворены хотя бы от самого процесса и результата работы. Отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту, потребность в достижении профессионального престижа и уважения со стороны коллег как в собственном детском саду, так и из других.

Однако при этом многие отметили, что не понимают, для чего нужно развивать навыки коммуникации в цифровой среде, так как считают достаточным уметь пользоваться мессенджерами WhatsApp и Telegram по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса.

Знание правил сетевого этикета и умение общаться в сетевой среде на низком уровне у 26 педагогов.

Также более половины педагогов ответили, что им не хватает физических сил для выполнения дополнительных заданий или освоения новых навыков.

2. Комплексный анализ методической работы за год по теме исследования (посредством изучения отчета о самообследовании детского сада).

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО.

В соответствии с годовым планом работы и планом мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников в 2022 году проводились педагогические советы, педагогические часы, семинары-практикумы, открытые просмотры основной образовательной деятельности, консультирование (индивидуальное и групповое, плановое и по запросу педагогов (в очном и дистанционном формате), обмен опытом, аналитический обзор новинок методической литературы и изучение нетрадиционных подходов в теории дошкольного воспитания.

В 2022 году детскому саду был присвоен статус «Инновационной площадки федерального уровня «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по двум направлениям: «Ресурсы цифровой образовательной среды «ПиктоМир» для педагогов и родителей»; «МИР ГОЛОВОЛОМОК» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОО и семьи». Руководство данной деятельностью осуществляется в дистанционном режиме. Педагоги данных площадок являются участниками сообщества на платформе ВКонтакте, где получают все необходимое методическое сопровождение, помимо этого участники сообщества имеют возможность делиться опытом, демонстрируя свои наработки, а также участвуют научно-практических онлайн-конференциях. Также в 2022 году на базе ДОУ была апробирована парциальная программа «Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир».

В связи с апробацией было проведено повышение квалификации педагогов по теме «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир» в объеме 72 ч. в АНО ДПО «Институте образовательных технологий».

Педагоги ДОУ приняли участие в сериях дистанционных учебно-методических мероприятиях по использованию материалов УМК в образовательной деятельности МАДОУ «ЦРР д/с № 1 «Жар-птица». Так, в 2023 году педагоги детского сада приняли дистанционное участие (т.е. с помощью удаленного интерактивного режима) в следующих мероприятиях.

1. IV Международная научно-практическая конференция «Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей», на которой был представлен опыт работы педагогов детского сада по теме «Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста».

2. Федеральный проект «Пилотная апробация единой программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации».

3. Региональная школа сообщества «Дошколка Алтая», в рамках которой был представлен опыт работы по теме «Игровое оборудование для развития общей и мелкой моторики у детей раннего возраста».

Сетевое взаимодействие определено как одна из ведущих форм организации работы между учреждениями.

3. Анализ материально-технического и информационного обеспечения для совершенствования умений педагогов коммуницировать в цифровой среде на базе дошкольного образовательного учреждения показал следующее.

В целях достаточности образовательного процесса МАДОУ оснащено:

- современными средствами защиты для обеспечения комплексной безопасности и комфортных условий пребывания детей и ведения образовательного процесса (100%),

- современным интерактивным оборудование (интерактивные доски, компьютеры для педагогов и детей, другие технические средства обучения),

- игровым оборудованием для реализации работы инновационных площадок «Ресурсы цифровой образовательной среды «ПиктоМир» для педагогов и родителей» и «Мир головоломок – смарт-тренинг для дошкольников» («Робототехнический набор» и игровой набор «Мир Головоломок»).

Как было выявлено, основными участниками коммуникаций являются педагоги (в том числе, из других детских садов), дети и родители воспитанников. По мере необходимости участниками коммуникаций становятся сторонние организации – социальные партнеры МАДОУ.

Среди мессенджеров наиболее используемым для общения родителей с педагогом, а также между педагогами, является WhatsApp, именно его посредством осуществлялось информирование посредством размещения объявления в информационных стендах по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса.

В управлении ДОУ так же, как и в работе родителями воспитанников, используются информационно-коммуникационные технологии. В частности, посредством электронной почты педагогическим работникам рассылаются материалы, требующие изучения, новинки методической литературы в электронном приложении, полезные ссылки. С помощью группового чата для педагогов в мессенджере WhatsApp также происходит общение по рабочим вопросам.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что состояние коммуникационных процессов находится:

- между педагогами и детьми – на высоком уровне;

- между педагогами и родителями МАДОУ – на удовлетворительном уровне;

- между педагогами детского сада и другими участниками процесса (другие педагоги, коучи, социальные партнеры) – на низком уровне.

Анализ компетенций и умений педагогов в цифровой среде показал, что для успешных коммуникаций в цифровой среде особое внимание следует уделить решению следующих вопросов:

- повышать мотивационную готовность педагогов для работы в цифровой среде;

- формировать коммуникативные компетенции педагогов в цифровой среде на основе их текущих знаний и умений;

- обобщать, изучать и применять передовой педагогический опыт в детском саду.

В связи с выявленными проблемными вопросами была сформулирована цель формирующего этапа опытно-экспериментального исследования: выявить эффективность предложенных в гипотезе организационно-педагогических условий совершенствования умений педагогов коммуницировать в цифровой среде на базе дошкольного образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Левшина, Н. И. Реализация организационно-педагогических условий использования информационно-коммуникационных технологий в управлении дошкольной образовательной организацией / Н.И. Левшина, Н.В. Гребенщикова // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : кол. монография / [Л.А. Акимова и др. ; под ред. И.В. Андулян] ; науч. центр Аэтерна. – Уфа : Аэтерна, 2015. – С. 225-248.

2. Лимонцева, Г. В. Мастерство коммуникации. Программа по развитию коммуникативной компетентности педагогов как составляющей профессиональной компетенции / Г. В. Лимонцева. – Волгоград : Учитель, 2021. – 175 с.

3. Новикова, Е. С. Современные образовательные технологии в детском саду / Е. С. Новикова // Справочник руководителя. – 2022. - № 9. - [Электронный ресурс]. - https://www.resobr.ru/article/63310-sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-detskom-sadu (дата обращения 14.03.2024).

4. Рокицкая, Ю. А. Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания / Ю. А. Рокицкая // Вестник ЧГПУ. – 2017. – №1. – С. 61-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методика работы с детьми по театрально-творческой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Семинар проведен с целью ознакомления педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.Задачи семинара:1. Дать практические рекомендации по использованию методов и прием...

Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В о...

Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения

Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения Созданию мотивирующей, развивающей, предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется ...