Социально значимый проект «Цветные фантазии»! в 1-й младшей группе
проект (младшая группа)

Татьяна Анатольевна Белашова

Пояснительная записка.

Тема проекта: «Цветные фантазии»

 Вид проекта: социально значимый

Продолжительность проекта: два месяца 10.11.2022 – 10.01.2023г

Участники проекта: дети первой младшей группы, педагоги, родители.

Актуальность:

 Проект «Цветные фантазии» имеет свою главную цель - сформировать у детей умение различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Главным признаком предмета для ребёнка дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют.

В нашей группе большое количество разных ярких игрушек, в основном 4-х «основных» цветов (машинки, неваляшки, матрёшки, кубики, кегли, погремушки, куклы, конструктор, мячики, флажки, мозаика). Это, конечно, заметили дети. Но затруднялись ответить на такие вопросы как: «Какого цвета машина? Много мячей и все разного цвета? Почему игрушки разного цвета? Какого цвета резиновые игрушки на полке?

В каком платье встречает деток кукла Настя? В одеже какого цвета пришёл ребенок в группу?»

Поэтому возникла проблема: «Как рассказать детям, чтобы вызвать у них интерес и желание узнать о том какого цвета бывают предметы и игрушки?» Речь детей двух трёх лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затрудняются называть какого цвета неваляшка или платье у куклы Маши, мало используют глаголы, определения, связанные с цветом.  Хотелось обогатить знания детей об основных цветах в ходе специально организованных занятий, игр, упражнений в быту при рассмотрении различных предметов., и расширить словарный запас детей.  В связи с этим была определена такая тема проекта.

В первой младшей группе с целью изучения цвета прошли «Разноцветные Недели». Задачи «Разноцветных Недель» — это создание благоприятного психологического климата в группе; расширение и обогащение эмоциональной жизни детей; раскрытие творческого потенциала дошкольников. Четыре недели были наполнены цветом, разнообразными красками. Каждая неделя имел свой «фон»: первая неделя– жёлтый цвет, вторая неделя - зелёный цвет, третья неделя – красный цвет, четвертая неделя синий цвет. Детям необходимо было одеться так, чтобы во внешнем виде как можно больше присутствовал данный цвет.

Реализация проекта проходила совместно с родителями, что способствовало более тесному контакту родитель - ребенок.

Для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам игры в детском коллективе.

Цель проекта:

  • Развивать у детей представления об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый)
  • Формировать эстетическое восприятие цвета у детей;
  • Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Проблема:

  • В первой младшей группе наблюдается речевая пассивность детей. 
  • Низкий уровень знаний об основных цветах.
  • Родители не в полной мере формируют исследовательский интерес у детей в привитии этих навыков в домашних условиях.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
  • Воспитать у детей цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность в играх.

Обучающие:

  • Дать детям элементарные представления как находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
  • Научить детей воспринимать информацию, подкреплённую зрительным образом при проведении наблюдений, бесед, рассматривании сюжетных картинок.
  • Закрепить понятия «желтый», «зеленый», «синий», «красный», «цветной»
  • Формировать интерес детей к дидактическим играм по цветам
  •  Увеличить словарный запас детей по данной теме
  • Развить навык работы кисточкой, гуашью, пластилином; со строительным материалом
  • Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.

Развивающие:

  • Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
  • Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память).
  • Активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в процессе проекта.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Дети будут иметь представление об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности. Дать понятие – «разноцветный».
  •  Обогатится активный и пассивный словарь детей за счет слов: «красный», «синий», «зеленый», «жёлтый», «радуга», «цветной»
  • У детей появится интерес к играм, развлечениям.
  • В книжном уголке появится новый герой "Фея красок".
  • Выставка детских работ «Мастерская радуги»

Для родителей:

  • Активное участие родителей в проектной деятельности.
  • Участие родителей в выставке «Книжки малышки».
  •  Консультация " Умная радуга: как научить ребенка различать цвета. "
  • Консультация «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»
  • Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.
  • Выставка «Дидактических игр»
  • Участие родителей в творческой выставке «Радуга цвета», «Новогоднее чудо»

Для педагога:

  • Изготовить лепбук «Мир цвета»
  • Оформить фотовыставку «Радуга цвета».
  • Распечатать консультации для родителей по данной теме.
  • Изготовить буклеты для родителей «Как научить ребенка различать цвета»
  • Изготовить папку передвижку «Такие разные цвета»
  • Организовать творческую выставку с родителями «Цветные фантазии».
  • Изготовить книжку «Разноцветные страницы»
  • Изготовить дидактические игры: «Бусы для куклы Кати», «Веселая змейка», «Построй лесенку через речку», «Укрась солнышко лучиками», «Цветные ладошки», «Весёлые тучки», «Кораблики», «Зонтики», «Накорми котика цветными рыбками», «Грузовик с овощами и фруктами», «Весёлые фигуры», «Найди свой домик», «Магазин», «Разложи по цвету».
  • Выставка жёлтых предметов.
  • Выставка красных предметов.
  • Выставка зелёных предметов.
  • Выставка синих предметов.

Содержание проекта строится на принципах:

  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

Этапы проекта:

I этап – мотивация

Воспитатель принесла в группу Фею красок с волшебными звёздочками разного цвета и спросила детей: "Кто это? Давайте знакомиться, это Фея красок. Хотите узнать, почему у неё звёздочки разного цвета? О том какого цвета бывают игрушки и одежда, для чего нужно знать цвета? Фея красок нам расскажет о своих секретах".

II Этап - Подготовительный (разработка проекта).                                             

  • Определение проблемы.                                                                               
  • Постановка цели, задач.                                                                               
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Составление перспективного плана работы.
  • Анкетирование родителей о желании и возможности участия в проекте.
  • Подготовка методической литературы, наглядного материала, игр с использованием дидактического материала.

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Консультации для родителей:

«Консультация " Умная радуга: как научить ребенка различать цвета.»

«Консультация «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»

«Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.»

2. Беседа с детьми для выявления знаний о цветах.

3.Комплекс утренней гимнастики «Разноцветные платочки»;

4.Чтение стишков из книги Н. Мигуновой «Изучаем цвета», рассматривание иллюстраций в книге;

 

5.Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»;

6.Чтение сказки В. Степанова «Лесные звезды».

7.Дидактическая игра «Что еще такого цвета?»;

8.Чтение стихов о красном цвете.

9.Рассматривание игрушек разного цвета;

10. Дидактические игры: «Что бывает красного цвета», «Кто скорее принесёт», «Волшебный мешочек», «Тактильный мешочек», «Мозаика».

11. Утренняя гимнастика с флажками красного цвета.

12. «Стихи о красном цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.).

13. Оформление уголка «Что бывает синего цвета» (игрушки, конструктор, кубики, др.).  14.«Утреннее приветствие» - Кукла Света в одежде синего цвета встречает детей в раздевальной комнате.

15.Утренняя гимнастика с мячами синего цвета.

16.Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Весёлые фигуры», «Мозаика», «Тактильный мешочек», «Выложи картинки». 17.Эксперименты «Окрашивание воды в синий цвет»,

18. Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота».

19. «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.).

20. Эксперимент «Окрашивание воды в красный цвет», рисование цветной водой (красного цвета) по снегу, «Тонет, не тонет».

21. Оформление выставки «Что бывает зелёного цвета?» (игрушки, кубики, конструктор и др.).

22.«Утреннее приветствие» - Кукла Зина в одежде зелёного цвета встречает детей в раздевальной комнате.

23.Утренняя гимнастика с кубиками зелёного цвета.

24.Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Весёлые фигуры».

25.Эксперимент «Окрашивание воды в зелёный цвет»,

26.Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через ворота».

27.«Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.).

28. «Радужный день»: Комплекс утренней гимнастики «Разноцветные платочки»; физкультминутка «Радуга – дуга»;

29.Чтение сказки В. Степанова «Лесные звезды»;

30.Проведение итогового мероприятия - интегрированной НОД «Игра с цветом».

31.Мониторинг знания детей о цветах.

32.Консультация «Изучаем цвета с ребенком»,

33. Консультация «Дидактические игры для детей 2-3 лет по сенсорному развитию».

 

 

 

 

 

1.Рисование: «Лучики для солнышка», «Банан для обезьянки»; «Цыплята» «Уточки плавают в реке», Жёлтые рыбки в аквариуме»

2.Раскрашивание «Какие мы разные»;

3.Рисование с элементами лепки «Жёлтые листочки»; «Зёрнышки для курочки»;

4.Раскрашивание раскрасок: «Клоун с

 

 

воздушными шарами», «Петушок»;

5.Лепка: «Сделай мостик»; «Груша»

6.Отгадывание загадок о предметах жёлтого цвета;

7.Разучивание русских народных потешек и песенок;

8.Конструирование: «Жёлтая башня для героев сказки «Репка», «Лесенка к солнышку

9.Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского

10.Подвижные игры:

 «Солнышко и дождик», «Жёлтые цыплята вышли погулять»,

11. Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Домик для котёнка»)

12. «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Украсим домик для котёнка»); «Радужные краски» (рисование пальчиками «Мячик для котёнка»).

13. Игры с прищепками «Дождик из тучки»

14.Конструирование «Башенки к солнышку», «Мостик для маленького медвежонка

15. Аппликация из геометрических фигур «Веточка с зелеными листочками»);

16.«Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Дерево с зелеными листочка-ми»);

17.«Радужные краски» (рисование ватными палочками «Дерево с зеленными листочками»

18. Игры с мозаикой- Выкладывание цветных дорожек.

19. Лепка из пластилина «Божья коровка»

20.«Найди по цвету», «Раз, два, три у кого желтый бантик ко мне подойди»,

21. Назови, что бывает красным,

22.Чудесный мешочек и другие. 23.Подвижные игры «Зайка беленький», 24. Подвижно – дидактическая игра «Прокати шарик через ворота», «Найди свой домик», «Автомобили».

 

 

 

 

 

 

 

1. Перед началом проекта проинформировали о нем родителей. Рассказали суть, методы, намеченные планы. Просили обращать внимание на объявления, в которых просим приводить детей в одежде того цвета, который изучаем на этой неделе.

2.Совместные игры родителей

с детьми в игрушки (дома);

 

3.Сбор поделок своими руками

 к выставке;

Изготовление игрушек-самоделок

к выставке «Радуга цвета»

 совместно с детьми.

4.Творческая выставка родителей и детей «Цветная фантазия».

5. «Опыты с водой» окрашиваем воду в жёлтый, синий, зеленый, красный цвет

Проведение наблюдений (с помощью родителей дома).

6. С помощью родителей значительно пополнили дидактическим материалом в группе, в соответствии с возрастом детей.

7. Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.

III. Этап – Исследовательский.

  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  •   Выполнение проекта.

Развивающая предметно-пространственная среда оформлена в соответствии с темой проекта.

 Центр книги:

  • Русские народные сказки, К. Чуковский «Краденое солнце», «Репка», Каталог картин «Что бывает синее, красное, жёлтое, зеленое»
  • Стихотворения И. Черницкой «Красное и синее»
  • Лепбук «Мир цвета»
  • Новый персонаж "Фея красок".
  • Картотека стихов, потешек, загадок.

Центр физкультуры:

  • Маски цыплят
  • Погремушки, ложки-шумелки
  • Мячи разного цвета
  • Кегли разного цвета

Дидактические и подвижные игры «Капельки и тучки» и «Солнышко», «Солнышко и дождик»

  • Разноцветные ленточки
  • Разноцветные мячики

Центр экспериментирования:

  • Песок, крупа
  • Мыльные пузыри
  • Природный материал
  • Куколки, тазики, лейки
  • Деревянные палочки
  • Пупсы, кораблики, пособие для переливания воды

Центр игры:

  • «Игры с прищепками»,
  • «Собери домик для животных»,
  • «Какого цвета игрушки не стало»,
  • «Чудесный мешочек»,
  •  «Лесенка для медвежонка»
  •  Разрезанные картинки «Новогодние фантазии»;
  • «Найди пару»,
  • «На что похоже солнышко (геометрическая фигура»,
  • «Перешагни лужицу»,
  •  «Бусы для куклы Кати»,
  • «Веселая змейка»,
  • «Укрась солнышко лучиками»,
  • «Цветные ладошки»,
  • «Весёлые тучки»,
  • «Зонтики»,
  • «Накорми котика цветными рыбками»,
  • «Грузовик с овощами и фруктами»,
  • «Весёлые фигуры»,
  • «Найди свой домик»,
  • «Магазин»,
  • «Разложи по цвету».

Центр музыки:

  • Подборка песен и музыки для прослушивания и танцевальных движений
  • Ноутбук с подбором презентаций о цветах
  • Подборка дисков для пальчиковой гимнастики.
  • Мультимедийные игры «Маша и медведь учат цвета», «Что какого цвета», «Спрячем колобка от лисички в цветных домиках»

Центр искусства:

  • Карандаши
  • Краски
  • Мелки
  • Раскраски куклы, мячики, цветы
  • Пластилин и досточки
  • Бумажные салфетки
  • Тычки, ватные палочки, ватные диски
  • Водные раскраски

Взаимодействие с семьей:

Папки – передвижки:

  • «Такие разные цвета»
  • «Радуга цвета»

Консультации для родителей:

  • Консультация для родителей «Умная радуга: как научить ребенка различать цвета. "
  • Консультация для родителей «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»
  • Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.»
  • Консультация для родителей «Принципы формирования цветовосприятия у ребёнка»
  • Консультация для родителей «Совместные игры родителей

с детьми в игрушки (дома)»

IV – Итоговый

Итоговыми мероприятиями стали

1.Совместный показ кукольного театра тантамарески «Репка» детьми средней группы.

2.Выставка книжек малышек и лепбуков по данной теме изготовленные родителями»

3.Развлечение «Ёлка в гости к нам пришла»

 Полученные результаты проекта:

  • В ходе реализации проекта дети научились называть цвета, у них развилось цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
  • Дети проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации о предметах разного цвета, участвуют в беседах
  • С удовольствием рисуют, используя   нетрадиционную технику рисования, лепят, играют в разные игры.
  • Совместная выставка "Цветные ладошки»".
  • Совместно с родителями собрали библиотеку книжек-малышек.
  • Игра-забава «Подбери правильно ладошки»
  • С/игра «Магазин»
  • Информация для родителей «Радуга цветов»
  • Взаимодействие с библиотекой: обмен художественной литературы для родителей и детей.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка совместного творчества детей, родителей и воспитателя, Изготовление дидактических игр.
  • «Перешагни лужицу»,
  •  «Бусы для куклы Кати»,
  • «Веселая змейка»,
  • «Укрась солнышко лучиками»,
  • «Цветные ладошки»,
  • «Весёлые тучки»,
  • «Зонтики»,
  • «Накорми котика цветными рыбками»,
  • «Грузовик с овощами и фруктами»,
  • «Весёлые фигуры»,
  • «Найди свой домик»,
  • «Магазин»,
  • «Разложи по цвету».
  • Оформление альбома «Мы такие разные».
  • Взаимодействие с центральной детской библиотекой.
  • Творческая выставка поделок родителей «Радуга цвета»
  • Изготовлен лепбук с играми «Мир цвета»
  • Фотовыставка «Радуга цвета»
  • Мини выставка книжек малышек
  • Картотека дидактических игр по развитию умений различать основные цвета.
  • Выставка детских работ по итогам проекта (коллективный проект)
  • Выпуск буклета с рекомендациями для родителей «Как научить ребенка различать цвета»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – значимый проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Усть-Лабинск – любимый город».

Социально – значимый проект «Усть-Лабинск – любимый город» предназначен для детей старшей группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответств...

Социально значимый проект «Русские матрёшки»! в 1-й младшей группе

Пояснительная записка.Тема проекта: «Русская матрёшка» Вид проекта: социально значимыйПродолжительность проекта: два месяца 19.02.2022 – 19.04.2022гУчастники проекта: дети перво...

Социально - значимый проект для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности " КНИГА - НАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ"

          Цель проекта:формирование у детей интереса к книгам. Развитие воображения, творческих способностей через творческую деятельность. Привитие правильных жиз...

Социально-значимый проект "Цветные крышечки"

Описание совместного детско-родительского проекта для детей подготовительной группы...