Социально значимый проект «Цветные фантазии»! в 1-й младшей группе
проект (младшая группа)
Пояснительная записка.
Тема проекта: «Цветные фантазии»
Вид проекта: социально значимый
Продолжительность проекта: два месяца 10.11.2022 – 10.01.2023г
Участники проекта: дети первой младшей группы, педагоги, родители.
Актуальность:
Проект «Цветные фантазии» имеет свою главную цель - сформировать у детей умение различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Главным признаком предмета для ребёнка дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют.
В нашей группе большое количество разных ярких игрушек, в основном 4-х «основных» цветов (машинки, неваляшки, матрёшки, кубики, кегли, погремушки, куклы, конструктор, мячики, флажки, мозаика). Это, конечно, заметили дети. Но затруднялись ответить на такие вопросы как: «Какого цвета машина? Много мячей и все разного цвета? Почему игрушки разного цвета? Какого цвета резиновые игрушки на полке?
В каком платье встречает деток кукла Настя? В одеже какого цвета пришёл ребенок в группу?»
Поэтому возникла проблема: «Как рассказать детям, чтобы вызвать у них интерес и желание узнать о том какого цвета бывают предметы и игрушки?» Речь детей двух трёх лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затрудняются называть какого цвета неваляшка или платье у куклы Маши, мало используют глаголы, определения, связанные с цветом. Хотелось обогатить знания детей об основных цветах в ходе специально организованных занятий, игр, упражнений в быту при рассмотрении различных предметов., и расширить словарный запас детей. В связи с этим была определена такая тема проекта.
В первой младшей группе с целью изучения цвета прошли «Разноцветные Недели». Задачи «Разноцветных Недель» — это создание благоприятного психологического климата в группе; расширение и обогащение эмоциональной жизни детей; раскрытие творческого потенциала дошкольников. Четыре недели были наполнены цветом, разнообразными красками. Каждая неделя имел свой «фон»: первая неделя– жёлтый цвет, вторая неделя - зелёный цвет, третья неделя – красный цвет, четвертая неделя синий цвет. Детям необходимо было одеться так, чтобы во внешнем виде как можно больше присутствовал данный цвет.
Реализация проекта проходила совместно с родителями, что способствовало более тесному контакту родитель - ребенок.
Для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам игры в детском коллективе.
Цель проекта:
- Развивать у детей представления об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый)
- Формировать эстетическое восприятие цвета у детей;
- Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Проблема:
- В первой младшей группе наблюдается речевая пассивность детей.
- Низкий уровень знаний об основных цветах.
- Родители не в полной мере формируют исследовательский интерес у детей в привитии этих навыков в домашних условиях.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
- Воспитать у детей цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность в играх.
Обучающие:
- Дать детям элементарные представления как находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
- Научить детей воспринимать информацию, подкреплённую зрительным образом при проведении наблюдений, бесед, рассматривании сюжетных картинок.
- Закрепить понятия «желтый», «зеленый», «синий», «красный», «цветной»
- Формировать интерес детей к дидактическим играм по цветам
- Увеличить словарный запас детей по данной теме
- Развить навык работы кисточкой, гуашью, пластилином; со строительным материалом
- Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
Развивающие:
- Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет
- Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память).
- Активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в процессе проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Дети будут иметь представление об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности. Дать понятие – «разноцветный».
- Обогатится активный и пассивный словарь детей за счет слов: «красный», «синий», «зеленый», «жёлтый», «радуга», «цветной»
- У детей появится интерес к играм, развлечениям.
- В книжном уголке появится новый герой "Фея красок".
- Выставка детских работ «Мастерская радуги»
Для родителей:
- Активное участие родителей в проектной деятельности.
- Участие родителей в выставке «Книжки малышки».
- Консультация " Умная радуга: как научить ребенка различать цвета. "
- Консультация «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»
- Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.
- Выставка «Дидактических игр»
- Участие родителей в творческой выставке «Радуга цвета», «Новогоднее чудо»
Для педагога:
- Изготовить лепбук «Мир цвета»
- Оформить фотовыставку «Радуга цвета».
- Распечатать консультации для родителей по данной теме.
- Изготовить буклеты для родителей «Как научить ребенка различать цвета»
- Изготовить папку передвижку «Такие разные цвета»
- Организовать творческую выставку с родителями «Цветные фантазии».
- Изготовить книжку «Разноцветные страницы»
- Изготовить дидактические игры: «Бусы для куклы Кати», «Веселая змейка», «Построй лесенку через речку», «Укрась солнышко лучиками», «Цветные ладошки», «Весёлые тучки», «Кораблики», «Зонтики», «Накорми котика цветными рыбками», «Грузовик с овощами и фруктами», «Весёлые фигуры», «Найди свой домик», «Магазин», «Разложи по цвету».
- Выставка жёлтых предметов.
- Выставка красных предметов.
- Выставка зелёных предметов.
- Выставка синих предметов.
Содержание проекта строится на принципах:
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Этапы проекта:
I этап – мотивация
Воспитатель принесла в группу Фею красок с волшебными звёздочками разного цвета и спросила детей: "Кто это? Давайте знакомиться, это Фея красок. Хотите узнать, почему у неё звёздочки разного цвета? О том какого цвета бывают игрушки и одежда, для чего нужно знать цвета? Фея красок нам расскажет о своих секретах".
II Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- Определение проблемы.
- Постановка цели, задач.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Составление перспективного плана работы.
- Анкетирование родителей о желании и возможности участия в проекте.
- Подготовка методической литературы, наглядного материала, игр с использованием дидактического материала.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1.Консультации для родителей: «Консультация " Умная радуга: как научить ребенка различать цвета.» «Консультация «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей» «Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.» 2. Беседа с детьми для выявления знаний о цветах. 3.Комплекс утренней гимнастики «Разноцветные платочки»; 4.Чтение стишков из книги Н. Мигуновой «Изучаем цвета», рассматривание иллюстраций в книге;
5.Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»; 6.Чтение сказки В. Степанова «Лесные звезды». 7.Дидактическая игра «Что еще такого цвета?»; 8.Чтение стихов о красном цвете. 9.Рассматривание игрушек разного цвета; 10. Дидактические игры: «Что бывает красного цвета», «Кто скорее принесёт», «Волшебный мешочек», «Тактильный мешочек», «Мозаика». 11. Утренняя гимнастика с флажками красного цвета. 12. «Стихи о красном цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.). 13. Оформление уголка «Что бывает синего цвета» (игрушки, конструктор, кубики, др.). 14.«Утреннее приветствие» - Кукла Света в одежде синего цвета встречает детей в раздевальной комнате. 15.Утренняя гимнастика с мячами синего цвета. 16.Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Весёлые фигуры», «Мозаика», «Тактильный мешочек», «Выложи картинки». 17.Эксперименты «Окрашивание воды в синий цвет», 18. Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота». 19. «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.). 20. Эксперимент «Окрашивание воды в красный цвет», рисование цветной водой (красного цвета) по снегу, «Тонет, не тонет». 21. Оформление выставки «Что бывает зелёного цвета?» (игрушки, кубики, конструктор и др.). 22.«Утреннее приветствие» - Кукла Зина в одежде зелёного цвета встречает детей в раздевальной комнате. 23.Утренняя гимнастика с кубиками зелёного цвета. 24.Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Весёлые фигуры». 25.Эксперимент «Окрашивание воды в зелёный цвет», 26.Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через ворота». 27.«Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксентьева Е. С.). 28. «Радужный день»: Комплекс утренней гимнастики «Разноцветные платочки»; физкультминутка «Радуга – дуга»; 29.Чтение сказки В. Степанова «Лесные звезды»; 30.Проведение итогового мероприятия - интегрированной НОД «Игра с цветом». 31.Мониторинг знания детей о цветах. 32.Консультация «Изучаем цвета с ребенком», 33. Консультация «Дидактические игры для детей 2-3 лет по сенсорному развитию».
| 1.Рисование: «Лучики для солнышка», «Банан для обезьянки»; «Цыплята» «Уточки плавают в реке», Жёлтые рыбки в аквариуме» 2.Раскрашивание «Какие мы разные»; 3.Рисование с элементами лепки «Жёлтые листочки»; «Зёрнышки для курочки»; 4.Раскрашивание раскрасок: «Клоун с
воздушными шарами», «Петушок»; 5.Лепка: «Сделай мостик»; «Груша» 6.Отгадывание загадок о предметах жёлтого цвета; 7.Разучивание русских народных потешек и песенок; 8.Конструирование: «Жёлтая башня для героев сказки «Репка», «Лесенка к солнышку 9.Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского 10.Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Жёлтые цыплята вышли погулять», 11. Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Домик для котёнка») 12. «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Украсим домик для котёнка»); «Радужные краски» (рисование пальчиками «Мячик для котёнка»). 13. Игры с прищепками «Дождик из тучки» 14.Конструирование «Башенки к солнышку», «Мостик для маленького медвежонка 15. Аппликация из геометрических фигур «Веточка с зелеными листочками»); 16.«Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Дерево с зелеными листочка-ми»); 17.«Радужные краски» (рисование ватными палочками «Дерево с зеленными листочками» 18. Игры с мозаикой- Выкладывание цветных дорожек. 19. Лепка из пластилина «Божья коровка» 20.«Найди по цвету», «Раз, два, три у кого желтый бантик ко мне подойди», 21. Назови, что бывает красным, 22.Чудесный мешочек и другие. 23.Подвижные игры «Зайка беленький», 24. Подвижно – дидактическая игра «Прокати шарик через ворота», «Найди свой домик», «Автомобили».
| 1. Перед началом проекта проинформировали о нем родителей. Рассказали суть, методы, намеченные планы. Просили обращать внимание на объявления, в которых просим приводить детей в одежде того цвета, который изучаем на этой неделе. 2.Совместные игры родителей с детьми в игрушки (дома);
3.Сбор поделок своими руками к выставке; Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Радуга цвета» совместно с детьми. 4.Творческая выставка родителей и детей «Цветная фантазия». 5. «Опыты с водой» окрашиваем воду в жёлтый, синий, зеленый, красный цвет Проведение наблюдений (с помощью родителей дома). 6. С помощью родителей значительно пополнили дидактическим материалом в группе, в соответствии с возрастом детей. 7. Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс. |
III. Этап – Исследовательский.
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Выполнение проекта.
Развивающая предметно-пространственная среда оформлена в соответствии с темой проекта.
Центр книги:
- Русские народные сказки, К. Чуковский «Краденое солнце», «Репка», Каталог картин «Что бывает синее, красное, жёлтое, зеленое»
- Стихотворения И. Черницкой «Красное и синее»
- Лепбук «Мир цвета»
- Новый персонаж "Фея красок".
- Картотека стихов, потешек, загадок.
Центр физкультуры:
- Маски цыплят
- Погремушки, ложки-шумелки
- Мячи разного цвета
- Кегли разного цвета
Дидактические и подвижные игры «Капельки и тучки» и «Солнышко», «Солнышко и дождик»
- Разноцветные ленточки
- Разноцветные мячики
Центр экспериментирования:
- Песок, крупа
- Мыльные пузыри
- Природный материал
- Куколки, тазики, лейки
- Деревянные палочки
- Пупсы, кораблики, пособие для переливания воды
Центр игры:
- «Игры с прищепками»,
- «Собери домик для животных»,
- «Какого цвета игрушки не стало»,
- «Чудесный мешочек»,
- «Лесенка для медвежонка»
- Разрезанные картинки «Новогодние фантазии»;
- «Найди пару»,
- «На что похоже солнышко (геометрическая фигура»,
- «Перешагни лужицу»,
- «Бусы для куклы Кати»,
- «Веселая змейка»,
- «Укрась солнышко лучиками»,
- «Цветные ладошки»,
- «Весёлые тучки»,
- «Зонтики»,
- «Накорми котика цветными рыбками»,
- «Грузовик с овощами и фруктами»,
- «Весёлые фигуры»,
- «Найди свой домик»,
- «Магазин»,
- «Разложи по цвету».
Центр музыки:
- Подборка песен и музыки для прослушивания и танцевальных движений
- Ноутбук с подбором презентаций о цветах
- Подборка дисков для пальчиковой гимнастики.
- Мультимедийные игры «Маша и медведь учат цвета», «Что какого цвета», «Спрячем колобка от лисички в цветных домиках»
Центр искусства:
- Карандаши
- Краски
- Мелки
- Раскраски куклы, мячики, цветы
- Пластилин и досточки
- Бумажные салфетки
- Тычки, ватные палочки, ватные диски
- Водные раскраски
Взаимодействие с семьей:
Папки – передвижки:
- «Такие разные цвета»
- «Радуга цвета»
Консультации для родителей:
- Консультация для родителей «Умная радуга: как научить ребенка различать цвета. "
- Консультация для родителей «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»
- Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.»
- Консультация для родителей «Принципы формирования цветовосприятия у ребёнка»
- Консультация для родителей «Совместные игры родителей
с детьми в игрушки (дома)»
IV – Итоговый
Итоговыми мероприятиями стали
1.Совместный показ кукольного театра тантамарески «Репка» детьми средней группы.
2.Выставка книжек малышек и лепбуков по данной теме изготовленные родителями»
3.Развлечение «Ёлка в гости к нам пришла»
Полученные результаты проекта:
- В ходе реализации проекта дети научились называть цвета, у них развилось цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
- Дети проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации о предметах разного цвета, участвуют в беседах
- С удовольствием рисуют, используя нетрадиционную технику рисования, лепят, играют в разные игры.
- Совместная выставка "Цветные ладошки»".
- Совместно с родителями собрали библиотеку книжек-малышек.
- Игра-забава «Подбери правильно ладошки»
- С/игра «Магазин»
- Информация для родителей «Радуга цветов»
- Взаимодействие с библиотекой: обмен художественной литературы для родителей и детей.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка совместного творчества детей, родителей и воспитателя, Изготовление дидактических игр.
- «Перешагни лужицу»,
- «Бусы для куклы Кати»,
- «Веселая змейка»,
- «Укрась солнышко лучиками»,
- «Цветные ладошки»,
- «Весёлые тучки»,
- «Зонтики»,
- «Накорми котика цветными рыбками»,
- «Грузовик с овощами и фруктами»,
- «Весёлые фигуры»,
- «Найди свой домик»,
- «Магазин»,
- «Разложи по цвету».
- Оформление альбома «Мы такие разные».
- Взаимодействие с центральной детской библиотекой.
- Творческая выставка поделок родителей «Радуга цвета»
- Изготовлен лепбук с играми «Мир цвета»
- Фотовыставка «Радуга цвета»
- Мини выставка книжек малышек
- Картотека дидактических игр по развитию умений различать основные цвета.
- Выставка детских работ по итогам проекта (коллективный проект)
- Выпуск буклета с рекомендациями для родителей «Как научить ребенка различать цвета»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – значимый проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Усть-Лабинск – любимый город».
Социально – значимый проект «Усть-Лабинск – любимый город» предназначен для детей старшей группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответств...
Социально значимый проект «Русские матрёшки»! в 1-й младшей группе
Пояснительная записка.Тема проекта: «Русская матрёшка» Вид проекта: социально значимыйПродолжительность проекта: два месяца 19.02.2022 – 19.04.2022гУчастники проекта: дети перво...
Социально - значимый проект для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности " КНИГА - НАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ"
Цель проекта:формирование у детей интереса к книгам. Развитие воображения, творческих способностей через творческую деятельность. Привитие правильных жиз...
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ СВОЕЙ СТРАНЫ"
Социально значимый проект с детьми первой младшей группы...
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"
Отчёт о реализации проекта...
ОТЧЁТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"
Отчёт о реализации проекта...
Социально-значимый проект "Цветные крышечки"
Описание совместного детско-родительского проекта для детей подготовительной группы...