Социально – значимый проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Усть-Лабинск – любимый город».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сухорукова Марина Вячеславовна

Социально – значимый проект «Усть-Лабинск – любимый город» предназначен для детей старшей группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_-znachimyy_proekt_ust-_labinsk_lyubimyy_gorod.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 5

муниципального образования Усть – Лабинский район

Социально – значимый проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы

«Усть-Лабинск – любимый город».

 

Автор проекта:

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5

                                                                                                 Сухорукова Марина Вячеславовна

                                                                                     

г. Усть-Лабинск

2021 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта (тема)

Социально-значимый проект «Усть-Лабинск – любимый город» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Вид проекта

Познавательно-творческий,

информационный, групповой, среднесрочный

Длительность проекта

С ноября 2020 по январь 2021 г

Разработчик проекта

Воспитатель Сухорукова Марина Вячеславовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Основные исполнители проекта

Дети, воспитатели, родители.

Социальная значимость проекта

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
    Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.

     Ознакомление с родным городом, его историей, имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

     В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

     Детям  дошкольного возраста сложны для понимания такие слова, как «государство», «патриотизм», «преданность Родине». Но даже в этом возрасте дети вполне могут увидеть и оценить красоту и уникальность своего родного города, а любовь к малой родине - основа формирования патриотических чувств к нашей большой и прекрасной стране. Таким образом, уже в детском саду в результате целенаправленной и систематической образовательной и воспитательной работы, у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Цель проекта

Осуществление чувств комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, к местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Основные задачи проекта

Задачи проекта:

Обучающие:

- дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.

- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Развивающие:

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

- воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации)

1. Увеличилось количество воспитанников старшей группы ДОУ, у которых сформированы знания о родном городе;

2. Увеличилось количество воспитанников старшей группы ДОУ, у которых сформированы понятия достопримечательности города, культурные ценности.

3. На 100%  повышение культуры поведения детей на улице города.

4. На 100%  увеличение вовлеченности  родителей в педагогический процесс ДОУ.

5. На 100% наладилась система взаимообмена презентативными творческими продуктами.

Продукты проектной деятельности для детей:

 Беседы:

«История возникновения города»,

«Прошлое родного города»,

 «Достопримечательности  нашего города»,

 «Наши знаменитые земляки»,

Экскурсия к пешеходному переходу.

  • ООД по познавательному развитию «Мой город».
  • Аппликация «Город мечты».
  • Чтение коротких рассказов о родном крае.
  • Беседа «Усть-Лабинск - наш город».
  • Экскурсия в краеведческий музей.
  • Составление карты-схемы «Достопримечательности моего города»
  • ООД по рисованию с элементами аппликации «Прогулка по городу».
  • Деловая игра – «Если б я был мэром Усть-Лабинска…»
  • ООД по физической культуре «Нет милее края, чем Кубань родная»,

Экскурсии к социально – значимым местам нашего города:

  • на почту;
  • в продуктовый магазин;
  • в стоматологическую клинику.

Составление мини-рассказов «Улица, на которой я живу» (работа с родителями)

  • ООД по конструктивно – модельной деятельности «Микрорайон для сказочных героев».

 Экскурсия к Александровской крепости.

  • Изготовление макета «Город, который построил Я». 
  • Викторина «Хорошо ли я знаю свой город»

Дидактические игры:

  • «Четвёртый лишний»;
  • «Мой город»
  • «Я по городу хожу»
  • «Прогулка по городу»
  • игра-лото «Наш вокзал»;
  • «Доскажи словечко»;
  • «Кому, что нужно для работы»;
  • «Что возьмём с собой в дорогу»;
  • «Что было до…» - дидактическая игра - путешествие в историю нашего города;
  • «Путешествие в прошлое и настоящее»;
  • «Узнай по описанию»

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Путешествие на поезде»;
  • «Путешествие по городу»
  • «Семья»
  • «Детский сад».
  • Строительные игры:
  • «Разные дома на улицах города»
  • «Строители»

Презентация   на тему «Усть-Лабинск – город, в котором я живу» и выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Я гуляю по Усть-Лабинску».

Для воспитателей: 

Исторические справки о городе Усть-Лабинске, о людях, прославивших свой город; наглядный фотоматериал с видами города Усть-Лабинска.

Взаимодействовать с родителями.

Организовать воспитательно-образовательную деятельность.

Внедрить новые формы работы с детьми и родителями.

Оформить развивающее пространство.

Для родителей:

 - сбор материала: фотографии, картинки, иллюстрации об Усть-Лабинске для создания альбома «Город, в котором я живу».

- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации для презентации «Усть-Лабинск – город, в котором я живу»;

- изготовление объемных модулей к дидактической игре «Мы - архитекторы»;

- выставка рисунков совместных работ детей и родителей «Я гуляю по Усть-Лабинску».

Основные принципы проекта

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Занимаясь построением развивающего пространства, я руководствовались принципами:

  • Содержательной насыщенности (разнообразие средств обучения и воспитания, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы);
  • Трансформируемости (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • Доступности (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности);
  • Вариативности (наличие в группе различных пространств: для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
  • Безопасности (соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

Нормативно – правовая база проекта 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.

Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район.

Обеспечение проекта: материально - техническое

Подготовка оборудования для оформления выставки «Город мечты», материала для изготовления макета (картинки с изображением архитектурных сооружений, городских пейзажей, коробки для основы здания); ватманы, различные виды бумаги, бросового материала и средств изобразительной деятельности; подготовка мультимедийного оборудования, презентации о достопримечательностях города Усть-Лабинска, аудиозаписей песни Г. Броян «Мой Усть-Лабинск»; «С чего начинается Родина?» в исполнении Марка Бернеса.

Учебно - методическое

1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004

3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6

4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.

5. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.

Интернет – ресурсы:

https://www.maam.ru – сайт «MAAM.ru»

http://doshkolnik.ru – сайт «Дошкольник»

http://dohcolonoc.ru–информационный портал Дошколёнок.ру

Пояснительная записка

Социально – значимый проект «Усть-Лабинск – любимый город» предназначен для детей старшей группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:

  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
  • Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных действий воспитателя, детей и родителей).
  • Принцип активности (поддержание мотивации и интереса).
  • Принцип психологической комфортности.

Осуществление чувств комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местные достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Проект предназначен для осуществления чувств комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к родному краю.

Метод проекта помогает решать эту задачу. Он развивает свободную личность ребёнка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Меня заинтересовал этот метод, т.к. он основан на взаимодействии педагога и ребёнка, цель достигается практической деятельностью. При разработке проекта я опиралась на знания и опыт детей, на методическую литературу.

Для реализации проекта использовала следующие средства: занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, заучивание стихотворений, рассматривание альбомов и книг с иллюстрациями по теме проекта, просмотр мультфильмов, изготовление поделок.    

Актуальность  данной работы заключается в том, что любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, играют значительную роль в становлении личности ребёнка. Знакомство детей с родным городом: с историко-культурным, национальным, географическим, природными особенностями – формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Кроме того, актуальность данной работы  объясняется и тем, что не все дети уже в дошкольном возрасте развиваются одинаково. В итоге без перегрузки все дети  освоят  необходимый для  его продвижения минимум, но  при этом  не  будет тормозиться  развитие  более  способных  детей и  будет обеспечен вариативный  подход, сформировавшийся  в дидактике на основе идей Л.С. Выготского   о зоне ближайшего развития  ребенка, и  прослеживающийся  в стандарте дошкольного образования.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (ноябрь2020):

1. Изучение познавательной и методической литературы; подборка вопросов к викторине «Хорошо ли я знаю свой город», хроники об истории города Усть-Лабинска, информации из социальной сети интернет.

2. Исторические справки о городе Усть-Лабинске, о людях, прославивших свой город; наглядный фотоматериал с видами города Усть-Лабинска.

2 этап – основной (ноябрь – декабрь2020г.):

Продуктивная деятельность:

Экскурсия к пешеходному переходу.

1. ООД по познавательному развитию «Мой город».

2. Аппликация «Город мечты».

3. Чтение коротких рассказов о родном крае.

4.Беседа «Усть-Лабинск - наш город».

5.Экскурсия в краеведческий музей.

6.Составление карты-схемы «Достопримечательности моего города».

7. ООД по рисованию с элементами аппликации «Прогулка по городу».

8. Деловая игра – «Если б я был мэром Усть-Лабинска…»

9. ООД по физической культуре «Нет милее края, чем Кубань родная»,

10. Экскурсии к социально – значимым местам нашего города:

- на почту;

- в продуктовый магазин;

-в стоматологическую клинику.

11.Составление мини-рассказов «Улица, на которой я живу» (работа с родителями)

12. ООД по конструктивно – модельной деятельности «Микрорайон для сказочных героев».

13. Экскурсия к Александровской крепости.

14. Изготовление макета «Город, который построил Я». 

15. Викторина «Хорошо ли я знаю свой город»

Дидактические игры:

  • «Четвёртый лишний»;
  • «Мой город»
  • «Я по городу хожу»
  • «Прогулка по городу»
  • игра-лото «Наш вокзал»;
  • «Доскажи словечко»;
  • «Кому, что нужно для работы»;
  • «Что возьмём с собой в дорогу»;
  • «Что было до…» - дидактическая игра - путешествие в историю нашего города;
  • «Путешествие в прошлое и настоящее»;
  • «Узнай по описанию»

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Путешествие на поезде»;
  • «Путешествие по городу»
  • «Семья»
  • «Детский сад».
  • Строительные игры:
  • «Разные дома на улицах города»
  • «Строители»

3 этап – заключительный (январь 2021г ).

Презентация   на тему «Усть-Лабинск – любимый город, в котором я живу» и выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Я гуляю по Усть-Лабинску».

Формы и методы работы

Методы: наглядный, словесный, наглядно – практический.

Приёмы:

практические:

  • изготовление поделок; рисунков.

Дидактические игры:

  • «Четвёртый лишний»;
  • «Мой город»
  • «Я по городу хожу»
  • «Прогулка по городу»
  • игра-лото «Наш вокзал»;
  • «Доскажи словечко»;
  • «Кому, что нужно для работы»;
  • «Что возьмём с собой в дорогу»;
  • «Что было до…» - дидактическая игра - путешествие в историю нашего города;
  • «Путешествие в прошлое и настоящее»;
  • «Узнай по описанию»

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Путешествие на поезде»;
  • «Путешествие по городу»
  • «Семья»
  • «Детский сад».
  • Строительные игры:
  • «Разные дома на улицах города»
  • «Строители»

наглядные:

  • рассматривание альбомов и книг с иллюстрациями по теме проекта;
  • просмотр мультфильмов;

словесные:

  • беседы – диалоги;
  • чтение художественной литературы;

здоровьесберегающие:

  • динамические паузы «Мы растём», «По сугробам», «Будем прыгать и скакать», «В комнату вошёл», «Зарядка», «Снежинки»;
  • пальчиковая гимнастика «Весёлый человечек», «Россия – наша Родина», «Здоровье» и др.;

Приёмы и методы мотивации детей:

  • Новизна получаемой информации;
  • Игровые приёмы ( дидактические игры), которые максимально облегчают понимание и усвоение материала. Способствует развитию не только творческих сил и возможностей, но и отработке навыков и умений;
  • Благоприятный психологический климат: обращение к детям по имени, опора на похвалу, одобрение, на добрый, ласковый тон речи, на ободряющие прикосновения;
  • Групповая работа. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений.

Приёмы и методы мотивации родителей:

  • Новизна получаемой информации;
  • Демонстрация фрагментов занятий;
  • Памятки и буклеты с играми в домашних условиях;
  • Семинары – практикумы;
  • Индивидуальные беседы;
  • Консультации;
  • Организация выставок семейного творчества.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность мы вели по четырем направлениям:

информационно-аналитическое (анкетирование, которое лучше помогло нам сориентироваться в педагогических потребностях семьи)

познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого использовали следующие формы и методы работы:

- общие и групповые собрания,

- занятия с привлечением родителей,

- работа с родительским комитетом,

- совместное создание предметно-развивающей среды,

- совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок

наглядно – информационное: 

- родительские уголки,

- папки передвижки,

- семейно - групповой альбом

- фотовыставки;

- мастер – классы.

         - досуговое:

         - развлечения с участием родителей воспитанников

План проектной деятельности «Усть-Лабинск – любимый город»

для детей старшей группы МБДОУ ЦРР № 5 г. Усть-Лабинск

Ноябрь

1. Изучение познавательной и методической литературы; подборка вопросов к викторине «Хорошо ли я знаю свой город», хроники об истории города Усть-Лабинска, информации из социальной сети интернет.

2. Исторические справки о городе Усть-Лабинске, о людях, прославивших свой город; наглядный фотоматериал с видами города Усть-Лабинска.

3.Экскурсия к пешеходному переходу.

4. ООД по познавательному развитию «Мой город».

5.Аппликация «Город мечты».

6. Чтение коротких рассказов о родном крае.

7.Беседа «Усть-Лабинск - наш город».

8.Экскурсия в краеведческий музей.

Ноябрь - декабрь

1.Составление карты-схемы «Достопримечательности моего города»

2. ООД по рисованию с элементами аппликации «Прогулка по городу».

3. Деловая игра – «Если б я был мэром Усть-Лабинска…»

4. ООД по физической культуре «Нет милее края, чем Кубань родная»,

5. ООД по конструктивно – модельной деятельности «Микрорайон для сказочных героев».

6. Экскурсия к Александровской крепости.

7. Изготовление макета «Город, который построил Я». 

8. Викторина «Хорошо ли я знаю свой город»

Дидактические игры:

  • «Четвёртый лишний»;
  • «Мой город»
  • «Я по городу хожу»
  • «Прогулка по городу»
  • игра-лото «Наш вокзал»;
  • «Доскажи словечко»;
  • «Кому, что нужно для работы»;

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Путешествие на поезде»;
  • «Путешествие по городу»
  • «Семья»
  • «Детский сад».

Январь

1.Экскурсии к социально – значимым местам нашего города:

- на почту;

- в продуктовый магазин;

  • -в стоматологическую клинику.

Дидактические игры:

  •  «Что возьмём с собой в дорогу»;
  • «Что было до…» - дидактическая игра - путешествие в историю нашего города;
  • «Путешествие в прошлое и настоящее»;
  • «Узнай по описанию»

Сюжетно-ролевые игры:

  • Строительные игры:
  • «Разные дома на улицах города»
  • «Строители»

2.Составление мини-рассказов «Улица, на которой я живу» (работа с родителями)

Презентация   на тему «Усть-Лабинск – город, в котором я живу» и выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Я гуляю по Усть-Лабинску».

Результативность проекта

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры.

Кроме того, дети научились общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую и в общественно – полезную деятельность.

Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в вопросах патриотического  воспитания, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Рефлексия

Анализируя работу в рамках  проекта  «Усть-Лабинск любимый город» я пришла к выводу, что тесное сотрудничество с  родителями  дает  хорошие результаты при организации образовательной деятельности, построении предметно – пространственной развивающей среды. Родители с удовольствием замечают положительные изменения в развитии детей.

Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников и наметить пути дальнейшего развития детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт социального значимого проекта по патриотическому воспитанию в старшей группе "Аллея памяти"

Паспорт  социального значимого проекта по патриотическому воспитанию в старшей   группе "Аллея памяти"  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ...

Социально – значимый проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Мой город Усть-Лабинск»

Социально – значимый проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы  «Мой город  Усть-Лабинск»...

Социально-значимый проект по патриотическому воспитанию«Великий день Победы» в подготовительной группе

Социально-значимый проект по патриотическому воспитанию«Великий день Победы» в подготовительной группе...