Наставничество в детском саду.
статья

Фролова Ирина Петровна

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nastavnechestvo.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество в детском саду.

Кто такой наставник?

Признак знатока - способность научить.

(Аристотель, древнегреческий философ)

 

Многие из нас хотя бы раз в жизни выступали в этой роли для близких или коллег — пусть и неосознанно. Например, когда помогали адаптироваться новым коллегам на работе или учили близких тому, что сам человек уже умеет делать: работать в различных программах на компьютере, водить машину, закидывать удочку на рыбалке.

Так кто такой наставник?

Наставник — человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи.

Задача наставника — дать молодому специалисту, стажёру инструкцию и оказать помощь на всех этапах профессионального становления. Таким образом, он предлагает свой опыт работы и маршрут становления как профессионала. Это человек, который не просто передает знания о чем-то, но еще и является его проводником в коллектив и в профессионализм.

Как правило, наставники вырастают внутри своей организации, но их также необходимо обучать, развивать у них компетенции наставника. Поэтому наставнику самому необходимо постоянно учиться, чтобы быть знатоком в своей области преподавания.

Каким должен быть наставник?

Быть примером для молодого специалиста. Готовым учить вас и учиться у вас. Открытым. Честным с вами. Успешным. Лояльным. Должен сосредоточиться на ваших нуждах, прийти на помощь в любой момент. Помочь достичь профессионализма. Обладать самоорганизацией и контролем. Стрессоустойчивым.

Наставника можно сравнить с человеком, который выполняет роль кумира, защитника интересов, проводником, консультантом, контролёром.

При этом наставник – это не обязательно про человека с высоким профессиональным уровнем, это про готовность посвящать свое время на обучение новых людей. И конечно же, наставники - это люди, которые не первый год работают в профессии и они уже готовы поддерживать новичков. К тому же, тут вопрос не про возраст, а скорее про опыт, про готовность сотрудника работать без наставника.

Суть наставничества.

Наставничество — процесс индивидуальной подготовки работника под руководством наставника. Он направлен на развитие профессиональных компетенций, овладение навыками работы, изучение коллективной культуры, передачу опыта и знаний, закрепление их на рабочем месте.

Суть наставничества – передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому специалисту, стажёру, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказания помощи и поддержки.

Что необходимо сделать наставнику?

                     Создать комфортную и дружелюбную атмосферу

                     Рассказать о себе и о своем опыте (почему наставник — именно этот человек)

                     Рассказать о своей роли

                     Узнать о стажере: его опыте, интересах

                     Сопоставить свои ожидания и ожидания стажера от наставничества

                     Объяснить, как будет организована работа в первые дни

                     Познакомить с коллективом, подсказать к кому и по какому вопросу обращаться

                     Рассказать, как у нас «устроена жизнь».

Для того, чтобы молодой специалист, стажёр эффективно усваивал новую информацию, необходимо учитывать особенности его обучения.

Прежде всего, человеку нужны чёткие ответы на несколько вопросов:

                     Зачем мне это?

                     Как эти знания помогут мне в работе (или в жизни)?

                     А это безопасно? Тут мы имеем дело со страхом: «Вдруг я не справлюсь, вдруг не получится?»

                     Что будет результатом обучения? Как я пойму, что я готов?

Тогда он будет понимать, принимать и использовать полученные знания для становления своего профессионализма.

Как оценить работу наставника?

При назначении на роль наставника кандидаты оцениваются профессионально (по компетенциям, результативности) и личностно (по коммуникативным навыкам и др).

Довольно распространенный критерий оценки эффективности работы наставника - это успешность прохождения испытательного срока молодого специалиста, стажёра. Его обязательно нужно иметь в виду, но такой подход не оставляет возможности оценивать наставника по его заслугам, ведь успешность прохождения испытательного срока - это также заслуга самого работника. Требуется контроль за выполнением обязанностей наставника в срок и качественно.

 Это можно провести через анкетирование.

Например:

Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником.

1. Как можете охарактеризовать периодичность общения с наставником (отметьте подходящий вариант или напишите свой)?

- Каждый день.

- 2 - 3 раза в неделю.

- Один раз в неделю.

- 2 - 3 раза в месяц.

- Вообще не встречались.

2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

- 3,5 - 2,5 часа в неделю.

- 2,5 - 2 часа в неделю.

- 1,5 часа в неделю.

- 1 час в неделю.

- 0 минут в неделю.

3. С кем из сотрудников Вас познакомил наставник в первый рабочий день?

- Познакомил с сотрудниками организации (общение с которыми происходит постоянно по роду деятельности).

- Познакомил со всеми сотрудниками Вашей организации.

- Познакомил только с некоторыми сотрудниками организации.

- Познакомил практически со всеми, но не в первый рабочий день.

- Ни с кем не знакомил.

4. Как строилось Ваше общение с наставником (оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он)?

Вы      Наставник

- 20% - 80%

- 30% - 70%

- 60% - 40%

- 70% - 30%

- 80% - 20%

5. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?

- Да, всегда.

- Да, практически всегда.

- Да, часто.

- Нет, редко.

- Нет.

6. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?

- Да, каждый раз после окончания задания.

- Да, раз в неделю, вне зависимости от окончания задания подводил итог.

- Да, раз в месяц.

- Да, но реже чем раз в месяц.

- Нет.

7. Как строилось взаимодействие наставника с новым сотрудником.

 Наставник охотно берется обучать нового работника?

- Да, всегда.

- Да, практически всегда.

- Да, часто.

- Да, но редко.

- Нет.

8. Наставник регулярно сообщает об успехах нового сотрудника?

- Да, всегда.

- Да, практически всегда.

- Да, часто.

- Нет, редко.

- Нет.

9. Наставник спланировал план обучения для нового сотрудника?

- Да, всегда.

- Да, практически всегда.

- Да, часто.

- Да, но редко.

- Нет.

Кроме этого, можно использовать открытые вопросы или устное интервью. Пример открытых вопросов:  

1. Как Вы считаете, какой информацией должен был поделиться с Вами наставник, для того чтобы облегчить Ваше вхождение в должность?

2. Ваши предложения по работе наставника.

Итогом работы наставника с молодым специалистом, стажёром является готовность к исполнению функциональных обязанностей в организации.

Для проведения мероприятий Года педагога и наставника создан оргкомитет. Его возглавили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко.

В состав оргкомитета вошли Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, президент Российской академии образования Ольга Васильева, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и другие.

Первое заседание оргкомитета прошло 14 декабря 2022 года. Участники обсудили план мероприятий Года педагога и наставника. 

В 2023 году пройдут форумы и конференции, конкурсы и телешоу. В эфире телеканала «Россия» будут транслироваться новое шоу и одновременно финал федерального проекта «Классная тема!», организованного по поручению Президента России Владимира Путина Министерством просвещения Российской Федерации и телеканалом «Россия 1» при информационной поддержке компании VK. Ключевыми мероприятиями Года педагога и наставника станут Большая учительская неделя и Форум классных руководителей. В День учителя по всей стране пройдут церемонии награждения педагогов и праздничные концерты, главный из которых состоится в Государственном Кремлевском дворце. Также запланированы мероприятия по празднованию 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, открытие скульптурно-архитектурной композиции, посвященной выдающемуся педагогу.

В формировании программы мероприятий принимали участие российские учителя, педагогические работники, родители. Идеи по проведению Года педагога и наставника принимались Минпросвещения России. Полученные предложения рассмотрены и учтены при создании плана Года педагога и наставника.

Чтобы принять участие в акции, нужно на личной странице в социальной сети «ВКонтакте» разместить свой текст, фото или видеоролик по темам: «Наставник/Педагог – это…»; «Благодаря наставнику/педагогу я добился...»; «Как я стал наставником/педагогом». В конце поста следует поставить хештеги #УчитьВдохновлятьРазвивать2023, #ГодНаставника2023 и

#ГодПедагога2023.

Также любой желающий может создать уникальную открытку с пожеланиями своему учителю, педагогу, наставнику. Для этого нужно зайти на официальную страницу «Скажи спасибо педагогу и наставнику» по ссылке.

Выразить слова благодарности, послать онлайн-открытку с пожеланиями и поделиться своей историей можно на протяжении всего Года педагога и наставника. Итоги акции будут подведены 27 декабря 2023 года.

В течение года лучшие посты будут опубликованы на медиастене в официальном сообществе Минпросвещения России в социальной сети «ВКонтакте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество в детском саду

В нашем детскому саду большой и дружный коллектив, но, к сожалению, число сотрудников со стажем работы 20 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано? Со ...

Система организации наставничества в детском саду

Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в образовательный процесс. Начиная свою работу в дошкольной образовательн...

Наставничество в детском саду. Сложные педагогические ситуации в работе молодого педагога.

Очень многое зависит от того, как молодого педагога встретяс в детском саду. Оставят один на один сосвоими проблемими или помогут влиться в работу, в коллектив. Мы в нашем детском саду уделяем много в...

Проект Наставничества в детском саду

Краткая презентация о наставничестве в детском саду...

Выступление на ГМО старших воспитателей «Направление наставничества в детском саду. Контрольные пункты в плане работы с молодыми педагогами»

laquo;Направление наставничества в детском саду. Контрольные пункты в плане работы с молодыми педагогами»...

План деятельности группы «Наставничество в детском саду»

План деятельности группы «Наставничество в детском саду»...

Наставничество в детском саду.

Организация работы  в детском саду по наставничеству. Программа "Наставничество". Модель наставничества МБДОУ д/с № 406....