Выступление на ГМО старших воспитателей «Направление наставничества в детском саду. Контрольные пункты в плане работы с молодыми педагогами»
методическая разработка
«Направление наставничества в детском саду. Контрольные пункты в плане работы с молодыми педагогами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmo_starshih_vospitateley_lysovoy.docx | 34.33 КБ |
prezentatsiya_na_gmo_starshih_vospitateley_lysovoy_e.n._1.pdf | 662.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №18»
(МБДОУ «Д/с №18»)
«Направление наставничества в детском саду. Контрольные пункты в плане работы с молодыми педагогами»
(выступление на ГМО старших воспитателей)
Подготовил: старший воспитатель МБДОУ «Д/с №18» Лысова Е.Н. |
Бугуруслан, 2022 г.
Система наставничества организуется в ДОО еще с 80-х годов 20 века. Цель наставничества: максимально полное раскрытие потенциала личности педагога.
В национальном проекте «Образование» происходит трансформация в сфере образования. К 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.Менторинг - это эффективная форма развивающее наставничества. Организован сайт Ментори, где можно найти много материала и лучших практик по обмену опытом между педагогами и обучающимися, так же нормативную базу по данной теме.Менторинг отличается от наставничества постаринке тем, что ментор-наставник развивается вместе с наставляемым (мети).
Часто наставничество в детских садах организуется стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого специалиста, который только пришел на работу в детский сад. Однако в данный момент и молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении. Поэтому нужно менять привычную систему наставничества и организовывать ее в разных направлениях.
Чтобы охватить всех участников образовательного процесса, в течение трех лет наставники детского сада работают в пяти направлениях. В роли наставников выступают заведующий, научный руководитель, педагоги-стажисты и молодые педагоги. В роли подшефных – сам старший воспитатель, молодые и опытные педагоги, а также родители.
Первое направление «заведующий – старший воспитатель»
Многие заведующие детским садом в прошлом старшие воспитатели. Если опыт работы в этой должности был не менее пяти лет, то заведующий может стать наставником для своего сегодняшнего коллеги – старшего воспитателя. Опыт организации методической работы позволит ему оказать методическую поддержку подшефному.
Второе направление «научный руководитель – старший воспитатель»
Современные детские сады чаще работают в инновационном режиме, ведут экспериментально-исследовательскую работу, создают новшества, внедряют новые педтехнологии. Чтобы перейти в режим развития, в детском саду должна быть оптимальная модель управления научно-методической деятельностью, цель которой – подготовить и включить педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность. Важным компонентом данной модели является сотрудничество старшего воспитателя с научным руководителем, которое может стать одним из направлений наставничества.
Третье направление «педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Традиционное, но не менее важное направление наставничества – работа опытного педагога-наставника с молодым специалистом. Его цель – организовать профессиональное обучение и передать практический опыт начинающему педагогу. Профессиональная помощь старшего коллеги, его педагогические находки в организации и проведении режимных моментов, приемы сплочения детского коллектива всегда помогали и помогают молодому педагогу «устояться» в профессии и сформироваться как специалисту, найти свои профессиональные интересы и развивать их.
Главное в этом направлении – спланировать индивидуальную работу с подшефным педагогом с учетом его трудностей. Обычно наставник узнает об этом из личной беседы или с помощью анкетирования.
Четвертое направление «молодые наставники для педагогов старшего поколения»
Наставничество – это передача опыта и навыков, а опыт и навыки могут быть не только у педагогов со стажем работы, но и у молодых воспитателей. Молодежь быстро осваивает компьютер, хорошо ориентируется на просторах интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше. Поэтому можно организовать одно из направлений наставничества с целью повысить ИКТ-грамотность педагогов и возложить эту задачу на молодых коллег.
Молодые педагоги помогут воспитателям-стажистам освоить ИКТ. В свою очередь, опытные педагоги, которые хорошо знают методику и возрастные особенности детей дошкольного возраста, помогут грамотно выработать стратегию и тактику, как использовать эти технологии в образовательном процессе детского сада.
Чтобы организовать наставничество в данном направлении, необходимо провести диагностику и выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов. После этого по обоюдному согласию закрепите наставника за педагогом, у которого диагностика выявила низкий или средний уровень ИКТ-компетентности.
Пятое направление «педагоги – родители»
Цель данного направления – повышать педагогическую грамотность родителей. Однако важно учитывать, что современные родители используют педагогическую литературу, слушают вебинары, изучают в интернете информацию по вопросам воспитания и развития детей. Поэтому необходимо ориентироваться на потребности семьи, а не читать им лекции.
Чтобы обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье, педагоги-наставники проводят совместные с родителями и детьми мастер-классы, семейные досуги.
Чтобы организовать наставничество по данным направлениям в детском саду, необходимо разработать положение и, кроме традиционных вопросов – цели, задачи, права и обязанности, раскрыть в нем содержательный аспект. То есть описать направления, методы и приемы работы наставников с подшефными. Образец положения о наставничестве – далее. В соответствии с этим положением необходимо разработать план работы по реализации системы наставничества по всем пяти направлением на учебный год. Данный план – составная часть годового плана детского сада, поэтому его обязательно должны выполнять все участники данной работы. В плане нужно указать основные мероприятия и формы работы, определить ответственных за каждое направление, сроки выполнения и форму, в которой наставники представят потом результаты своей работы.
Такая модель наставничества отмечает Ксения Белая, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, к. п. н в настоящее время очень актуальна.
Высокие требования, большая нагрузка в группах, работа с документацией, претензии родителей часто заставляют молодых педагогов сменить профессию. И профессиональная, а чаще человеческая поддержка в трудную минуту может изменить их решение. В такой поддержке нуждаются не только молодые специалисты, но и педагоги-стажисты, которым трудно угнаться за молодыми в каких-то вопросах. Это нужно признать. Поэтому такая взаимопомощь в рамках наставничества, несомненно, положительно отразится на работе всего педколлектива и качестве образовательного процесса в дошкольной организации.
Наставники организуют работу с молодыми педагогами по утвержденному плану. Данный план должен включать мероприятия, цель которых – помочь молодому педагогу адаптироваться, влиться в коллектив, приобрести практические навыки и умения работы. На примере готового образца расскажите наставникам, какие пункты и мероприятия обязательно должны быть в их плане.
Контрольные пункты в плане работы с молодым педагогом, о которых надо рассказать наставникам.
Пункт 1. Цели и задачи работы
Здесь важно уйти от глобальных целей наставничества и сформулировать конкретные цели и задачи работы с конкретным подшефным педагогом. Для этого необходимо выяснить, какие трудности он испытывает. Например, начинающий педагог не знает, как составить план работы с детьми. Это и будет одной из задач наставника – консультировать педагога и учить вести рабочую документацию.
Пункт 2. Мероприятия по адаптации педагога
Наставничество включает три этапа, один из которых – адаптационный. На этом этапе наставник знакомится с подшефным педагогом и знакомит его с ООП и годовым планом детского сада. Также он выявляет трудности педагога, его личностные качества, ожидания, помогает выбрать тему самообразования. Соответствующие мероприятия наставник должен заранее включить в план.
Пункт 3. Работа с документацией
Наибольшие трудности у молодых педагогов вызывает работа с документацией, на которую они тратят много времени. Поэтому в план необходимо включить мероприятия, в ходе которых наставник сможет не только показать, например, как составить план работы с детьми, но научить анализировать его и оценивать результативность.
Пункт 4. Мероприятия по обмену опытом
На втором этапе наставничества важно помочь педагогу сформировать свой арсенал методов и приемов работы и научить их правильно использовать, обучить пед. технологиям. Сделать это помогут открытые показы, семинары-практикумы, мастер-классы. Также важно включить в план мероприятия, в рамках которых молодой педагог сможет показать свои навыки и умения.
Пункт 5. Контрольные мероприятия
Третий этап наставничества – контроль работы молодого педагога. Наставник должен отслеживать, как педагог выполняет его рекомендации и исправляет недочеты в работе. Поэтому в плане важно предусмотреть разные формы контроля. Это может быть посещение занятия в группе молодого педагога, анализ документации.
Представлен примерный план работы с наставниками раздел годового плана «Работа с кадрами»
Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственный | |
Выявить проблемы и трудности педагогов и специалистов (провести анализ проблем за прошлый учебный год) | В течение года | Старший воспитатель | |
Определить направления работы наставников (указать необходимые направления с учетом выявленных проблем) :
| Начало учебного года | Заведующий, старший воспитатель, председатель ПК | |
Издать приказ об организации наставничества в детском саду | Начало учебного года | Заведующий | |
Разработать положение о наставничестве | Начало учебного года | Заведующий, старший воспитатель | |
Составить план работы наставников на учебный год | Начало учебного года | Заведующий, старший воспитатель | |
Определить наставников в соответствии с требованиями Положения о наставничестве | Начало учебного года | Заведующий, старший воспитатель | |
Определить подшефных педагогов и специалистов по итогам анализа их проблем и трудностей | Начало учебного года | Заведующий, старший воспитатель | |
Утвердить: положение о наставничестве, годовой план работы наставников, списки наставников и подшефных педагогов | Начало учебного года | Заведующий, старший воспитатель | |
Организовать процесс обучения молодых педагогов по индивидуальным планам наставников с использованием разных форм работы | В течение года | Старший воспитатель, наставники | |
Провести заседания наставников | 1 раз в три месяца | Старший воспитатель, наставники | |
Провести мониторинг реализации плана наставничества | В течение года | Старший воспитатель | |
Наградить наставников по итогам работы | В течение года | Заведующий, старший воспитатель | |
Подготовить отчет о работе с подшефным педагогом и презентовать результаты его профессиональной деятельности (готовое портфолио, открытый показ и др.) | В течение года | Наставники-педагоги, подшефные педагоги | |
Подвести итоги работы наставников на итоговом педсовете | Май | Старший воспитатель |
Представлен примерный индивидуальный план работы наставника и наставляемого.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
работы педагога-наставника с молодым специалистом
на 20__/__ учебный год
Молодой педагог: Иванова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Педагог–наставник: Григорьева Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Цель: развить профессиональные умения и навыки молодого педагога.
Задачи: повысить уровень организации образовательной деятельности; консультировать по вопросам ведения документации; оказать помощь в постановке целей, задач ОД и ее организации; разъяснить механизм работы с дидактическим и наглядным материалом; организовать углубленное изучение инновационных педтехнологий.
Тема для самообразования: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
1. Помощь в изучении нормативных локальных актов детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН. 2. Оформление документации группы. 3. Мониторинг развития детей. 4. Выбор темы самообразования | 1. Знакомство с основными документами ДОО. 2. Консультации и ответы на интересующие вопросы. 3. Составление рабочей программы группы. 4. Подбор диагностического материала | Сентябрь |
1. Изучение методики проведения ОД и совместной деятельности педагога с воспитанниками. 2. Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями | 1. Консультации «Работа с детьми в группе в утренние часы», «Организация разных видов игр с детьми». 2. Посещение ООД и режимных моментов у наставника. 3. Помощь в организации и проведении родительского собрания, дня открытых дверей | Октябрь |
1. Просмотр конспекта и проведение молодым педагогом ОД по развитию речи. 2. Знакомство с технологией проектной деятельности | 1. Консультации «Организация занятий по развитию речи», «Проектная деятельность с детьми». 2. Посещения ООД молодого педагога, обсуждение. 3. Изучение методической литературы по развитию речи, обсуждение | Ноябрь |
1. Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми. 2. Подготовка, организация и проведение новогоднего праздника | 1. Составление плана индивидуальной работы с детьми. 2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение. 3. Оформление группы, подбор наглядно-информационного материала для детей и родителей, участие в проведении новогоднего праздника | Декабрь |
1. Знакомство со здоровьесберегающими технологиями. 2. Причины возникновения конфликтов в работе педагога и их урегулирование | 1. Консультация, планирование, помощь наставника. 2. Обсуждение и консультирование молодого педагога по теме конфликтов в работе. | Январь |
1. Использование ИКТ. 2. Просмотр конспекта и проведение ОД молодым специалистом | 1. Консультация «ИКТ в работе с детьми и родителями». 2. Посещение ООД молодого педагога, обсуждение | Февраль |
1. Использование современныхпедтехнологий в образовательной деятельности. 2. Организация режимных моментов молодым педагогом | 1. Консультация «Новыепедтехнологии», обмен опытом, помощь наставника. 2. Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения. | Март |
1. Организация ОД во второй половине дня. 2. Проектная деятельность с детьми | 1. Консультация «Организация работы с детьми после сна». 2. Задание: разработать краткосрочный творческий проект. | Апрель |
1. Подготовка к работе с детьми в летний период. 2. Подведение итогов работы | 1. Консультация и ответы на интересующие вопросы. 2. Самоанализ молодого педагога. | Май |
АНАЛИЗ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Достигнутые результаты работы представляются в анализе достижений молодых специалистов (портфолио, результативность участие в конкурсах молодых специалистов, результативность участия детей в конкурсных мероприятиях, отчеты молодых специалистов о результатах деятельности, отчеты наставников и др.), наставниками на Совете педагогов ДОУ.
Здесь же представляется динамика результатов, отражѐнных справках контроля за деятельностью конкретных молодых воспитателей по следующим критериям: планирование работы, уровень ведения документации, уровень практических умений при проведении образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном процессе, организация развивающей предметно-пространственной среды в группах, уровень освоения программного материала воспитанниками, уровень здоровья детей - индекс здоровья, уровень простудной заболеваемости, выраженный в количестве пропущенных дней детьми по болезни.
Далее молодые воспитатели представляют свои достижения в части участия в конкурсных мероприятиях различного уровня, участию в педагогических советах, семинарах, наличие публикаций, наличие результативного участия воспитанников в конкурсных мероприятиях. Далее на итоговом педагогическом совете представляются итоги реализации данной работы.
Закончу выступление словами, что наставничество может играть очень важную роль в постоянном улучшении профессиональных знаний и навыков, которые нужны педагогам для обучения и подготовки воспитанников к жизни и работе в XXI веке.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы "Школы молодого педагога"
План работы (без конспктов занятий) "Школы молодого пдагога" на учебный год....
План работы с молодым педагогом
Разработка плана по работе с молодым педагогом, с целью помочь профессиональной адаптации начинающего воспитателя....
ПЛАН РАБОТЫ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ (ВОСПИТАТЕЛЕМ)
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ НАСТАВНИКУ В РАБОТУ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ...
План работы с молодым педагогом на 2016-2017 год (наставничество)
План работы с молодым педагогом. Разработала Булыкова Н.А....
Перспективный план работы с молодым педагогом педагога-наставника на 2021 - 2022 учебный год
Перспективное планирование медагога-наставника с молодым специалистом....
Наставничество в детском саду. Сложные педагогические ситуации в работе молодого педагога.
Очень многое зависит от того, как молодого педагога встретяс в детском саду. Оставят один на один сосвоими проблемими или помогут влиться в работу, в коллектив. Мы в нашем детском саду уделяем много в...