Консультация для педагогов Коммуникативные навыки
консультация (младшая группа)
Коммуникативные навыки - это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Следовательно, формировать коммуникативные навыки – это значит развивать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_navyki.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки - это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Следовательно, формировать коммуникативные навыки – это значит развивать:
* Способность взаимодействовать с детьми и взрослыми: умение устанавливать и поддерживать контакт, чувствовать и уважать личностные границы, свои и партнёра по общению, говорить в режиме диалога, уметь выслушать, не перебивая собеседника, избегать оценочных суждений. Говорить комплименты, выражать благодарность или несогласие социально-приемлемым способом.
* Умение обозначать свои намерения, отстаивать свою точку зрения.
* Умение адекватно интерпретировать получаемую информацию.
* Навык оказания поддержки, взаимопомощи.
* Умение принимать помощь, использовать предложенные ресурсы.
* Эмоциональный интеллект.
Коммуникативные способности начинают развиваться у человека почти сразу же после рождения и формируются строго индивидуально. Факторов, влияющих на их развития достаточно много: отношения с родителями и родственниками, позже - с другими взрослыми и со сверстниками.
Если ребёнок не получил понимания и поддержки со стороны родных, что не дало ему получить опыт коммуникации, он может стать неуверенным в себе и замкнутым. То есть, его коммуникативные навыки будут находиться на низком уровне. Как выйти из этой ситуации? Развивать навыки общения в деятельности, наиболее естественной для ребёнка – в игре.
Правила и принципы организации коммуникативных игр.
Технология коммуникативных игр, проста и сложна одновременно, так как в ней нет «готового» рецепта. Содержание игры и её ход всегда будут зависеть от уровня развития коммуникативных навыков руководителя группы и участников игры.
Правило 1. Круг. Принцип – «Глаза в глаза»: все стоят или сидят лицом друг к другу, все члены группы видят друг друга.
Правило 2. Разминка. Принцип – «Постепенное вхождение». Задания должны быть простыми, доступными, интересными. Здесь уместна шутка, интрига, неожиданное предложение.
Правило 3. Цепочка. Принцип – «Все-общение». Важным является условие, что в игре обязательно участвуют все дети и взрослые, выполняя задания по «цепочке» или по «выбору», друг за другом. Правило обговаривается заранее. Этот закон «освобождает» руководителя группы от необходимости выбирать, кто будет выполнять задание, позволяет изначально «скромным» выразить себя, а излишне активным – помогает сдерживать свои «порывы».
Правило 4. Вариации. Принцип – «Креативность». Многократно и постоянно варьируются различные средства выразительности (интонационные, мимические, ритмические и т.п.). Обязательно учитываются ситуации, события, которые происходят с детьми и взрослыми в течение дня, в момент проведения игр.
Правило 5. Не повторяй! Принцип – «Преодоление». Дети и взрослые должны находить свои варианты ответов, стараясь не подражать руководителю и товарищам.
Правило 6. Принцип постепенности выхода из игры. Для осмысления и ассимиляции полученного коммуникативного опыта педагогу необходимо организовывать рефлексию по итогам занятия.
Рефлексия (от лат. «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
В процессе игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков ребенок учится:
- Внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
- Проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
- Уметь выражать свое отношение к предмету разговора - излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
- Ясно и последовательно выражать свои мысли;
- Уметь ориентироваться в ситуации общения;
- Уметь договариваться, планировать совместные действия;
- Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.
Несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:
- Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
- Используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течении 20 - 25 минут;
- Не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
- Помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
- Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
Приемы, направленные на преодоление
негативных стереотипов поведения
Если в поведении детей проявляются негативные моменты, мешающие проведению игры:
а) Профилактика объективных и субъективных причин: избыток непонятной информации, возрастные особенности, небольшой опыт подобной деятельности, проблемы организации – кол-во участников, время проведения, доступ свежего воздуха, состав группы, количество участников, эмоциональное состояние участников;
б) смена позиции восприятия: посмотреть на ребёнка под другим углом — не трудный, а развивающий педагога;
в) взрослый реагирует на неадекватное поведение ребенка, дает возможность эмоционального реагирования и затем ставит ребенка в ситуацию выбора более подходящих способов поведения;
г) педагог предлагает различные ситуации и привлекает всех детей к нахождению новых способов творческих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»
Консультация посвящена одному из напрвлений логопедии - звуковому анализу и синтезу....
Консультация для педагогов: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи с помощью ИКТ»
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы кор...
Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Коммуникативная функция связной речи"
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социу...
Тренинг для педагогов «Коммуникативные навыки»
Развитие коммуникативных навыков педагогов...
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»
На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина)....
Консультация для педагогов: «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»
На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошко...