Консультация для педагогов Коммуникативные навыки
консультация (младшая группа)

Коммуникативные навыки - это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Следовательно,  формировать коммуникативные навыки – это значит развивать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов Коммуникативные навыки

 

Коммуникативные навыки - это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Следовательно,  формировать коммуникативные навыки – это значит развивать:

*        Способность взаимодействовать с детьми и взрослыми: умение устанавливать и поддерживать контакт, чувствовать и  уважать личностные границы, свои и  партнёра по общению, говорить в режиме диалога, уметь выслушать, не перебивая собеседника, избегать оценочных суждений.  Говорить комплименты, выражать благодарность или несогласие социально-приемлемым способом.

*        Умение обозначать свои намерения, отстаивать свою точку зрения.                 

*        Умение адекватно интерпретировать получаемую информацию.

*        Навык оказания  поддержки, взаимопомощи.

*        Умение принимать помощь, использовать предложенные ресурсы.

*        Эмоциональный интеллект.

Коммуникативные способности начинают развиваться у человека почти сразу же после рождения и формируются строго индивидуально. Факторов, влияющих на их развития достаточно много:  отношения с родителями и родственниками, позже - с другими взрослыми и со сверстниками.

Если  ребёнок  не получил  понимания и поддержки со стороны родных, что не дало ему получить опыт коммуникации, он может стать неуверенным в себе и замкнутым. То есть,  его коммуникативные навыки будут находиться на низком уровне. Как выйти из этой ситуации?  Развивать навыки общения в деятельности, наиболее естественной для ребёнка – в игре.

Правила и принципы организации коммуникативных игр.

Технология коммуникативных игр,  проста и сложна одновременно, так как в ней нет «готового» рецепта. Содержание игры и её ход всегда будут зависеть от уровня развития коммуникативных навыков   руководителя группы и  участников игры.  

Правило 1. Круг. Принцип – «Глаза в глаза»: все стоят  или сидят лицом друг к другу,  все члены группы видят друг друга. 

Правило 2. Разминка. Принцип – «Постепенное вхождение». Задания должны быть простыми, доступными, интересными. Здесь уместна шутка, интрига, неожиданное предложение.

Правило 3. Цепочка. Принцип – «Все-общение». Важным является условие, что в игре обязательно участвуют все дети и взрослые,  выполняя задания по  «цепочке» или по «выбору», друг за другом. Правило  обговаривается заранее. Этот закон «освобождает» руководителя группы от необходимости выбирать, кто будет выполнять задание, позволяет изначально «скромным» выразить себя, а излишне активным – помогает сдерживать свои «порывы».

Правило 4. Вариации. Принцип – «Креативность». Многократно и постоянно варьируются  различные средства выразительности (интонационные, мимические, ритмические и т.п.).  Обязательно учитываются ситуации,  события,  которые происходят с детьми и взрослыми в течение дня,  в момент проведения игр.   

Правило 5. Не повторяй! Принцип – «Преодоление».  Дети и взрослые должны находить свои варианты ответов, стараясь не подражать  руководителю и товарищам.

Правило 6. Принцип постепенности выхода из игры. Для осмысления и ассимиляции полученного коммуникативного опыта педагогу необходимо организовывать рефлексию по итогам занятия.

 Рефлексия (от лат. «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением.  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ  деятельности и её  результатов.

В процессе игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков ребенок учится:

  • Внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
  • Проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
  • Уметь выражать свое отношение к предмету разговора - излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
  • Ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • Уметь ориентироваться в ситуации общения;
  • Уметь договариваться, планировать совместные действия;
  • Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:

  • Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
  • Используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течении 20 - 25 минут;
  • Не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
  • Помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
  • Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.

Приемы, направленные на преодоление

негативных стереотипов поведения

Если в  поведении детей  проявляются негативные моменты, мешающие проведению игры:

       а) Профилактика объективных и субъективных причин: избыток непонятной информации, возрастные особенности, небольшой опыт подобной деятельности, проблемы организации – кол-во участников, время проведения, доступ свежего воздуха, состав группы,  количество участников, эмоциональное  состояние  участников;

       б) смена позиции восприятия:  посмотреть на ребёнка под другим углом — не трудный, а развивающий  педагога;

       в) взрослый реагирует на  неадекватное  поведение  ребенка,  дает возможность эмоционального реагирования и затем ставит ребенка в ситуацию выбора более подходящих способов поведения;

      г) педагог предлагает различные ситуации и привлекает всех  детей к   нахождению новых способов творческих действий.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»

Консультация посвящена одному из напрвлений логопедии - звуковому анализу и синтезу....

Консультация для педагогов: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи с помощью ИКТ»

Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы кор...

Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Коммуникативная функция связной речи"

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социу...

Тренинг для педагогов «Коммуникативные навыки»

Развитие коммуникативных навыков педагогов...

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»

На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина)....

Консультация для педагогов: «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»

На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошко...