КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Коммуникативная функция связной речи"
консультация по развитию речи

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_funktsiya_svyaznoy_rechi.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста главное место занимает - развитие речи, речевого общения.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формируется не только правильной, но и хорошей устной речью, с учетом возрастных особенностей.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.

Развитие обеих форм связной речи имеет важнейшее значение на стадии речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Поэтому, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса. В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств для решения комплекса задач по Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать сними свои действия.

Речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, а потому многообразные движения пальцев руки в работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи.

Сказка – это наиболее применяемый, эффективный, универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления.

Воспитательно-образовательный процесс, организованный средствами театрализованных игр обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарь, а также способствует социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности ребенка.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Обе роли являются одинаково значимыми для речевого развития детей.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры - драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

-упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит  ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Конечно, не все дети могут участвовать в спектаклях, ведь это игра для зрителей, а многие дети очень застенчивы. С такими детьми лучше проводить игры-драматизации. Дети играют  для собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли другим.

Игровые ситуации позволяют  детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Они вызывают  у детей большой интерес и переносятся ими в самостоятельные игры, сопровождая высокой речевой активностью.

Самое трудное в работе с детьми по театрализованной деятельности – это добиться единства слова и действия.

Таким образом, в формировании коммуникативной компетентности как средства развития связной речи, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализации можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

  СТИХОТВОРНЫЕ  ДИАЛОГИ в логопедической практике.

(для РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, УЛУЧШЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ).

Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием. К текстам используются задания, которые можно изменить или дополнить. Задания носят лексический и грамматический характер, а также способствуют развитию фонематического слуха у детей и развитию мыслительной деятельности.

    Разговор  лягушек.                                    

 - Кума, кума, ты к нам?                                                    СОРОКА и МЕДВЕДЬ.

 - К вам, к вам.                                                                           - Ау, Медведь!

                                                                                                     Ты по ночам что делаешь?

  К воде скачу, ловить хочу!                                                  - Я – то? Да ем.

- Кого, кого кума?                                                                   - А днем?

- Карпа, рака и сома!                                                             - И днем ем.

- Как поймаешь, дашь ли нам?                                           - А утром?

- Как не дать, конечно, дам!                                                - И утром.

                                                                                                  - А вечером?

- Здравствуй, киса, как дела?                                            - И вечером.

  Что же ты от нас ушла?                                                 - А когда же ты не ешь?

- Не могу я с вами жить,                                                     - Когда сыт бываю.

  Хвостик негде положить,                                                 - А когда ты сытым бываешь?

  ходите, зеваете, на хвостик                                            - А никогда.

  наступаете.                                                                        (В какое время суток медведь не ест?

                                                                                                   Утро, день, вечер – это…? 

                                                                                                  Раздели все слова в диалоге на слоги                                                    

                                                                                                   отхлопай их.)

                              ***

- Мышка – трусишка , ты треска боишься ?                  

- Ни крошки не боюсь!                                                          

- А громкого топота?                                                                          ***

- Ни капельки не боюсь!                                                        Кошка спрашивала кошку:

- А страшного рева?                                                            - Есть ли ноги у кота?

- Нисколечко не боюсь!                                                      - Что за вздор ты говоришь?

- А чего же тогда ты боишься?                                         Без когтей поймай-ка мышь!

- Да тихого шороха …                                                         Кошка спрашивала кошку:

(Изобрази шорох, топот, рев.                                           – Есть ли дети у кота?

 Перечисли, чего не боится мышка.                                 -  Ты стара да глуповата, 

 Определи место звука Ш во всех словах ).                        Мы с тобой его котята.

                                                                                               ( Расскажи о семье кошки.

                                                                                      Посчитай от 1 до 5 слова кошка,  

                                                                          кот, котенок. 

                                                                                               Назови по порядку все звуки в этих словах).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Консультация для родителей по развитию связной речи детей. Как общаться с ребёнком....

Консультация для педагогов "Коммуникативные танцы-игры с детьми раннего возраста"

Для работы по музыкальному воспитанию совместно с педагогами...

Консультация для педагогов "Коммуникативные игры и танцы"

Консультация для педагогов ДОУ по использованию коммуникативных игр и танцев в детском саду....

Консультация для педагогов Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки - это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Следовательно,  формировать коммуник...

Консультация для педагогов «Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников.»

Консультация для педагогов«Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников.»...

Консультация для педагогов: «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»

На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошко...