Консультация. «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников на музыкальных занятиях».
консультация
Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialno-kommunikativnyh_navykov_doshkolnikov_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 23.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация.
«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников на музыкальных занятиях».
В современном мире проблема социально – коммуникативного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Так, по мнению Н.А. Ветлугиной музыка как вид искусства, «способна объединить людей в едином переживании и стать средством общения между ними».
Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.
Социально-коммуникативные навыки развиваются во всех видах музыкальной деятельности:1. слушание музыки; 2. пение; 3. музыкально ритмические движения;4. элементарное музицирование; 5. игра.
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. Начиная с раннего возраста, мы приучаем детей слушать музыку. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. Воспитываем интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения. Сначала это совсем коротенькие пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. Обсуждая прослушанные произведения, побуждаю детей к развёрнутому высказыванию, когда ребенок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаю внимание и на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.
Пение – Один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Исполнение песен объединяет детей, способствует развитию их эмоционального музыкального общения. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Большую помощь в развитии коммуникативных навыков дошкольников оказывают игры с голосом. У ребенка развиваются не только вокально-певческие навыки, он избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.
Коммуникация детей со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако только в музыкально-ритмической деятельности реализуется необходимая для ребенка потребность в двигательной активности. Музыкально-ритмическая деятельность является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка и движение для детей являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений, поскольку обладают возможностью прямого воздействия на эмоциональную сферу Музыкально-ритмическая деятельность дошкольников, организованная «в игровой форме, музыкально-ритмические движения при посредстве музыкального фона, развивают у детей независимость в творческом мышлении, представляют возможность фантазировать, импровизировать, принося детям чувство радости, эмоционального удовлетворения», что в свою очередь развивает коммуникативные навыки. По мнению таких исследователей, как А.Н. Зимина, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина , «музыкальное переживание, вызванное у ребенка воздействием синестезийного комплекса (музыка и музыкально-ритмические движения), являются своеобразной разновидностью эмоционального познания, постижения многообразия мира, а также ресурсом его физического гармоничного развития», что также ведет к комфортному коммуницированию в социуме. В исследованиях А.И. Бурениной, О.Б. Бубновой, В.А. Жилина, Т.Э.Тютюнниковой и других рассматриваются возможности танца как эффективного средства развития навыков общения младших детей. Так, А.И. Буренина называет их «коммуникативными танцами-играми», представляющими собой несколько несложных танцевальных движений, направленных на формирование и развитие взаимоотношений, обучающихся с партнером и группой. В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы: - развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; - развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; - развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки. Разучивание коммуникативных танцев не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. Этот вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Помимо этого, данный музыкальный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развития. Дети становятся более общительные, легче вступают в контакт, учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других детей, у них повышается уверенность в себе. Методика А. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» является наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально-ритмической деятельности, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе невербального контакта с партнером и на основе эмоционального подъема. На первом этапе разучивания танцев применяется текст, для того чтобы побуждать детей к общению друг с другом. Контакт между детьми устанавливается через тактильные ощущения-рукопожатие, хлопки как элемент открытости. В определенных танцах дети и педагог могут внести элементы импровизации, проявить свою фантазию. Так же вызовет особую заинтересованность в исполнении танцев ускорение или замедление темпа, можно добавлять элементы индивидуального исполнения, в которой задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей, с помощью других, более уверенных в себе детей. Следующий этап освоения коммуникативных танцев - развитие взаимопонимания с партнерами. Эти коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. В танцах дети познают себя и других детей, тактильный контакт в танце, содействует развитию дружелюбных взаимоотношений между обучающимися, тем самым помогая нормализовать социальный микроклимат в группе.
Музыкальная игра пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Играя, дети взаимодействуют друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников. Освоение музыкальных игр реализует как задачи по музыкальному развитию (развитие музыкального слуха, чувства ритма, выразительности движений, ориентировки в пространстве), так и социальные задачи: формирование положительной самооценки, уверенности в себе, позитивного самоощущения в коллективе; развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, готовности к общению со сверстниками, инициативности; развитие эмоциональности, эмпатии, «чувства локтя», умения заботиться о партнере, выразительности невербальных средств общения. В своей работе использую игры на занятиях, включаю в программу утренников и развлечений, в самостоятельную игровую деятельность.
Игра в оркестре, элементарное музицирование открывает детям мир музыкальных звуков, красоту звучания разных инструментов. Учит положительному эмоциональному настрою от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Работая над музыкальным произведением, учу детей исполнять музыку слаженно, не выделяясь из общего звучания. Объясняю ответственность каждого ребенка за общий результат работы, умению взаимодействовать в коллективе сверстников, поддерживать своих товарищей. Совместное музицирование развивает сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает ребенку преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Игру на музыкальных инструментах включаю в программу утренников и развлечений. Элементарное музицирование и совместное творчество детей обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия.
Музыкальное воспитание ребёнка, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и путь ребёнка к одухотворённой счастливой жизни и самореализации его как личности в обществе. Таким образом, развитие коммуникативных навыков у дошкольников является важной и ответственной деятельностью как в дошкольном учреждении, так и в семье. В современных условиях развития общества формирование коммуникативных навыков является необходимым условием становления личности, умеющей активно взаимодействовать с окружающим миром.
Литература:
1. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти» – программа музыкального
воспитания детей дошкольного возраста, СПб. Издательство «Музыкальная палитра» 2012г.
2. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности
quot;В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" Ральф ЭмерсонКогда мы ищем в книгах ,в интернете ин...
Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО
Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....
Проектная деятельность в развитии социально -коммуникативных умений у дошкольников.
В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной...
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»
Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без кот...
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных...
Сборник дидактических игр и упражнений на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (3-7 лет)
В методическом пособии предоставлен сборник дидактических игр и упражнений, сценарий семинара практикума для педагогов...
Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Сегодня оно приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях возникли особенности социального ...