Конспект занятия в подготовительной группе "Первые шаги в электронике"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формирование основ инженерного мышления у дошкольников через электроконструирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект зания по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей подготовительной к школе группы.
Цель:
Формирование основ инженерного мышления у дошкольников через электроконструирование.
Задачи:
1. Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».
2. Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
3. Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
5. Развивать эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.
Материал и оборудование:
Ноутбук
Электронный конструктор «Знаток»
Схемы к конструктору
Презентация «Схемы»
Предварительная работа: знакомство с конструктором «Знаток», техника безопасности работы с конструктором.
Планируемые результаты: знакомство с новым видом конструктора «Знаток» и его деталями.
Используемые технологии: исследовательская, игровая деятельность, здоровьесберегающая, интерактивная.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня утром, когда я собиралась на работу, в моем доме
отключили электричество. Я очень расстроилась, так как не смогла сделать
важные дела. Как вы думаете, какие? (ответы детей)
- По утрам уже на улице темно, дома света тоже нет, ничего не видно.
Позавтракать тоже не получилось, т.к. все электроприборы не работали.
Почему? (электроприборы работают от электричества). Какие вы знаете
электроприборы? (ответы детей)
Воспитатель: Знает ли кто-нибудь из вас, как попадает ток в наши розетки и провода? (просмотр презентация «Виды электростанций»).
- Электрический ток похож на речку. В реке течет вода, а по проводам
текут маленькие частицы – электроны (проговорить название – электроны).
- Давайте вспомним, для чего нужны электроприборы и как они нам
помогают.
Воспитатель: Ток очень опасен. Нужно уметь аккуратно пользоваться
всеми приборами, которые работают от электричества.
А бывает безопасное электричество? (ответы детей)
Безопасное электричество находится в батарейках. Я хочу
познакомить вас с новым конструктором, который работает именно от
батареек. Это электронный конструктор «Знаток».
Воспитатель: мы его можем использовать в работе. Чтобы не было темно, как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: нужно первым делом восстановить освещение!
Воспитатель: правильно! Ребята, перед вами на экране схема «Лампа». Предлагаю вам сделать лампу, управляемую магнитом. Воспитатель: магнитоуправляемый контакт или кнопка, которая работает от магнита. Если рядом с герконом поместить магнит, лампа загорится. Если магнит убрать, лампа погаснет. Приступайте к работе!
Дети собирают электрическую цепь «Лампа, управляемая магнитом».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, починили освещение.
Физкультминутка
Давайте представим, что мы с вами маленькие электроны. Вставайте
друг за другом.
Дети встают вокруг веревки и бегут по кругу пока воспитатель
произносит слова:
Ток бежит по проводам, свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы. Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос, ток энергию принес.
Воспитатель: Ой, что я вижу! Какая-то странная ситуация.
На проекторе слайд «Человеку плохо».
Воспитатель: Человек лежит, ну и что, а мы пройдём мимо, правильно, ребята?
Дети: Нет!
Воспитатель: Что же могло случиться?
Высказывания, предположения детей.
Воспитатель: Правильно, нельзя оставаться безучастным к чужому горю, нужно помочь.
Давайте сядем за столы и вызовем машину скорой помощи.(схема). Нам опять поможет конструктор «Знаток».
Дети выполняют задание.
На проекторе появляется специальная машина, спешащая на вызов.
Воспитатель: Скажите, для чего специальным машинам нужны проблесковые маячки и звуковые сигналы?
Дети: для того, чтобы участники дорожного движения пропускали эти машины, они спешат на вызов.
Воспитатель: Что из конструктора «Знаток» мы научились делать?
Ребята, вы мне сегодня очень понравились, вы дружные, ответственные, смышлёные, рассудительные.
Воспитатель: Я надеюсь, что вы никогда не пройдёте мимо чужого горя, не останетесь равнодушными, всегда будете помогать людям в трудной ситуации.
Игра «Назови правильно»
Воспитатель: Ребята, чтобы приступить к работе, нам нужно вспомнить названия деталей.
На мольберт воспитатель выставляет иллюстрации деталей конструктора. Дети их называют и рассказывают для чего они.
Воспитатель: Прежде чем мы попробуем что-то собрать, давайте все
внимательно рассмотрим. Как у любого конструктора у «Знатока» есть своя
инструкция и правила (воспитатель показывает и листает инструкцию,
вместе с детьми). В инструкции очень много схем, которые нужно научиться
внимательно читать и рассматривать, чтобы мы смогли их собирать.
Воспитатель: Давайте заглянем в коробку. Что вы видите? (пластина
прозрачная). Она называется – монтажная плата (она похожа на пластину из
любого строительного конструктора, но особенная). Ей необходимо
пользоваться всегда, когда собираешь схему.
Воспитатель: Что еще видите в коробке? (детали). Чем они отличаются
друг от друга? (формой, цветом, размером). Все синие детали будем называть
проводами. Чем они отличаются друг от друга? (есть длинные, есть
короткие). Посмотрите, на проводах есть в квадрате свой номер, как и у
любой другой детали конструктора. Давайте рассмотрим какие же детали
будут соединятся проводами между собой (дети с воспитателем
рассматривают детали, можно не все сразу, повторяют названия за
воспитателем). У каждой детали мы будем постепенно запоминать названия,
важно брать и складывать каждую деталь в свою ячейку.
Физкультминутка
Давайте представим, что мы с вами маленькие электроны. Вставайте
друг за другом.
Дети встают вокруг веревки и бегут по кругу пока воспитатель
произносит слова:
Ток бежит по проводам, свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы. Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос, ток энергию принес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, по краям каждой детали есть
соединительные клеммы (можно назвать их соединительными кнопками).
При соединении деталей нужно нажимать именно на них, а не на детали или
пластины, чтобы ничего не треснуло и не сломалось.
Воспитатель: Давайте посмотрим на схему. Рядом с номерами деталей
в квадрате, есть цифры в кружочках. Эта цифра в кружочке обозначает слой
нашей схемы.
Три стола:
1. Электрическая цепь «Лампа»
2. Электрическая цепь «Вентилятор»
3. Электрическая цепь «Звук»
Воспитатель: Ребята, нам нужно отремонтировать свет, вентилятор и звук. Прошу вас разделиться на пары и выбрать то, что вы хотите отремонтировать.
Самостоятельная работа детей в парах.
Дети демонстрируют и рассказывают о проделанной работе.
Рефлексия
Воспитатель:
- Что вам понравилось, запомнилось? Было сложно или интересно?
Спасибо огромное вам за помощь, за отзывчивость, что не оставили меня в трудной ситуации. В нашей квартире горит свет, мой компьютер не стал нагреваться и снова стал исправно работать.
Ход занятия
Дети заходят в группу. Здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, гости пришли посмотреть, как вы умеете интересно играть и заниматься.
Звучит звук сигнала SOS.
Воспитатель: дети, это сигнал бедствия. Этот сигнал передает беспилотная космическая станция: «На станции отказала электроника: нет освещения, прекратила свою работу система охлаждения, не работают звуковые датчики. Срочно нужна помощь команды инженеров-конструкторов!»
Воспитатель: Как можно помочь беспилотной станции? Какие у вас предложения?
Дети отвечают.
Воспитатель: Предлагаю вам попробовать себя в роли инженеров-конструкторов. Вы полетите на космическую станцию и поможете в ремонте и восстановлении электроники. На чем полетим? На космическом корабле!
Воспитатель: Ребята, для работы на станции нам понадобятся какой-то ремонтный набор? Что мы можем использовать в работе? (электронный конструктор «Знаток»).
Возьмите конструкторы, приготовьтесь к отправлению. Все готовы? Полетели!
(на экране интерактивной доски появляется изображение космического корабля)
Воспитатель: внимание дети! Производим стыковку с неуправляемой космической станцией. Ребята, надо перейти на станцию, но там же очень темно! Как быть?
Дети: нужно первым делом восстановить освещение!
Воспитатель: правильно! Инженеры, перед вами на экране схема «Лампа». Но тат как электроника еще не восстановлена и выключатели не работают, предлагаю вам сделать лампу, управляемую магнитом. На какую деталь можно заменить выключатель?
Ребенок: на геркон.
Воспитатель: Что же так такое геркон?
Дети: магнитоуправляемый контакт или кнопка, которая работает от магнита. Если рядом с герконом поместить магнит, лампа загорится. Если магнит убрать, лампа погаснет. Приступайте к работе!
Дети собирают электрическую цепь «Лампа, управляемая магнитом».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, починили освещение. А вот и второй отсек, и здесь очень жарко! Не работает система охлаждения! Что же делать?
Дети: нужно собрать вентилятор!
Воспитатель: инженеры, чтоб собрать мощный вентилятор, вам поможет схема. Внимание на экран.
Дети собирают электрическую цепь «Летающий пропеллер».
Воспитатель: Ребята, чтоб пропеллер не взлетал, необходимо изменить полярность подсоединения электромотора (поменяйте местами «плюс» на «минус») и установите на него пропеллер. Нажмите кнопку. Вы видите, что направление пропеллера изменилось на противоположное. Он уже не может взлететь и превратился в мощный вентилятор.
Дети собирают электрическую цепь «Мощный вентилятор»
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились, починили систему охлаждения. Теперь на станции светло и прохладно! Можно потанцевать.
Физминутка «Я ракета»
Переходим в третий отсек, в котором нужно восстановить звуковые датчики. Мы с вами составляли много звуковых электрических цепей. А так как мы находимся в космическом пространстве, я вам предлагая собрать звуковую электрическую цепь «Звуки звездных войн, управляемые вручную». Перед вами новая схема, посмотрите внимательно на электрические ряды, соотношение полярностей и соберите цепь.
Дети собирают электрическую цепь «Звуки звездных войн, управляемые вручную».
Воспитатель: Замечательно! Звуковые датчики восстановлены, вся электроника работает исправно, и мы смело можем отправляться домой.
Звучат сигналы азбуки Морзе, педагог расшифровывает: «Дорогие ребята, спасибо вам большое. Но очень хочется, чтобы вы для станции сделали запасной генератор электроснабжения, который будет подавать ток, свет, тепло на случай аварии».
Дети собирают каждый свою электрическую цепь и объединяют эти цепи в запасной генератор электроснабжения. Демонстрируют его работу.
Воспитатель: Дети, предлагаю собрать ремонтные наборы и отправиться в детский сад. Проходите в наш космический корабль. Присаживайтесь, пристегните ремни. Полетели.
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Сегодня вы потрудились на славу. Ваши технические знания и умения помогли спасти беспилотную станцию! Дети, как вы считаете, что вам удалось лучше всего? Чем вы гордитесь?
Дети прощаются с гостями.
Общение с детьми по ходу занятия.
Электромотор – это специальное устройство, которое занимается преобразованием электрической энергии в механическую. Зачем это необходимо? Только в этом случае, возможно заставить работать различные машины и механизмы в целом.
Вентилятор. В Мире электроники много различных деталей, а вентилятор, всего лишь моторчик с пропеллером, но дело в том, что все эти детали при работе сильно нагреваются! Тут-то и спасает вентилятор. Он охлаждает приборы изнутри потоком воздуха и если он плохо работает, то прибор может отключиться или сломаться!
Пьезоизлучатель. Устройство для воспроизведения звука.
Клемма. Это зажим, его используют для крепления проводов к источнику питания или другим проводам.
Светодиод – маленький электронный элемент, который излучает свет.
Геркон – магнитоуправляемый контакт.
Програмные задачи:
Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».
Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
Формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства. Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
Развивать внимание, зрительную память, эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.
Материал и оборудование:
Ноутбук, презентация к занятию
Электронный конструктор «Знаток» - 12 наборов
Схемы к конструктору
Ход занятия:
Приветствие гостей.
Воспитатель: Ребята, наступает самое замечательное время года – лето, время отдыха, интересных дел и новых впечатлений. Я хочу вас пригласить на прогулку по нашему замечательному городу Брянску. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: А как нужно вести себя в городе?
Дети: Не сорить на улицах, не выбегать на дорогу, помогать пожилым людям, не кричать на улицах, в транспорте, не бегать рядом с дорогой, быть вежливым, не мешать другим, не толкаться локтями, пропускать старших и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем идти дальше.
Все подходят к макету «Кургана Бессмертия»
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, мы оказались около самого замечательного места в городе – Кургана Бессмертия! Как здесь красиво!
Пока дети рассматривают макет, на проекторе появляется слайд горящей квартиры в доме.
Воспитатель: Ой, мне кажется, в нашем городе не всё в порядке! Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, что нам нужно сделать? Убежать?
Ответы детей.
Воспитатель: Как бы вы поступили в этой ситуации?
Дети: Нужно вызвать пожарную машину по номеру 01.
На проекторе появляется слайд пожарной машины.
Воспитатель: Машина уже едет на вызов, но у неё не работают проблесковый маячок и звуковой сигнал. С помощью чего мы можем озвучить машину?
Дети: С помощью конструктора «Знаток».
Воспитатель: Правильно! Но сначала мы немножко поиграем, вспомним, как называются детали нашего электронного конструктора.
Проводится игра «Назови правильно»
Воспитатель: А теперь давайте присядем за столы и соберём схему №1 «Пожарной машины со световым и звуковым сигналом».
Дети выполняют задание ( последний контакт замыкают по просьбе воспитателя одновременно).
Воспитатель: Молодцы, целая бригада пожарных выехала на вызов.
По просьбе воспитателя дети разбирают схему и кладут детали на места.
Ну что ж мы помогли людям в трудной ситуации, пойдём гулять дальше!
Физкультминутка:
Люблю по городу шагать,
Люблю смотреть,
Люблю считать.
Площадь – раз,
А сквер наш — два,
Три – огромный наш фонтан,
А четыре - наш Курган
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Спортмастер» - наш магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
На проекторе появляется слайд «Драка на улице».
Воспитатель: Ой ,что происходит на улице Брянска ?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, какой вы видите выход из положения?
Ответы детей: разнять дерущихся, вызвать полицию.
Воспитатель: Я предлагаю срочно вызвать полицию.
Присаживайтесь за столы , вам нужно собрать схему № 2 «Полицейской машины со звуковым и световым сигналом».
Дети выполняют задание. На проекторе появляется слайд «Полицейская машина».
Воспитатель: Ой, что я вижу! Какая-то странная ситуация.
На проекторе слайд «Человеку плохо».
Воспитатель: Человек лежит, ну и что, а мы пройдём мимо, правильно, ребята?
Дети: Нет!
Воспитатель: Что же могло случиться?
Высказывания, предположения детей.
Воспитатель: Правильно, нельзя оставаться безучастным к чужому горю, нужно помочь.
Давайте сядем за столы и вызовем машину скорой помощи.(схема №3). Нам опять поможет конструктор «Знаток».
Дети выполняют задание.
На проекторе появляется специальная машина, спешащая на вызов.
Воспитатель: Скажите, для чего специальным машинам нужны проблесковые маячки и звуковые сигналы?
Дети: для того, чтобы участники дорожного движения пропускали эти машины ,они спешат на вызов.
Ребята, вы мне сегодня очень понравились, вы дружные, ответственные, смышлёные, рассудительные, мы хорошо погуляли по нашему городу. А вам что понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Я надеюсь, что вы никогда не пройдёте мимо чужого горя, не останетесь равнодушными, всегда будете помогать людям в трудной ситуации.
Предварительный просмотр:
Конспект зания по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей подготовительной к школе группы.
Цель:
Формирование основ инженерного мышления у дошкольников через электроконструирование.
Задачи:
1. Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».
2. Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
3. Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
5. Развивать эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.
Материал и оборудование:
Ноутбук
Электронный конструктор «Знаток»
Схемы к конструктору
Презентация «Схемы»
Предварительная работа: знакомство с конструктором «Знаток», техника безопасности работы с конструктором.
Планируемые результаты: знакомство с новым видом конструктора «Знаток» и его деталями.
Используемые технологии: исследовательская, игровая деятельность, здоровьесберегающая, интерактивная.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня утром, когда я собиралась на работу, в моем доме
отключили электричество. Я очень расстроилась, так как не смогла сделать
важные дела. Как вы думаете, какие? (ответы детей)
- По утрам уже на улице темно, дома света тоже нет, ничего не видно.
Позавтракать тоже не получилось, т.к. все электроприборы не работали.
Почему? (электроприборы работают от электричества). Какие вы знаете
электроприборы? (ответы детей)
Воспитатель: Знает ли кто-нибудь из вас, как попадает ток в наши розетки и провода? (просмотр презентация «Виды электростанций»).
- Электрический ток похож на речку. В реке течет вода, а по проводам
текут маленькие частицы – электроны (проговорить название – электроны).
- Давайте вспомним, для чего нужны электроприборы и как они нам
помогают.
Воспитатель: Ток очень опасен. Нужно уметь аккуратно пользоваться
всеми приборами, которые работают от электричества.
А бывает безопасное электричество? (ответы детей)
Безопасное электричество находится в батарейках. Я хочу
познакомить вас с новым конструктором, который работает именно от
батареек. Это электронный конструктор «Знаток».
Воспитатель: мы его можем использовать в работе. Чтобы не было темно, как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: нужно первым делом восстановить освещение!
Воспитатель: правильно! Ребята, перед вами на экране схема «Лампа». Предлагаю вам сделать лампу, управляемую магнитом. Воспитатель: магнитоуправляемый контакт или кнопка, которая работает от магнита. Если рядом с герконом поместить магнит, лампа загорится. Если магнит убрать, лампа погаснет. Приступайте к работе!
Дети собирают электрическую цепь «Лампа, управляемая магнитом».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, починили освещение.
Физкультминутка
Давайте представим, что мы с вами маленькие электроны. Вставайте
друг за другом.
Дети встают вокруг веревки и бегут по кругу пока воспитатель
произносит слова:
Ток бежит по проводам, свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы. Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос, ток энергию принес.
Воспитатель: Ой, что я вижу! Какая-то странная ситуация.
На проекторе слайд «Человеку плохо».
Воспитатель: Человек лежит, ну и что, а мы пройдём мимо, правильно, ребята?
Дети: Нет!
Воспитатель: Что же могло случиться?
Высказывания, предположения детей.
Воспитатель: Правильно, нельзя оставаться безучастным к чужому горю, нужно помочь.
Давайте сядем за столы и вызовем машину скорой помощи.(схема). Нам опять поможет конструктор «Знаток».
Дети выполняют задание.
На проекторе появляется специальная машина, спешащая на вызов.
Воспитатель: Скажите, для чего специальным машинам нужны проблесковые маячки и звуковые сигналы?
Дети: для того, чтобы участники дорожного движения пропускали эти машины, они спешат на вызов.
Воспитатель: Что из конструктора «Знаток» мы научились делать?
Ребята, вы мне сегодня очень понравились, вы дружные, ответственные, смышлёные, рассудительные.
Воспитатель: Я надеюсь, что вы никогда не пройдёте мимо чужого горя, не останетесь равнодушными, всегда будете помогать людям в трудной ситуации.
Игра «Назови правильно»
Воспитатель: Ребята, чтобы приступить к работе, нам нужно вспомнить названия деталей.
На мольберт воспитатель выставляет иллюстрации деталей конструктора. Дети их называют и рассказывают для чего они.
Воспитатель: Прежде чем мы попробуем что-то собрать, давайте все
внимательно рассмотрим. Как у любого конструктора у «Знатока» есть своя
инструкция и правила (воспитатель показывает и листает инструкцию,
вместе с детьми). В инструкции очень много схем, которые нужно научиться
внимательно читать и рассматривать, чтобы мы смогли их собирать.
Воспитатель: Давайте заглянем в коробку. Что вы видите? (пластина
прозрачная). Она называется – монтажная плата (она похожа на пластину из
любого строительного конструктора, но особенная). Ей необходимо
пользоваться всегда, когда собираешь схему.
Воспитатель: Что еще видите в коробке? (детали). Чем они отличаются
друг от друга? (формой, цветом, размером). Все синие детали будем называть
проводами. Чем они отличаются друг от друга? (есть длинные, есть
короткие). Посмотрите, на проводах есть в квадрате свой номер, как и у
любой другой детали конструктора. Давайте рассмотрим какие же детали
будут соединятся проводами между собой (дети с воспитателем
рассматривают детали, можно не все сразу, повторяют названия за
воспитателем). У каждой детали мы будем постепенно запоминать названия,
важно брать и складывать каждую деталь в свою ячейку.
Физкультминутка
Давайте представим, что мы с вами маленькие электроны. Вставайте
друг за другом.
Дети встают вокруг веревки и бегут по кругу пока воспитатель
произносит слова:
Ток бежит по проводам, свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы. Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос, ток энергию принес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, по краям каждой детали есть
соединительные клеммы (можно назвать их соединительными кнопками).
При соединении деталей нужно нажимать именно на них, а не на детали или
пластины, чтобы ничего не треснуло и не сломалось.
Воспитатель: Давайте посмотрим на схему. Рядом с номерами деталей
в квадрате, есть цифры в кружочках. Эта цифра в кружочке обозначает слой
нашей схемы.
Три стола:
1. Электрическая цепь «Лампа»
2. Электрическая цепь «Вентилятор»
3. Электрическая цепь «Звук»
Воспитатель: Ребята, нам нужно отремонтировать свет, вентилятор и звук. Прошу вас разделиться на пары и выбрать то, что вы хотите отремонтировать.
Самостоятельная работа детей в парах.
Дети демонстрируют и рассказывают о проделанной работе.
Рефлексия
Воспитатель:
- Что вам понравилось, запомнилось? Было сложно или интересно?
Спасибо огромное вам за помощь, за отзывчивость, что не оставили меня в трудной ситуации. В нашей квартире горит свет, мой компьютер не стал нагреваться и снова стал исправно работать.
Ход занятия
Дети заходят в группу. Здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, гости пришли посмотреть, как вы умеете интересно играть и заниматься.
Звучит звук сигнала SOS.
Воспитатель: дети, это сигнал бедствия. Этот сигнал передает беспилотная космическая станция: «На станции отказала электроника: нет освещения, прекратила свою работу система охлаждения, не работают звуковые датчики. Срочно нужна помощь команды инженеров-конструкторов!»
Воспитатель: Как можно помочь беспилотной станции? Какие у вас предложения?
Дети отвечают.
Воспитатель: Предлагаю вам попробовать себя в роли инженеров-конструкторов. Вы полетите на космическую станцию и поможете в ремонте и восстановлении электроники. На чем полетим? На космическом корабле!
Воспитатель: Ребята, для работы на станции нам понадобятся какой-то ремонтный набор? Что мы можем использовать в работе? (электронный конструктор «Знаток»).
Возьмите конструкторы, приготовьтесь к отправлению. Все готовы? Полетели!
(на экране интерактивной доски появляется изображение космического корабля)
Воспитатель: внимание дети! Производим стыковку с неуправляемой космической станцией. Ребята, надо перейти на станцию, но там же очень темно! Как быть?
Дети: нужно первым делом восстановить освещение!
Воспитатель: правильно! Инженеры, перед вами на экране схема «Лампа». Но тат как электроника еще не восстановлена и выключатели не работают, предлагаю вам сделать лампу, управляемую магнитом. На какую деталь можно заменить выключатель?
Ребенок: на геркон.
Воспитатель: Что же так такое геркон?
Дети: магнитоуправляемый контакт или кнопка, которая работает от магнита. Если рядом с герконом поместить магнит, лампа загорится. Если магнит убрать, лампа погаснет. Приступайте к работе!
Дети собирают электрическую цепь «Лампа, управляемая магнитом».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, починили освещение. А вот и второй отсек, и здесь очень жарко! Не работает система охлаждения! Что же делать?
Дети: нужно собрать вентилятор!
Воспитатель: инженеры, чтоб собрать мощный вентилятор, вам поможет схема. Внимание на экран.
Дети собирают электрическую цепь «Летающий пропеллер».
Воспитатель: Ребята, чтоб пропеллер не взлетал, необходимо изменить полярность подсоединения электромотора (поменяйте местами «плюс» на «минус») и установите на него пропеллер. Нажмите кнопку. Вы видите, что направление пропеллера изменилось на противоположное. Он уже не может взлететь и превратился в мощный вентилятор.
Дети собирают электрическую цепь «Мощный вентилятор»
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились, починили систему охлаждения. Теперь на станции светло и прохладно! Можно потанцевать.
Физминутка «Я ракета»
Переходим в третий отсек, в котором нужно восстановить звуковые датчики. Мы с вами составляли много звуковых электрических цепей. А так как мы находимся в космическом пространстве, я вам предлагая собрать звуковую электрическую цепь «Звуки звездных войн, управляемые вручную». Перед вами новая схема, посмотрите внимательно на электрические ряды, соотношение полярностей и соберите цепь.
Дети собирают электрическую цепь «Звуки звездных войн, управляемые вручную».
Воспитатель: Замечательно! Звуковые датчики восстановлены, вся электроника работает исправно, и мы смело можем отправляться домой.
Звучат сигналы азбуки Морзе, педагог расшифровывает: «Дорогие ребята, спасибо вам большое. Но очень хочется, чтобы вы для станции сделали запасной генератор электроснабжения, который будет подавать ток, свет, тепло на случай аварии».
Дети собирают каждый свою электрическую цепь и объединяют эти цепи в запасной генератор электроснабжения. Демонстрируют его работу.
Воспитатель: Дети, предлагаю собрать ремонтные наборы и отправиться в детский сад. Проходите в наш космический корабль. Присаживайтесь, пристегните ремни. Полетели.
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Сегодня вы потрудились на славу. Ваши технические знания и умения помогли спасти беспилотную станцию! Дети, как вы считаете, что вам удалось лучше всего? Чем вы гордитесь?
Дети прощаются с гостями.
Общение с детьми по ходу занятия.
Электромотор – это специальное устройство, которое занимается преобразованием электрической энергии в механическую. Зачем это необходимо? Только в этом случае, возможно заставить работать различные машины и механизмы в целом.
Вентилятор. В Мире электроники много различных деталей, а вентилятор, всего лишь моторчик с пропеллером, но дело в том, что все эти детали при работе сильно нагреваются! Тут-то и спасает вентилятор. Он охлаждает приборы изнутри потоком воздуха и если он плохо работает, то прибор может отключиться или сломаться!
Пьезоизлучатель. Устройство для воспроизведения звука.
Клемма. Это зажим, его используют для крепления проводов к источнику питания или другим проводам.
Светодиод – маленький электронный элемент, который излучает свет.
Геркон – магнитоуправляемый контакт.
Програмные задачи:
Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».
Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
Формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства. Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
Развивать внимание, зрительную память, эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.
Материал и оборудование:
Ноутбук, презентация к занятию
Электронный конструктор «Знаток» - 12 наборов
Схемы к конструктору
Ход занятия:
Приветствие гостей.
Воспитатель: Ребята, наступает самое замечательное время года – лето, время отдыха, интересных дел и новых впечатлений. Я хочу вас пригласить на прогулку по нашему замечательному городу Брянску. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: А как нужно вести себя в городе?
Дети: Не сорить на улицах, не выбегать на дорогу, помогать пожилым людям, не кричать на улицах, в транспорте, не бегать рядом с дорогой, быть вежливым, не мешать другим, не толкаться локтями, пропускать старших и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем идти дальше.
Все подходят к макету «Кургана Бессмертия»
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, мы оказались около самого замечательного места в городе – Кургана Бессмертия! Как здесь красиво!
Пока дети рассматривают макет, на проекторе появляется слайд горящей квартиры в доме.
Воспитатель: Ой, мне кажется, в нашем городе не всё в порядке! Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, что нам нужно сделать? Убежать?
Ответы детей.
Воспитатель: Как бы вы поступили в этой ситуации?
Дети: Нужно вызвать пожарную машину по номеру 01.
На проекторе появляется слайд пожарной машины.
Воспитатель: Машина уже едет на вызов, но у неё не работают проблесковый маячок и звуковой сигнал. С помощью чего мы можем озвучить машину?
Дети: С помощью конструктора «Знаток».
Воспитатель: Правильно! Но сначала мы немножко поиграем, вспомним, как называются детали нашего электронного конструктора.
Проводится игра «Назови правильно»
Воспитатель: А теперь давайте присядем за столы и соберём схему №1 «Пожарной машины со световым и звуковым сигналом».
Дети выполняют задание ( последний контакт замыкают по просьбе воспитателя одновременно).
Воспитатель: Молодцы, целая бригада пожарных выехала на вызов.
По просьбе воспитателя дети разбирают схему и кладут детали на места.
Ну что ж мы помогли людям в трудной ситуации, пойдём гулять дальше!
Физкультминутка:
Люблю по городу шагать,
Люблю смотреть,
Люблю считать.
Площадь – раз,
А сквер наш — два,
Три – огромный наш фонтан,
А четыре - наш Курган
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Спортмастер» - наш магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
На проекторе появляется слайд «Драка на улице».
Воспитатель: Ой ,что происходит на улице Брянска ?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, какой вы видите выход из положения?
Ответы детей: разнять дерущихся, вызвать полицию.
Воспитатель: Я предлагаю срочно вызвать полицию.
Присаживайтесь за столы , вам нужно собрать схему № 2 «Полицейской машины со звуковым и световым сигналом».
Дети выполняют задание. На проекторе появляется слайд «Полицейская машина».
Воспитатель: Ой, что я вижу! Какая-то странная ситуация.
На проекторе слайд «Человеку плохо».
Воспитатель: Человек лежит, ну и что, а мы пройдём мимо, правильно, ребята?
Дети: Нет!
Воспитатель: Что же могло случиться?
Высказывания, предположения детей.
Воспитатель: Правильно, нельзя оставаться безучастным к чужому горю, нужно помочь.
Давайте сядем за столы и вызовем машину скорой помощи.(схема №3). Нам опять поможет конструктор «Знаток».
Дети выполняют задание.
На проекторе появляется специальная машина, спешащая на вызов.
Воспитатель: Скажите, для чего специальным машинам нужны проблесковые маячки и звуковые сигналы?
Дети: для того, чтобы участники дорожного движения пропускали эти машины ,они спешат на вызов.
Ребята, вы мне сегодня очень понравились, вы дружные, ответственные, смышлёные, рассудительные, мы хорошо погуляли по нашему городу. А вам что понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Я надеюсь, что вы никогда не пройдёте мимо чужого горя, не останетесь равнодушными, всегда будете помогать людям в трудной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Первые шаги в науку"
Задачи занятия: закрепить понятие о воздухе, его свойствах и качествах; формировать умения понимать и осмысливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы; продолжать формирова...
конспект занятия "К нам Весна шагает"
конспект...
Конспект занятия "К нам весна шагает"
Конспект занятия...
Конспект занятия в подготовительной группе «Новый год шагает по планете»
Рассказ о празднике Новый год. О дед Морозах в разных странах....
конспект занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами..."
Конспект занятия...
Конспект занятия по конструированию " Весна шагает быстрыми шагами"
Конструирование главным образом направлено на создание благоприятных условий для развития у детей первоначальных конструкторских умений....