Конспект НОД по исследовательской деятельности.
опыты и эксперименты (средняя группа)

Петрова Наталья Николаевна

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности с применением карт Проппа в средней группе.«Сказка о Песочном Человечке».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности с применением карт Проппа в средней группе.

«Сказка о Песочном Человечке».

Воспитатель 1 категории Петрова Наталья Николаевна.

г. Ужур.

Цель: Познакомить со свойством песка с применением карт Проппа.

Задачи:  Через опыт дать представление детям о физических свойствах песка; показать детям, что песок состоит из мелких частиц – песчинок.

Формировать умения в работе с сухим и мокрым песком.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи путем экспериментальной деятельности.

Воспитывать дружеские отношения друг с другом.

Материалы и оборудование: Мешочек с песком, на столах разнос с тарелкой  с песком и лейка  с водой (по одному набору на ребенка),  влажные салфетки.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Проходите, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

Дети: (здороваются)

Воспитатель: Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Интересная беседа ждет

Давно вас, детвора.

А вот о чем мы будем говорить, вам надо угадать.

Воспитатель: У меня есть необычный мешочек, попробуйте отгадать, что в нем находится.

(дети щупают мешок и пытаются определить, что в нем находится).

Воспитатель: То, что вы потрогали в мешочке, какое оно?

( ответы детей: мягкое, рассыпается…)

- Как вы думаете. Что это?

(ответы детей: сахар, песок, что-то рассыпчатое)

Воспитатель: А теперь давайте потрогаем внутри мешочка, только нужно соблюдать правила, никому не показывать, что там находится и руку доставать пустую.

(Открыть мешочек и потрогать внутри)

Воспитатель:  Ребята отгадайте мою загадку и сразу поймете, что там находится.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Дети: Песок

Воспитатель: Вы правы! Это песок!

Ребята, а я знаю одну историю, которая произошла с Песочным Человечком. Хотите послушать?

(ответы детей)

Воспитатель: Присаживайтесь, я вам сейчас её расскажу.

(сказка про «Песочного Человечка» сопровождается слайдами)

(1слайд) В одной сказочной стране жил Песочный Человечек.

(2 слайд) Как-то раз он пошел гулять.

(3 слайд) Мама дала ему воды и сказала:

(4 слайд) – Слишком долго не гуляй,

- И пей по больше воды. На улице очень жарко, ты можешь высохнуть и рассыпаться!

(5 слайд) Песочный человечек побежал к своим друзьям, ему было так весело, что он забыл о маминых словах

(6 слайд) Солнце поднялось высоко и стало греть сильнее, лаская своими лучами Песочного Человечка и его друзей. Человечек начал сохнуть и медленно осыпаться, и вот уже превратился в маленькую кучку песка.

(7 слайд) Рядом были его друзья, которые помогли ему.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что сделали друзья, чтобы помочь Песочному Человечку?

( если дети затрудняются с ответом, то попросить вспомнить, что говорила мама Песочному Человечку).

Воспитатель: - Давайте проверим, так ли это на самом деле.

Прошу вас пройти в нашу лабораторию, мы с вами не на долго превратимся в исследователей. Давайте оденем фартуки.  

На столах находится необходимый материал для проведения исследований.

( дети одевают фартуки, переходим к столам)

( На столах на каждого ребенка тарелка с песком и лейка с водой). 

Воспитатель: Мы сегодня будем с вами проводить опыты с песком, но сначала мы должны вспомнить правила безопасности в нашей лаборатории.

Здесь нельзя песком кидаться!

Злиться, драться и кусаться!

И песочек рассыпать,

Можно строить и творить

И фантазии вершить!

А теперь проходите на свои места.

1 ОПЫТ. У вас на столах в тарелках находится песок. Возьмите щепоточку

песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».

Что вы почувствовали? Какой песок?

( ответы детей)

2 ОПЫТ: Попробуйте что-нибудь слепить из него. Что происходит?

(песок рассыпается)

Воспитатель: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные

по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя

ничего слепить.

3 ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воду из лейки.

Что происходит?

(вода исчезла)

Куда исчезла вода?

 (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)

Каким стал песок?

 (мокрый, влажный).

Попробуйте мокрый песок посыпать.

Что происходит?

 (он не сыпется)

Воспитатель:  Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и

прилипли друг к другу.

4 ОПЫТ. Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него

что-нибудь, например, шар или пирожок.

Почему вы смогли слепить?

(потому что он мокрый, влажный и т. д.).

Что можно слепить из мокрого песка?

 (ответы детей).

Воспитатель:

Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он

намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается

со своей «соседкой».

Из какого песка можно строить песочный дом?

(из мокрого).

Воспитатель: Давайте протрем руки влажными салфетками.

Мы с вами убедились, что при помощи воды можно изменить структуру песка. Он стал снова липкий, потому что вода вытеснила воздух. Можно из него лепить?

( ответы детей)

Воспитатель: - Да, на самом деле, в нашей сказке так и произошло:  друзья полили кучку песка водой и слепили Песочного Человечка (8 слайд). Как он был рад! Вернулся он домой и пообещал маме- всегда её слушаться! (9слайд).

Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного отдохнем.

Пальчиковая игра «Песок»

Всё, что только захотим,- руки разводим в разные стороны.

Из песка мы смастерим. – хлопки в ладоши.

Дружно слепим колобок, - имитация лепки.

Ну а после теремок - сделать «крышу» из рук.

А теперь и разных рыб, - имитация движения рыб.

На последок – белый гриб - сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы немного отдохнули, а сейчас вы мне расскажите «Сказку о Песочном Человечке», а  помогут вам в этом наши карты-помощники! Давайте вспомним их названия.

( дети пересказывают «Сказку о Песочном Человечке с помощью карт Проппа) .

Воспитатель: Ребята, мы сегодня очень хорошо побеседовали с вами  о песке, вам понравилось?

(ответы детей)

Воспитатель: А теперь нам пора в группу! Давайте попрощаемся с нашими гостями.

( дети уходят)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

"Карлсон в гостях у ребят" Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе

Занятие знакомит детей со свойствами воздуха, формирует представление о значении воздуха для всего живого....

Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"

« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.      Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...

конспект НОД посково-исследовательской деятельности (старшая группа)

Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.Китайская мудрость гласит: "Кто не учился в детстве, тот потерял жизнь"....

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...