Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vozduh-nevidimka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Воздух-невидимка»
Цель: Расширить представления детей о свойствах воздуха. Дать понятие о составе воздуха на примере диаграммы.
Задачи: Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о свойствах воздуха.
Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес.
Формировать природоохранительные умения и знания.
Оборудование: воздушные шары, полая трубка с воздушным шаром на конце, емкость с водой, мультимедийный аппарат, где будут показаны - диаграмма, 1 воздушный шар, портреты братьев Монгольфье, изображение лаборатории.
Ход занятия
В. Д. В. Д. В. (Звучит веселая музыка и дети по схеме ищут клад) В. (Открывают сундук, там письмо) В. Д. В. Д. В. Д. В. Д. В. Д. В. Д. Д. В. Д. В. Д. Д. В. Д. В. Д. В. Звучит загадочная музыка. В. Д. В. Д. В. Дети ставят опыты. Опыт №1 Вывод: Опыт №2 Вывод: Опыт №3 Вывод: Опыт №4 Вывод: В. Д. В. Д. В. Д. Физминутка В. Ответ может дать ребенок, если затрудняются, то воспитатель. В. Д. В. В. На экране появляется изображение Монгольфье Д. В. ( сообщение, подготовленное ребенком ) В. Д. В. Д. В. Д. В. Д. В. Д. В. Д. В. Д. В. В. Д. В. | Ребята вы любите играть? Да. А хотите поиграть в игру «Найди клад»? Да. Тогда отправляемся искать клад. Дети находят по схеме сундук Молодцы вы нашли клад (красивый сундук). Интересно, что в нем? Письмо: Отгадайте что я, Узнайте какой я, Расскажите для чего я. Ребят, что это может быть? (Варианты ответов) В сундуке что-то должно быть, но я например ничего не вижу, а вы? Мы тоже. Может понюхаем? (Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет) Давайте попробуем на вкус? (Дети пробуют на вкус и приходят к выводу, что ничего не чувствуют, нет никакого вкуса) Я ничего не понимаю… Загляните ещё раз, что вы видите внутри сундука? Мы видим только дно и стенки. Может кто-то догадался, что это может быть? (Предположения детей) Ответ: - Это Воздух! Если дети не догадываются, то можно использовать загадку. Загадка может быть написана на другой стороне листа. Через нос проходит в грудь И обратно держит путь Он невидимый, но всё же Без него МЫ жить не можем. Это воздух. Правильно. На 1 вопрос вы ответили, в сундуке находиться Воздух. Ребята, а ещё в письме говорится, что вы должны узнать какой он? Как узнать какой воздух? Можно его исследовать. А где исследовать можно воздух? В лаборатории можно провести исследование Воздуха. Но у вас нет в группе лаборатории. Есть уголок исследования «Любознайка», но он маленький, мы все туда не поместимся. Ребята, а хотите, я открою вам маленький секрет? Да. Я немножко занимаюсь волшебством. Я могу вас, при помощи волшебной палочки перенести в лабораторию. Хотите? Да. Тогда закрывайте глаза. Буду творить чудеса. Дети открывают глаза и оказываются в Лаборатории. Что такое лаборатория? Место где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают эксперименты. Правильно. А вы что будете исследовать? Воздух. Его свойства. Итак приступайте к исследованию. Опустить в воду полую трубку с воздушным шаром на конце – по мере погружения шарик надувается. Воздух заполняет все пустые предметы, вода вытеснила из трубки воздух в шар. Несколько человек надувают шары разной формы. Воздух принимает форму предмета. Выпускает из надутого шара воздух. Предлагает внимательно наблюдать и чувствовать носом. Воздух бесцветен, без запаха. На аптечных весах взвешиваем надутый шарик. Воздух имеет вес. -Давайте подведем итоги наших опытов – что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветен, без запаха, имеет вес, занимает всё пустое пространство и принимает форму предмета, который заполняет -Хотели бы вы ещё больше узнать про этого невидимку, который окружает нас со всех сторон, заполняет все предметы? -Так ли это? Давайте проверим. Положите ладонь на живот, сделайте глубокий вдох и выдох, повторим ещё. -Что вы чувствуете? Живот как бы «надувается» когда мы делаем вдох Человек дышит и не может жить без воздуха. ПРОВЕРЬТЕ ЭТО. - Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Можете так долго находиться без доступа воздуха? -Хотелось ли вам вдохнуть воздух? -Действительно, человек может только очень недолго обходиться без воздуха. Но не только человеку нужен воздух, он нужен и животным и растениям и всему живому на земле. Поиграем в игру «Веселые человечки». Вы знаете, что всё окружающее состоит из маленьких частичек, мы будем их называть человечками. Если человечки крепко держатся друг с другом, то вещество твердое (кирпич, камень, дерево). В жидкостях стоят рядом, но не держатся друг за друга (молоко, компот, вода), а воздух они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые человечки (дети продолжают). А что такое воздух, из чего он состоит? Если бы мы сняли «шапку-невидимку» и раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину (диаграмма). Воздух состоит из разных газов. Большая часть газ азот – жёлтый, поменьше часть газ - кислород – красный, маленькие частички – углекислый газ, водород и другие. Красный цвет – это цвет внимания, важности. Вот и на диаграмме кислород обозначен красным цветом, так как для дыхания человека нужен именно кислород. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород необходим для дыхания всем живым существам. - Что же получается, всем необходим кислород: мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться? - Кто же нас выручает? Ответы детей. (Лес, где много растений) К счастью углекислый газ необходим растениям и дуб великан и маленькая травинка и комнатные растения жадно ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород! А сейчас юные исследователи давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист. 1. Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними. 2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор. 3. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти. 4. На заводах есть специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения. Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики? Ответы детей Как можно по - другому, надуть шарики? Ответы детей. А хотите, я покажу вам, как можно по- другому, надуть шарики? (Достаем из сумки – холодильника пустую открытую пластиковую бутылку, надеваем на горлышко воздушный шарик, затем ставим миску с горячей водой) -Что происходит? Почему шарик надувается? Воздух при нагревании расширяется. -Как можно теперь сдуть шарик? Снять с бутылки. Молодцы, вы все знаете. Ребята, а может вы знаете, кто первым сделал воздушный шар? -Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался всего 8 минут. После стали летать и люди – первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты сейчас стали популярными, экстремальным видом спорта. Ребята, вы ответили на 2 и 3 вопросы Какой воздух? и для чего он нужен? - Давайте соберем все выводы которые вы сделали после опытов, исследования воздуха, какой он. 1) Не видим, прозрачный. 2) Без запаха. 3) Без вкуса. 4) Имеет вес. 5) Имеет место. 6) При нагревании расширяется. 7) При охлаждении сжимается. 8) Необходим всему живому. А ещё он состоит из газов. Основные: Азот, Кислород, Углекислый газ, Водород. Вы сказали, что лучше дышать в лесу. Почему? Воздух там чистый. Вы просто молодцы. Все знаете. Вы ответили на все вопросы, которые были вам заданы в письме? Да. А теперь подумайте, Так можно ли назвать воздух кладом? Да. Почему? Он очень ценен для нас, для всех живых существ на земле. Ребята, смотрите, в нашей лаборатории есть воздушные шары. Что в них? Воздух. Хотите взять воздушные шары с собой в группу? Да. Берите шарики. И нам пора возвращаться обратно в группу. ( произносится заклинание и дети возвращаются в группу) Ребята, вам понравилось сегодняшнее небольшое путешествие в лабораторию? Да. Чем понравилось? Ответы детей. (Закрепление свойств воздуха, его значение). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух». Саргина Л.С. МБДОУ д/с № 17 г. Североморск Мурманская область.
Систематизировать представления детей о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ.Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.Учить делать выводы в процессе экспер...
Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".
Цель: познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...
Конспект занятия по экспериментированию «Ветер-невидимка» в старшей группе.
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе....
Конспект занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"...
Конспект занятия по теме "Воздух - невидимка"
Конспекты занятий, мастер классы, презентации...
Конспект занятия для дошкольников "Воздух - невидимка"
Зарецкая Юлия Валерьевнаг. МурманскМАДОУ г. Мурманска №135 "Воздух — невидимка"Познавательная направленностьЗадачи: 1.Познакомить детей с понятием «воздух», его некото...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе по теме «Воздух – невидимка»
Развитие познавательной активности детей в процессе проведения опытов с воздухом....