Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему: « Путешествие в страну чудес»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему : « Путешествие в страну чудес» Цель : Развитие поисково-познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе разрешения специально-смоделированной проблемной ситуации. Задачи: 1. Закрепить знания детей о свойствах воды ее влияние на развитие окружающего мира; 2. Формировать умение анализировать объект и связанные с ним явления, выделяя характерные признаки; 3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: --умение экспериментировать с объектами природы; -определять задачи на основе поставленной проблемы; -планировать этапы исследования, аргументируя свой выбор; -систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания посредством словотворчества (игра «Отгадайка» ) 4. Воспитывать коммукативные навыки при объединении детей (взрослых) в поисковые группы, совершенствуя стиль партнерских отношений. Материалы и оборудование: - стаканчики с мыльной пеной, венчик-рамка; -стаканчики с водой, молоком, соком, трубочки для коктейля, повязка на глаза; -емкости для горячей и холодной воды; -емкости для снега, льда; - металлические(гайка, гвоздь, шуруп), пластмассовые(теннисный шарик, погремушка), резиновые, пробковые предметы; - стаканчики с песком, бисером; молоко, масло, сахар, цветная гуашь; - баночки с крышкой для демонстрации опыта « Сиропчик для волшебника» (на крышках нанесена гуашь), пластиковая бутылка с водой, муляжи: киви, вишня, лимон, виноград; Ход занятия
(Звучит фонограмма “Где водятся волшебники?”, слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
Дети играют мыльными пузырями и приглашают гостей в группу) Воспитатель: Как это интересно много знать, всем друзьям свои уменья показать. Волшебники, к исследованиям вы готовы? Тогда вперёд, к победам новым! А где нас ждут новые победы?
Дети: В стране чудес! Там, где происходят удивительные превращения! Уважаемые гости, мы предлагаем вместе с нами отправиться в чудесную страну к волшебникам. Но это не так то просто. Нужно с закрытыми глазами повторить волшебное заклинание. Повторяйте за мной: Дождь, снег, сугробы, Ручейки, болота и озера, Реки, моря, океаны, Колодцы, водопроводные краны. Вод, вид, вуде, Воде, Водевюре!
Ребёнок (демонстрируя опыт):
Я волшебник-Зима, талую воду получаю из снега и льда.
В большой стакан я прозрачный, твёрдый лёд положил, а в другой – белый, рыхлый снег горой.
Опустил стаканы в холодную воду и кипяток, посмотрю… сравню… - А я придумал сказку: Плыли в тучке по небу капельки и смотрели на нашу землю. Очень стало им любопытно и спустились они к нам проливным дождем. Напоили водой землю, побежали по земле дружными ручейками и встретили на своем пути болото, а оттуда вместе с другими ручейками решили отправиться в гости к Большой реке. Большая река приняла их в свои глубокие воды и понеслась к Океану. А у меня итог: из снега и льда, получилась вода!
Кто может объяснить, почему?
(Предполагаемые ответы детей):
- В горячей воде снег и лёд тают быстрее, чем в холодной, потому что горячая отдаёт больше тепла.
- Растаял быстрее снег, потому что он рыхлый. Лёд твёрдый, он тает медленне . Вода полезна всем живым существам. - Без воды наступит засуха, погибнут и животные, и растения, у человека не будет продуктов питания. Ребёнок:
Я волшебник-Вода!
Покажу вам свои чудеса!
Кто знает, кто отгадает, почему так бывает –
Одни предметы тонут, другие плавают,
А некоторые вода растворяет?
Демонстрирует опыт:
а) в ёмкости с водой опускает металлические предметы, пластмассовые, пробковые, резиновые;
б) в стаканчики с водой: сахар, молоко, песок, бисер, подсолнечное масло.) Вопросы к гостям:-как вы думаете, почему одни предметы тонут, другие плавают? - Песок смешивается с водой, когда мы встряхиваем бутылочку, а когда оставим в покое, песок оседает не дно, потому что он тяжёлый, вода будет наверху, она легче песка.
- Бисер – это разноцветные очень-очень тоненькие пластинки, они в воде не растворяются и тоже оседают на дно бутылочки, потому что тяжёлые.
- Капельки подсолнечного масла при встряхивании бутылочки сначала как бы играют с водой, “догоняют” друг друга, а потом поднимаются вверх. В бутылочке образуется 2 слоя: вода тяжелее масла – она на дне, масло легче воды – оно наверху. Вопросы к гостям: что происходит с сахаром и молоком в воде? - Сахар растворяется, вода становится сладкой. -Как узнать? -Надо попробовать: отпить глоточек. - Молоко окрашивает воду в белый цвет, потому что растворяется в нём. Ребёнок: Я знаю поговорку: “Без воды – ни туды, ни сюды!”
Почему мы так говорим? Потому, что вода – это жизнь!
Дети:
- Вода нужна, чтобы пить, варить еду, стирать, горячей водой обогревают квартиры, чтобы было тепло.
- Вода нужна растениям, которые приносят урожай плодов людям и животным.
- На реках люди строят электростанции, они дают нам свет и тепло, без которого все замёрзнут.
- В воде (река, озеро, пруд, море) живёт рыба. Человек ловит и питается ею.
- Без воды: - наступит засуха;
- погибнут животные, им не будет корма; - Без воды: - наступит засуха;
- не будет комаров (их личинки развиваются в воде), которыми питаются птицы, а без птиц появится много гусениц. Они съедят урожай овощей и фруктов, тогда для людей наступит голод! Воспитатель: Откуда вода попадает к человеку?
Дети:
- Из колодца (у бабушки в деревне).
- Из родника, ручейка.
- Из озера, реки, даже из болота, только эта вода грязная, её надо очистить с помощью фильтра. Тогда вода станет чистой, прозрачной, без запаха. (Взрослые и дети – совместно – демонстрируют опыт “Фильтрация воды”). Воспитатель: И гостям, и волшебникам предлагаю игру “Вкус жидкостей”:
С помощью волшебных трубочек найти жидкость, которую могут пить люди, растения, животные. (В закрытых крышкой непрозрачных ёмкостях находятся:
• апельсиновый сок – холодный, утоляет жажду;
• персиковый сок с мякотью – обволакивает нёбо;
• газированная вода – пузырьки воздуха “ударяют в нос”;
• молоко – пахнет травами;
• пресная вода, необходимая всем живым организмам). Воспитатель: Молодцы, волшебники! Молодцы, гости! Правильно все загадки отгадали! Свои знания о явлениях в природе показали…В награду мы вам дарим волшебные мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в страну строгих правил".
Цель: формирование представлений школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дорогах.Задачи: - через игровую деятельность на эмоциональном уровне закрепить извес...
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Путешествие в страну чудес"
Игровое занятие по развитию логического мышления в старшей группе....
Образовательная деятельность по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Путешествие с страну точного времени»
Образовательная деятельность по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Путешествие с страну точного времени»...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»
Занятия по экспериментированию в старшей группе....
Методическая разработка конспекта по экспериментально-исследовательской деятельности по теме «Путешествие в Бумажную страну»
1. Цель занятия: создание педагогических условий для развития познавательного интереса.2. Задачи:- Образовательные : познакомить детей с некоторыми свой...
Конспект ОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов».
Конспект ОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов»....
Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему: “Путешествие в страну чудес”
Развитие поисково-познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе разрешения специально-смоделированной проблемной ситуации....