Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему: « Путешествие в страну чудес»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по исследовательской деятельности                                                                                    на тему :  « Путешествие в страну чудес»                                           Цель : Развитие поисково-познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе разрешения специально-смоделированной проблемной ситуации.                                                  Задачи:                                                                                                                           1. Закрепить знания детей о  свойствах воды ее влияние на развитие окружающего мира;                                                                                   2. Формировать умение анализировать объект и связанные с ним явления, выделяя характерные признаки;                                                              3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: --умение экспериментировать с объектами природы;                                        -определять задачи на основе поставленной проблемы;                                -планировать  этапы исследования, аргументируя свой выбор;                      -систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания посредством словотворчества (игра «Отгадайка» )                            4. Воспитывать коммукативные навыки при объединении детей (взрослых) в поисковые группы, совершенствуя стиль партнерских отношений.                                                                                              Материалы и оборудование:                                                                                     - стаканчики с мыльной пеной, венчик-рамка; -стаканчики с водой, молоком, соком, трубочки для коктейля, повязка на глаза;                                           -емкости для горячей и холодной воды;                                                                    -емкости для снега, льда;                                                                                            - металлические(гайка, гвоздь, шуруп),  пластмассовые(теннисный шарик, погремушка), резиновые, пробковые предметы;                                   - стаканчики с песком, бисером; молоко, масло, сахар, цветная гуашь;                                                                                                                - баночки с крышкой для демонстрации опыта « Сиропчик для волшебника» (на крышках нанесена гуашь),  пластиковая бутылка с водой, муляжи: киви, вишня, лимон, виноград;                                             Ход занятия

(Звучит фонограмма “Где водятся волшебники?”, слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.

Дети играют мыльными пузырями и приглашают гостей в группу)                                                                                                                                                          Воспитатель: Как это интересно много знать, всем друзьям свои уменья показать. Волшебники, к исследованиям вы готовы? Тогда вперёд, к победам новым! А где нас ждут новые победы?

Дети: В стране чудес! Там, где происходят удивительные превращения!                                                                                                Уважаемые гости, мы предлагаем  вместе с нами отправиться в чудесную страну к волшебникам. Но это не так то просто. Нужно с закрытыми глазами повторить волшебное заклинание.  Повторяйте за мной:                                                                                                                            Дождь,  снег, сугробы,                                                                              Ручейки, болота и озера,                                                                                           Реки, моря, океаны,                                                                                                 Колодцы, водопроводные краны. Вод, вид, вуде, Воде, Водевюре!          

 Ребёнок (демонстрируя опыт):

Я волшебник-Зима, талую воду получаю из снега и льда.

В большой стакан я прозрачный, твёрдый лёд положил, а в другой – белый, рыхлый снег горой.

Опустил стаканы в холодную воду и кипяток, посмотрю… сравню…                                                                                                                             - А я придумал сказку: Плыли в тучке по небу капельки и смотрели на нашу  землю. Очень стало им любопытно и спустились они к нам проливным дождем. Напоили водой землю,  побежали по земле дружными  ручейками и встретили на своем пути болото, а оттуда вместе с другими ручейками решили отправиться в гости к Большой реке. Большая река приняла их в свои глубокие воды и понеслась к Океану.                                                                                                  А у меня итог:                                                                                                                из снега и льда, получилась вода!

Кто может объяснить, почему?

(Предполагаемые ответы детей):

- В горячей воде снег и лёд тают быстрее, чем в холодной, потому что горячая отдаёт больше тепла.

- Растаял быстрее снег, потому что он рыхлый. Лёд твёрдый, он тает медленне .                                                                                                         Вода полезна всем живым существам.                                                          - Без воды наступит засуха, погибнут и животные, и растения, у человека не будет продуктов питания.                                                      Ребёнок:

Я волшебник-Вода!

Покажу вам свои чудеса!

Кто знает, кто отгадает, почему так бывает –

Одни предметы тонут, другие плавают,

А некоторые вода растворяет?

Демонстрирует опыт:

а) в ёмкости с водой опускает металлические предметы, пластмассовые, пробковые, резиновые;

б) в стаканчики с водой: сахар, молоко, песок, бисер, подсолнечное масло.)                                                                                 Вопросы к гостям:-как вы думаете, почему одни предметы тонут, другие плавают?                                                                                                         - Песок смешивается с водой, когда мы встряхиваем бутылочку, а когда оставим в покое, песок оседает не дно, потому что он тяжёлый, вода будет наверху, она легче песка.

- Бисер – это разноцветные очень-очень тоненькие пластинки, они в воде не растворяются и тоже оседают на дно бутылочки, потому что тяжёлые.

- Капельки подсолнечного масла при встряхивании бутылочки сначала как бы играют с водой, “догоняют” друг друга, а потом поднимаются вверх. В бутылочке образуется 2 слоя: вода тяжелее масла – она на дне, масло легче воды – оно наверху.                            Вопросы к гостям: что происходит с сахаром и молоком в воде? - Сахар растворяется, вода становится сладкой.                                              -Как узнать?                                                                                                                    -Надо попробовать: отпить глоточек.                                                                                          - Молоко окрашивает воду в белый цвет, потому что растворяется в нём.                                                                                                                              Ребёнок: Я знаю поговорку: “Без воды – ни туды, ни сюды!”

Почему мы так говорим? Потому, что вода – это жизнь!

Дети:

- Вода нужна, чтобы пить, варить еду, стирать, горячей водой обогревают квартиры, чтобы было тепло.

- Вода нужна растениям, которые приносят урожай плодов людям и животным.

- На реках люди строят электростанции, они дают нам свет и тепло, без которого все замёрзнут.

- В воде (река, озеро, пруд, море) живёт рыба. Человек ловит и питается ею.

- Без воды: - наступит засуха;

- погибнут животные, им не будет корма;                                                       - Без воды: - наступит засуха;

- не будет комаров (их личинки развиваются в воде), которыми питаются птицы, а без птиц появится много гусениц. Они съедят урожай овощей и фруктов, тогда для людей наступит голод! Воспитатель: Откуда вода попадает к человеку?

Дети:

- Из колодца (у бабушки в деревне).

- Из родника, ручейка.

- Из озера, реки, даже из болота, только эта вода грязная, её надо очистить с помощью фильтра. Тогда вода станет чистой, прозрачной, без запаха. (Взрослые и дети – совместно – демонстрируют опыт “Фильтрация воды”). Воспитатель: И гостям, и волшебникам предлагаю игру “Вкус жидкостей”:

С помощью волшебных трубочек найти жидкость, которую могут пить люди, растения, животные. (В закрытых крышкой непрозрачных ёмкостях находятся:

•        апельсиновый сок – холодный, утоляет жажду;

•        персиковый сок с мякотью – обволакивает нёбо;

•        газированная вода – пузырьки воздуха “ударяют в нос”;

•        молоко – пахнет травами;

•        пресная вода, необходимая всем живым организмам). Воспитатель: Молодцы, волшебники! Молодцы, гости! Правильно все загадки отгадали! Свои знания о явлениях в природе показали…В награду мы вам дарим волшебные мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в страну строгих правил".

Цель: формирование  представлений  школьников  младшего возраста о правилах безопасного поведения на дорогах.Задачи: - через игровую деятельность на эмоциональном уровне закрепить извес...

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Путешествие в страну чудес"

Игровое занятие по развитию логического мышления в старшей группе....

Образовательная деятельность по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Путешествие с страну точного времени»

Образовательная деятельность по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Путешествие с страну точного времени»...

Методическая разработка конспекта по экспериментально-исследовательской деятельности по теме «Путешествие в Бумажную страну»

1.     Цель занятия: создание педагогических условий для развития познавательного интереса.2.     Задачи:- Образовательные : познакомить детей с некоторыми свой...

Конспект ОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов».

Конспект ОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов»....

Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему: “Путешествие в страну чудес”

Развитие поисково-познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе разрешения специально-смоделированной проблемной ситуации....