Сценарий по познавательному развитию "Путешествие по природным зонам"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Сценарий НОД по познавательному развитию
(для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: « Путешествие по природным зонам России»
Цель: формирование целостного представления о природных зонах России
Задачи:
- сформировать понятие природная зона;
- познакомить с природной зоной «Горы»;
- обобщить знания детей о климатических условиях, флоре и фауне характерных для природных зон России;
- упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе;
- развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление, концентрацию внимания;
- воспитывать гуманное отношение к объектам природного мира;
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать монологическую речь;
Физическое развитие: способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей средствами физкультурной минутки;
Социально-коммуникативное: формировать у детей чувство уверенности в собственных силах в процессе коллективной и самостоятельной деятельности;
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, диапроектор, физическая карта России, фотоматериалы интернет ресурсов, презентация «Природные зоны России», макет вулкана и ингредиенты для опыта.
Словарная работа: Природная зона, Красная книга, макет, вулкан, лава, жерло, кратер.
Методы и приемы: Беседа, демонстрация слайдов, словесная инструкция, игровые ситуации, педагогическое объяснение, опыт.
Ход сценария:
- Беседа « Природные зоны России» слайд 1
Что такое зона? (Пространство с общими признаками)
На какие зоны разделена наша группа? ( Игровая зона, зона творчества, зона сюжетно-ролевых игр, обеденная зона, учебная зона, гостевая зона)
Посмотрите на карту «Природные зоны России» слайд 2
Что такое, природная зона? ( Пространство, полоса, район характеризующееся каким-л общим признаком.)
Сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим ее своими глазами! А на чем мы можем путешествовать? ( На поезде, самолете, велосипеде, машине, пешком.) Верно. А может, мы отправимся путешествовать в нашем воображении? Согласны. Закройте глазки и представьте бескрайние просторы нашей Родины-России. На путешествие настроились? Пора отправляться в путь!
Рассказы детей.
Мы с вами оказались на Крайнем Севере. Давайте послушаем рассказ Романа В. о зоне Арктических пустынь.
Арктические пустыни слайд 3
Зона Арктических пустынь, царство снега и льда, расположилась на островах Северного Ледовитого океана. Из растительности здесь выживают только лишайники. Животный мир не богат, в основном тут обитают белые медведи, моржи тюлени, нарвалы, а из птиц гагары и чистики. Весной в Арктике можно увидеть северное сияние, светящиеся частицы воздуха, которые перемешиваются разными цветами.
Закроем глазки и окажемся в другой природной зоне. Послушаем рассказ Вадима С. о природной зоне Тундра.
ЗОНА ТУНДРЫ слайд 4
Протянулась вдоль берегов Северного ледовитого океана. Ее характеризует: короткое лето и длинная, морозная зима. Землю покрывают мхи и лишайники. Кое-где можно встретить карликовые березки и полярную иву. В тундре много рек, озер и болот. Здесь есть ягоды: брусника, морошка, клюква. Обитают волки, северные олени, полярные совы, куропатки, песцы.
Артем К.
Песец - пушистый хищник. Его называют полярной белой лисицей. Шерсть у песца необыкновенно густая. Зимой она белоснежная, а летом коричневая. Питается песец мелкими грызунами. Песец занесен в «Красную книгу».
Закрываем глазки и оказываемся в Лесной зоне с Андреем М.
Лесная зона слайд 5
Самая обширная зона России – протянулась от западных границ до Тихого океана и включает в себя тайгу и широколиственные леса. Зима здесь короче и мягче, чем в тундре. Лето теплое. Основные хвойные деревья: ель, сосна, кедр и Широколиственные деревья: липа, береза, осина. Животные: белка, бурый медведь, глухарь, дятел.
Закрываем глазки и переносимся в Степную зону с Эллиной У.
Степная зона слайд 6
Это покрытая травами равнина. Зимой здесь мороз, а лето засушливое, дуют частые ветры-суховеи, осадков выпадает мало. В таких условиях произрастают: тюльпаны, ирисы, ковыль. Обитатели животного мира: суслик, хомяк, лиса-корсак, степной орел и другие.
Прострел (сон-трава) Ева С.
У цветка синие, голубые или фиолетовые лепестки, а стебли покрыты нежным пухом. Первыми появляются из-под снега, поэтому в народе называют «подснежниками». Растение обладает лекарственными свойствами, используют как снотворное, успокаивающее, бактерицидное средство. Цветок занесен в «Красную книгу».
3.«Красная книга» слайд 7
Дети, почему книга красного цвета? ( Красный цвет - знак тревоги и опасности.)
Как вы думаете, зачем растения и животных заносят в Красную книгу? ( Они могут исчезнуть.)
Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы можете назвать? ( Белый медведь, морж, тюлень, рысь, выхухоль, корсак и другие)
4.Физкультурная минутка «Вместе с нами»
5.Дидактическое упражнение «Контур, силуэт»
Задание: подберите к выбранному животному контур, силуэт и выложите в ряд. Какое изображение находится в середине, справа от него, слева от него.
6. Дидактическое упражнение «Кто, где обитает?»
Задание: назовите животное и подберите - картинку зоны его обитания. Составьте предложение. Например: Белый медведь обитает в зоне Арктических пустынь.
7.Зона высотной поясности слайд 8
Ребята, закройте глазки, и мы продолжим наше путешествие по природным зонам России. Перед нами поднимаются высокие горы с белыми снежными шапками. У подножия гор тепло, но если мы будем подниматься все выше и выше, будет становиться холоднее и холоднее. Это зона высотной поясности. ( Слайд 2) Здесь водятся: косуля, серна, бурый медведь, горный баран, куница, ястреб. Растения соответствуют той природной зоне, в которой располагаются горы. ( Слайд 9)
8. Зрительная гимнастика
9. Вулкан слайд 10
Строение вулкана: жерло, кратер, лава, термальные источники, гейзеры.
10. Опыт. Извержение вулкана.
11.Подведение итогов
Ребята, понравилось ли вам путешествие по природным зонам России? Давайте сыграем в игру: «Что понравилось?», «Что запомнилось?». Смайлики на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831308-1476470268.jpg)
Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира в подготовительной группе с учетом ФГОС «Природные зоны Республики Татарстан»
формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах...
конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие по природным зонам Земли"
Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи:обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления о разнообразие природных зон; о...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Природная зона России. Путешествие в зону арктических пустынь или ледяную зону.
Данный материал будет полезен педагогам старших групп ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-1142727-1569155022.jpg)
Конспект оод по познавательному развитию "Природные зоны Африки"
Материал по сложной теме для детей "Природные зоны Африки" преподнесён в интересной и доступной форме ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-39526-1491733790.jpg)
«Путешествие по природным зонам». Образовательная область: познавательное
Цель формирование целостного представления о природных зонах РоссииЗадачи:1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1400236-1706526549.jpg)
Цикл ООД по познавательному развитию (природное окружение) "Природные зоны"
Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи: формировать представления о разнообразие природных зон, дать понятие о первом законе экологии: все ра...