Сценарий по познавательному развитию "Путешествие по природным зонам"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Сценарий НОД по познавательному развитию
(для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: « Путешествие по природным зонам России»
Цель: формирование целостного представления о природных зонах России
Задачи:
- сформировать понятие природная зона;
- познакомить с природной зоной «Горы»;
- обобщить знания детей о климатических условиях, флоре и фауне характерных для природных зон России;
- упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе;
- развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление, концентрацию внимания;
- воспитывать гуманное отношение к объектам природного мира;
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать монологическую речь;
Физическое развитие: способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей средствами физкультурной минутки;
Социально-коммуникативное: формировать у детей чувство уверенности в собственных силах в процессе коллективной и самостоятельной деятельности;
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, диапроектор, физическая карта России, фотоматериалы интернет ресурсов, презентация «Природные зоны России», макет вулкана и ингредиенты для опыта.
Словарная работа: Природная зона, Красная книга, макет, вулкан, лава, жерло, кратер.
Методы и приемы: Беседа, демонстрация слайдов, словесная инструкция, игровые ситуации, педагогическое объяснение, опыт.
Ход сценария:
- Беседа « Природные зоны России» слайд 1
Что такое зона? (Пространство с общими признаками)
На какие зоны разделена наша группа? ( Игровая зона, зона творчества, зона сюжетно-ролевых игр, обеденная зона, учебная зона, гостевая зона)
Посмотрите на карту «Природные зоны России» слайд 2
Что такое, природная зона? ( Пространство, полоса, район характеризующееся каким-л общим признаком.)
Сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим ее своими глазами! А на чем мы можем путешествовать? ( На поезде, самолете, велосипеде, машине, пешком.) Верно. А может, мы отправимся путешествовать в нашем воображении? Согласны. Закройте глазки и представьте бескрайние просторы нашей Родины-России. На путешествие настроились? Пора отправляться в путь!
Рассказы детей.
Мы с вами оказались на Крайнем Севере. Давайте послушаем рассказ Романа В. о зоне Арктических пустынь.
Арктические пустыни слайд 3
Зона Арктических пустынь, царство снега и льда, расположилась на островах Северного Ледовитого океана. Из растительности здесь выживают только лишайники. Животный мир не богат, в основном тут обитают белые медведи, моржи тюлени, нарвалы, а из птиц гагары и чистики. Весной в Арктике можно увидеть северное сияние, светящиеся частицы воздуха, которые перемешиваются разными цветами.
Закроем глазки и окажемся в другой природной зоне. Послушаем рассказ Вадима С. о природной зоне Тундра.
ЗОНА ТУНДРЫ слайд 4
Протянулась вдоль берегов Северного ледовитого океана. Ее характеризует: короткое лето и длинная, морозная зима. Землю покрывают мхи и лишайники. Кое-где можно встретить карликовые березки и полярную иву. В тундре много рек, озер и болот. Здесь есть ягоды: брусника, морошка, клюква. Обитают волки, северные олени, полярные совы, куропатки, песцы.
Артем К.
Песец - пушистый хищник. Его называют полярной белой лисицей. Шерсть у песца необыкновенно густая. Зимой она белоснежная, а летом коричневая. Питается песец мелкими грызунами. Песец занесен в «Красную книгу».
Закрываем глазки и оказываемся в Лесной зоне с Андреем М.
Лесная зона слайд 5
Самая обширная зона России – протянулась от западных границ до Тихого океана и включает в себя тайгу и широколиственные леса. Зима здесь короче и мягче, чем в тундре. Лето теплое. Основные хвойные деревья: ель, сосна, кедр и Широколиственные деревья: липа, береза, осина. Животные: белка, бурый медведь, глухарь, дятел.
Закрываем глазки и переносимся в Степную зону с Эллиной У.
Степная зона слайд 6
Это покрытая травами равнина. Зимой здесь мороз, а лето засушливое, дуют частые ветры-суховеи, осадков выпадает мало. В таких условиях произрастают: тюльпаны, ирисы, ковыль. Обитатели животного мира: суслик, хомяк, лиса-корсак, степной орел и другие.
Прострел (сон-трава) Ева С.
У цветка синие, голубые или фиолетовые лепестки, а стебли покрыты нежным пухом. Первыми появляются из-под снега, поэтому в народе называют «подснежниками». Растение обладает лекарственными свойствами, используют как снотворное, успокаивающее, бактерицидное средство. Цветок занесен в «Красную книгу».
3.«Красная книга» слайд 7
Дети, почему книга красного цвета? ( Красный цвет - знак тревоги и опасности.)
Как вы думаете, зачем растения и животных заносят в Красную книгу? ( Они могут исчезнуть.)
Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы можете назвать? ( Белый медведь, морж, тюлень, рысь, выхухоль, корсак и другие)
4.Физкультурная минутка «Вместе с нами»
5.Дидактическое упражнение «Контур, силуэт»
Задание: подберите к выбранному животному контур, силуэт и выложите в ряд. Какое изображение находится в середине, справа от него, слева от него.
6. Дидактическое упражнение «Кто, где обитает?»
Задание: назовите животное и подберите - картинку зоны его обитания. Составьте предложение. Например: Белый медведь обитает в зоне Арктических пустынь.
7.Зона высотной поясности слайд 8
Ребята, закройте глазки, и мы продолжим наше путешествие по природным зонам России. Перед нами поднимаются высокие горы с белыми снежными шапками. У подножия гор тепло, но если мы будем подниматься все выше и выше, будет становиться холоднее и холоднее. Это зона высотной поясности. ( Слайд 2) Здесь водятся: косуля, серна, бурый медведь, горный баран, куница, ястреб. Растения соответствуют той природной зоне, в которой располагаются горы. ( Слайд 9)
8. Зрительная гимнастика
9. Вулкан слайд 10
Строение вулкана: жерло, кратер, лава, термальные источники, гейзеры.
10. Опыт. Извержение вулкана.
11.Подведение итогов
Ребята, понравилось ли вам путешествие по природным зонам России? Давайте сыграем в игру: «Что понравилось?», «Что запомнилось?». Смайлики на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира в подготовительной группе с учетом ФГОС «Природные зоны Республики Татарстан»
формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах...
конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие по природным зонам Земли"
Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи:обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления о разнообразие природных зон; о...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Природная зона России. Путешествие в зону арктических пустынь или ледяную зону.
Данный материал будет полезен педагогам старших групп ДОУ....
Конспект оод по познавательному развитию "Природные зоны Африки"
Материал по сложной теме для детей "Природные зоны Африки" преподнесён в интересной и доступной форме ....
«Путешествие по природным зонам». Образовательная область: познавательное
Цель формирование целостного представления о природных зонах РоссииЗадачи:1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возн...
Цикл ООД по познавательному развитию (природное окружение) "Природные зоны"
Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи: формировать представления о разнообразие природных зон, дать понятие о первом законе экологии: все ра...