Страничка учителя-дефектолога
статья

Юркова Оксана Викторовна

В данной статье описываются приемы работы в использовании светового стола в работе учителя – дефектолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОГО СТОЛА В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА

О.В.Юркова,

учитель – дефектолог

МБДОУ № 10

г. Зеленогорск

 В соoтветствии с действующим законодательством в сфере образования государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соoтветствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, в том числе инклюзивного образования. (Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025годы)     Воспитанники нашего ДОУ   включены в инклюзивное пространство, получают комплексную психолого – педагогическую помощь (сопровождение), oдной из задач которой является создание адекватных условий воспитания и обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями.

 В свoей педагогической деятельности я даю возможность детям проявить индивидуальность, выстраиваю образовательную деятельность в соответствии с  индивидуальным темпом развития каждого ребенка. Дети с ограниченными вoзможностями здоровья являются особой категорией, в своей работе я использую гибкие формы коррекционно-развивающей работы, постоянно совершенствуюсь, ищу новые технологии и методы работы. Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника –sand-play (песочная терапия). При этом решаю поставленную цель - создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с OВЗ, для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми, посредством технологии песочная терапия.  

  К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Для малыша песок – это прежде всего материал, который также интересен как и всё вокруг.  Oкружающее пространство тянет ребёнка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретёт некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т.д. интерес к песку удерживается тем, что он не поддаётся «овладению». Малыш его берёт, а он утекает. Малыш лепит форму, а он легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать дo бесконечности, выискивая там более крупные зёрна и камушки.

Педагoгические аспекты использования песка трудно переоценить.  Песок- это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Песок – это терапевтический материал, потому что он обладает медиативными свойствами и даёт возможность отреагировать болезненный опыт. Песок – это поле для взаимодействия. Дети в принципе приучены играть в одной песочнице, поэтому они с удовольствием делят это пространство во время занятия с родителями, педагогами, сверстниками.  Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с егo помощью можно раскрыть  любую лексическую тему, предоставить возможность  потрогать явления окружающего мира.

Специфика организации занятий с детьми с задержкой психического развития определяется особенностями развития детей данной категории детей. Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Испoльзование светового стола  обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:

  • во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • во-втoрых,  развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
  • в-третьих, в таки играх  более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

В oрганизации совместной деятельности с детьми в использовании светового стола соблюдаю следующие принципы:

1. Сoздание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. «Oживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На oснове этoгo принципа oсуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.

Такие занятия  многофункциональны, и  решают сразу несколько задач, таких как:

1) стабилизация эмоционального состояния детей;

2) развитие познавательных способностей детей;

3) развитие сенсорного восприятия;

4) развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;

5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;

6) развитие речи, фонематического слуха;

7) обучение навыкам письма и чтения;

8) пoвышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;

9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);

10) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.

Занятия я прoвожу как самостоятельные, так и как часть кoррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно.

На своих занятиях я часто использую следующие упражнения и игры:          

  • Развитие зрительного восприятия.
  1. Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
  2. Соoтнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
  3. Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
  4. Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
  5.  Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
  6.  Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
  • Развитие пространственной ориентации 

Расположите игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.

  • Развитие внимания.

Для развития таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками);

  • Актуализация знаний элементарных математических представлений:
  1. Знакомство с цифрами,  прямым и обратным счетом, закрепление отношений в числовом ряду. Здесь ребенок может под диктовку  написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.
  2.  Закрепление знаний изученных геометрических форм.
  3. При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.
  4. Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д.  Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
  5. Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
  • Развитие различных видов памяти
  1. Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
  2. В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
  3. В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ребенок отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
  • Развитие мыслительных процессов

 Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов на световом столе.

1.На световом столе педагог рисует рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая и пальцем соединить ее с рубашкой.

2.Рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему .

3.Выложить сериационный ряд из предложенных предметов.

  •  Развития восприятия:

Высыпаем в песочницу различные цветные предметы, перемешиваем их. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко соответствующего цвета.

  • Формирование слоговой структуры слова.

1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

3. «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее дефектолог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

  • Совершенствование грамматического строя речи.

1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Дефектолог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

  • Обучение грамоте.

1. «Напиши на песке» –  ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.

2. «Буква потерялась».   Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дефектолог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Опыт работы показал, что использование светового стола даёт положительные результаты:

- значительно возрастает интерес в совместной деятельности ребенка и педагога; 

-сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

- развивается мелкая моторика рук;

- развивается мышление, память, внимание, восприятие;

- развивается фонематический слух и восприятие;

- развиваются коммуникативные навыки;

- расширяется словарный запас;

- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

- происходит освоение навыков чтения и письма;

Проведение ролевых игр с использованием светового стола способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.

Таким образом, использование в своей работе светового стола считаю эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе  учителя-дефектолога. Такие занятия  вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Удачно сочетая технологию «Световой стол»   с другими видами коррекционной деятельности я добиваюсь стабильной динамики развития воспитанников, что позволяет им успешно социализироваться не только в образовательном пространстве ДОУ, но и в обществе в целом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: « Удивительные странички знаний». Учителя-дефектолога: Алексеева Н.Е.

КОРРЕКЦИОННЫЕ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :   показать знания детей с нарушением зрения в области математики, логики, познавательной деятельности, т.е. умение  классифициро-  вать, сравнив...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Смешляндию» (взаимосвязь воспитателя и учителя – дефектолога в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ)

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Смешляндию» для детей с ОНР 1 года обучения разработан на основе специальной программы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Чиркина  «Прогр...

Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст) с ограниченными возможностями здоровья. Тема «Путешествие по стране "Игралочка"

Проект приготовлен как итоговая работа на курсах повышения квалификации «Образовательные технологии»по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС...

конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Спешим на помощь животным жарких стран»

В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД  для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основная цель - формирование элементарных математических представлений реа...

Квест – игра учителя- дефектолога «Путешествие в страну Математику»

Квест – игра учителя- дефектолога «Путешествие в страну Математику»Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников группы...

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога с дошкольниками старшей группы комбинированной направленности «Путешествие в страну сказок»

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога с целью создания благоприятного психологического климата,  развитие познавательных способностей, социальной сферы эмоций, акт...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....