Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов"
проект (средняя группа)
Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях эвенкийского народа и народов Сибири; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_evenkiyskaya_nedelya_muchun.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»
МБДОУ Мылинский детский сад «Чебурашка»
671934, Республика Бурятия, Закаменский район, у.Мыла, ул.Профсоюзная,21.
Тел.: 89516272205, e-mail: mila8249@mail.ru
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов»
Воспитатель:
Ринчинова Аюна Васильевна
Улус Мыла 2023г.
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов»
Актуальность проекта.
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Тип проекта: творческий, информационный.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный.
Состав участников:
- педагоги
- музыкальный руководитель
- воспитанники и их родители (законные представители)
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях эвенкийского народа и народов Сибири; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.
Задачи:
- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность;
- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Малую Родину;
- повысить уровень знаний воспитателей;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа и народов Сибири.
Направление деятельности:
- пополнять развивающую среду путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
Формы и методы работы:
дидактические игры;
викторины;
художественная мастерская;
презентации;
беседы;
праздники, развлечения, досуги.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный | Изучается методическая литература, подбирается материал для развивающих уголков, проводится его систематизация, определяется структура. | |
разработка идейного замысла экспозиций: - «Мылинский мучум» | ||
- Подбор информации, иллюстраций, детской литературы, предметов быта эвенков. - Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек. | ||
Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений | Знакомство детей с устным народным творчеством. | |
2 этап – основной | Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями. | |
Познавательная беседа «Эвенкийская народная игрушка» | Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира. | |
«Знакомство с домашней утварью старины» | Познакомить детей с бытом и кухонной утварью эвенков. | |
Развлечение «День жаворонка или день сорока птиц» | Познакомить детей с народными праздниками. Пополнить знания о зимующих и перелетных птицах. Побудить чувство любви к родному краю. | |
Беседа «Светит, да не греет» | Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого. | |
Викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем» | Знакомство детей с устным народным творчеством. | |
Беседа «Что прячется в старинном сундуке» | Познакомить детей с национальной эвенкийской одеждой. | |
Дидактическая игра «Покажи, что назову» | Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности. | |
Презентация «Картины старины» | Познакомить детей с убранством жилища эвенков, эстетикой быта; традиционными эвенкийскими празднествами; развивать словарь. | |
Вечер - «Эвенкийские подвижные игры». | Приобщать детей к эвенкийским народным играм. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН проекта:
Тема занятия | Содержание | |
Понедельник Вторник | Знакомство с жизнью эвенков. Обновление пополнение предметно-развивающей среды. | |
Рассматривание плаката «Литэ», «Костюмы эвенков», Прослушивание детских эвенкийских песен. Консультация для родителей «Сохранение этно-культурного наследия малочисленного народа эвенк-хамниганов». | ||
Среда Четверг Пятница | Игры: Мы едем на оленях, Хариус, Перетягивание палки. | |
Художественно-эстетическое творчество: рисование узоров на эвенкийском костюме, аппликация украшение коврика, лепка | ||
Подведение итогов конкурсных мероприятий, награждение. Закрытие эвенкийской культуры. | ||
Результатами проведенной работы являются:
Умеют играть в эвенкийские народные подвижные игры. Используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Знание истории эвенкийского народного костюма, творчества, быта.
Используют атрибуты эвенкийской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа
ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура. ...
"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"
Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...
«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»
Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры...
Доклад тема Приобщение детей дошкольного возраста к традициями и культуре народов мордовии
В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим нар...
Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»
=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...