Конспект занятия "Жители наших лесов"
материал

Носова Елена Дмитриевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obitateli_nashih_lesov.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Организация непрерывной  образовательной  деятельности детей в старшей группе

по теме «Обитатели наших лесов».

Автор конспекта НОД: 

Носова Елена Дмитриевна, воспитатель, МАДОУ д/с №81

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Предметно-пространственная развивающая среда:

Демонстрационный материал: фотографии диких животных сибирских лесов, дидактическое пособие «Звуковые домики», картинки-схемы слов «Лоси», «Лиса», дидактическое пособие-зрительный ориентир  «Весёлый Бельчонок».

Раздаточный материал: индивидуальные картинки-схемы слов «Лоси», «Лиса», комплект фишек для обозначения звуков(4-красного, 2-зелёного,2-синего цветов) на каждого ребёнка, детские указки, карточки-фотографии с изображением следов животных, зашумлённые картинки, мяч.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

(п.2.6ФГОС ДО)

Содержание ННОД

Вид деятельности

(п.2.6;2.7

ФГОС ДО)

Формы реализации Программы

(п.2.11.2

ФГОС ДО)

Средства реализации ООП

(п.2.11.2

ФГОС ДО)

Планируемые результаты

(п.4.6

ФГОС ДО)

Развивающие задачи.

Ввести детей в тему НОД «Обитатели наших лесов».

Уточнить  название родного города.

Подвести  к выводу о том, что люди живут в городе, а в лесах окружающих город, обитают дикие животные. Лес их дом. Рассмотреть изображение диких животных, живущих в сибирских лесах, вспомнить их названия опираясь на ранее полученные знания .

Коррекционные задачи.

Развивать словесно-логическое мышление, концентрацию внимания.

Воспитательные задачи.

Формировать чувство сотрудничества, умение слушать товарища.

Воспитатель. Дети, сегодня у  нас гости.  Поприветствуем  их.

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Ребята, мы живём в большом, красивом городе. Как он называется?

Дети. Наш город называется Новосибирск.

Воспитатель. Вокруг  Новосибирска много лесов.  Кто живёт в этих лесах? Отвечайте, одним словом.

Дети. Звери, птицы, насекомые…

Воспитатель. Правильно, ребята. Много в наших сибирских лесах обитателей, но мы сегодня будем разговаривать о диких животных.  

1 слайд. Дикие животные Сибири.

(Дети рассматривают животных, изображенных на слайдах, называют их).

Познавательное развитие, речевое развитие.

Беседа, ответы на вопросы, рассматрива

ние фото диких животных сибирских лесов, закрепление  полученных ранее знаний о животных.

Рассматривание, узнавание, называние  изображе

ний диких животных сибирских лесов.

У детей появится  интерес к предложенной теме и желание участвовать в организован

ной познавательной деятельности.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

(п.2.6ФГОС ДО)

Развивающие задачи.

1.Активизировать в речи детей тематический словарь существительных и глаголов.

2. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

3.Продолжать работу по проведению последовательного  звуко-слогового анализа слова,

определению места звука  в слове.

Упражнять в дифференциации гласных, твёрдых и

мягких согласных звуков.

4.Формировать умение использовать в речи притяжательные прилагательные.

5.Формировать плавный, длительный речевой выдох.

6. Дать детям представление о профессии егеря.

Коррекционные задачи.

Упражнять в умении зрительно различать и группировать изображения с однородными признаками. Развивать слуховое восприятие. Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство любви к животным.Умение работать и играть в коллективе детей.

Содержание НОД

1.Речевая игра с мячом «Отгадай и назови ».

Воспитатель. Передавая  мяч,  друг  другу, будем рассказывать всё, что мы знаем про диких животных  наших лесов. А  ребёнок, стоящий спиной к экрану должен будет  догадаться, о каком животном идёт речь. Ребята, внимательно рассмотрите  животное на экране, постарайтесь точнее  рассказать о его  внешнем виде и повадках. (Напоминаю детям план рассказа о животном: внешний вид, повадки,  место обитания).

2 слайд. Крупное изображение лося.

Воспитатель. Посмотрите, поднимая снег копытами, идёт по лесу  крупный, мощный зверь. Шерсть у него…(передаю мяч) продолжай…  .

1-й ребёнок. Густая, жесткая, коричневая, тёплая… .

2-й ребёнок. У этого зверя большие рога, похожие на лопату… .

3-й ребёнок.   В конце осени он сбрасывает старые  рога и ходит без них до весны, затем у него вырастают новые рога… .

4-й ребёнок. Зимой этот зверь не нуждается в сене, а питается  ветками деревьев, кустарников, корой и сосновой хвоей… .

5-й ребёнок. Это лось.

(Отгадывающий ребёнок становится в круг, а его сменяет следующий ребёнок).

3 слайд. Изображение белки.

Воспитатель. Пробежал через дорогу зверёк. Прыгнул на сосну, махнул хвостом, а хвост  у него…(передаю мяч) продолжай… .

1-й ребёнок. Большой, пушистый, красивый… .

Воспитатель. Молодец! Ушки, какие?

2-й ребёнок. Длинные с кисточками на концах… .

3-й ребёнок. Этого зверя называют грызуном. Он грызёт орехи, семечки, ест грибы. Людей не боится, даже ест с руки… .

4-й ребёнок. Летом он рыжий, а зимой – серый.

Воспитатель. Молодцы!

5-й ребёнок. Это белка.

(Дети меняются местами).

4 слайд. Изображение  рыси.

Воспитатель. Эти хищники - сильные, свирепые, выносливые (передаю мяч)… .

1-й ребёнок. Свои логовища устраивают под вывороченными корнями деревьев… .

2-й ребёнок.  Их  часто преследуют охотники за красивый мех… .

3-й ребёнок. Лапы у этих хищников широкие, пушистые, как лыжи скользят по снегу… .

4-й ребёнок. Эти хищные звери охотятся за зайцами, лисятами, волчатами… .

5-й ребёнок. Это рысь!

Воспитатель. Мы рассказали, ребята, про лося, белку и рысь, но в тихом зимнем лесу живёт и кормится много крупных и мелких зверей. Хотите услышать голоса настоящих диких животных?

Дети. Да!

(Предлагаю детям сесть на стульчики).

2.Речевое упражнение « Кто так голос подаёт?»

Звучит лай лисы в записи.

Воспитатель. Ребята, вы догадались, что это за звук?  Как вы думаете, кто так подаёт свой голос?

Дети. Лиса.

5 слайд. Изображение лисы.

Воспитатель. Молодцы! Правильно! Как лиса подаёт свой голос? (Предлагаю детям отвечать предложением из двух слов, употребляя глаголы: рычит, воет, трубит, лает).

Дети. Лиса лает… .

Звучит рёв медведя в записи.

Дети. Ревёт медведь.

6 слайд. Изображение медведя.

Звучит цоканье белки.

Дети. Цокает (стрекочет) белка.

7 слайд. Изображение белки.

Звучит голос лося .

Дети. Лось трубит.

8 слайд. Изображение лося.

Звучит вой волка в записи.

Дети. Волк воет.

9 слайд. Изображение волка.

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем изобразить голоса животных, например, вой волка?  (Дети воспроизводят: У…у …у …).

-А теперь покричим по- медвежьи (Э…э…э…).

- Лаем по- лисьи (Ав… ав…ав…).

-Какие звуки помогли передать нам крики зверей?  (Дети воспроизводят  услышанные звуки).

-Ребята, как называются звуки А,Э,У…?  (Обращаю внимание детей на домик гласных звуков).

Дети. Эти звуки-гласные.

Воспитатель. Расскажите про гласные звуки.

Дети. Гласные звуки легко произносятся, их можно спеть, громко крикнуть. Когда  мы их произносим, во рту наш голос не встречает никакой преграды. Обозначаем мы их фишками красного цвета.

Воспитатель. А какие ещё звуки вы знаете?

Дети. Согласные.

Воспитатель. Что вы уже знаете про согласные звуки?

Дети. Когда произносим согласные звуки, голос встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдые согласные обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными.

(Уточняю знания детей, используя дидактическое пособие «Звуковые домики»).

3.Звуко-слоговой  анализ слов : «Лоси», «Лиса».

1. Выполнение звукового анализа слова «Лоси».

2. Звуковой анализ слова «Лиса».

3. Сравнение звукового состава слов.

4. Деление слов на слоги(части).

4.Зрительная гимнастика «Весёлый  Бельчонок».

Звучит «Песенка Бельчонка» в исполнении К. Румяновой.

(Дети выполняют движения глазами по тексту, использую дидактическое пособие «Бельчонок»).

Как удачно — цок, как почётно - цок,

Что родился — цок, я бельчонком — цок.

Я и с ветки — скок, и на ветку — скок,

Можно снизу, можно сверху — скок.

Тра-ля-ля-ля-ля-ля,

Цок-цок-цок-цок-цок.

Мама белка - цок часто шутит — цок,

Что мой хвостик - цок, парашютик - цок.

Я за шишкой — скок, за орешком — скок,

И от счастья, и от смеха — скок!

Тра-ля-ля-ля-ля-ля,

Цок-цок-цок-цок-цок.

Как удачно — цок, как почётно - цок,

Что родился — цок, я бельчонком — цок.

Я и с ветки — скок, и на ветку — скок,

Через хвостик к зайцу в гости — скок.

Тра-ля-ля-ля-ля-ля,

Цок-цок-цок-цок-цок.

Тра-ля-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля,

Тра-ля-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля,

Я и с ветки — скок, и на ветку — скок,

Через хвостик к зайцу в гости — скок.

Воспитатель. Ребята, я уверена, что глазки  ваши стали  зорче, а сейчас мы поиграем в нашу игру «Снежный зайчик».

5.Физминутка «Снежный зайчик».

( Дети проговаривают слова, одновременно выполняя движения).

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы не тяни -

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

Сами мы как зайки,

Скачем вокруг зайки.

Рады солнцу и зиме,

Хорошо тебе и мне!

6.Дидактическая  игра  «Чей след?»

Звучит песня «Зверя по следам любого»( из м/ф «Маша и Медведь»).

( На «лесной полянке» разложены «следы» диких зверей.)

Воспитатель. Посмотрите, дети !  Чистой, белой скатертью покрыта земля. Стоят глубокие сугробы.  Тяжёлыми белыми шапками накрылся лес. На скатерти снежной охотники видят красивые узоры. Это следы зверей.  Охотники умеют читать эти узоры. Давайте и мы с вами попробуем отыскать звериные следы.

(Дети находят следы конкретного зверя, сравнивая их с изображением  на карточке-образце).

7.Упражнение на развитие плавности и силы выдох «Ветерок».

(Дети находят аналогичный след на предметной картинке, затем, выполняя упражнение на дыхание, узнают зверя на зашумлённой картинке).

Активизирую детей на употребление в речи притяжательных прилагательных задавая вопрос: «Чей (чьи) след (следы) у тебя…?»

Дети. Лисий, заячий (заячьи), волчий (волчьи), беличий (беличьи), лосий (лосьи) след (следы)… .

Воспитатель. Какие вы молодцы! Как вы легко и быстро узнали  обитателей наших лесов по следам, прямо как настоящие охотники! Только, ребята, иногда зимы в наших лесах очень снежные и морозные. И тогда нелегко приходится диким животным. Тогда звери ждут помощи от людей. Как вы думаете, человек  какой профессии помогает зверям в лесу?

Дети. Егерь.

Воспитатель. Как егерь может помочь диким животным?

Дети.   Егерь следит, чтобы охотники зря не убивали зверей, а когда животным в лесу голодно, то подкармливает их… .

Вид деятельности

(п.2.6;2.7

ФГОС ДО)

Образовательные области:

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Коррекционная деятель

ность.

Формы реализации Программы

(п.2.11.2

ФГОС ДО)

Речевая игра, речевое дидактичес

кое упражнение,

рассматривание демонстрируемых картинок, показ, беседа, загадки, работа со схемами по звуковому анализу слов.

Средства реализации

ООП

(п.2.11.2

ФГОС ДО)

Рассказы детей о диких животных с опорой на слайды с изображением лося, белки, рыси, лисы, медведя, лося,

волка.

Прослушивание записи голосов диких животных

(лай лисы, рёв медведя, цоканье белки, голос лося, вой волка), узнавание животного по голосу.Ра

бота над звуко-слоговым составом слов.

Планируемые результаты

(п.4.6

ФГОС ДО)

Закрепятся навыки практического использования тематического словаря в процессе составления предложений. Усовершенствуется фонематичес

кий слух.

Автоматизируются  навыки звуко-слогового анализа, закрепятся умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.

Закрепятся навыки дифференциа

ции гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.

Дети увереннее будут использовать в своей речи притяжатель

ные прилагатель

ные.

Отработается чёткая артикуляция.

Использование компьютерных средств даст возможности демонстрировать более точный эстетичный тематический демонстрационный материал, повысит эмоциональное воздействие на детей.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи(п.2.6ФГОС ДО)

Содержание НОД

Вид деятельности

(п.2.6;2.7

ФГОС ДО)

Формы реализации Программы

(п.2.11.2

ФГОС ДО)

Средства реализации 

ООП

(п.2.11.2

ФГОС ДО)

Планируемые результаты

(п.4.6

ФГОС ДО)

Развивающие задачи.

Закрепить знания детей о месте обитания диких животных. Расширять представления о их детёнышах, правильном их назывании.

Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных. Коррекционные задачи.

Развивать образное воображение, мышление, словесно-логическую память.

Воспитательные задачи.

Закреплять элементарные знания детей о гуманном  отношении к дикой природе.

Воспитатель. Ребята, я получила интересное письмо от одного охотника. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте ребята! Однажды я пошёл в лес.  Взял с собой ружьё. Иду, иду, вдруг вижу медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит, а рядом на дереве беличье  дупло, там живёт белка с бельчатами. Иду дальше, увидел волчье логово, там живёт волчица с волчатами. Ещё немного прошёл и увидел лисью нору. В ней живёт лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом-под кустом. Я охотник, но я никого не потревожил, потому что в руках у меня было не охотничье ружьё, а фоторужьё. Я сделал снимки зверей и прислал их вам на память. До свидания, Михаил Иванович».

Воспитатель. Ребята, я передаю вам эти снимки и хочу, чтобы вы были такими же добрыми, как этот охотник с фоторужьём.

Спасибо !

Речевое развитие, коммуника

тивное развитие.

Чтение письма с последую

щим обсуждением.

Ответы детей на вопросы воспитателя, рассматрива

ние фотографий.

Полученные знания пригодятся детям в жизни.  Научатся более точно, правильно употреблять тематическую лексику, усовершенствуется связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)

« Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

конспект занятия "Дикие зери наших лесов"

Тема "Дикие звери"Программное содержание.1. Систематизировать и углублять представление о диких зверях родного края.2. Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких зверей ...

План - конспект " Деревья нашего леса"

Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам...

Конспект занятия "Наши леса - рязанского края краса"

Конспект открытого занятияпо патриотическому воспитанию детей старшей группы«Наши леса - рязанского края краса»...

Конспект НОД "Наши леса- рязанского края краса"

конспект по познавательному развитию...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....