Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, его свойства и значение для живых организмов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию, который позволяет обобщить представления детей о воздухе и его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_pro_vozduh.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе «Воздух, его свойства и значение для живых организмов».
Цель: Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи
Образовательные:
- Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.
- Закрепить и уточнить ранее полученные знания детей о свойствах воздуха
- Дать понятие о составе окружающего воздуха.
- Познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
- Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
- Учить работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности.
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, зрительное и слуховое восприятие.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, любознательность, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: оборудование для проведения опытов (воздушный шар, сосуд с водой, спички, стакан, свеча, тонкая верёвка, спираль из бумаги, шарики для пинг-понга, трубочка, клейкая лента, прищепка, картон, пластмассовые кружки, пустые бутылки, тарелки, маленькие пакетики сока), диаграмма «Состав воздуха»; иллюстрации проведения опытов, халаты для детей;
Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха; предварительная словарная работа: лаборатория, научные работники, опыт.
Словарная работа: лаборатория, газ, кислород.
Ход ООД
В гости к детям приходит Незнайка. Вид у него опечаленный. Воспитатель и дети здороваются с ним и спрашивают, отчего он такой грустный. Вздыхая, Незнайка рассказывает историю о том, как хотел сделать подарок Кнопочке. Однажды он гулял по полю, ловил бабочек, как вдруг увидел очень красивую бабочку и решил непременно поймать ее. Долго он гонялся за ней, и наконец поймал. Посадил в банку, закрыл ее крышкой и радостно подпрыгивая побежал домой. Незнайка хотел надеть праздничный пиджак и уже отправиться на праздник, как к нему в окно заглянули Винтик и Шпунтик: «Пойдем, Незнайка, мы там такой прибор сделали, айда смотреть!». И недолго думая Незнайка ушел, а как вернулся, взял банку с бабочкой и очень удивился. Бабочка не двигалась. Расстроенный Незнайка пошел за советом к самому умному жителю города – Знайке. Выслушал Знайка его и начал ругать: «Эх ты! Зачем же ты банку крышкой закрыл? Ты что, не знаешь, что любому живому существу воздух нужен?» «Какой такой воздух? И зачем он нужен? – почесывая затылок ответил Незнайка. «Ай-яй-яй, как же так! Про воздух дети уже в детском саду знают! Отправляйся-ка ты к ребятам, уж они тебе точно помогут!»
Незнайка: Вот я и пришел к вам. Помогите мне…пожа-а-алуйста, а то мне стыдно возвращаться!
- Ребята, а как мы можем помочь Незнайке? (ответы детей)
- Ну что поможем Незнайке?
- Тогда приглашаем тебя в нашу научную лабораторию, она ничуть не хуже, чем у Знайки! А ты знаешь, что это за лаборатория такая? Дети, давайте подскажем Незнайке. (ответы детей)
- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Можно я на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль ведущего специалиста? А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Соблюдать инструкции руководителя.
Правило №4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Правило №5. Помнить, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
- Теперь, когда все правила усвоены, мы можем перейти к нашей научной деятельности. Сейчас я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю приступить к изучению свойств воздуха и сделать вывод, нужен ли воздух людям и другим живым существам. Если нужен, то какой.
Воспитатель и дети надевают халаты.
Воспитатель предлагает детям «пройти» в лабораторию и занять свои рабочие места (дети разделены на подгруппы).
- Некоторые свойства воздуха вы уж е знаете. Назовите их.
Дети перечисляют свойства воздуха ( воздух прозрачный, невидимый, легче воды, им дышат люди и животные, находится повсюду)
- Молодцы ребята, много вспомнили, а хотите узнать больше? Сейчас нас ждут интересные эксперименты!
Опыт№1 «Исчезающая вмятина»
- Предлагаю сотрудникам лаборатории занять свои рабочие места. Возьмите по шарику для пинг-понга и сделай в нем вмятину. Теперь положите его в стакан с теплой водой. Как вы думаете, что произойдет? Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.
Вывод: Воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места, чем холодный воздух.
Опыт№2 «Воздушный шар-ракета»
Нам понадобится: длинная нитка, трубочка, воздушный шарик, клейкая лента, прищепка.
-Проденьте нитку сквозь трубочку и натяните ее между двумя стульями. Надуйте воздушный шарик и зажмите его конец прищепкой, чтобы из шара не выходил воздух. Клейкой лентой прикрепите шар к трубочке. Подведите трубочку к концу нитки и разожмите прищепку. Что произойдет? Давайте теперь посмотрим, что будет.
- Когда отверстие в шарике открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха. Струя создала силу, толкнувшую шарик в другом направлении.
Вывод: Воздух с силой вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Опыт№3 «Фокус с водой»
- Наполните водой пластмассовую кружку до краев. Положите на нее кусок картона и переверните, придерживая картон. Убедитесь, что между картоном и кружкой нет зазоров. Уберите руку и посмотрите, что будет. Почему не вылилась вода? Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутой кружке.
Вывод: Воздух оказывает давление во всех направлениях, даже снизу вверх.
Опыт № 4 «Извивающая змея»
- Берем заранее подготовленную спираль из бумаги - змейку, держим её над источником тепла. - Что происходит со спиралькой? (ответы детей) Да, она начала вращаться вокруг своей оси. Почему так происходит? (ответы детей) – Под воздействием тепла воздух нагрелся и поднимается вверх. Дойдя до спирали, он давит на её витки и придаёт ей вращательные движения.
Вывод: Горячий воздух легче холодного и поднимается вверх.
Опыт № 5 «Музыкальные бутылки»
- Подуйте над горлышком пустой бутылки. Заметьте, получился ли какой-нибудь звук.
Когда мы дуем над горлышком, то заставляем вибрировать воздух внутри бутылки. Он производит звук.
Налейте в бутылки разное количество воды. Как вы думаете, что-нибудь изменится? (ответы детей) Посмотрите, меняется ли звук.
Чем больше воды вы нальете, тем меньше воздуха останется в бутылке. Меньшее количество воздуха вибрирует быстрее, поэтому получается более высокий звук.
Где используется это свойство воздуха? (ответы детей) Когда мы играем на музыкальных инструментах, например на трубе, дудочке, гармошке.
Вывод: Воздух способствует распространению звуков.
Опыт № 6 «Волшебная свеча»
- Поставим свечу на дно тарелки. Нальем в тарелку немного подкрашенной воды, чтобы было видней. Зажигаем свечу и накрываем её стаканом. Что произошло? (пламя погасло)
- Свеча израсходовала часть воздуха – кислород, и вода заняла место сгоревшего кислорода. Но заполнить всё место не может, так как оставшаяся часть воздуха, состоящая в основном из азота, по-прежнему занимает своё место.
Выводы: 1) Для горения пламени необходим кислород 2) Вода заняла место сгоревшего кислорода
Опыт № 7 «Сплющенный пакет»
- Для опыта возьмите маленький пакетик сока с дырочкой для трубочки. Выпейте через трубочку сок из пакетика. Продолжайте тянуть через нее воздух. Посмотрите, что произойдет. Когда часть воздуха уйдет из пакетика, наружный воздух сдавит его стенки. Выньте соломинку и посмотрите на пакетик. Стенки снова разошлись, потому что воздух вошел в пакетик и распрямил его. Посмотрите, что произойдет с пакетиком, если вдуть в него еще больше воздуха.
Вывод: Воздух давит на все поверхности, с которыми соприкасается.
Музыкальная физминутка «Самолёт»
Дети снова садятся на стульчики.
- Воздух нельзя сжать, перелить, значит, это газ. Если бы мы раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину (диаграмма). Воздух состоит из разных газов. Большая часть (синий цвет) – азот, часть поменьше (красный цвет) – кислород, маленькая часть (желтый цвет) – углекислый газ.
Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
- Мы теперь так много знаем о воздухе, что, наверное, уже сможем ответить на самый главный вопрос: может ли человек жить без воздуха?
Опыт №8 «Всем живым существам нужен воздух »
- Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Долго ли вы смогли находиться без доступа воздуха? (ответы детей)
- Хотелось ли вам вдохнуть воздух? - Действительно, человек может только очень недолго обходиться без воздуха.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем!
- Человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. – Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться? Вспомните, где нам легче дышится? (в парке, в лесу, там, где много растений) - Правильно, легко дышать нам помогают растения. К счастью, им необходим углекислый газ, который мы выдыхаем и возвращают в воздух кислород.
А сейчас, сотрудники научной лаборатории, давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чистым. (ответы детей)
1. Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.
2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.
3. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много выхлопных газов.
4. На заводах должны работать специальные лаборатории, следящие за тем, чтобы отходы производства очищались. Для этого на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения.
- Молодцы ребята, я как руководитель научной лаборатории очень довольна проделанной нами работой.
- Незнайка, тебе понравилось работать в нашей лаборатории? Теперь ты знаешь, что такое воздух и как он необходим всем живым существам? Тогда скажи, почему твоя бабочка погибла?
- Да, ребята, мне очень понравились ваши опыты, особенно с шаром! Теперь я много знаю о воздухе, и бабочку, уж точно, в банке больше не закрою!
- Ну а вы, ребята? О каких свойствах воздуха сегодня узнали? Нужен ли воздух всем живым организмам? Понравилось вам работать в лаборатории?
- Рабочий день в лаборатории подошёл к концу. Всем сотрудникам в качестве награды за труд я дарю мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»
Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми в старшей группе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Секреты воздуха"
Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальной школы как условие успешной адаптации к школьному обучению»
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальн...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Азбука здоровья"
Образовательная область: познавательное развитие. Цель: формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-ком...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе по сказке «Колобок»
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группепо сказке «Колобок»...