Влияние музыки на математические способности детей
учебно-методический материал (старшая группа)

Кандакова Елена Сергеевна

Знаете ли вы, в Древней Греции, колыбели современных наук и философии, музыка наряду с физикой, математикой и астрономией являлась точно наукой

Математика и музыка – два предмета, два полюса человеческой культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_na_matematicheskie_sposobnosti_detey.docx21.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Г.В. Лейбниц

         Знаете ли вы, в Древней Греции, колыбели современных наук и философии, музыка наряду с физикой, математикой и астрономией являлась точно наукой

Математика и музыка – два предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. Ещё в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами, а со времён Пифагора музыка наряду с арифметикой, геометрией и астрономией входила в число изучаемых наук.

Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, показывают значительно лучший результат в решении задач, требующих вовлечения пространственно-временной ориентации, зрительно-моторной координации и знания арифметики. Отчасти это связано с количеством пересечений между музыкальными и математическими навыками. Например, понятие «часть–целое», необходимое для понимания обыкновенных, десятичных дробей и процентов, в большой степени относится к пониманию ритма. Грамотный музыкант обязан постоянно мысленно разбивать ритм на равные составляющие, контролировать его, чтобы правильно отображать ритмический рисунок произведения, состоящий из различных длительностей (целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые и т.д.). Контекст разный, но структура задачи, по существу такая же, как и у любой математической задачи, использующей понятие «части–целого». Знакомясь с основами ритма дети рассматривают подобные картинки, соотнося элементы ритмического рисунка с частями яблока, круга итд. Так, целое яблоко представляет собой самую длинную длительность, «целую», которая делится на четверти (4 равных по времени длительности). Постигая основы ритма и метра дети учатся складывать различать целое и части во временном пространстве.

               Связь между физическим исполнением музыки и большими математическими способностями доказана исследованиями, демонстрирующими, что дети, которые играют на музыкальных инструментах, могут выполнять более сложные арифметические действия по сравнению с теми детьми, которые на них не играют. Кропотливое изучение музыкального произведения, внимание к деталям, дисциплина, которые требуются для того, чтобы научиться играть на инструменте, также являются отличной основой для развития сильных математических навыков.

Следует отметить так же, что игра на музыкальном инструменте развивает «мелкую моторику», которая тесно связана с  зонами в головном мозге. Вот почему систематическая тренировка пальцев, игра одновременно обеими руками способствует развитию мелкой моторики и заодно развивает мышление, память, математические способности. Занятия музыкой помогают гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка и академическую успеваемость в целом.

Прослушивание музыкальных произведений также благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Это связано с тем, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка очень многообразна. Для того, чтобы услышать, понять и принять музыку, необходимо поймать её на слух, уловить ритм, громкость, интонации мелодии. При прослушивании музыкального произведения работают сразу несколько отделов головного мозга.

В музыке есть много математики, и эта связь была продемонстрирована группой учёных из Университета Торонто. Они провели исследование, отмечая, что те дети, которые получили музыкальное образование, увеличили свои математические навыки, улучшили свои рассуждения и способность разгадывать головоломки.

Есть много понятий, которые являются общими как для музыки, так и для математики.                                                                                                                              

Например:

  1. Ритм. Ему подчиняются и числа (понятие кратности ритмично: числа, кратные трём, укладываются в размер ¾).
  2. Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа (половинная - ½ ).
  3. Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать разными способами.
  4. Параллельность. Разные голоса в хоре и партии разных инструментов в оркестре не «пересекаются».

 Математика и музыка – две системы мышления, тесно связанные между собой: музыка делает человека более уверенным и эмоциональным,  обогащает умственно, способствует  духовному развитию, а математика в свою очередь - это инструмент познания, воплощающий порядок и логику.

Математика и музыка – это уникальный инструментарий, описывающий мир. Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают математику, а кто понимает математику, тому легче изучать музыкальные законы.

Занимаясь музыкой, человек занимается математикой. Хороший математик - это всегда хороший музыкант, потому что логика чисел, с которой постоянно общаются математики, связана с логикой развития музыкальных фраз.

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики.

Мастер-класс: Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики....

Консультация на тему: «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей детей с ЗПР» (из опыта работы)

В дошкольном возрасте игра  имеет  важнейшее  значение  в  жизни маленького ребенка. Потребность  в  игре  у  детей  сохраняется  и  занимае...

"Влияние музыки на развитие способностей ребёнка в детском саду"

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не заменим...

Буклет для родителей "Влияние музыки на математические способности детей"

Использование на музыкальных занятиях попевок, считалок, музыкально-дидактических и пальчиковых игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений....

Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики

Какая музыка может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существу...

Статья «Влияние логического мышления на математические способности детей дошкольного возраста»

Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Владея навыками логического мышления, человек с...