В помощь молодым воспитателям
учебно-методический материал

Ткаченко Татьяна Феликсовна

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…»

А. С. Макаренко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

 Прием - варианты применения данного метода. Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1.Игровые методы и приемы в обучении детей:

 -дидактические игры,

-подвижные игры,

 -игры-забавы,

инсценировки.

Приемы: а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

 г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

 д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).

 ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) интригующие обстановки.

2.Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

 2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы: -Показ с называнием игрушек, предметов.

 Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

 -Просьба произнести, сказать слово (это платье).

 -Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").

 -Подсказывание нужного слова.

 -Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

 -Вопросы.

 -Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)",

 "Катя, ешь суп (с хлебом)").

 -Повторение слова за воспитателем.

 -Пояснение. -Напоминание.

 -Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки). 3.Практические методы:

 1)Упражнения (оказание помощи).

 2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

 3)Выполнение поручений.

4.Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

 2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

 5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

 6)Диафильмы.

Приемы: -Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

 -Показ с называнием (это кролик).

-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

 -Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

 -Многократное повторение слова

 -Активное действие детей.

-Приближение объекта к детям.

 -Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

 -Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

-Художественное слово.

 -Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

 -Выполнение игровых действий.

 Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чем-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребенок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения. Почему так происходит? Одной из причин сложившейся практики является непонимание педагогами сущности ролевой игры, еѐ места в развитии у ребёнка навыков учебной деятельности.

Что же нужно знать педагогу об игровой форме обучения? В словаре понятие «обучение» трактуется как специально организованный процесс, целью которого является формирование знаний, умений, навыков у конкретного человека или группы людей. Любое обучение имеет под собой реальную основу. Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. В игре все происходит «как будто», «понарошку», а обучение – это всегда серьёзно. В ходе обучения мы формируем у детей конкретные знания, умения, например, о геометрических формах. Данные понятия – это не воображаемая ситуация. Это математическая реальность. Если при неразвитой функции игры предъявить детям математический пример в контексте воображаемой ситуации, это сильно отразится на развитии ребёнка. Не в том смысле, что он не запомнит геометрические формы, а в том, что произойдёт смещение между разными установками. Такое обучение не наилучшим образом скажется на развитии воображения, которое является основой для успешного обучения и развития в будущем.

Ребенок учится писать палочки. Занятие скучное и неинтересное. Педагог предлагает ребенку превратить лист бумаги в коробку с ячейками, а палочки – в конфеты, которые надо аккуратно уложить. Данное занятие становится увлекательным и интересным. Ребенок научается тому, что предусмотрено образовательной программой (развитие мелкой моторики и координации движений руки). Сработать данный прием может лишь в том случае, если ребенок, достиг в развитии игры стадии вербализации воображаемой ситуации. Овладение игрой имеет несколько ступеней. Сначала ребенок обучается принимать воображаемую ситуацию от взрослого. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать. На следующем этапе ребенок самостоятельно, без помощи взрослого создает воображаемую ситуацию, удерживает ее при помощи слов. Как отмечал Д.Б.Эльконин, к концу дошкольного возраста дети часто уже не столько играют, сколько говорят об игре.

 В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции. Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребѐнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С.Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…».

 Существуют различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста. Находясь на первом уровне, ребѐнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребѐнок воспринимает этот предмет. Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают. Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребѐнок перестаѐт быть зависимым от предметной среды и личного опыта. Он свободно придумывает ситуации, даѐт объяснение действиям персонажей своей игры.

 Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещѐ один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами. Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребѐнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задается способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.

Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности.

Напомним данные этапы.

Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период).

Второй этап – отобрази тельная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни).

Третий этап – сюжетно–отобрази тельная игра (конец раннего возраста).

 Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения. В дошкольной педагогике наиболее распространенными методами и приемами являются данные в таблице.

Игровые методы и приёмы. Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приемов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.

Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием..

  Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с еѐ содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.

 Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения. Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.

  Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от ее решения.

Прием внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный прием чаще всего в младших группах. К приему выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений.

 Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный прием используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнером ребенка в игре. Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чем-то. Загадка создает эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Введение в занятия приема соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребенка. Отсутствие в занятии приема соревнования превращает игру в упражнение.  

   Использование приема создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приема является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер. Выбор игровых методов и приемов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приемы не должны превращать занятие в развлечение



Предварительный просмотр:

Комплексы гимнастики после сна для детей стaршей группы

Сентябрь

Дружные ребята

Мы, все дружненько проснулись

Улыбнулись, потянулись,

(Движения соответствующие тексту)

Подышали ловко

(Дышат носом)

Погудели громко

(у-у-у-у-у)

Поднимайте плечики, как в траве кузнечики.

(Энергичные движения плечами вверх-вниз).

1,2,3,4 –шевелим ногами

(Стопы на себя, от себя)

1,2,3,4 – хлопаем руками

(Хлопки руками)

Руки вытянуть пошире 1,2,3,4

(Сгибать и разгибать руки в стороны на каждый счет)

Наклонились 3,4

(Наклониться вперед касаясь ног руками)

И педали покрутили

(Велосипед)

На животик повернуться,

Спинку сильно изогнуть.

Прогибаемся сильней,

Чтобы были здоровей

(Лодочка)

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу

(Лежа на животе, руки вперед, потянуться)

На два счета поднялись 1,2

3,4 – руки вниз

(Встают с кровати и переходят к закаливающим процедурам)

Октябрь

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Лежат в кроватях

Дунул ветер – дуют, полетели махи руками

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (встают с кроватей и приседают на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (встают)

Закружились, полетели,

И на землю тихо сели (движения по тексту)

Ветерок с листвой играл

По дорожке их погнал (бегут по солевой дорожке)

После мокренькой дорожки,

Стали влажными листочки.

Мы их высушим сначала.

Чтоб шелестела и шуршала (растирают свое тело руками)

Выросли деревья в поле,

Хорошо расти на воле! (руки вверх-качаются)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется (потянулись на носочках вверх)

Вот подул веселый ветер,

Раскидал он всю листву (круговые движения руками вверху)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли (наклоны вперед, касаясь руками пола)

Вправо, влево, взад, вперед,

Так деревья ветер гнет (по тексту)

Он их вертит, он их крутит,

Ну, когда же отдых будет? (идут на стульчики одеваться)

Ноябрь

Вместе по лесу идем

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)

Мы готовимся к походу

Разминаем свои ноги

(Движение «велосипед»)

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг

Тысяча цветов вокруг!

(Встают с кроватей, ходьба на месте)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо и налево.

(Наклоны, имитируют срывание цветов)

Видишь,  бабочка летает, на лугу цветы считает.

(Имитируют полет бабочки)

- Раз, два, три, четыре, пять,

Их считать - не сосчитать!

(Указательным пальцем ведут счет)

За день, за два и за месяц…

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(Хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не смогла!

(Машут руками-крылышками)

К небу ручки потянули,

Позвоночник растянули.

(Потягивание, руки вверх)

По дорожке босиком

Будем мы бежать домой.

(Идут по солевой дорожке)

Долго по лесу гуляли

И немножко мы устали.

(Идут по коррегирующей дорожке)

Отдохнем и снова в путь

Важные дела нас ждут.

(Садятся на стульчики и одеваются)

Декабрь

Мы готовы для похода

Мы готовы для похода,

Поднимаем выше ноги.

Лежа, поднимаем и плавно опускаем ноги

Птицы учатся летать,

Плавно крыльями махать.

Руки к плечам, машут «крыльями»

Сделали глубокий вдох,

Отправляемся в поход.

Глубокий вдох, выдох

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.

Встают с кровати, выполняют махи руками и приседают на корточки

Взвились мы под облака

И земля нам не видна

Встали, машут руками «крыльями»

Сделали наклон вперед,

Кто носочки достает?

Выполняют наклоны с касанием носочков ног

Руки ставим перед грудью.

Развивать их резко будем.

С поворотом раз, два, три,

Не бездельничай, смотри!

Рывки руками перед грудью

Приседаем – раз, два, раз,

Ножки разомнем сейчас.

Сели- встали, сели – встали.

Движения в соответствии с текстом

Мы готовы для похода

На ходьбу мы перейдем,

Ножки наши разомнем.

Идут по солевой дорожке

Мы активно отдыхаем,-

То встаем, то приседаем-

Раз, два, три, четыре, пять,

Вот как надо отдыхать.

Приседания

Головой теперь покрутим-

Лучше мозг работать будет.

Круговые вращения головой

Крутим туловищем бодро-

Это тоже славный отдых.

Круговые движения туловищем

Мы в походе устали что-то,

Приземлимся на болото. (Садятся на стульчики и одеваются).

Январь

Снежинки

Перед тем, как дети проснуться, воспитатель раскладывает кусочки ваты на край подушки.

Дети проснулись, сели в кроватях. Воспитатель читает стихотворение:

Светло – пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая

У детей на ладони лежит кусочек ваты, они внимательно ее рассматривают.

Дорогой дальнею

Легко проносится

Не в ввысь лазурную

На землю просится.

Дети дуют на вату, чтоб поднялась вверх и какое –то время стараются удержать ее в воздухе.

Но вот кончается

Дорога дальняя 

Земли касается

Звезда хрустальная.

Вата остается у детей на ладони.

Своей прохладою

Нас охладит она

Волшебной силою

Поднимет дух с утра.

Дети держат  вату на ладони, поочередно выполняют маховые движения то левой рукой, то правой.

Снежинка белая

Лежит, качается

Один лишь ветер с ней

Смог позабавиться.

Дети кладут вату на живот и делают резко вдох-выдох животом.

Нам не понять судьбы

Звезды – красавицы,

А вот играть нам с ней

Уж очень нравится.

Вата лежит на животе, а дети руками и ногами выполняют движение «ножницы».

Возьмем мы бережно

 Свою снежиночку,

Положим все ее

В свою корзиночку.

Дети, держа вату в руке, встают с кроватей и кладут ее в корзиночку воспитателю.

Пора идти нам всем

Дорогой мокрою,

Чтобы попасть опять

В страну холодную.

Дети идут по солевой и корригирующей дорожке к стульчикам.

Февраль

Великан и мышь

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он, что есть сил

Глубокий вдох всей грудью

И мышь - живую - проглотил!

Глотательные движения

Бедняга прибежал к врачу:

- Я мышку съел! Я не шучу!

Лежа в кровати, дети выполняют «велосипед»

Был врач умнейший человек,

Поглаживание висков указательным пальцем

Он строго глянул из–под век;

Мимика «строгий взгляд»

- Откройте рот, скажите «А»

Тянут звук а-а-а-а-а

Теперь ощупаем бока

Щупают себя за бока

Живот легонечко погладим

Круговые движения ладонью по часовой стрелке по животу

Согнем колени и расслабим

Сгибают и разгибают ноги в коленях

Но с мышкой видимо не сладим.

Вставайте! Что же вы сидите!

Идите кошку пригласите.

Дети встают и идут к солевой дорожке

Но кошка хитрая была

И великана обняла

Обхватывают себя руками (обнимают)

Прошлись по мокренькой дорожке,

Идут по солевой дорожке

Перешагнули через кочки

Перешагивают через предметы

Присели. Встали. Убежали.

Движения в соответствии с текстом

Но мышка не глупее кошки

Под кочку спряталась тайком

Присели

Они ее везде искали

Но так найти и не смогли.  Идут одеваться к стульчикам.

Март

Чтоб совсем проснуться

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так.

Лежа, дети выполняют наклон головы, то к одному, то к другому плечу

Смотри скорей, который час?

Часы велят вставать сейчас

Руку ко лбу, «смотрят время»

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться.

Руки вверх-потягивание

Носом вдох, а выдох ртом.

Вдох-поднять грудную клетку, выдох-опустить

Дышим глубже животом

На вдох поднимают живот, на выдох –опускают

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Сгибают и разгибают руки к плечам, в стороны.

Потянули мы носочки,

По коленям три хлопка

Движения по тексту

Распрямились, потянулись

Руки вверх – потягивание

А теперь на пол вернулись

Встают около кроватей

Спину тоже разминаем,

Взад-вперед ее сгибаем

Руки на пояс, наклоны вперед-назад

Поворот за поворотом

Переходим на дорожку

Руки на поясе, круговые движения туловищем и идут по солевой дорожке

Выполняем упражненья

Для разминки и веселья.

Упражнения с предметами, предложенные воспитателем

А потом шаги на месте

Выполняем не спеша

Ходьба на месте

Ноги выше поднимаем

И как цапля, опускаем

Резко поднимают то одну, то другую  ногу, согнутую в колене

Чтоб поймать еду в водице

Надо цапле наклониться

Наклоняются и касаются правой рукой левой ноги и наоборот

Окончательно проснулись

И друг другу – улыбнулись!

Апрель

Весна

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.

Лежа в кровати откинуть одеяло в сторону, поворот головы вправо, влево

Потянулся он со сна

К нам опять пришла весна

Руки вверх – потянулись

Чтоб скорей набраться сил,

Он ногами покрутил

Движение «велосипед»

Почесал медведь за ухом,

Имитируют движение медведя

Повилял слегка хвостом

По тексту

Наклонился взад-вперед,

Наклоны из положения лежа

И ногами еле-еле  

Он выходит за порог.

Встают с кроватей

По лесу медведь идет

Это мишка ищет мед.

Ходьба на месте с поворотом головы вправо, влево

Он голодный, невеселый,

Разговор ведет с весною:

Выходят медвежьим шагом из спальни и рычат

«Подскажи-ка мне, весна,

Где бы меду взять сполна?

Идут по солевой дорожке

Вижу пенья, корешки,

Нет ни меда, ни травы…»

Идут, наклоняются, заглядывают «ищут мед»

Замахал медведь руками,

Словно тучи разгоняя.

Гонит взад их и вперед,

Ну, а меда не найдет.

Вращение прямыми руками взад, вперед

Приседал он ниже, глубже,

Отыскал пчелиный рой

Присели, встали

Но пчелиная семья

Прочь прогнала медведя.

Разбегаются, идут умываться.

Май

Зеленые стихи

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд

Дети, лежа на спине, отводят поочередно, то левую, то правую руку в стороны

И зеленые лягушки

Песенки поют

Ква-ква-ква-ква

Елка-сноп зеленых свечек

Руками изображают елку

Мох-зеленый пол

Руками изображают поверхность пола

И зелененький кузнечик

Песенку завел…

Изображают игру на скрипке

Над зеленой крышей дома

Сомкнули руки над головой «крыша»

Спит зеленый дуб

Закрыли глаза, «спят»

Два зелененькие гнома

Сели между труб

Сели в кровати

И сорвав зеленый листик

Имитируют срывание листьев

Шепчет младший гном:

Дети произносят слова текста шепотом

«Видишь? Рыженький лисенок

Ходит под окном.

Отчего он не зеленый?

Май теперь ведь… Май!»

Эту строчку говорят вслух

Старший гном зевает сонно:

Дети зевают, издавая звук а-а-а-а

«Цыц! Не приставай»

Грозят указательным пальцем, встают с кроватей и выходят в группу

По зелененькой дорожке

Ходим босиком

Ходят по ковру босиком, воспитатель дает различные задания

И зеленые листочки

Мы домой несем

Поднимают вверх» собранные букеты» и любуются ими

Июнь

Лесная прогулка

Для начала мы с тобой

Повращаем головой

Лежа в кровати повороты головой влево, вправо

Поднимаем руки вверх,

Плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх

И опускаем дружно вниз.

По тексту

Надо плечи нам размять,

 Раз-два-три-четыре-пять

Руки прижаты к туловищу, поднимаем и опускаем плечи

А теперь мы дружно все

За грибами в лес пошли

Встают около кроватей

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли

Приседания, руки на поясе

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз, два, три,

Их в лукошко набери!

Наклоны вперед

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Руки на поясе, прыжки на месте

Если хочешь дотянуться,

Надо в спинке бы прогнуться

Руки на поясе, прогибаемся назад

За дровами мы идем

И пилу с собой несем

Выходят из спальни и идут по солевой дорожке

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить

Много надо напилить.

Изображают движение «пильщиков»

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

Дети «колют дрова»

А теперь их соберем

И в сарайчик отнесем.

Наклонились, «собирают»

После тяжкого труда

Надо отдохнуть всегда.

Вытирают пот рукой со лба

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше.

Идут с высоким подниманием колен

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Дети идут, перешагивая через предметы, разложенные на полу

Все так весело шагали-

Не споткнулись, не упали

От прогулки раскраснелись

Молочка попить уселись.

Июль

Скучать зарядка не дает

Начинаем просыпаться

И зарядкой заниматься.

Руки вверх, набрали воздух,

Выпускаем на счет три

Через нос набирают полные легкие воздуха и на три счета резкими движениями  его выпускают

Тянем руки высоко

Дышим плавно и легко

Спокойное, ровное дыхание

Ноги надо нам размять

Раз, два, три, четыре, пять

Носки ног от себя, к себе

Мы как будто побежим

И ногами зашумим

Движение «велосипед»

На бок резко повернулись,

До колена дотянулись

Лбом касаются колена

На другой бочок –

Еще делаем свободно и легко.

То же самое

Вот в кровати мы размялись,

Тихо, дружненько встаем

И свободною походкой

Мы по спаленке пойдем

Шагают около своих кроватей

Руки спрятали за спину,

Наклонились три-четыре

Наклоны вперед - выпрямиться

Сели-встали, сели-встали

По дорожке побежали.

Идут по солевой дорожке

На дорожке есть преграды

Будем брать мы баррикады

Идут по корригирующим дорожкам

Ноги выше поднимай

Не спеши, не отставай

Надевают массажные варежки

Друг за другом мы идем

И спокойно тело трем

Руки, ноги и живот,

Скучать зарядка не дает.

Растирают тело массажной варежкой

Август

Лето-босоножка

Лето, лето- босоножка,

Покажите мне ладошки

Поднять руки вверх, ладошки от себя и покрутить ими

Опускаем их легко.

Руки вдоль туловища 

Поднимаем ноги высоко

Раз- поднять, два- опустить,

Отрывают одновременно обе ноги на 15-20 см. от кровати

Три, четыре -  не грустить – улыбнулись

Мы за лето повзрослели:

Подросли и загорели

Поглаживают себя по животу

Перевернулись на живот

Плавали в реке, на море,

И играли на просторе:

В «Кошки-мышки», «Чехарду»

И в любимую игру

Плавательные движения руками и ногами в кровати

Сели в кроватях

В лес ходили и в поход,

Замечали дня «заход»

Наклоны вперед, касаясь руками пальцев ног

За цветами наблюдали

И как пчелы все жужжали:

Встают с кроватей и произнося звук ж-ж-ж

На лугу, среди цветов,

Делали разминку

Кашка, мак и василек

Наклоняли спинку

Руки на поясе, наклоны вперед

Свежий ветерок подул,

Набежали тучи

Дуют, изображая ветер

И неведомо зачем

Хлынул дождь плакучий

Пальчиком по ладошке, отбивают ритм дождя

Кап-кап, кап-кап,

Мокрые дорожки,

Не боимся мы дождя,

Разминаем ножки

Идут по солевой и корригирующей дорожке с препятствиями

Дождь покапал и прошел,

Солнце в целом свете –

Дождю «спасибо» говорят,

И взрослые и дети.

Лето, лето-босоножка,

Покажи домой дорожку.

Переходят к гигиеническим процедурам

Гимнастика пробуждения
«Просыпаемся и улыбаемся»


Глазки открываются,
Реснички поднимаются.
(Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются.
(Поворачивают голову вправо - влево.)
Дышим ровно, глубоко
И свободно, и легко.
(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка -
Как она нам помогает,
Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет.
(Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).
Крепко кулачки сжимаем,
Руки выше поднимаем.
(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).
Сильно - сильно потянись.
Солнцу шире улыбнись!

(Вытянув руки, потягиваются)
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец - то мы проснулись!
Добрый день!
Пора вставать!
Заправлять свою кровать.

Гимнастика пробуждения
«Поднимайся детвора»

Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас.
Мы проснулись, потянулись
Приподняли мы головку,
Кулачки сжимаем ловко.
Ножки начали плясать,
Не желаем больше спать.
Обопремся мы на ножки,
Приподнимемся немножко.
Все прогнулись, округлились,
Мостики получились.
Ну, теперь вставать пора,
Поднимайся, детвора!
Все по полу босиком,
А потом легко бегом.
Сделай вдох и поднимайся,
На носочки поднимись.
Опускайся, выдыхай
И еще раз повторяй.
Стопу разминай –
Ходьбу выполняй.
Вот теперь совсем проснулись
И к делам своим вернулись


Гимнастика пробуждения
«Поиграем»

Ребятки, просыпайтесь!
Глазки, открывайтесь!
Ножки, потянитесь!
Ручки, поднимитесь!
Мы сначала пойдем
Очень мелким шажком.
А потом пошире шаг,
Вот так, вот так.
На носочки становись,
Вверх руками потянись.
Выше ноги поднимай
И как цапелька шагай.
«Самолетики»
на аэродроме сидели,
а потом они полетели.
Долго-долго по небу летали,
Затем приземлились –
Устали.
Мячик прыгал
Высоко – высоко…
Покатился
Далеко – далеко…
Он юлою закрутился,
Вот уже остановился.
Ах, как бабочки летают,
И танцуют, и порхают.
Вдруг замрут,
Не шевелятся,
На цветок они садятся.
Наконец-то мы проснулись
И к делам своим вернулись.



Гимнастика пробуждения


«Бодрость»
Эй, ребята, что вы спите?
Просыпайтесь, не ленитесь!
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна –
Помогает здорово.

Смотрим вправо, смотрим влево,
Наклони головку вниз.
Смотрим вправо, смотрим влево,
В потолочек оглянись.

Сядем ровно, ножки вместе,
Руки вверх и наклонись:
Наклонитесь, подтянитесь,
Ножки слушайтесь, не гнитесь.

А теперь тихонько сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, оглянулись
И на тапочки наткнулись.

Сжали пальчики, раскрыли,
Много раз так повторили,
Выполняйте поскорее-
Станут пальчики сильнее.


Руки словно два крыла,
Шагом марш вокруг стола
Прямо к водным процедурам,
А потом и за дела.



Гимнастика пробуждения
Оздоровительная пятиминутка после дневного сна

Просыпайтесь, потянитесь,
На бок повернитесь.
Слегка приподнимитесь,
А потом – садитесь.
А теперь вставайте,
Движенье друг за другом начинайте.
По кругу шагаем
И руки поднимаем.
Затем трусцой передвиженье,
И дальше – легкое круженье.
Врассыпную
Всем подвигаться пора,
Поднимитесь на носочки детвора!
Куда хотите, туда и шагайте, потом на пятках путь продолжайте.
Теперь остановитесь
И вниз наклонитесь.
Выпрямляясь, глубоко вздохните,
И еще раз повторите.
продолжайте.
Теперь остановитесь
И вниз наклонитесь.
Выпрямляясь, глубоко вздохните,
И еще раз повторите.
Теперь можно приседать,
И кружиться, и скакать.
Затем к танцу приступить
И фигурой удивить.







Гимнастика пробуждения
«Объявляется подъем!»
Объявляется подъем!
Сон закончился – встаем!
Но не сразу.
Сначала руки
Проснулись, потянулись.
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
На живот перевернемся,
Прогнемся.
А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
Немножко поедем
На велосипеде.
Голову приподнимаем,
Лежать больные не желаем.
Раз, два, три и точно в раз
На коврик нужно нам попасть.
Этот коврик необычный,
Пуговичный, симпатичный.
Этот коврик очень важный.
Он лечебный, он массажный.
Потопчитесь, походите
И немножко пробегите.
Теперь по полу пойдем
На носках, на пятках,
На внешней стороне стопы,
А потом вприсядку!
Мы трусцою пробежим,
Потанцевать чуть-чуть хотим.
После легкого круженья
Фигуру сделаем на удивленье.
Грудную клетку
Поднимаем-опускаем,
Вдох и выдох выполняем.
Окончательно просыпаемся
За дела принимаемся! С уважением!

Гимнастика пробуждения
«Бодрость»

Эй, ребята, что вы спите?
Просыпайтесь, не ленитесь!
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна –
Помогает здорово.

Смотрим вправо, смотрим влево,
Наклони головку вниз.
Смотрим вправо, смотрим влево,
В потолочек оглянись.

Сядем ровно, ножки вместе,
Руки вверх и наклонись:
Наклонитесь, подтянитесь,
Ножки слушайтесь, не гнитесь.

А теперь тихонько сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, оглянулись
И на тапочки наткнулись.

Сжали пальчики, раскрыли,
Много раз так повторили,
Выполняйте поскорее-
Станут пальчики сильнее.


Руки словно два крыла,
Шагом марш вокруг стола
Прямо к водным процедурам,
А потом и за дела

Гимнастика пробуждения

«Объявляется подъем!»

Объявляется подъем!

Сон закончился – встаем!

Но не сразу.

Сначала руки

Проснулись, потянулись.

Выпрямляются ножки,

Поплясали немножко.

На живот перевернемся,

Прогнемся.

А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.

Немножко поедем

На велосипеде.

Голову приподнимаем,

Лежать больные не желаем.

Раз, два, три и точно в раз

На коврик нужно нам попасть.

Этот коврик необычный,

Пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный.

Он лечебный, он массажный.

Потопчитесь, походите

И немножко пробегите.

Теперь по полу пойдем

На носках, на пятках,

На внешней стороне стопы,

А потом вприсядку!

Мы трусцою пробежим,

Потанцевать чуть-чуть хотим.

После легкого круженья

Фигуру сделаем на удивленье.

Грудную клетку

Поднимаем-опускаем,

Вдох и выдох выполняем.

Окончательно просыпаемся

За дела принимаемся!



Предварительный просмотр:

Мaстер-класс для родителей старших дошкольников «Калейдоскоп веселых игр с образами животных» ель: познакомить родителей с aнимало терапевтическими играми и упражнениями, направленными на эмоционально-личностное развитие детей.

Задачи: 

-создать условия для гармонизации детско-родительских отношений;

-обогатить формы игрового взаимодействия в семье дошкольника; способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

 Материалы и оборудование: листы белой бумаги формата А5 по количеству детей, цветные карандаши, мягкие игрушки-зверушки, шарфики по количеству детей, столы, стулья, мячики. 1. Приветствие «Как живешь?»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю поприветствовать друг друга следующим образом. Я буду вас спрашивать: «Как живешь?». А вы будете отвечать дружным хором: «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.

-Как живешь? -

 А идешь?

-Как бежишь?

-А плывешь?

- Ждешь обед? –

 Машешь в след? –

Утром спишь? –

 А шалишь?

2. Игра «Симпатичные зверюшки»

 Взрослые изображают движения, повадки, позы разных животных. Дети отгадывают «зверей».

Воспитатель обращается к детям: «Сейчас ваши родители будут превращаться в разных зверей, а вы должны отгадать этих «животных». Воспитатель объясняет родителям, что необходимо выбирать наиболее характерные движения животных. Например, мышка – бегает на носочках мелкими шажками; заяц – прыгает, поджав лапки и оглядывается по сторонам; лиса – плавно выхаживает, поглаживая хвост; слон – шумно переступает с ноги на ногу и медленно раскачивает головой из стороны в сторону; черепаха – медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею; тигр – напрягает передние лапы, выпускает «когти» и готовится к прыжку, и так далее. Угадав всех, группы меняются ролями.

 3. Игра «Осьминог» Воспитатель сообщает родителям, что в игре дети учатся работать в команде, проявляют ловкость, сообразительность и целеустремленность. Родители ложатся на ковер по кругу, зацепляясь друг с другом в центре ногами и превращаются таким образом в осьминога. Группа детей – «рыбки». Они быстро двигаются между «щупальцами» – руками осьминога и пытаются достать «икринки» – мячики, которые лежат между щупалец осьминога. Побеждает та рыбка, которая сможет собрать больше всех «икринок» и не будет поймана «осьминогом» и посажена в центр круга.

4. Игра «Кенгуру» 

Воспитатель объясняет, что игра «Кенгуру» способствует развитию чувства сопереживания другим, эмпатии, коррекции агрессивных тенденций в поведении детей, способности управлять своим телом. На пояс детей свободно завязывают шарфик, образуя «сумку» кенгуру. В нее сажают детеныша – мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь при этом не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

5. Игра «Сонный медведь» 

Воспитатель объясняет, что данная игра развивает у старшего дошкольника упорство, волю, учит контролировать свои силы. Ребенок ложится животом на ковер. Взрослый осторожно опускается, слегка прижимая бедрами и животом малыша. Ребенок должен проявить упорство и волю, пытаясь выползти и не разбудить «медведя». Если ребенку очень трудно, взрослый ослабляет давление, переворачиваясь и образуя пустоты.

 6. Рефлексия – коллективный рисунок «Веселый зоопарк» или «Грустный зоопарк».

 Воспитатель предлагает детям совместно с родителями на листах бумаги нарисовать любого животного, отобразив его настроение. Если занятие понравилось, то настроение у животного будет веселое, а если нет – грустное. Затем все рисунки располагаются на большом столе и получается целый зоопарк.

7. Ритуал прощания «Доброе животное»

Возьмемся за руки и представим, что мы – одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад, тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Молодцы! Спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороводные игры в помощь молодому воспитателю

Работая, в детском саду уже больше 20 лет я заметила, что хороводные игры почти забыты. Иногда они встречаются на музыкальных занятиях и очень редко в повседневной жизни детского сада. Многие воспитат...

ПЛАНИРОВАНИЕ (в помощь молодым воспитателям)

Помощь в планировании для молодых педагогов. Циклограмма и табличка-шаблон планирования....

В помощь молодым воспитателям: Учимся взаимодействовать с родителями

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...

В помощь молодым воспитателям: Современная семья.Какая она?

Учет психологических знаний  не только о детях, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста, социального положения помогает воспитателю, специа...

В помощь молодым воспитателям: Рекомендации. Как составить портфолио педагога

Даная статья поможет молодым педагогам полно составить портфолио профессиональных достижений...

В помощь молодым воспитателям: Прогулка в детском саду

Как сделать, чтобы прогулка была интересна, полезна  детям? Ответы на эти вопросы будут раскрыты в данном материале...