«Развитие творческих способностей дошкольников через поиск новых форм взаимодействия с родителями»
консультация (старшая группа)
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному микроклимату у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании». Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Сегодня педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по воспитанию.
Установление подобного сотрудничества возможно лишь при соблюдении следующих принципов:
· родители и воспитатели являются партнерами в воспитании и обучении детей;
· единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
· помощь, доверие и уважение к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
· знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
· постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Основными задачами взаимодействия семьи и ДОУ являются:
· сохранение и укрепление здоровья детей,
· приобщение к общечеловеческим ценностям;
· развитие познавательной и коммуникативной активности,
творческих способностей детей.
Осуществление этих задач нацелено на подготовку детей к школьному обучению. Не случайно, и родители, и воспитатели, и учителя начальных классов считают одним из наиболее важных показателей готовности к обучению к школе познавательную активность и креативность будущих первоклассников (то есть способность к творчеству).
Креативность (или творчесткость) естественна для любого человека, так как порождается всем нашим существом. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию определенного продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Творческим процессом может быть также и взаимоотношение между людьми.
Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной педагогике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей приходится именно на дошкольный возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной к игровой.
У ребенка изначально есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Основной принцип педагогики- все дети талантливы. Детская одаренность, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в школьные годы и в юношеском возрасте, если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют родители, понимающие значение творчества и педагоги, чей уровень культуры и профессионализма позволяет увидеть, поддержать и развить интерес ребёнка к творчеству.
Как рождаются способности? В основу умственного развития наших детей положены все те же наши "три кита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняя заинтересованность во всех их делах. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий благоприятствующих их формированию.
В МДОУ «Детский сад №97 комбиниронного вида» сложилась определенная система организации совместной деятельности с учреждениями образования, культуры, спорта и досуга, здравоохранения, внутренних дел и социальной защиты населения, средствами массовой информации, общественными организациями. Педагогический коллектив МДОУ взаимодействует с социокультурными объектами по обеспечению единого культурного и образовательного пространства в рамках личностно - ориентированного подхода к образовательному процессу.
Специфика нашего населённого пункта позволяет обеспечить систематическое приобщение детей к искусству. Поэтому одним важным направлением нашей деятельности является сотрудничество с районной детской библиотекой и домом творчества, которые дети посещают с большой радостью. Наши воспитанники являются частыми гостями и участниками выставок, экскурсий, театрализованных представлений, организуемых в этих учреждениях.
Развитию творческих способностей детей способствует не только предметная среда, созданная внутри сада (Комната сказок, экологическая комната, изостудия), но и организация праздников и развлечений для детей. В их проведении нам помогает установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками педагогов. Многие родители участвуют в создании декораций к праздникам, изготавливают костюмы. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей к участию в театрализованных представлениях в качестве актеров. Кроме того, воспитанники, родители и педагоги принимают активное участие в конкурсах детского творчества различного уровня, тематических акциях, выставках семейного творчества. Большой популярностью пользуются спортивные и тематические праздники, развлечения с участием родителей.
Уверены, устанавливать контакт с родителями наших будущих воспитанников нужно ещё до прихода ребёнка в детский сад. На базе детского сада организован консультативный пункт «Будущий дошколёнок», в котором оказывается практическая помощь родителям детей от 1,5 до 3 лет, готовящихся к поступлению в наш детский сад. Целью деятельности данного пункта является ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду. В старшей группе родителей, педагогов и детей объединяет семейный клуб «Гнёздышко».
Убеждены, воспитать творческую личность по силам только неравнодушным взрослым. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Такой системный подход побуждает и педагогов, и родителей к дальнейшему творческому сотрудничеству и способствует конструктивному решению возникающих проблем.
Используемая литература:
1. Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г.
2. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г.
3. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М., ТЦ «Сфера» 2010г.
4. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования» М., ТЦ «Сфера» 2009г.
5. Петрова Г. И. «Театральные игры в детском саду» М., 2000г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 97 комбинированного вида»
ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через поиск новых форм взаимодействия с родителями»
Подготовил воспитатель:
Абрамова Галина Петровна,
первая квалификационная категория
САРАНСК - 2013 г.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному микроклимату у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании». Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Сегодня педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по воспитанию.
Установление подобного сотрудничества возможно лишь при соблюдении следующих принципов:
- родители и воспитатели являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, доверие и уважение к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Основными задачами взаимодействия семьи и ДОУ являются:
- сохранение и укрепление здоровья детей,
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- развитие познавательной и коммуникативной активности,
творческих способностей детей.
Осуществление этих задач нацелено на подготовку детей к школьному обучению. Не случайно, и родители, и воспитатели, и учителя начальных классов считают одним из наиболее важных показателей готовности к обучению к школе познавательную активность и креативность будущих первоклассников (то есть способность к творчеству).
Креативность (или творчесткость) естественна для любого человека, так как порождается всем нашим существом. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию определенного продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Творческим процессом может быть также и взаимоотношение между людьми.
Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной педагогике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей приходится именно на дошкольный возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной к игровой.
У ребенка изначально есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Основной принцип педагогики- все дети талантливы. Детская одаренность, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в школьные годы и в юношеском возрасте, если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют родители, понимающие значение творчества и педагоги, чей уровень культуры и профессионализма позволяет увидеть, поддержать и развить интерес ребёнка к творчеству.
Как рождаются способности? В основу умственного развития наших детей положены все те же наши "три кита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняя заинтересованность во всех их делах. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий благоприятствующих их формированию.
В МДОУ «Детский сад №97 комбиниронного вида» сложилась определенная система организации совместной деятельности с учреждениями образования, культуры, спорта и досуга, здравоохранения, внутренних дел и социальной защиты населения, средствами массовой информации, общественными организациями. Педагогический коллектив МДОУ взаимодействует с социокультурными объектами по обеспечению единого культурного и образовательного пространства в рамках личностно - ориентированного подхода к образовательному процессу.
Специфика нашего населённого пункта позволяет обеспечить систематическое приобщение детей к искусству. Поэтому одним важным направлением нашей деятельности является сотрудничество с районной детской библиотекой и домом творчества, которые дети посещают с большой радостью. Наши воспитанники являются частыми гостями и участниками выставок, экскурсий, театрализованных представлений, организуемых в этих учреждениях.
Развитию творческих способностей детей способствует не только предметная среда, созданная внутри сада (Комната сказок, экологическая комната, изостудия), но и организация праздников и развлечений для детей. В их проведении нам помогает установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками педагогов. Многие родители участвуют в создании декораций к праздникам, изготавливают костюмы. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей к участию в театрализованных представлениях в качестве актеров. Кроме того, воспитанники, родители и педагоги принимают активное участие в конкурсах детского творчества различного уровня, тематических акциях, выставках семейного творчества. Большой популярностью пользуются спортивные и тематические праздники, развлечения с участием родителей.
Уверены, устанавливать контакт с родителями наших будущих воспитанников нужно ещё до прихода ребёнка в детский сад. На базе детского сада организован консультативный пункт «Будущий дошколёнок», в котором оказывается практическая помощь родителям детей от 1,5 до 3 лет, готовящихся к поступлению в наш детский сад. Целью деятельности данного пункта является ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду. В старшей группе родителей, педагогов и детей объединяет семейный клуб «Гнёздышко».
Убеждены, воспитать творческую личность по силам только неравнодушным взрослым. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Такой системный подход побуждает и педагогов, и родителей к дальнейшему творческому сотрудничеству и способствует конструктивному решению возникающих проблем.
Используемая литература:
1. Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г.
2. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г.
3. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М., ТЦ «Сфера» 2010г.
4. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования» М., ТЦ «Сфера» 2009г.
5. Петрова Г. И. «Театральные игры в детском саду» М., 2000г.
6. Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности» ТЦ «Сфера» М., 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.
Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...
Проект на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности»
Проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности"Введение.У детей дошкольного возраста еще не сформ...
Творческий проект. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Творческий проект для детей 3-4 лет и их родителей ....
Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»
Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...
Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников через поиск новых форм взаимодействия с родителями»
В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии реб...
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро....
«Развитие творческих способностей дошкольников через поиск новых форм взаимодействия с родителями»
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....