Рабочая программа учителя логопеда для детей с ТНР(ОНР) 5-6 лет
рабочая программа

Дорофеева Татьяна Васильевна

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ (далее Программа).

Обязательная часть Программы обеспечивается инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г.; Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г. – 240 стр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_logopeda_onr_5-6_2022-2023_sayt.docx758.66 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание  

1

Целевой раздел

Стр.

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

5

1.2.

Направления коррекционной работы

5

1.3.

Планируемые результаты освоения Программы

6

2.

Содержательный раздел

8

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

8

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

15

2.3.

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции речевых нарушений у детей

20

2.4.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

24

2.5.

Способы и направления поддержки детской инициативы

26

2.6.

Особенности        взаимодействия с семьями воспитанников

28

3.

Организационный раздел

29

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

29

3.2.

Обеспеченность        методическими        материалами и средствами обучения и воспитания

30

3.3.

Распорядок и режим дня

35

3.4.

Учебный план

38

3.5.

Календарный учебный график

39

3.6.

Комплексно - тематическое планирование

40

3.7.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

40

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ (далее Программа).

Обязательная часть Программы обеспечивается инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г.; Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г. – 240 стр.

Программа рассчитана на 1 год обучения ребенка 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  (далее ТНР).

1.1.1.Цель и задачи реализации Программы

Цель:  реализация модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • создание условий для овладения детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  •  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса;
  •  обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;
  •  создание  благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  •  объединение обучения и воспитания в  целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  •  формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  •  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  •  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  •  воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

При разработке Программы учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики:

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

 принцип признания каждого ребенка полноправным  участником образовательного процесса;

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

принцип интеграции усилий специалистов;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

принцип постепенности подачи учебного материала;

принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей

1.1.3.  Значимые для разработки и реализации Программы характеристики  особенностей развития  детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей в возрасте от пяти до шести лет

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020, стр. 237-239.

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой. Издание 3-е, перераб. и доп. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021, стр. 76-77

1.2. Направления коррекционной работы:

Нарушение речевой деятельности у детей с ТНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач:

-   обеспечение коррекции недостатков различных категорий детей с ТНР;

- формирование целевых ориентиров и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы дошкольного образования;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

-   введение ребенка с ТНР в образовательную среду МБДОУ;

- установление преемственных устойчивых связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ТНР.

          Распределение коррекционно-образовательных занятий по развитию речи,

проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с ФГОС ДО к максимальной образовательной нагрузке на ребенка в МБДОУ.

Все организованные формы коррекционно-образовательной деятельности решают как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных индивидуально-типологических особенностей детей. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяются в зависимости от выраженности недостатков развития речи.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную

направленность. Усваиваемые элементы языковой системы включаются в непосредственное общение. Дети применяют отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, в различных видах деятельности.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации  обучающихся.
        Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой. Издание 3-е, перераб. и доп.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021, стр. 18-20

Планируемые результаты освоения программы

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

Образовательная область «Речевое развитие»

Достижения обучающегося

Развитие речи

1

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми.

2

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.

3

Может показать на предложенных картинках названные взрослым действия.

4

Может показать по картинкам предметы определенной  геометрической формы, обладающие определенными свойствами.

5

Понимает  различные формы словоизменения.

6

Понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.

7

Понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь.

8

Без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

9

Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.

10

Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов.

11

 Обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке.

12

Не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках.

13

Называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных

Предметов.

14

Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме.

15

Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах, имена существительные множественного числа в родительном падеже.

16

Согласовывает прилагательные  с существительными единственного числа.

17

Без ошибок употребляет  предложно-падежные конструкции.

18

Согласовывает числительные 2 и 5 с существительными.

19

 Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.

20

Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме.

21

Без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану.

22

Составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану.

23

Составляет рассказ по картине по данному или коллективному составленному плану.

24

 Знает и умеет выразительно рассказывать стихи.

25

 Не нарушает  звуконаполняемость  и слоговую структуру слов.

26

Объем дыхания достаточный,продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме.

27

Темп и ритм речи нормальные.

28

 Ребенок употребляет основные виды интонации.

29

 Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Приобщение к художественной литературе

1

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.

2

Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста.

3

Может выучить небольшое стихотворение.

4

Знает 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

5

Может назвать жанр произведения.

6

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

7

Может назвать любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Учитель-логопед проводит комплексную диагностику речевого развития детей. В сентябре месяце заносит данные педагогической диагностики в «Карты развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой. Издание 3-е, перераб. и доп.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г., стр. 42-64). Инструментарием к педагогической диагностике служит следующая методическая литература: Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание коррекционной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

Согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие» включает:  

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Развитие речи

Задачи образовательной деятельности

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой. Издание 3-е, перераб. и доп.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021, стр. 84-90

Приобщение к художественной литературе

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5-6 лет и с 6-7 лет). - под редакцией Н.В. Нищевой.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. 

Развитие речи

 

Старший возраст 5-6 лет

Из расчета 4 занятия в неделю – всего   144 в год

1.Н.В. Нищева  «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.

2. О.С.Гомзяк  «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе/О.С.Гомзяк». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2019.

3. О.С.Гомзяк  «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе/О.С.Гомзяк». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2019.

4. О.С.Гомзяк  «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе/О.С.Гомзяк». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2019.

Месяц

Неделя

Тема

№ занятия

Источник/страница

Сентябрь

Обследование речи детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Диагностика индивидуального детей воспитателями и педагогом-психологом.

1-16

Н.В.Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 / стр. 65-75

Октябрь

1

Осень

17

1/10

Звук и буква У

18

2/20

Осень

19

1/15

Осень

20

1/19

2

Овощи. Огород  

21

1/29

Звук и буква А

22

2/27

Овощи. Огород

23

1/35

Овощи. Огород  

24

1/40

3

Сад. Фрукты

25

1/49

Звуки У-А

26

2/33

Сад. Фрукты

27

1/59

Сад. Фрукты

28

1/65

4

Лес. Грибы. Ягоды

29

1/70

Звук и буква П

30

2/39

Лес. Грибы. Ягоды

31

1/80

Лес. Грибы. Ягоды

32

1/85

Ноябрь

1

Одежда

33

1/89

Звук и буква О

34

2/45

Одежда

35

1/98

Одежда

36

1/102

2

Обувь

37

1/109

Звук и буква И

38

2/51

Обувь

39

1/117

Обувь

40

1/121

3

Игрушки

41

1/126

Звук и буква М

42

2/57

Игрушки

43

1/131

Игрушки

44

1/136

4

Посуда

45

1/147

Звук и буква Н

46

2/62

Посуда

47

1/151

Посуда

48

1/160

Декабрь

1

Зима. Зимующие птицы

49

1/166

Звук и буква Т

50

3/7

Зима. Зимующие птицы

51

1/177

Зима. Зимующие птицы

52

1/184

2

Домашние животные зимой

53

1/189

Звук [Ть]. Буква Т

54

3/13

Домашние животные зимой

55

1/200

Домашние животные зимой

56

1/203

3

Дикие животные зимой

57

1/209

Звук и буква К

58

3/19

Дикие животные зимой

59

1/219

Дикие животные зимой

60

1/223

4

Новый год

61

1/228

Звук [Кь]. Буква К

62

3/23

Новый год

63

1/238

Новый год

64

1/243

Январь

2

Мебель

65

1/247

Звук [К-Кь]. Буква К

66

3/28

Мебель

67

1/250

Мебель

68

1/260

3

Транспорт

69

1/263

Звук и буква Б

70

3/33

Транспорт

71

1/272

Транспорт

72

1/278

4

Профессии на транспорте

73

1/281

Звук [Бь]. Буква Б

74

3/38

Профессии на транспорте

75

1/290

Профессии на транспорте

76

1/294

Февраль

1

Детский сад. Профессии

77

1/298

Звук и буква Э

78

3/43

Детский сад. Профессии

79

1/308

Детский сад. Профессии

80

1/311

2

Профессии. Швея

81

1/315

Звуки [Г-Гь].  Буква Г

82

3/48

Профессии. Швея

83

1/324

Профессии. Швея

84

1/327

3

Профессии на стройке

85

1/331

Звук [Ы]. Буква Ы

86

3/58

Профессии на стройке

87

1\66

Профессии на стройке

88

1/344

4

Наша Армия

89

1/347

Звук [С]. Буква С

90

4/7

Наша Армия

91

1/352

Наша Армия

92

1/355

Март

1

Весна

93

1/364

Звук [Сь]. Буква С

94

4/13

Весна

95

1/374

Весна

96

1/379

2

Комнатные растения

97

1/384

Звук и буква Ш

98

4/19

Комнатные растения

99

1/394

Комнатные растения

100

1/399

3

Аквариумные и пресноводные рыбы

101

1/403

Звуки С-Ш

102

4/25

Аквариумные и пресноводные рыбы

103

1/413

Аквариумные и пресноводные рыбы

104

1/416

4

Наш город

105

1/420

Звуки [Х-Хь].  Буква Х

106

4/31

Наш город

107

1/428

Наш город

108

1/432

Апрель

1

Весенние сельскохозяйственные работы

109

1/436

Звуки [В-Вь].  Буква В

110

4/36

Весенние сельскохозяйственные работы

111

1/441

Весенние сельскохозяйственные работы

112

1/448

2

Космос

113

1/452

Звук и буква З

114

4/41

Космос

115

1/460

Космос

116

1/464

3

Хлеб

117

1/468

Звук [Зь]. Буква З

118

4/47

Хлеб

119

1/475

Хлеб

120

1/479

4

Почта

121

1/484

Звук и буква Ж

122

4/53

Почта

123

1/488

Почта

124

1/493

Май

1

Правила дорожного движения

125

1/496

Звуки З-Ж

126

4/59

Правила дорожного движения

127

1/501

2

Насекомые и пауки

128

1/505

Звук [Д-Дь]. Буква Д

129

4/65

Насекомые и пауки

130

1/509

3

Времена года. Лето

131

1/512

Звук [Ф-Фь]. Буква Ф

132

4/71

Времена года. Лето

133

1/521

Времена года. Лето

134

1/524

4

Полевые цветы

135

1/527

Звук Ль. Буква Л

136

3/53

Полевые цветы

137

1/532

Полевые цветы

138

1/538

Комплексная диагностика речевого развития детей

139-144

Н.В.Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» С-Пб, Детство-пресс, 2015 / стр. 65-75

                                   

Восприятие художественной литературы

Возраст

Образовательная деятельность в режимные моменты

5-6 лет

Восприятие художественной литературы

Источники:

  1. Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова «Комплексно – тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет)»- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019.
  2. Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет» - 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019.
  3. Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам – 5-7 лет», вып.1 – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019.
  4. Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам – 5-7 лет», вып.2 – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018.

5) Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам – 5-7 лет», вып.3 – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019.

6) Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам – 5-7 лет», вып.4 – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019.

7) Учебно – методический комплект к программе «От рождения до школы», «Хрестоматия для чтения детям в детском саду дома: 5-6 лет» - М., «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», 2016.

№ п/п

Тема

Страница

Источник

1.

Пересказ рассказа Л.Толстого «Галка и кувшин»- ССК

Стр.10

4

2.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Стр.18

1

3.

Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Дуб»

Стр.254

2

4.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Стр. 12/4

1/ 4

5.

Чтение стихотворения Е. Стюарт «Огород»

Стр.18/321

1/2

6.

Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок»

Стр.23

1

7.

Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»

Стр.28

1

8.

Пересказ рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Стр. 4

5

9.

Заучивание стихотворения Г. Виеру «Шарфик»

Стр.33/336

1/2

10.

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Стр.38/287

1/8

11.

Чтение стихотворения К. Кубилинскаса «Игрушки»

Стр.43/341

1/2

12.

Чтение стихотворения З. Александровой «Большая ложка»

Стр.48/345

1/2

13.

Пересказ рассказа В. Сутеева «Про коньки и Снежинку»

Стр 8

6

14.

Пересказ сказки К. Ушинского «Козёл» - ССК

Стр.10

3

15.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»- серии .сюжетных картинок

Стр.64/16

1/4

16.

Чтение стихотворения .Е.Благининой «Стихи о ёлке, о сером волке»

Стр. 366

2

17.

Заучивание стихотворения -загадки В.Данько «Стихи о ёлке»

Стр.69/367

1/2

18.

Чтение стихотворения .В.Маяковского «Сработать мебель мудрено»

Стр.74/368

1/2

19.

Чтение стихотворения-  А. Матутиса «Снежинка и троллейбус»

Стр.79/372

1/2

20.

Заучивание стихотворения Б. Заходера «Шофёр»

Стр.83/376

1/2

21.

Чтение стихотворения .В.Степанова «Повар», «Дворник», «Врач»

Стр. 378

2

22.

Заучивание стихотвореия В. Орлова «Портниха»

Стр.91/380

1/2

23.

Чтение стихотворения В. Степановой «Наша армия»

Стр.95/386

1/2

24.

Чтение стихотворения В. Степанова «Крановщик»

Стр.99/383

1/2

25.

Пересказ рассказа В.Сутеева «Как зима кончилась»-

Стр. 4

6

26.

Заучиание стихотворения Н. Нищевой «Хлорофитум»

Стр.110/396

1/2

27.

Чтение стихотворения Б. Заходера «Про сома»

Стр.115/398

1/2

28

Чтение стихотворения В. Рождественкого «Невские львы»

Стр.120/402

1/2

29.

Заучивание стих. В. Степанова «Снег растает  поле…»

Стр.  403

2

30.

Чтение стих. В. Степанова «Космонавт», «Астроном»

Ср.406/407

2

31.

Чтение стихотворения Е. Стюарт «Пекари»

Стр.134/410

1/2

32.

Чтение стихотворения С. Маршака «Почта», беседа

Стр.138/414

1/2

33.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Утренние лучи»- ССК

Стр. 20

4

34.

Чтение стих. И. Яворской «Помните, и младшие, и старшие»

Стр.143/417

1/2

35.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Муравей и голубка»

Стр. 8

4

36.

Чтение стихотворения Е. Благининой «Одуванчик»

Ср.152/430

1/2

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы  

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого  нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Образовательная область «Речевое развитие»

5-6 лет

Организованная образовательная деятельность

Развитие речи

(4 раза в неделю)

Подгрупповой

Чтение;

Беседы, обсуждение

Сочинение загадок,

рифмовок, сказок

Разучивание стихотворений

Пересказ

Составление творческих рассказов (описательных, по сюжетной картине и серии картин)

Дидактические игры

Игры - драматизации

Игровые проблемные ситуации

Рассматривание

Игры

1.Картины - В. М. Каратая «Повара», О. Р. Гофман «Мы играем в магазин», О. Р. Гофман «Дочки-матери», «Мы дежурим»,  «Корова с телятами и бык»,  «Кто как зимует»,  В. М. Каратая «На стройке»,   В. М. Каратая «На границе», В. М. Каратая «Летчики»,  В. М. Каратая «Строительство космической станции»  В. М. Каратая «Золотая рожь»,  В. М. Каратая «В пекарне»,  «На почте»,

2.Сюжетные картинки - по теме «Осень»,  конверты с целыми и разрезными сюжетными картинками (по лексическим темам)  «За грибами»,  сюжетная картинка с изображением девочки с гномиком, серия картинок «Штанишки для мишки», серия картинок «Аленький цветочек», серия картинок «Воришка», серия картинок «Лев и мяч», картинки по теме «Труд на селе весной», серия картинок «Волшебное семечко», сюжетные картинки по теме «Почта», сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», серия картинок «Новая машина», «Лето»

3.Предметные картинки, плоскостные  и контурные изображения, трафареты по теме «Овощи», «Фрукты», «Грибы. Ягоды», «Одежда», «Игрушки», «Зима», «Посуда», «Зимующие птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Цветы», «Транспорт», «Профессии на транспорте», «Инструменты и орудия труда», «Профессии на стройке», «Перелетные птицы, «Деревья», «Мебель», «Дикие животные», «Мебель»,, «Новый год» «Комнатные растения», «Рыбы»,, «Космос», «Почта», «Насекомые», «Весенние цветы», «Швея», «Детский сад.», «Профессии», «Наша Армия»   «Сельскохозяйственные работы», предметные картинки со звуками [ш], [ж] , [р], [с] , [з]

4.Игры -  «Четвертый лишний»,  «Катины подарки»,  «Разноцветные листья», «Разноцветные круги», «В огороде у козы Лизы»,  « Поможем клоуну Роме»,  «Собери яблоки»,  «Грибники»,  «Помоги Пете», «Два и пять»,  «Кормушка», «Снегопад», «Веселые путешественники», «Поможем Жене», «На лыжах»,  «Украшаем елку», «Что везет лошадка?», «Помоги Пете», «Разложи вещи».  «Найди место»,  «Найди пару», «Что перепутал художник?», «Свяжи пары», игра-застежка «Ерши», «Рыбка»,  «Поможем Жене и Шуре». «Разноцветные грузовики»,  «Разноцветные квадраты», «В гостях у Федоры», «Отправь посылку», «На полянке», «Что возьмем на пляж?», «Веселые гонки», CD «Игры на развитие словаря , звуковой культуры речи»

5.Прочее оборудование - мольберт, магнитная доска, наборное полотно, коврограф, настольная  ширма, мячи, обручи, таблица «Разноцветные листочки», ведерко с каштанами,  фишки для слогового анализа, контейнер с цветными карандашами,  карточки со словами для чтения, мелкие игрушки, ведерко с пластмассовыми буквами, «светофоры», игрушки,  муляжи овощей и фруктов, листья, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, массажные мячики,  магнитные буквы,   разноцветные флажки, коробочка с наклейками, небольшие лоскутки разных тканей, карточки для игры в слоговое домино «светофорчики» , игрушки, названия которых начинаются со звуков [к] и [г],   пластиковые бутылочки для упражнения на дыхание,   разноцветные шнурочки с закрепленными на их концах «липучками», предметы со звуками [в] и [в'] в названиях,   карточки со словами для составления предложений, соски, надетые на шпатели, игрушки (по лексическим темам), контейнер с фишками для слогового анализа,  карточки для определения места звука в слове,  карточки с ребусом,   схема рассказа (по лексическим темам) , конструктор «ЛЕГО»,  карточки-шифровки (по лексическим темам), карточки с предложениями, алгоритм для составления рассказа (  по лексическим темам).

Индивидуальная работа 3 раза в неделю

Индивидуальный

Зеркало с лампой дополнительного освещения.

Стол

Столик

Стульчики

Сенсорная панель «Touch Paint»

Шкаф для игр

Развивающая полочка

Детские органайзеры

Мольберт

Магнитная доска

Наборное полотно

Настольная ширма

Контейнер (дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания, свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары , мыльные пузыри, перышки, листочки )

Контейнер  с играми  «Разрезные картинки»- по лексическим темам

 Материал  (предметные и сюжетные картинки) для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и  йотированных звуков

Логопедические альбомы  для обследования речи

Папка «Алгоритм описания предметов» (по лексическим темам)

Папки с лото, домино и другими  настольно-печатными  играми  по изучаемым темам

Папки с предметными и сюжетными картинками (по лексическим темам)

Контейнер  небольших игрушек  по лексическим темам

Наборы  муляжей – фруктов  и овощей

Контейнер  (геометрические  фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино и счетный  материал)

Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи (по лексическим темам) Контейнер  с  материалом   по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги, квадраты разных цветов).

 Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и  слогового анализа и  синтеза (по лексическим темам)

Разрезной и магнитный алфавит.

Алфавит на кубиках

Кубики Дьенеша

Папка со слоговыми таблицами

Набор карточек  со словами для чтения

Набор карточек с предложениями

Контейнер с игрушками для инсценировки сказок

Контейнер с цветными карандашами

Набор карточек с ребусами

Набор карточек  с  кроссвордами

Набор карточек-шифровок

Папка со схемами  рассказов  

Картины-  В. М. Каратая «Повара»,  О. Р. Гофман «Мы играем в магазин»,  О. Р. Гофман «Дочки-матери»,  «Мы дежурим»,  «Корова с телятами и бык», «Кто как зимует», В. М. Каратая «На стройке»,  

 В. М. Каратая «На границе»,  В. М. Каратая «Летчики», В. М. Каратая «Строительство космической станции», В. М. Каратая «Золотая рожь», В. М. Каратая «В пекарне»,  «На почте»

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции  речевых нарушений у детей

 Коррекционная работа учителя-логопеда

с детьми 5-6 лет

Направления работы

Формы работы

Периодичность проведения

1. Диагностическая работа

Индивидуальная

Подгрупповая

2 раза в год

Обсуждение динамики развития – январь (ПМПк)

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми (развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа, развитие просодической стороны речи, коррекция  произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова, совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты,

 развитие связной речи и речевого общения.

Индивидуальная

Ежедневно

Подгрупповая

В соответствии с расписанием ООД

3.Взаимодействие с семьей

Групповые родительские собрания.

Индивидуальные консультации. Анкетирование.

По плану

Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных - названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными 

союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза. Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и

согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой - звонкий , твердый - мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. 

Развитие связной речи 

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать

умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

 

 Система взаимодействия специалистов по реализации Программы

Образовательная область

Подраздел

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Социально-коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

-

Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед,

музыкальный руководитель

Ребенок в семье и сообществе

-

Воспитатель-  учитель-логопед-родители

Основы безопасности

-

Воспитатель

Познавательное развитие

Развитие математических представлений

Познавательно-исследовательская,

Конструктивно-модельная

Воспитатель,

педагог-психолог*

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель-Учитель-логопед

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

Логопедическое занятие

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед, воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Лепка, аппликация

Музыкальное развитие

Воспитатель

Музыкальный руководитель-Воспитатель-

Воспитатель

Воспитатель-Учитель-логопед

Физическое

развитие

Физическая культура

Воспитатель

Воспитатель-

Учитель-логопед

* - игровой час 1 раз в неделю (игры на развитие познавательных процессов).

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Развитие ребенка в образовательном процессе ДОО осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления. 

Особенности образовательной деятельности разных видов

Виды деятельности

Особенности образовательной деятельности

Игровая деятельность 

является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В расписании организованной образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта детей тесно связано с содержанием  организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность

направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В расписании организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Речевая деятельность

направлена на овладении детьми самостоятельной, связной, грамматически  правильной  речью, фонетической  системой русского языка. Основой планирования  коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное обучение  по речевой деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность

включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Чтение художественной литературы

организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Конструктивно-модельная деятельность

представлена разными видами художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельность 

реализуется в процессе организованной образовательной деятельности, которая проводится музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении (музыкальном зале)

Двигательная деятельность 

реализуется в процессе занятий по физической культуре. Направлена на формирование потребности у детей в ежедневной двигательной активности, развитие инициативы, самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценки при выполнении движений.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Организуется ежедневно в режимных моментах, в том числе на прогулке, утром и вечером.

Особенности образовательной деятельности,  осуществляемой в ходе  

режимных моментов

Режимный момент

Формы образовательной деятельности

Утро

- наблюдения (в уголке природы); за деятельностью взрослых (сервировка стола);

- индивидуальные игры, игры подгруппами (д/игры, с/р игры, п/игры);

-индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда;

- создание игровых, проблемных ситуаций, ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в д/с, проявлений эмоциональной отзывчивости;

- трудовые поручения (сервировка столов, уход за комнатными растениями и пр.);

- беседы и разговоры с детьми по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, альбомов;

- индивидуальная работа в соответствии с задачами образовательных областей;

- двигательная деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в 1-ой половине дня;

- работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Прогулка

- п/игры, упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности;

- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

- экспериментирование с объектами неживой природы;

- с/р и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

- элементарная трудовая деятельность детей на участке д/с;

- индивидуальная работа по физическому развитию детей, упражнения в двигательных навыках;

- свободное общение педагогов с детьми.

Вечер

Культурные практики

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда

Самостоятельная деятельность детей

Особенности   организации культурных практик

Программой предусматривается организация культурных практик  с целью приобщения детей к разным видам социальной культуры.

2.5.  Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива  проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Содержание программы отражает следующие направления развития детской инициативы и самостоятельности:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.

- постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу.

- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Способы поддержки детской инициативы

Возрастная группа

Способы поддержки детской инициативы

Старшая группа

Привлечение детей к планированию жизни группы на день;

Обсуждение детских вопросов и проблем, поиск ответов и решений;

Проблемные игровые и практические ситуации в режимных процессах и свободной деятельности;  

Наличие в группе предметов, побуждающих к интеллектуальной активности: книги, энциклопедии, карты, коллекции;

Творческие ситуации в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, ручном труде, словесное творчество (спектакль по знакомым сказкам, игры малышам в подарок, книжки-самоделки, концерт для ребят из соседней группы и пр.)

Участие детей в украшении группы, помещений МБДОУ, участка к праздникам;

Наличие в группах экранов выбора деятельности;

Наличие условий для обозначения своего эмоционального состояния «Экран настроения»;

Наличие книжек-самоделок, игрушек-самоделок;

Схемы, модели, фотографии или картинки  последовательности действий (создания постройки, выполнения  аппликации или поделки, бытового труда и пр.); Индивидуальные выставки; Карточки с заданиями;

Коллекционирование;

«Сундучок сюрпризов» с таинственными схемами, зашифрованными записями, деталями устройств, сломанными предметами, ребусами, увлекательными загадками и заданиями.

2.6.  Особенности взаимодействия  с семьями воспитанников

Основные цели и задачи

Инновационная программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 96-97

Основные направления и формы взаимодействия с семьей.

Направления взаимодействия с семьей

Формы взаимодействия с семьей

Периодичность

Взаимопознание и взаимоинформирование

Анкетирование

По годовому плану

День открытых дверей

1 раз в год

Буклеты

Памятки

По годовому плану

Информационные стенды

Интернет-сайт ДОО

Соц.сети Вконтакте        

По мере обновления информации

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

Родительские собрания

Консультации

Рекомендации

По годовому плану

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Праздники: «Осенние праздники», «Новый Год», 8 марта, «Весенний праздник», «День Защиты детей»

По годовому плану

Тематические развлечения «Мама, папа, я-счастливая семья», «Зарничка»,  «День Знаний»

По годовому плану

Конкурс чтецов «День Победы»

По годовому плану

- выставки семейного творчества
- семейные фотоколлажи
- субботники
- акции

В течение учебного года

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технических условий реализации Программы

Описание функционального использования помещений и их оснащения

Вид помещения.

Функциональное использование

Оснащение

Групповая комната:

  • Самообслуживание
  • Организованная образовательная деятельность «Развитие речи»,   «Развитие математических представлений», «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)» , «Познавательно –исследовательская деятельность», »Конструктивно-модельная деятельность», «Восприятие художественной литературы»
  • Образовательная деятельность и культурные практики в режимных моментах
  • Самостоятельная деятельность детей

-        Детская мебель (игровая, мебель для образовательной деятельности)

-        Интерактивная панель

-        Ноутбук

Развивающая среда:

-        Центр «Будем говорить правильно»

- Центр «Наша библиотека»

- Центр науки и природы

- Центр математического развития

- Центр конструктивно-модельной деятельности

- Центр художественного творчества

- Музыкальный центр

- Центр « Играем в театр»

- Центр «Сюжетно-ролевых игр»

-Центр «Умелые руки»

-Физкультурный центр

Кабинет учителя-логопеда

Осуществление индивидуальной индивидуально -коррекционной работы с детьми

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения
  • Стол и стульчики для занятий
  • Настольно-печатные  игры
  • Материал для автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

                   Обеспеченность методическими материалами

Образовательная область «Речевое развитие»

Восприятие художественной литературы

Возраст

Методическая литература

5-6 лет

 Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет  Издание 3-е, перераб. и доп.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021

Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.

 Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова «Комплексно-тематическое

планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с5 до6 и с 6 до7 лет)», 2020

Гербова В.В.

Развитие речи в детском саду: старшая группа (5-6 лет), - М.: Мозаика- Синтез, 2016 г.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, 319 с.

Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск1  – СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

 Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск2  – СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск3  – СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

 Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск  – СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

Развитие речи

Методическая литература

5-6 лет

 Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет  Издание 3-е, перераб. и доп.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО   для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа) .— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова «Комплексно – тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет)»- СПб, издательство «Детство – Пресс», 2021.

Перечень средств обучения и воспитания

        

Перечень оборудования и средств обучения в кабинете учителя-логопеда

Оснащение логопедического кабинета:

  1. Настенное зеркало (50х100) – 1 шт.
  2.  Стол для логопеда – 1 шт.
  3.  Детские стол – 1 шт.
  4.  Детские стулья – 3 шт.
  5.  Шкаф для пособий – 1 шт.
  6. Лампа над зеркалом – 1 шт.
  7. Картотека на имеющиеся пособия.
  8. Зеркала для индивидуальной работы – 10 шт.
  9. Мольберт.
  10.  Ноутбук
  11. Цветной принтер.
  12.  Касса букв.
  13.  Магнитофон – 1 шт.
  14. Стол «Песочная терапия»
  15. Шкаф открытый для пособий

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми:

  1. Индивидуальные шпателя.
  2. Текстовый материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
  3. Материалы для обследования устной речи.
  4. Артикуляционные профили, комплекс артикуляционной гимнастики.
  5. Пособия для развития дыхания и мелкой моторики.

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-

логопеда

Центр развития артикуляционной моторики, постановки, автоматизации и дифференциации звуков, развития фонематического слуха

1.

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики

2.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: Издательство ГНОМ, 2014

3.

Папка с профилями артикуляции и символами свистящих, шипящих и сонорных звуков

4.

Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения всех групп звуков.

5.

Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021

6.

Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/ авт.-сост. А.Ф.Рыбина. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 110с. : ил.

7.

Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/ авт.-сост. Л.Е.Кыласова. – Изд. 4-е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 367с.

8.

Епифанова О.В. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры 6-9 лет/ сост. О.В.Епифанова. –Изд.2-е. – Волгоград: Учитель. – 179с.

9.

Логопедия: практическое пособие/ авт.-сост. В.И.Руденко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс,2018.

10.

Воронина Л.П., Червякова Н.А. картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

11.

Книга «Трудные звуки» для автоматизации звуков

12.

Громова О.Е. Логопедическое лото – учим звуки [Р]- [Р']

13.

Громова О.Е. Логопедическое лото – учим звуки [Л]- [Л']

14.

Громова О.Е. Логопедическое лото – учим звук [Ж]

15.

Громова О.Е. Логопедическое лото – учим звук [Ш]

16.

Дидактическая игра «Звуки»

17.

Дидактическая игра «Чем отличаются слова?»

18.

Дидактическая игра «Звонкий – глухой»

19.

Дидактическое лото  «Говори правильно  [Л']»

20.

Дидактическое лото  «Говори правильно  [Л]»

21.

Дидактическое лото  «Говори правильно  [Р']»

22.

Дидактическое лото  «Говори правильно  [Щ]»

23.

Дидактическое лото  «Говори правильно  [Ш]»

24.

Н.В. Нищева «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков с,сь,з,зь,ц. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021

25.

Н.В. Нищева «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков с,з,ш,ж Учебно-методическое пособие. Выпуск 2» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020

26.

Н.В. Нищева «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков с,сь,щ,ч,ть,ц. Учебно-методическое пособие. Выпуск 3» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020

27.

Н.В. Нищева «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков л,ль,р,рь. Учебно-методическое пособие. Выпуск 4» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021

28.

Н.В. Нищева «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков р,рь,л,ль. Учебно-методическое пособие. Выпуск 5» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020

29.

Н.В. Нищева «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп». - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020

Центр подготовки к обучению грамоте

1.

Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

2.

Федин С.Н. Как научить ребенка читать/Ольга и Сергей Федины. – М.: АЙРИС – пресс,2016

3.

Полякова М.А. как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис – пресс,2008

4.

Косинова  Е.М. Логопедический букварь. – М.: Азбука-Аттикус,2016

5.

Жукова  Н.С. Первая после Букваря книга для чтения. – Москва: Эксмо,2016

6.

Узорова О.В., Нефедова  Е.А. 300 упражнений для быстрого обучения чтению.

7.

Нищева Н.В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016

8.

Пеналы с символами звуков, слогов, слов, схем предложений

9.

Палочки и шнурочки для выкладывания букв

10.

Тарелочки, манка для написания букв

11.

Кассы букв на каждого ребенка

12.

Игра-занятие Азбука-песенка

13.

Почитайка (пособие для закрепления навыков чтения, различения понятий «слог», «слово», «предложение»)

14.

Домино

15.

Таблицы и тексты для чтения

16.

Игры с буквами «Сложи слово»

17.

Схемы слов, предложений

Центр развития речевого дыхания и голоса

1.

Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019

2.

Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, листочки, мыльные пузыри, вертушки.

3.

Игра «Горячий чай»

Центр развития связной речи

1.

Сюжетные картинки, серии сюжетных картин

2.

Пособия В.В. Гербовой, О.Гомзяк по развитию связной речи у детей

3.

Схемы для пересказывания

4.

Мнемотаблицы

5.

Дидактическое пособие «Расскажи сказку»

Центр развития мелкой моторики и графических навыков

1.

Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018

2.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А.Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018

3.

Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н.Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014

Материал для нетрадиционной пальчиковой гимнастики (резиночки, зубные щетки, грецкие орехи, колпачки, «ежики»)

2.

Пуговицы

3.

Пособия для шнуровки

4.

Картинки для раскрашивания и штрихования

5.

Пирамидка

6.

Тренажёры «Су-Джок» для массажа пальцев и кистей рук

7.

Мозаики

8.

Калейдоскоп

9.

Игрушка из дерева «Зебра»

10.

Игрушка из дерева «Танцующие пчелки»

11.

Пальчиковый тренажер – слоник

12.

Доска для рисования

Центр формирования лексико-грамматического строя речи

Наименование

1.

Предметные картинки по лексическим темам

2.

Дидактическая игра «Глаголы в картинках»

3.

Дидактическая игра «Делим слова на слоги»

4.

Демонстрационный материал «Гнездо, улей, нора»

5.

Грамматика в картинках «Один – много»

6.

Грамматика в картинках «Словообразование»

7.

Грамматика в картинках «Ударение»

8.

Гербова В.В. Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду»

9.

Игры по обогащению словарного запаса: «Времена года», «Большие и маленькие», «Цветы», «Овощи, фрукты», «Ягоды», «Домашние животные» и т.д.

10.

Игры по формированию грамматического строя речи: «Большой-маленький», «Антонимы», «1,2…5» и т.д.

11.

Предметные картинки на подбор антонимов

12.

Схемы предлогов

13.

Пособия на составление предложений с предлогами

Центр развития общих речевых навыков

Наименование

1.

Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019

1.

Мнемотаблицы «Моё настроение»

2.

Дидактическая игра «Театр настроения»

                                  3.3. Распорядок и режим дня

Организация режима пребывания воспитанников в ДОО соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и регламентируется действующим СанПиН. Режим дня регламентируется «Положением о правилах внутреннего распорядка обучающихся (воспитанников) осваивающих адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка».

Режим   дня – это локальный акт, который разрабатывается на теплый и холодный период года, утверждается приказом   заведующего на   начало учебного года, на начало каникул и определяет временные рамки всех режимных моментов.

Все временные изменения вносятся в режим дня с конкретным указанием дней недели, возраста обучающихся. В период каникул в теплый период года режим дня меняется: вся жизнь детей организуется преимущественно на воздухе (кроме сна и питания), где проводятся разные виды деятельности, закаливающие процедуры.

Режимные

моменты

Старшая группа с ТНР (ОНР)

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

6.00-8.00

Утренняя гимнастика

       8.00 - 8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10 - 8.40

Утренний круг

8.40 – 9.00

Организованная образовательная  деятельность, занятия со специалистами

9.00 - 10.25

Второй завтрак

10.25 - 10.40

Подготовка к прогулке, прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми

10.40 -12.30

Возвращение с прогулки, игры, чтение художественной литературы

12.30 - 12.40

Подготовка к обеду, обед, дежурство

12.40 - 13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10 - 15.00

Постепенный

подъем, гимнастика пробуждения,

самостоятельная деятельность

деятельность

15.00 - 15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20 - 15.40

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда.

Игры, самостоятельная  детская деятельность.

15.40 – 16.40

Вечерний круг

16.40 – 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

        16.50 - 18.00

                                            Распорядок и режим дня.

Холодный период

                                                                                                                                       

Теплый период

Режимные моменты

Старшая группа с ТНР (ОНР)

Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, дежурство

6.00-8.20

Утренняя гимнастика

8.20-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Подготовка к прогулке,

Прогулка (игры, наблюдения, труд)

8.50-12.10

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.10-12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, игры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.45

Подготовка к прогулке, прогулка (совместная и самостоятельная деятельность), уход домой

15.45-18.00

3.4. Учебный план

Инвариантная часть

старшая группа

(5-6 лет)

Виды занятий

в неделю

в месяц

в год

Познавательное развитие

2

8

72

Конструктивно-модельная деятельность

1/2

2

18

Познавательно-исследовательская деятельность

1/2

2

18

Развитие математических представлений

1

4

36

Речевое развитие

4

16

144

Коррекционное (логопедическое)

4

16

144

Художественно-эстетическое развитие

5

20

180

Художественно-эстетическое развитие. Рисование

2

8

72

Художественно-эстетическое развитие. Лепка

1/2

2

18

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация

1/2

2

18

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное

развитие

2

8

72

Физическое развитие

3

12

108

Физическая культура (в помещении)

2

8

72

Физическая культура (на улице)

1

4

36

Психологическая коррекция

1

4

36

Итого

15

60

540

3.5. Календарный учебный график

Организация образовательного процесса

  1. Режим работы учреждения

Продолжительность учебной недели

5 дней (с понедельника по пятницу)

Время работы  Учреждения

12 часов (с 6.00 до 18.00 часов)

Нерабочие дни

Суббота, воскресенье и праздничные дни

Количество возрастных групп

Старшая группа

  1. Продолжительность учебного года, количество недель в учебном году

Учебный год

с  начала сентября по конец мая

36 недель

I полугодие

с  начала сентября по конец декабря

17 недель

II полугодие

со 2 декады января по конец мая

19 недель

Возрастная группа/ количество занятий в неделю/объем недельной

образовательной нагрузки

организованной детской деятельности  (в мин.)

Старший возраст  (5-6 лет)

15 занятий/325 мин.

  1. Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса

3.1.  Проведение индивидуального учета результатов освоения обучающимися АООП Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Рябинка»

Наименование

Сроки

Проведение индивидуального учета результатов освоения обучающимися АООП

Сентябрь

Май

3.2. Праздники для  обучающихся

Наименование

Сроки/ даты

Осенние праздники

Конец октября

Новогодние  праздники

Конец декабря

Зимний спортивный праздник

Середина января

Международный женский день

Перед 8 марта

Весенние  праздники

Конец апреля

  1. Каникулярное время, праздничные (нерабочие) дни

4.1. Каникулы

 

Сроки/ даты

Летние каникулы

С начала июня по конец августа

4.2. Праздничные дни

День народного единства

4 ноября

Новогодние праздники

1 декада января

День Защитника Отечества

23 февраля

Международный женский день

8 марта

Праздник весны и труда

1 мая

День Победы

9 мая

День России

12 июня

  1. Мероприятия, проводимые  в летние каникулы

Наименование

Сроки/ даты

Праздник «Международный День защиты детей»

Первая неделя июня

День России.

Начало июня

Летний спортивный праздник

Середина июля

День города.

Конец августа.

Конкурсы и  выставки детских творческих работ

Июнь-август

3.6. Комплексно – тематическое планирование

Старшая  группа (5-6 лет)

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой. Издание 3-е, перераб. и доп.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 –  с.137-140

3.7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

      1. День Знаний - Сентябрь (тематические  развлечение)

      2. Осенний праздник  – Октябрь

      3. Мама, папа, я – счастливая семья – Ноябрь (тематические развлечение)

      4. Праздник Новый год – Декабрь

      5. День здоровья – Январь (спортивный праздник )

      6. День защитника Отечества – Февраль («Зарничка»)

      7. Праздник 8 марта – Март

      8. Праздник Весны – Апрель

      9. День Победы – Май

10. Выпускной праздник – Май (подготовительная группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР

Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в  действие  нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает напис...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР 2016 - 2017 учебный год.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе  компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (старшая группа) разработана  на основе адаптированной...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)...

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Подготовительная к школе группа.

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Подготовительная к школе группа....

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Средняя группа

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Средняя группа...