Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6», в соответствии с ФГОС ДО.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logopunkta.docx | 217.83 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п.п | Содержание | Страница |
I | Целевой раздел | |
1 | Пояснительная записка коррекционно-развивающей программы логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6» | 2 |
1.1 | Цели и задачи реализации программы | 3 |
1.2. | Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы) | 3 -4 |
2 | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы | 4 |
2.1 | Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы | 4 |
2.2 | Критерии логопедической диагностики (мониторинга) освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками. | 4-5 |
II | Содержательный раздел. | 5 |
1 | Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 5 |
1.1. | Содержание и организация коррекционной работы | 5-6 |
1.2. | Направления коррекционной работы | 6-10 |
1.3. | Система взаимодействия с семьями воспитанников. | 10 |
1.4. | Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами. | 10-11 |
III | Организационный раздел | 11 |
1. | Материально-техническое обеспечение программы | 11 |
1.1 | Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы. | 12 |
1.2 | Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями. | 12 |
2. | Режим дня. | 13 |
2.1 | Режим дня 5-6 лет старшая группа (холодный период) | 13 |
2.2. | Режим дня 6-7 лет подготовительная к школе группа (холодный период) | 14 |
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6», в соответствии с ФГОС ДО.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОО с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОО.
Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации он может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники, имеет при этом определённую специфику работы. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОО любого типа, результативна и малозатратна.
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы:
- раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- осуществление мониторинга речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции речевого дефекта ребёнка с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально – личностных особенностей детей;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно– образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также оптимизации процесса логопедического воздействия.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы дети 5-7 лет)
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы русского языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.
К ОНР и НВ ОНР отнесены дети с нарушенными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ФФНР и ОНР III - IV уровней речевого развития строится с учетом особенностей психического развития детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФНР и ОНР III - IV уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.
Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.
Приложение № 1 Списки детей.
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы
2.1 Планируемый результат:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2.2. Критерии логопедической диагностики (мониторинга) освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОО может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОО Федеральным государственным требованиям (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;
определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОО реализуется по следующим направлениям:
- I направление - работа со всеми воспитанниками. Консультативное сопровождение. Обследование по заявкам - обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
- II направление - работа с детьми, принятых в логопункт.
С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся в логопункте.
Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 30 сентября и с 1 по 31 мая.
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Зачислить детей в логопедический пункт, с учетом выявленных нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звуко-слоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Грамматический строй речи
- Навыки словообразования
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемая методика:
- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»,
- Косинова Е.М. «Логопедические тесты».
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников, и применяется следующая система мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
- Сбор анамнестических данных
- Беседы с родителями
- Беседа с детьми
- Беседа с воспитателями
II. Содержательный раздел.
Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
1. Содержание и организация коррекционной работы
Организация коррекционной работы является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольных групп, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.
В течение учебного года специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог) реализуют цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с трудностями в развитии, исходя из реальных возможностей дошкольных групп и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными особенностями состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
В рамках реализации данной цели решаются следующие задачи:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в дошкольных группах возможностей;
- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
- при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации ПМПк - направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию г. Югорска.
Организация работы учителя-логопеда.
Содержание | Дата | Возраст | Контроль | |
1. | Обследование устной речи детей. Прием в логопункт | сентябрь | Старшая и подготовительная группы | Протоколы, речевые карты |
2. | Профилактические занятия | октябрь-апрель 1 раз в нед. | 2 младшие, средние группы | Перспективные планы |
3. | Коррекционно-развивающие занятия с детьми | октябрь-апрель | Старшая и подготовительная группы | Перспективные планы Календарные планы |
4. | Выпуск детей из логопункта | май | Старшая и подготовительная группы | Протоколы |
5. | Обследование устной речи детей 3-5 лет | май | 2 младшие, средние группы | Таблицы обследования состояния фонематических процессов у детей |
2. Направления коррекционной работы.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Косинова Е.М. Логопедические тесты.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей. Полученные данные заносятся в речевые карты детей.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 30 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 октября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 6-8 человек.
Продолжительность занятий с детьми: ФНР – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР (дизартрического генеза)– 1 год; ОНР и НВ ОНР – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
ФН –1 - 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНР, НВ ОНР – 2-3 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Приложение № 2 Расписание коррекционно-развивающих занятий с детьми 6-7 лет.
Тематические планы логопедических занятий:
- по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5-6 лет.
Планирование разделено на 3 периода обучения:
- октябрь – ноябрь (20 занятий)
- декабрь – февраль (24 занятия)
- март – апрель (14 занятий).
Всего в год – 58 часов. Из них:
- формирование лексико-грамматических категорий – 26 часов
- развитие фонетической стороны речи – 23 часа
- развитие связной речи – 9 часов.
- по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению грамоте, развитию связной речи с детьми 6-7 лет.
Планирование разделено на 2 периода обучения:
- октябрь – декабрь (38 занятий)
- январь – апрель (40 занятий)
Всего в год – 78 часов. Из них:
- совершенствование лексико-грамматических представлений – 37 часов
- совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте – 30 часов
- развитие связной речи – 11 часов
Форма организации занятий – групповая (по 5-6 детей). Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю по 25-30 минут.
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов:
- тема занятия
- задачи
- количество часов
- планируемый результат
- контроль
К тематическому плану разработаны и составлены календарные планы на каждую неделю учебного года (с октября по апрель включительно). Календарные планы также составлены в форме таблицы с выделением разделов:
- Неделя, месяц
- Тема
- Цели
- План занятия
- Оборудование
- Литература
Материал в каждом конспекте рассчитан на 2 – 3 подгрупповых занятия ( в старшей группе – 2, в подготовительной – 3). На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с индивидуальными возможностями детей, подобранных в одну подгруппу, с учетом их речевого дефекта.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики.
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
В работе с детьми используются технологии развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- поддержка у детей ощущения успешности.
Приложение № 3 Перспективно-тематический план логопедических занятий с детьми 6-7 лет по совершенствованию лексико- грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению грамоте, развитию связной речи.
3. Система взаимодействия с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими). После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
Приложение №4 Система взаимодействия с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими).
4. Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Основными принципами сотрудничества с социальными партнёрами являются:
- установление интересов каждого из партнеров;
- совместное формирование целей и задач деятельности;
- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
- значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Условиями эффективного взаимодействия с социальными партнерами выступают:
- открытость дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6»;
- установление доверительных и деловых контактов;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения.
Социальный партнёр | Характер содержания деятельности |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» | Преемственность в образовании и коррекционной деятельности. |
Центральная городская больница | Взаимодействие в коррекционной деятельности. |
III. Организационный раздел
1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметная среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.
Основными функциями предметной развивающей среды, являются:
-сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;
- гуманизация дошкольного образования;
-повышение эффективности и качества дошкольного образования;
- критериально-оценочная функция.
Принципы организации предметной развивающей среды:
- соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);
- вариативности (соответствие виду ДОО, региональному компоненту и культурным традициям);
- комплексирования, гибкого зонирования и мобильности развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);
- разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.
Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую деятельность детей.
- Для детей с ОНР необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
- В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зоне его ближайшего развития.
- Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).
1.1 Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы.
Для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности логопедический кабинет МБОУ «СОШ № 6» располагает современной информационной, учебной, методической и технической базой, достаточным количеством учебного оборудования, мебели, располагает доступом в Internet, используемым в работе учителя-логопеда.
Наименование | Количество |
Ноутбук | 1 |
Копировальный аппарат | 1 |
Магнитофон | 1 |
Принтер лазерный | 1 |
Телевизор | 1 |
Видеомагнитофон | 1 |
Учебно-методическая литература | 136 |
Методические пособия и худ. литература | 94 |
Учебные пособия | 35 |
Логопедическая парта | 8 |
1.2. Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.
Учебно-методическая оснащенность логопедического пункта позволяет проводить коррекционно-развивающую деятельность на высоком уровне. Учителя-логопеды располагают учебно-методической литературой и пособиями для реализации коррекционно-
логопедам развивающей программы.
- Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
- Т.А.Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. С-П. Изд.Акцидент. 1998.
- Т.А.Ткаченко. В первый класс – без дефектов речи. С-П. Изд «Детство-пресс».1999.
2.Режим дня
2.1 Режим дня 5-6 лет старшая группа (холодный период)
Режимные моменты | Время |
Прием на свежем воздухе | 7.00-7.50 |
Игры, подготовка к зарядке | 7.50-8.00 |
Утренняя зарядка | 8.00-8.08 |
Подготовка к завтраку, формирование культурно-гигиенических навыков | 8.08-8.15 |
Завтрак | 8.15-8.30 |
Учебно-игровая деятельность | 8.30-10.30 |
Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 | 8.45-9.10 9.25-950 10.05-10.30 |
Подготовка к прогулке / прогулка | 10.30-12.20 |
Возвращение с прогулки | 12.20-12.30 |
Подготовка к обеду, формирование культурно-гигиенических навыков | 12.30-12.40 |
Обед | 12.40-12.55 |
Подготовка ко сну | 12.55-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливание, водные процедуры | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.30 |
Учебно-игровая деятельность | 15.30-17.10 |
Подготовка к ужину, формирование культурно-гигиенических навыков | 17.10-17.20 |
Ужин | 17.20-17.30 |
Прогулка, игры, уход домой | 17.30-19.00 |
2.2 Режим дня 6-7 лет подготовительная к школе группа (холодный период)
Режимные моменты | Время |
Прием на свежем воздухе | 7.00-7.50 |
Игры, подготовка к зарядке | 7.50-8.00 |
Утренняя зарядка | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, формирование культурно-гигиенических навыков | 8.10-8.20 |
Завтрак | 8.20-8.35 |
Учебно-игровая деятельность | 8.35-10.35 |
Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 | 8.45-9.15 9.30-10.00 10.15-10.35 |
Подготовка к прогулке / прогулка | 10.35-12.25 |
Возвращение с прогулки | 12.25-12.30 |
Подготовка к обеду, формирование культурно-гигиенических навыков | 12.30- 12.40 |
Обед | 12.40- 12.55 |
Подготовка ко сну | 12.55- 13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливание, водные процедуры | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.30 |
Учебно-игровая деятельность | 15.30-17.15 |
Подготовка к ужину, формирование культурно-гигиенических навыков | 17.15- 17.25 |
Ужин | 17.25-17.35 |
Прогулка, игры, уход домой | 17.35-19.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...
Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»
Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...
Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО
Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...