Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете
«Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»
Воспитатель: Михалина Н.Е.
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.
Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.
Задачи художественно-эстетического развития
- Приобретение теоретических знаний:
- Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
- Развитие интереса к мировой художественной культуре.
- Формирование потребности в красоте.
- Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
- Формирование практических умений:
- Развитие творческих способностей.
- Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
- Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
- построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
- формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
- ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
- приобщение к работе родителей;
- посещение выставок, концертов, экспозиций;
- если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
- создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
- организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.
Приёмы и методы эстетического воспитания
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Младшие дошкольники активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.
Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания
Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:
- Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме.
Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.
Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"
В рамках решения годовой задачи в детском саду прошел педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"....
Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО...
Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Педагогический совет...
Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Педсовет на тему: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспи...
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»
Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключени...
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...