Исследовательский проект в средней группе "Тайны бумаги"
проект (средняя группа)

Актуальность проекта: 

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается.

Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги и журналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т. д. Развитие познавательной активности детей; В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового; Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей; Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_bumagi.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р.п. Выездное

Исследовательский проект

в средней группе № 2 «Радуга»

«Тайны бумаги»

        

Выполнила воспитатель:

Артамонова В.А.

р.п.Выездное

2023 г.

Автор: Артамонова Виктория Андреевна

Воспитатель МБДОУ детский сад №34 «Чиполлино» р.п.Выездное

Краткосрочный исследовательский проект «Тайны бумаги»

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,     дай попробовать – и я пойму».

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.

К. А. Тимирязев

Вид проекта:

По количеству участников: групповой;

По приоритету метода: творческо-информационный. 

Возраст участников: 4-5 лет.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели: с 16.01.2023-27.01.2023)

Участники реализации проекта:

Дети средней группы;

Воспитатель (руководитель проекта).

Проблема:

неэкономное использование детьми бумаги.

Обоснование проблемы:

при проведении игры «Что из чего сделано» с детьми встал вопрос, а из его же сделана бумага? С этого вопроса и начался наш проект.

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Актуальность проекта: 

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается.

Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги и журналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т. д. Развитие познавательной активности детей; В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового; Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей; Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Проблема: Федеральный государственный стандарт (далее ФГОС) предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения бумаги и ее применение стала актуальной.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Цель проекта: 

-Дать ребёнку возможность, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, палитру цветовых гамм, сочетаний комбинаций различных форм, величин.

-Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их исследования и использования.

Задачи: Образовательная область «Познание»:  

- Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии, и свойствах.

- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;

- Развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность;

- Активизировать личностную позицию ребенка

Образовательная область «Социализация»: - Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.

- Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.

- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

- Формировать чувство уважения к истории и труду людей в освоении предметов окружения.

Образовательная область «Коммуникация»:

- Расширять словарный запас детей (слова «древесина», «целлюлоза», «глянцевая бумага» и др.)

- Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.

Образовательная область «Безопасность»:

- Развивать у детей наблюдательность и внимание к «опасным» свойствам бумаги.

Объект: Бумага и представление, что умеет бумага.

Предмет: Создание психолого–педагогических условий для развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Если мы создадим психолого–педагогические условия для изучения истории возникновения бумаги, свойств, видов и использования бумаги, то у детей: 

- Возникнет устойчивый интерес к изучению данной темы в различных видах деятельности:

- Сформируются навыки исследовательской деятельности:

- Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности.

Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.

Этапы проведения проекта:

1. Организационная работа:

1. Дополнение уголка экспериментирования стендом «Разная бумага» (фольга, калька, гофрированная бумага, бархатная бумага, салфеточная бумага, туалетная бумага, копировальная бумага, оберточная бумага).

2. Подбор материалов по теме.

3. Изготовление с детьми поделки из бумаги.

4. Проблема: какими свойствами обладает бумага? Для чего она нужна?

5. Знакомство с историей создания бумаги, для чего нужна бумага, а так же зачем ее беречь.

Знакомство с разными видами бумаги, а также с их свойствами:

• Мнется

• Рвется

• Гладкая/шероховатая

• Толстая/тонкая

• Тонет

6.Эксперименты: какое бумажное полотенце быстрее высохнет на солнце

Какой лист бумаги выдержит больший вес.

На какой бумаге лучше рисовать карандашами и ручкой.

7.Отгадывание загадок про бумагу, обсуждение пословиц, связанных с бумагой, познакомились с произведением С Михалкова «Лист бумаги»

8.Знакомство с искусством оригами через бумажную сказку «Жил-был царь»

9.Знакомство с созданием мультипликационного фильма «Бумажная сказка» с помощью детских рисунков.

10.Словесные игры «Бывает - не бывает», «Мой,моя,моё…», «Бумажное – небумажное», «Самолеты».

11.Изготовление бумажных вееров, разноцветных самолетиков, животных.

12. Создание портрета бумаги:

Альбомная, картон, бархатная, салфеточная, мелованая тестируется и результат заносится в таблицу. Бумага проверяется на гладкость, плотность, как впитывает воду, мнется, рвется -режется. 

13.Итоги реализации проекта.

Деятельность

- проведение опытов с бумагой

- исследование видов бумаги

- исследование свойств бумаги

- сравнение свойств бумаги разных видов

Продукт:

- презентация «Удивительный мир бумаги»

- альбом «Виды бумаги»

Вывод: Гипотеза проекта подтвердилась.

Вывод с детьми сделали такой: бумага обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек её широко использует.

Свойства и качество бумаги

Название бумаги

Гладкость

Плотность

Впитывает воду

Мнется

Рвется

Режется

1

Альбомная

+

+

+

+

+

+

2

Картон

-

+

+

+

+

+

3

Бархатная

-

+

-

+

-

+

4

Салфеточная

-

-

+

+

+

+

5

Мелованная

+

+

-

+

+

+

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский проект "Свойства и качества бумаги" Вторая младшая группа

—Исследовательский проект «Свойства и качества бумаги».Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги—Исследовательский проект«Свойства и качества бумаги»...

исследовательский проект в средней группе "Мы и Олимпийские игры"

представлен план проектной деятельности в средней группе "Мы и Олимпийские игры"...

Исследовательский проект в средней группе «Волшебные свойства магнита»

ДАННЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.В ЕГО РАМКАХ БЫЛ ПРОВЕДЕН ЦИКЛ ОЫТОВ, ИГР И ЗАНЯТИЙ.ДЕТИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА, С ИХ ВИДАМИ, А ТАК ЖЕ ИЗГОТОВЛИЛИ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ МАГН...

Творческо-исследовательский проект в средней группе «Что растёт в огороде?»

Творческо-исследовательский проект в средней группе «Что растет в огороде?»Цель:  Познакомить и обобщить знания детей о народных традициях, расширить  и обобщить знания  детей об овощах...

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Бумага. Какая она?»

Современные дети быстро адаптируется в окружающей их действительности, предстающей в своем удивительном многообразии: природа, человек, техника и т. д. Но без контроля взрослого человека...