Исследовательский проект в средней группе "Тайны бумаги"
проект (средняя группа)
Актуальность проекта:
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается.
Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги и журналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т. д. Развитие познавательной активности детей; В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового; Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей; Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_bumagi.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р.п. Выездное
Исследовательский проект
в средней группе № 2 «Радуга»
«Тайны бумаги»
Выполнила воспитатель:
Артамонова В.А.
р.п.Выездное
2023 г.
Автор: Артамонова Виктория Андреевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №34 «Чиполлино» р.п.Выездное
Краткосрочный исследовательский проект «Тайны бумаги»
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.
К. А. Тимирязев
Вид проекта:
По количеству участников: групповой;
По приоритету метода: творческо-информационный.
Возраст участников: 4-5 лет.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели: с 16.01.2023-27.01.2023)
Участники реализации проекта:
Дети средней группы;
Воспитатель (руководитель проекта).
Проблема:
неэкономное использование детьми бумаги.
Обоснование проблемы:
при проведении игры «Что из чего сделано» с детьми встал вопрос, а из его же сделана бумага? С этого вопроса и начался наш проект.
Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.
Актуальность проекта:
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается.
Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги и журналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т. д. Развитие познавательной активности детей; В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового; Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей; Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Проблема: Федеральный государственный стандарт (далее ФГОС) предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения бумаги и ее применение стала актуальной.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Цель проекта:
-Дать ребёнку возможность, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, палитру цветовых гамм, сочетаний комбинаций различных форм, величин.
-Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их исследования и использования.
Задачи: Образовательная область «Познание»:
- Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии, и свойствах.
- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
- Развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность;
- Активизировать личностную позицию ребенка
Образовательная область «Социализация»: - Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
- Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
- Формировать чувство уважения к истории и труду людей в освоении предметов окружения.
Образовательная область «Коммуникация»:
- Расширять словарный запас детей (слова «древесина», «целлюлоза», «глянцевая бумага» и др.)
- Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
Образовательная область «Безопасность»:
- Развивать у детей наблюдательность и внимание к «опасным» свойствам бумаги.
Объект: Бумага и представление, что умеет бумага.
Предмет: Создание психолого–педагогических условий для развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Если мы создадим психолого–педагогические условия для изучения истории возникновения бумаги, свойств, видов и использования бумаги, то у детей:
- Возникнет устойчивый интерес к изучению данной темы в различных видах деятельности:
- Сформируются навыки исследовательской деятельности:
- Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности.
Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.
Этапы проведения проекта:
1. Организационная работа:
1. Дополнение уголка экспериментирования стендом «Разная бумага» (фольга, калька, гофрированная бумага, бархатная бумага, салфеточная бумага, туалетная бумага, копировальная бумага, оберточная бумага).
2. Подбор материалов по теме.
3. Изготовление с детьми поделки из бумаги.
4. Проблема: какими свойствами обладает бумага? Для чего она нужна?
5. Знакомство с историей создания бумаги, для чего нужна бумага, а так же зачем ее беречь.
Знакомство с разными видами бумаги, а также с их свойствами:
• Мнется
• Рвется
• Гладкая/шероховатая
• Толстая/тонкая
• Тонет
6.Эксперименты: какое бумажное полотенце быстрее высохнет на солнце
Какой лист бумаги выдержит больший вес.
На какой бумаге лучше рисовать карандашами и ручкой.
7.Отгадывание загадок про бумагу, обсуждение пословиц, связанных с бумагой, познакомились с произведением С Михалкова «Лист бумаги»
8.Знакомство с искусством оригами через бумажную сказку «Жил-был царь»
9.Знакомство с созданием мультипликационного фильма «Бумажная сказка» с помощью детских рисунков.
10.Словесные игры «Бывает - не бывает», «Мой,моя,моё…», «Бумажное – небумажное», «Самолеты».
11.Изготовление бумажных вееров, разноцветных самолетиков, животных.
12. Создание портрета бумаги:
Альбомная, картон, бархатная, салфеточная, мелованая тестируется и результат заносится в таблицу. Бумага проверяется на гладкость, плотность, как впитывает воду, мнется, рвется -режется.
13.Итоги реализации проекта.
Деятельность
- проведение опытов с бумагой
- исследование видов бумаги
- исследование свойств бумаги
- сравнение свойств бумаги разных видов
Продукт:
- презентация «Удивительный мир бумаги»
- альбом «Виды бумаги»
Вывод: Гипотеза проекта подтвердилась.
Вывод с детьми сделали такой: бумага обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек её широко использует.
Свойства и качество бумаги | |||||||
№ | Название бумаги | Гладкость | Плотность | Впитывает воду | Мнется | Рвется | Режется |
1 | Альбомная | + | + | + | + | + | + |
2 | Картон | - | + | + | + | + | + |
3 | Бархатная | - | + | - | + | - | + |
4 | Салфеточная | - | - | + | + | + | + |
5 | Мелованная | + | + | - | + | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект "Свойства и качества бумаги" Вторая младшая группа
Исследовательский проект «Свойства и качества бумаги».Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумагиИсследовательский проект«Свойства и качества бумаги»...
исследовательский проект в средней группе "Мы и Олимпийские игры"
представлен план проектной деятельности в средней группе "Мы и Олимпийские игры"...
Исследовательский проект в средней группе «Волшебные свойства магнита»
ДАННЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.В ЕГО РАМКАХ БЫЛ ПРОВЕДЕН ЦИКЛ ОЫТОВ, ИГР И ЗАНЯТИЙ.ДЕТИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА, С ИХ ВИДАМИ, А ТАК ЖЕ ИЗГОТОВЛИЛИ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ МАГН...
Творческо-исследовательский проект в средней группе «Что растёт в огороде?»
Творческо-исследовательский проект в средней группе «Что растет в огороде?»Цель: Познакомить и обобщить знания детей о народных традициях, расширить и обобщить знания детей об овощах...
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Бумага. Какая она?»
Современные дети быстро адаптируется в окружающей их действительности, предстающей в своем удивительном многообразии: природа, человек, техника и т. д. Но без контроля взрослого человека...
Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...