Детский проект "Масленица"
проект (старшая группа)

Панкрашкина Ирина Олеговна

Формировать представление о народных традициях у детей  старшего дошкольного возраста путём погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa_proekt.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

– детский сад № 2 «Золотая рыбка»

г.Краснокаменск, Забайкальский край

Проект «Масленица»

В рамках XII муниципального конкурса детских проектных работ «Мой проект» в 2022 учебном году

Направление: художественное

Вид: короткосрочный (1 неделя: 28 февраля – 4 марта)

Участник (-и): Рогожина Инесса 6 лет, Фёдорова Настя 7 лет, Вторушин Артём 7 лет подготовительная к школе группа № 11

Руководитель: музыкальные руководители Панкрашкина И.О., Сафроновская  Е.А., воспитатель-хореограф Леонтьева К.А.

                                        

г. Краснокаменск, 2022 г.

I этап – Постановка проблемы

Педагогическая  проблема

Отнесение большинства народных праздников к разряду вредных суеверий в России в ХХ в. разрушало преемственность поколений - важный элемент причастности к своему народу. Обеднение, угасание праздника, его культуры свидетельствует о периодах жизни общества, связанных с отходом от традиционных ценностей. Признавая прямую связь праздника с ценностями групп людей или всего общества, мы должны признать его роль в сохранении и распространении этих ценностей. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. В празднике проявляется историческая память, связь современного человека с глубокими корнями общества. Никакое «упражнение» в организации и совершенствовании общественно-трудового процесса, никакая «игра в труд» сами по себе никогда не могут стать праздничными. Чтобы они стали праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия, из сферы духовно-идеологической. Сейчас в память людей постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, т.к. дошкольное детство – время, когда в ребёнке закладываются базовые основы и способности познания, общения и деятельности. Необходимо пробудить в ребёнке чувство любви к Родине, помочь ощутить духовную жизнь своего народа.

Детская проблема:

Однажды, мы с мамой и папой поехали в магазин. Проезжая мимо дворца культуры «Даурия», я увидела множество людей, которые стояли и смотрели, как горит огромная соломенная кукла. Я подумала, что это за чучело, почему оно горит в самом центре города и почему все люди смотрят и никто не вызовет пожарных, ведь огонь – очень опасный. Мама мне объяснила, что это древний праздник, который называется «Масленица», и у него есть свои традиционные атрибуты – чучело, блины и гуляния. На следующий день я пришла в детский сад и рассказала об этом своим подружкам. И тогда у нас возникла идея узнать подробнее о празднике «Масленица» и организовать на эту тему проект. Так как праздники в нашем детском саду проводят музыкальные руководители, мы обратились к ним за помощью, и вместе заглянули в интернет, и вот что мы узнали.
Цель взрослая: Формировать представление о народных традициях у детей  старшего дошкольного возраста путём погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Детская цель: Узнать всё о празднике Масленица.

Задачи:

  1. Развивать интерес к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии через разнообразные формы музыкальной деятельности;
  2. Способствовать общему развитию музыкальности, вкуса и отношению к изучаемому материалу;
  3. Уточнить и расширить знания и представления детей о русском народных празднике «Масленица»;
  4. Сформировать у детей первичные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами;
  5. Закрепить полученные знания с помощью исследовательской деятельности, приёма ТРИЗ – технологии: морфологической таблицы;
  6. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведении совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно воспитательное пространство детского сада;
  7. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.

Гипотеза:

В результате изучения материала установится тесная связь поколений.

Методы исследования:

•        подумать самостоятельно;

•        спросить родителей, музыкального руководителя, хореографа,  воспитателя;

•        понаблюдать за  праздником;

•        провести вечер на кухне с мамой, постряпать блины, смастерить домашнюю Масленицу, изготовить книгу семейных рецептов блинов;

•        посмотреть  познавательную литературу;

•        посмотреть картинки, фото, статьи в сети Интернет.

Условия применения

Подготовительная к школе группа

Новизна проекта: в создании модели обобщающих знаний в рамках темы, умение самостоятельно применять данную модель на практике.

Результативность проекта: создание положительного микроклимата в группе, позитивного настроя.

Работа может быть интересна не только педагогам, она, несомненно, привлечет пристальное внимание детей и их родителей. Тема может быть использована для решения задач социально – нравственного воспитания дошкольников, художественно-эстетического воспитания.

Средства

Метод проекта – представляет способ достижения дидактической цели через

детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом.

Морфологический анализ.

Решение проблемных ситуаций.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций.

Наглядные пособия

Модель трёх вопросов

Элементы убранства русской избы

Иллюстрации русских художников

Костюмерная

Фотоматериалы и видеозаписи

 Описание методики

Организация проектной деятельности опирается на модель.

Модель проектной деятельности:

• Копилка

• Картотека

• Модель

• Решение творческих задач

• Презентация

• Выход на новый проект

II этап – создание копилки

  1. Сбор информации о культуре праздника Масленицы.
  2. Были подобраны  русские народные сказки, игры, пляски, танцы, потешки, песенки, пословицы, поговорки, беседы по картинам, репродукции, иллюстрации, мультфильмы.
  3. Был собран занимательный материал (рецепты блинов, способы создания домашней куклы Масленицы).
  4. Были подобраны русские народные костюмы
  5. Приготовлено  убранство русской избы
  6. Привлечение родителей к участию в проекте: родители испекли блины, создали книжку «Семейные рецепты блинов», смастерили Масленицу.

III этап

На этом этапе проводились: 

- Чтение познавательной и художественной литературы: сказка «Снегурочка», потешки,  пословицы, поговорки, загадки, закличек.

- Исполнение песни «Ой, блины»,   танца «Весну звали»,

- Рассматривание иллюстраций по теме Масленица художников- иллюстраторов Борис Кустодиев, П. Н. Грузинский, А.Черкашина, Н. Фетисов Широкая Масленица", В.И Суриков "Взятие снежного города", Игорь Шаймарданов, из цикла "Псковская Масленица"

- Просмотр мультфильма  «Масленица»

- Изготовление куклы Масленица

- Приготовление блинов

- Примерка русских народных костюмов

- Проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Чаепитие», «Посиделки» в русской избе

- Участвовали в русских народных игрищах и потехах «Перетягивание каната», «Катание на лошадке», «Катание с гор на санях», лепили Снежную бабу

IV этап - Проведение праздника Масленица  

Как положено на празднике, дети от души веселились, играли с Бабой и Дедом, встретились с Бабай Ягой и красавицей Весной, потешались со Скоморохом и прощались с Масленицей, угощались вкусными блинами.

V этап – Презентация проекта (Видеозапись)

В результате проектной деятельности дети научились самостоятельно получать информацию из разных источников, и успешно её применять в жизни - организовывать русские народные игры в своём дворе, в детском саду - в самостоятельной деятельности.

Ход презентации:

1 реб:  Рогожина Инесса

2 реб: Фёдорова Настя

3 реб:Вторушин Артём

1 реб: Добрый день! Вас приветствуют воспитанники подготовительной группы №11 «Пчёлки», детского сада №2 «Золотая рыбка», Рогожина Инесса

2 реб: Фёдорова Настя

3 реб: Вторушин Артём

2 реб: Мы предлагаем вам отгадать загадку:

Зиму с ней мы провожаем

И весну - красну встречаем,

 Ей блины вкусны пекут,

Даму эту как зовут?

Правильно «Масленица»!

3 реб: Сегодня мы представляем вам проект «Масленица».

1 реб: Однажды, мы с мамой и папой на машине поехали в магазин. Проезжая мимо дворца культуры «Даурия», я увидела множество людей, которые стояли и смотрели, как горит огромная соломенная кукла. Я спросила, что это за чучело, почему оно горит в самом центре города и почему все люди смотрят и никто не вызовет пожарных, ведь огонь – очень опасен. Мама мне объяснила, что это древний праздник, который называется «Масленица», и у него есть свои традиционные атрибуты – чучело, блины и гуляния. На следующий день я пришла в детский сад и рассказала об этом своим подружкам. И тогда у нас возникла идея узнать подробнее о празднике «Масленица» и организовать на эту тему проект. Так как праздники в нашем детском саду проводят музыкальные руководители Елена Анатольевна, Ирина Олеговна и хореограф Ксения Андреевна, мы обратились к ним за помощью, и вместе заглянули в интернет, и вот что мы узнали.
2 реб: С давних времён Масленица - самый весёлый праздник. Отмечали его в конце зимы,  и праздновали целую неделю. Празднование совершалось по строго расписанному порядку. Начиналась Масленица в понедельник. Сначала делали большую соломенную куклу, ярко её одевали и ставили на высокое и широкое место, чтобы можно было вокруг неё веселиться. Хозяйки пекли блины каждый день. В первый день – блинища, во второй –блины, в третий – блинцы, в четвёртый – блинчики, в пятый – блинки, в шестой блиночки. В седьмой – царские блины.

3 реб: Второй день – вторник – звался «заигрыш». В этот день начинали собираться игрища и потехи: катание с гор на санках, поездки на лошадях, кулачные бои. Дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей. Сажали её на санки и скатывали с горы со словами «Прощай, Масленица!».

1 реб: Третий день – среда – «Лакомка».В этот день лакомились блинами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом богатства, поэтому ели сытно и жирно.

Все вместе: Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

                      На горах катаемся, блинами объедаемся!

Песня «Ой, блины»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. 2 р.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

2 реб: Четверг – широкий разгуляй. В этот день было больше всего развлечений. Строили снежный городок и брали его штурмом, съезжали с гор на санях и лыжах, ряженые веселили народ. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки и обязательно угощались блинами.

Танец «Весну звали»

3 реб: Пятница – тёщины вечерки. В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать, добрая ли хозяйка из неё выйдет.

1 реб: Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали в гости родных и потчевали их угощением, и обязательно блинами.

2 реб: Воскресенье – прощёный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В этот день ходили друг к другу мириться и просили прощения.

3 ребёнок первому: «Прости меня, пожалуйста»

1 реб: «Бог простит» (Три раза целуются)

2 реб: Масленица, прощай! А на тот год приезжай!

3 реб: Масленица, воротись! В новый год покажись!

Все вместе: Прощай, Масленица! Прощай, красная!

1 реб: Так заканчивалась Масленица.

3 реб: Знаете, ребята, а я вчера со своей мамой изготовил Масленицу (показывает) Она сделана из… (перечисляет из чего)

2 реб:  А мы вместе с мамой пекли блины, вот, посмотрите (видео)

1 реб: Мы вместе с мамой и папой изготовили книжку-малышку, называется она «Рецепты блинов семьи Рогожиных».  

2 реб: Какой весёлый и озорной праздник Масленица. Сколько много нового мы узнали о нём и получили ответы на все свои вопросы.

3 реб: Все мы Масленицу любим,
           С ней весна приходит к нам.
           Пусть удача с вами будет,
           Счастья, радости всем вам!
1 реб: Спасибо за внимание!

VI этап – постановка новой проблемы

Проект вызвал большой интерес детей к данной теме. Теперь они хотят узнать о происхождении праздника «Рождество».Это будет новая тема для будущего проекта. Дальнейшая работа будет заключаться в продолжении проекта,  создания положительного микроклимата в группе, позитивного настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...