Познавательно-исследовательский проект"Песочная фантазия"
проект
Дети не любят игрушек неподвижных, которых они не могут изменить по своему желанию, лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться, для детей лучшая игрушка – куча песка».
(К.Д. Ушинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poekt.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
«Песочная Фантазия»
Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию, лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться, для детей лучшая игрушка – куча песка».
(К.Д. Ушинский)
Паспорт проекта
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Б. Заходер
Тема проекта: «Песочная фантазия»
Тип проекта: Познавательно - исследовательский. Игровой.
Участники проекта: дети второй младшей группы «Ромашка» (3-4 года), воспитатели, родители.
Сроки реализации: Краткосрочный. 3 недели
Автор проекта: Касенова Елена Юрьевна
Актуальность
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Игры с песком позволят сделать процесс воспитания и обучения детей естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, и для того, чтобы дети могли заниматься играми с песком независимо от времени года, взрослые должны создать все условия в помещении.
ФГОС дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
В проекте содержание и организация игр с песком построены с учётом единства воспитательных, развивающих и обучающих задач в соответствии с возрастными особенностями воспитанников
Проблема:
Особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке: «Что такое песок?», «Откуда берется песок?", "Зачем нужен песок?».
На основании возникшей проблемной ситуации был разработан и реализован данный проект.
Краткая аннотация содержания проекта
В проекте дети в увлекательной форме, приобретают знания о свойствах песка. Дети сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно участвую в различных экспериментах и простейших опытах. Педагог помогает детям обобщить представления о свойствах песка в игровой форме.
Цель: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.
Задачи:
Образовательные
- Формировать представления у детей о песке, его видах;
- Знакомить детей со свойствами песка (сухой- мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить);
- Познакомить с возможностями использования песка в жизни человека;
- Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка.
Развивающие
- Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение) детей в процессе экспериментирования с песком,
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию;
- Развивать у детей творческие способности, фантазию, любознательность, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
- Развивать речь ребенка;
- Развивать коммуникативные навыки, умения работать в малых группах;
Воспитательные
- Закреплять правила безопасности во время игры с песком, а также во время проведения экспериментов.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать умение играть со сверстниками рядом
Формы и методы работы по проекту с детьми:
- групповая, индивидуальная:
- Организация игр с песком, водой.
- Организация опытно – экспериментальной деятельности.
- Организация изобразительной деятельности: рисование песком.
- Организация деятельности ознакомления с миром природы.
- Чтение художественной литературы (потешки).
- Рассматривание иллюстраций.
- Организация пальчиковой гимнастики.
- Слушание музыкальных произведений.
- Беседы;
- Наблюдения;
- Опыты;
- Продуктивная деятельность
Принципы реализации проекта
- Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его
ближайшего развития;
- Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
- Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
- Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание
благоприятных условий для её развития.
- Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
- Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной
направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Материально-техническая база
- -центр воды и песка
- - пособия для опытов и экспериментирования
- - методическая и художественная литература;
- - наглядный материал;
- - ИКТ (музыкальный центр).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
−проявлять любознательность, наблюдательность, познавательный
интерес к природному и социальному миру, выражая в продукте
деятельности свои мысли и чувства;
−проявлять способность к исследовательской деятельности при
экспериментировании;
- сформированы умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком.
При необходимости добавлять воду в сухой песок.
-проявлять элементарный контроль за способом действия.
-сформирован интерес к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
−овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
−устойчивый интерес к нетрадиционному рисованию;
−повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов
успешной реализации замысла;
−желание участвовать в коллективных работах, выставках и т.д.;
−окрепшая моторика рук.
- способы засыпания поверхности стола:
-сформированы практические умения использования техники рисования песком
(основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев
Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание деятельности |
Iэтап Организационный | -подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта. -подбор материала, игрушек, дидактических игр познавательной деятельности; -разработка конспектов игр с песком, картотеки «Опыты с песком» - наглядной информации для родителей. |
II этап Практический | Познавательное развитие Беседы Повторение правил безопасного поведения детей во время игр с песком». -рассматривание иллюстрации «Игра в песочнице» Беседа: «Для чего нам нужен песок» Исследовательская деятельность Опыты с песком «Откуда берётся песок» «Из чего состоит песок» «Теплый — холодный» «Сухой песок сыпучий» «Какой бывает песок?» «Что легче: камень или песок?» «Куда исчезла вода» «Как движется песок» «Как отделить песок?» «Как рисовать песком?» «Почему раздувается песок?» Игры с песком Сухой – закапывание предметов в песок Строительство пирамидок Рисуем на песке Пересыпание песка из ладошки в ладошку Испечем пирожки Домик для собачки Строительство дорожки, горки Оставь свой след на песке Игры с кинетическим песком Речевое развитие Художественная литература чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». И. Финк «Песочница, песочница!», С. Кашлев «Мы в песочнице», «Строители» Б. Заходер, А. Полетаевой: «Нам привезли песок на сад», чтение сказки «Колобок» Пальчиковые игры «Колобок», Пирожок», «Я пеку, пеку, пеку… ». Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница» Художественно-эстетическое развитие: Изобразительная деятельность: Рисование на песке «Следы», «Рисуем палочкой на песке» Рисование песком «Замок из песка» Социально-коммуникативное развитие Игровые ситуации Угощение для куклы, Мы встречаем гостей, Угостим мишку пирожками, Колобки для бабушки и дедушки. Дидактические игры «Отпечатки на песке», «Движение песка», «Необычные следы», «Что я закапала в песке?» «Чувствительные ладошки», «Здравствуй песок», «Песочный дождик» Физическое развитие Подвижные игры Мы песчинки Взаимодействие с родителями Консультации «Волшебный песок» «Экспериментирование в раннем возрасте», «Игры с песком или песочная терапия» |
III этап. Заключительный |
|
Заключение и выводы
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующий вывод: в игровой форме ребёнок делает первые шаги по освоению экспериментального метода, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для малышей игры с песком позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста, игры вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Таким образом, благодаря этому проекту мы выявили, что дети проявляют интерес к экспериментированию, познавательный интерес выражен достаточно в соответствии с возрастом. Дети много знают о свойствах и качествах песка, проявился ярко выраженный интерес к экспериментированию. Ребята стали бережно относиться к игрушкам, стремиться к правильному поведению по отношению друг к другу, стали постепенно овладевать навыками безопасного поведения в песочнице.
Используемая литература:
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / от рождения до школы. Под ред.. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
- Паршукова Т.А. Маленькие исследователи: виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 1.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песочные фантазии"
Мастер - класс для педагогов ДОУ...
песочная фантазия
Краткие сведения о песочной терапии .Основные рекомендации по работе с песком....
Отчет "Неделя песочных фантазий"
Прошла неделя песочных фантазий и мы подготовили отчет, получился очень интересный материал...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....