Познавательно-исследовательский проект"Песочная фантазия"
проект

Касенова Елена Юрьевна

Дети не любят игрушек неподвижных,  которых они не могут изменить по своему желанию, лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться, для детей лучшая игрушка – куча песка».

(К.Д. Ушинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poekt.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

«Песочная Фантазия»

Дети не любят игрушек неподвижных, законченных,  которых они не могут изменить по своему желанию, лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться, для детей лучшая игрушка – куча песка».

(К.Д. Ушинский)

Паспорт проекта

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Б. Заходер

Тема проекта: «Песочная фантазия»

Тип проекта: Познавательно - исследовательский. Игровой.

Участники проекта: дети второй младшей группы «Ромашка» (3-4 года), воспитатели, родители.

Сроки реализации: Краткосрочный. 3 недели

Автор проекта: Касенова Елена Юрьевна

Актуальность

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Игры с песком позволят сделать процесс воспитания и обучения детей естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, и для того, чтобы дети могли заниматься играми с песком независимо от времени года, взрослые должны создать все условия в помещении.

ФГОС дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

В проекте содержание и организация игр с песком построены с учётом единства воспитательных, развивающих и обучающих задач в соответствии с возрастными особенностями воспитанников

Проблема:

Особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке: «Что такое песок?», «Откуда берется песок?", "Зачем нужен песок?».

На основании возникшей проблемной ситуации был разработан и реализован данный проект.

Краткая аннотация содержания проекта        

В проекте дети в увлекательной форме, приобретают знания о свойствах песка. Дети сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно участвую в различных экспериментах и простейших опытах. Педагог помогает детям обобщить представления о свойствах песка в игровой форме.

Цель: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.

Задачи:

Образовательные

  • Формировать представления у детей о песке, его  видах;
  • Знакомить детей со свойствами песка (сухой- мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить);
  • Познакомить с возможностями использования песка в жизни человека;
  • Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);
  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка.

Развивающие

  • Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение) детей в процессе экспериментирования с песком,
  • Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию;
  • Развивать у детей творческие способности, фантазию, любознательность, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
  • Развивать речь ребенка;
  • Развивать коммуникативные навыки, умения работать в малых группах;

Воспитательные

  • Закреплять правила безопасности во время игры с песком, а также во время проведения экспериментов.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Воспитывать умение играть со сверстниками рядом

Формы и методы работы по проекту с детьми:

- групповая, индивидуальная:

  • Организация игр с песком, водой.
  • Организация опытно – экспериментальной деятельности.
  • Организация изобразительной деятельности: рисование  песком.
  • Организация деятельности ознакомления с миром природы.
  • Чтение художественной литературы (потешки).
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Организация пальчиковой гимнастики.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Опыты;
  • Продуктивная деятельность

Принципы реализации проекта

  • Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его

ближайшего развития;

  • Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
  • Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
  • Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание

благоприятных условий для её развития.

  • Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
  • Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной

направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Материально-техническая база

  • -центр воды и песка
  • - пособия для опытов и экспериментирования
  • - методическая  и художественная  литература;
  • - наглядный материал;
  • - ИКТ (музыкальный центр).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

−проявлять любознательность, наблюдательность, познавательный

интерес к природному и социальному миру, выражая в продукте

деятельности свои мысли и чувства;

−проявлять способность к исследовательской деятельности при

экспериментировании;

- сформированы умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком.

При необходимости добавлять воду в сухой песок.

-проявлять элементарный контроль за способом действия.

-сформирован интерес к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

−овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

сверстниками;

−устойчивый интерес к нетрадиционному рисованию;

−повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов

успешной реализации замысла;

−желание участвовать в коллективных работах, выставках и т.д.;

−окрепшая моторика рук.

- способы засыпания поверхности стола:

-сформированы практические умения использования техники рисования песком

(основные приёмы):

Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев

Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней

Этапы реализации проекта.

Этапы

Содержание деятельности

Iэтап

Организационный

-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта.

-подбор материала, игрушек, дидактических игр познавательной деятельности;

-разработка конспектов игр с песком, картотеки «Опыты с песком»

- наглядной информации  для родителей.

II этап

Практический

Познавательное развитие

Беседы

Повторение правил безопасного поведения детей во время игр с песком».

-рассматривание иллюстрации «Игра в песочнице»

Беседа: «Для чего нам нужен песок»

Исследовательская деятельность

Опыты с песком

«Откуда берётся песок»

«Из чего состоит песок»

«Теплый — холодный»

«Сухой песок сыпучий»

«Какой бывает песок?»

«Что легче: камень или песок?»

«Куда исчезла вода»

«Как движется песок»

«Как отделить песок?»

«Как рисовать песком?»

«Почему раздувается песок?»

Игры с песком

Сухой – закапывание предметов в песок

Строительство пирамидок

Рисуем  на песке

Пересыпание песка из ладошки в ладошку

Испечем пирожки

Домик для собачки

Строительство дорожки, горки

Оставь свой след на песке

Игры с кинетическим песком

Речевое развитие

Художественная литература

чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». И. Финк «Песочница, песочница!», С. Кашлев «Мы в песочнице», «Строители» Б. Заходер, А. Полетаевой: «Нам привезли песок на сад»,  чтение сказки «Колобок»

Пальчиковые игры

«Колобок», Пирожок», «Я пеку, пеку, пеку… ».

Дыхательная гимнастика

«Ветряная мельница»

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

Рисование  на песке «Следы», «Рисуем палочкой на песке»

Рисование песком «Замок из песка»

Социально-коммуникативное развитие

Игровые ситуации

Угощение для куклы, Мы встречаем гостей, Угостим мишку пирожками, Колобки для бабушки и дедушки.

Дидактические игры

«Отпечатки на песке», «Движение песка», «Необычные следы», «Что я закапала в песке?» «Чувствительные ладошки», «Здравствуй песок», «Песочный дождик»

Физическое развитие

Подвижные игры

Мы песчинки

Взаимодействие с родителями

Консультации

«Волшебный песок»

«Экспериментирование в раннем возрасте»,

«Игры с песком или песочная терапия»

III этап.

Заключительный

  1. Создание картотеки «Опыты с песком»
  2. Подготовлены консультации «Волшебный песок»«Игры с песком или песочная терапия», «Игры с песком в домашних условиях»

Заключение и выводы

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующий вывод: в игровой форме ребёнок делает первые шаги по освоению экспериментального метода, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для малышей игры с песком позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста, игры вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

Таким образом, благодаря этому проекту мы выявили, что дети проявляют интерес к экспериментированию, познавательный интерес выражен достаточно в соответствии с возрастом. Дети много знают о свойствах и качествах песка, проявился ярко выраженный интерес к экспериментированию. Ребята стали бережно относиться к игрушкам, стремиться к правильному поведению по отношению друг к другу, стали постепенно овладевать навыками безопасного поведения в песочнице.

Используемая литература:

  1. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / от рождения до школы. Под ред.. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с
  3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
  6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
  8. Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Паршукова Т.А. Маленькие исследователи: виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 1.
  10. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочные фантазии"

Мастер - класс для педагогов ДОУ...

песочная фантазия

Краткие сведения о песочной терапии .Основные рекомендации по работе с песком....

Отчет "Неделя песочных фантазий"

Прошла неделя   песочных фантазий и мы подготовили отчет, получился очень интересный материал...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....